Скачать 49.87 Kb.
|
Урок развития речи в 10 классе по теме: «Эпистолярный жанр. Письмо на тему: «Хочу рассказать тебе о моем родном крае». Цель: Подготовить учащихся к написанию сочинения в форме письма; вспомнить композиционные и художественные особенности эпистолярного жанра литературы; воспитывать у учеников чувство языка, развивать культуру речи; воспитывать любовь к «малой» родине. Оборудование: 1. Раздаточный материал с позитивными и негативными текстами; 2. Памятка «Публицистический стиль». Ход урока: Эпиграф: Письмо не товарищ, а правду сказывает. (Русская народная пословица). Велика наша Родина, и сколько по ней ни броди , всё будешь находить что-нибудь новое, интересное. (В.Астафьев)
Попробуйте определить : произведение какого жанра звучит. «Многоуважаемый, Николай Яковлевич! Что за реки, что за город, что за леса!...Настоящее Щелыково настолько лучше воображаемого, насколько природа лучше мечты… У нас все реки текут в оврагах, - так высоко это место. Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он бы давно превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии и Италии»… - Верно, это письмо. Жанр, относится к Эпистолярной литературе. Запись в тетрадь: Эпистоле (греч. – письмо) – литературное произведение в жанре письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета. Сегодня мы вспомним этот незаслуженно забытый жанр, его композиционные и художественные особенности и попробуем свои силы в написании письма… Вспомним те речеведческие понятия, на которые будем опираться в ходе работы. - Какие стили речи вам знакомы? - Какие типы речи вам известны? - Можете ли вы назвать малые жанры прозаичной речи? - В каких из них наиболее ярко выражено субъективное начало? II. Индивидуальное сообщение с использованием примеров из литературных произведений. Письмо (греч. – эпистоле) – написанный текст, посылаем для сообщения чего – нибудь кому – нибудь. Эпистолярный жанр характерен для сентиментализма. К жанрам эпистолярной литературы относятся:
III. Работа над формой произведения. - Итак, подводя итог сообщения обращения обращаю внимание на то, что главное в письме - не воспроизведение факта, а отражение впечатлений, раздумий. - С какой целью пишется письмо? - Можно ли эту же информацию сообщить при помощи других источников? - Что теряется при использовании телефона? - Эту письменную форму выбирает человек, когда ощущает внутреннюю потребность особое мировоззрение в данный момент. - Как вы считаете, какие основные части должны содержаться в письме? По ходу беседы записывается памятка. Памятка (запись в тетрадь) 1. Вступление 1. В правом верхнем углу - - Каким оно может быть? Расскажите о знаках дата . Посередине - препинания при обращении. Какую роль они обращение. играют в данном тексте? - В какой форме мы должны обращаться к собеседнику в письме? 1. Произвольная уменьшительно – ласкательная форма имени, которая служит для названия человека в быту, в кругу друзей и знакомых; 2. По имени и отчеству. Такое обращение свидетельствует о том, что данный человек частное, официальное лицо или близкий знакомый, но старший по возрасту или положению. Отступление от этой нормы считается отступлением от речевого этикета и несет на себе оттенок фамильярности. 2. Основная часть письма. 2. Изложение того, что Требует четкого, последовательного и рационального хочешь написать. построения. а) Работа с негативным текстом (письмо № 1) Письмо девочки из города Ялты писателю А.Маркуше. - Удачен ли данный текст? - Докажите? б) Работа с позитивным текстом (письмо № 2) - Можно ли в тексте выделить микротемы? - Какой темой они связаны? Другой родины нет и не надо. - К какому функциональному стилю можно отнести данный текст? Обоснуйте свой ответ,пользуясь Памяткой (Публицистический). 3. Заключение. 3. Вопросы о том, о чем - Как можно закончить письмо? хочешь знать; - Вот как заканчивал свои письма В.Астафьев: пожелания. ... «Ну вот вроде и выговорился». Подпись. Ваш Виктор Астафьев. «А пока обнимаю тебя братски и желаю не хворать. Преданно твой В.Астафьев». «Спасибо еще и за то, что цензуру вслух назвали цензурой, трагедию – трагедией, а мерзавцев – мерзавцами … на душе лучше стало. Кланяюсь, В.Астафьев». IV. Языковые средства письма. (Найти примеры в образце письма В.Астафьева) а) лексические. Как вы считаете, чем отличается письмо от других малых жанров?(Н-р, эссе, заметка и т.д.) Разговорная доверительная интонация и эмоционально – оценочная лексика. Общеупотребительные слова, примеры снижения стиля. б) синтаксические особенности: - сравнительные конструкции; - ритмические особенности; - обращение; - обилие восклицательных предложений; - многосоюзие. в) Стилистические: логичность, образность, оценочность, образные картины, созданные различного рода тропами. V. Итог урока. - Итак, недаром наши предки говорили: «Письмо не товарищ, а правду скажет». Эпистолярный жанр как никакой другой помогает выразить индивидуальные впечатления. Главное в письме – не воспроизведение факта, а отражение впечатлений, раздумий, сокровенных мыслей. Тема письма :«Хочу рассказать тебе о моем родном крае». В письме вы можете обратиться к кому вы посчитаете нужным, даже к неодушевленному лицу, н-р, реке, небу, морю или городу. Рассказать нужно так, чтобы человек, читающий письмо, почувствовал, как трепетно относитесь вы к родному краю. Если это человек, не проживающий в нашей местности, пригласите его в гости в наш город. Тем более повод есть – 470 – летний юбилей! А показать в нашей стороне есть что. Я думаю, вы согласитесь со словами великого гуманиста В.Астафьева, который горячо любил свою «малую» родину: «Велика наша Родина, и сколько по ней не броди, все будешь находить что-нибудь новое, интересное». VI. Домашнее задание: написать письмо, отразив темы сообщения: «Хочу рассказать тебе о моем родном крае». |
Методическая разработка проведения урока на тему “Эпистолярный жанр. Учимся писать письмо Ключевые слова: письмо, эпистолярный роман, эпистолярный жанр, стили речи, филателия, почтовая марка, почтовый конверт | Урока по русскому языку на тему Подготовка к сочинению-рассуждению... Тема: Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села» | ||
Урок письма. 5 класс Тема урока: Его величество эпистолярный жанр Цель урока: возрождать традиции эпистолярного жанра, учить детей видеть и понимать ценности родного языка, рассказать об истории... | «Моё отношение к религии» Я хочу рассказать о моём отношении к религии, и начну я с вопросов, которые беспокоят сейчас современное общество | ||
Конкурс научно исследовательских работ «Будущее России» Научно-исследовательский... «Ономастика – наука об именах и названиях». В своей работе я хочу исследовать историю возникновения названий населенных пунктов Томской... | Тема урока : Урок практической подготовки к сочинению-рассуждению... Тема урока: Урок практической подготовки к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села» | ||
Урок математики в 4 классе по теме «Двойные неравенства» Данный урок является третьим в теме «Неравенство» и опирается на тему «Решение неравенств». Знакомство с неравенствами имеет важное... | Урок развития речи и опк по теме «наши имена» «Ономастика – наука об именах и названиях». В своей работе я хочу исследовать историю возникновения названий населенных пунктов Томской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок: Защита проектных работ по теме «Я хочу рассказать об этой стране.»(10 класс, умк к. Кауфман) отв. Вышегородцева А. С | Реферат, подготовленный к выступлению на студенческой конференции... В XXI веке эпистолярный жанр утратил былую популярность. Сегодня люди редко отправляют друг другу рукописные письма. На смену обычной... | ||
Урок в 9 «а» классе по теме: Professions ... | Я к вам пишу…'' (Эпистолярный жанр) Цели Е. Богат "Что движет солнце и светила", "Письма женщин к Пушкину", "Хороший тон", "Язык письма" и др | ||
Урок математики в 6 классе. Тема Сегодня я хочу представить вашему вниманию урок-объяснения нового материала 6 классе по теме: «Положительные и отрицательные числа».... | Урок русского языка в 6 классе на тему: «учимся употреблять прилагательные в речи» Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок развития речи во 2-м классе (1—4) по теме "Сочинение по картине «Зимние забавы»" | Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная» Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная». (В рамках технологии деятельностного подхода) |