Урок развития речи в 10 классе по теме: «Эпистолярный жанр. Письмо на тему: «Хочу рассказать тебе о моем родном крае»





Скачать 49.87 Kb.
НазваниеУрок развития речи в 10 классе по теме: «Эпистолярный жанр. Письмо на тему: «Хочу рассказать тебе о моем родном крае»
Дата публикации08.10.2014
Размер49.87 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок развития речи в 10 классе по теме:

«Эпистолярный жанр. Письмо на тему: «Хочу рассказать тебе о моем родном крае».

Цель: Подготовить учащихся к написанию сочинения в форме письма; вспомнить композиционные и художественные особенности эпистолярного жанра литературы; воспитывать у учеников чувство языка, развивать культуру речи; воспитывать любовь к «малой» родине.

Оборудование:

1. Раздаточный материал с позитивными и негативными текстами;

2. Памятка «Публицистический стиль».

Ход урока:

Эпиграф:

Письмо не товарищ, а правду сказывает.

(Русская народная пословица).

Велика наша Родина, и сколько по ней ни броди ,

всё будешь находить что-нибудь новое, интересное.

(В.Астафьев)

  1. Вступительное слово учителя.

Попробуйте определить : произведение какого жанра звучит.

«Многоуважаемый, Николай Яковлевич!

Что за реки, что за город, что за леса!...Настоящее Щелыково настолько лучше воображаемого, насколько природа лучше мечты… У нас все реки текут в оврагах, - так высоко это место. Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он бы давно превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии и Италии»…

- Верно, это письмо. Жанр, относится к Эпистолярной литературе.

Запись в тетрадь:

Эпистоле (греч. – письмо) – литературное произведение в жанре письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета.

Сегодня мы вспомним этот незаслуженно забытый жанр, его композиционные и художественные особенности и попробуем свои силы в написании письма…

Вспомним те речеведческие понятия, на которые будем опираться в ходе работы.

- Какие стили речи вам знакомы?

- Какие типы речи вам известны?

- Можете ли вы назвать малые жанры прозаичной речи?

- В каких из них наиболее ярко выражено субъективное начало?
II. Индивидуальное сообщение с использованием примеров из литературных произведений.

Письмо (греч. – эпистоле) – написанный текст, посылаем для сообщения чего – нибудь кому – нибудь. Эпистолярный жанр характерен для сентиментализма. К жанрам эпистолярной литературы относятся:

  1. послание – поэтическое или прозаическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стих, послание как жанр существует уже в античности (Н-р: Послание. Горация «Наука поэзии») и активно используется до середины XIV века (А.С.Пушкин), позднее в единичных произведениях (Н-р: В.Мояковский, М.Цветаева).Прозаическое послание довольно часто встречаются в художественных произведениях (Н-р, письмо учительнице- В.Распутин «Уроки французского»)

  2. роман в письмах (Н-р, Ф.М. Достоевский роман «Бедные люди»).


III. Работа над формой произведения.

- Итак, подводя итог сообщения обращения обращаю внимание на то, что главное в письме - не воспроизведение факта, а отражение впечатлений, раздумий.

- С какой целью пишется письмо?

- Можно ли эту же информацию сообщить при помощи других источников?

- Что теряется при использовании телефона?

- Эту письменную форму выбирает человек, когда ощущает внутреннюю потребность особое мировоззрение в данный момент.

- Как вы считаете, какие основные части должны содержаться в письме? По ходу беседы записывается памятка.
Памятка (запись в тетрадь)

1. Вступление 1. В правом верхнем углу -

- Каким оно может быть? Расскажите о знаках дата . Посередине -

препинания при обращении. Какую роль они обращение.

играют в данном тексте?

- В какой форме мы должны обращаться к

собеседнику в письме?

1. Произвольная уменьшительно – ласкательная

форма имени, которая служит для названия

человека в быту, в кругу друзей и знакомых;

2. По имени и отчеству. Такое обращение

свидетельствует о том, что данный человек

частное, официальное лицо или близкий

знакомый, но старший по возрасту или положению.

Отступление от этой нормы считается отступлением

от речевого этикета и несет на себе оттенок

фамильярности.
2. Основная часть письма. 2. Изложение того, что

Требует четкого, последовательного и рационального хочешь написать.

построения.

а) Работа с негативным текстом (письмо № 1)

Письмо девочки из города Ялты писателю А.Маркуше.

- Удачен ли данный текст?

- Докажите?

б) Работа с позитивным текстом (письмо № 2)

- Можно ли в тексте выделить микротемы?

- Какой темой они связаны?

Другой родины нет и не надо.

- К какому функциональному стилю можно отнести

данный текст? Обоснуйте свой ответ,пользуясь

Памяткой (Публицистический).
3. Заключение. 3. Вопросы о том, о чем

- Как можно закончить письмо? хочешь знать;

- Вот как заканчивал свои письма В.Астафьев: пожелания.

... «Ну вот вроде и выговорился». Подпись.

Ваш Виктор Астафьев.

«А пока обнимаю тебя братски и желаю не хворать.

Преданно твой В.Астафьев».

«Спасибо еще и за то, что цензуру вслух назвали

цензурой, трагедию – трагедией, а мерзавцев –

мерзавцами … на душе лучше стало.

Кланяюсь, В.Астафьев».

IV. Языковые средства письма. (Найти примеры в образце письма В.Астафьева)

а) лексические.

Как вы считаете, чем отличается письмо от других малых жанров?(Н-р, эссе, заметка и т.д.)

Разговорная доверительная интонация и эмоционально – оценочная лексика. Общеупотребительные слова, примеры снижения стиля.

б) синтаксические особенности:

- сравнительные конструкции;

- ритмические особенности;

- обращение;

- обилие восклицательных предложений;

- многосоюзие.

в) Стилистические: логичность, образность, оценочность, образные картины, созданные различного рода тропами.

V. Итог урока.

- Итак, недаром наши предки говорили: «Письмо не товарищ, а правду скажет».

Эпистолярный жанр как никакой другой помогает выразить индивидуальные впечатления. Главное в письме – не воспроизведение факта, а отражение впечатлений, раздумий, сокровенных мыслей.

Тема письма :«Хочу рассказать тебе о моем родном крае».

В письме вы можете обратиться к кому вы посчитаете нужным, даже к неодушевленному лицу, н-р, реке, небу, морю или городу.

Рассказать нужно так, чтобы человек, читающий письмо, почувствовал, как трепетно относитесь вы к родному краю. Если это человек, не проживающий в нашей местности, пригласите его в гости в наш город. Тем более повод есть – 470 – летний юбилей! А показать в нашей стороне есть что. Я думаю, вы согласитесь со словами великого гуманиста В.Астафьева, который горячо любил свою «малую» родину: «Велика наша Родина, и сколько по ней не броди, все будешь находить что-нибудь новое, интересное».
VI. Домашнее задание: написать письмо, отразив темы сообщения: «Хочу рассказать тебе о моем родном крае».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок развития речи в 10 классе по теме: «Эпистолярный жанр. Письмо на тему: «Хочу рассказать тебе о моем родном крае» iconМетодическая разработка проведения урока на тему “Эпистолярный жанр. Учимся писать письмо
Ключевые слова: письмо, эпистолярный роман, эпистолярный жанр, стили речи, филателия, почтовая марка, почтовый конверт
Урок развития речи в 10 классе по теме: «Эпистолярный жанр. Письмо на тему: «Хочу рассказать тебе о моем родном крае» iconУрока по русскому языку на тему Подготовка к сочинению-рассуждению...
Тема: Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села»
Урок развития речи в 10 классе по теме: «Эпистолярный жанр. Письмо на тему: «Хочу рассказать тебе о моем родном крае» iconУрок письма. 5 класс Тема урока: Его величество эпистолярный жанр
Цель урока: возрождать традиции эпистолярного жанра, учить детей видеть и понимать ценности родного языка, рассказать об истории...
Урок развития речи в 10 классе по теме: «Эпистолярный жанр. Письмо на тему: «Хочу рассказать тебе о моем родном крае» icon«Моё отношение к религии»
Я хочу рассказать о моём отношении к религии, и начну я с вопросов, которые беспокоят сейчас современное общество
Урок развития речи в 10 классе по теме: «Эпистолярный жанр. Письмо на тему: «Хочу рассказать тебе о моем родном крае» iconКонкурс научно исследовательских работ «Будущее России» Научно-исследовательский...
«Ономастика – наука об именах и названиях». В своей работе я хочу исследовать историю возникновения названий населенных пунктов Томской...
Урок развития речи в 10 классе по теме: «Эпистолярный жанр. Письмо на тему: «Хочу рассказать тебе о моем родном крае» iconТема урока : Урок практической подготовки к сочинению-рассуждению...
Тема урока: Урок практической подготовки к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села»
Урок развития речи в 10 классе по теме: «Эпистолярный жанр. Письмо на тему: «Хочу рассказать тебе о моем родном крае» iconУрок математики в 4 классе по теме «Двойные неравенства»
Данный урок является третьим в теме «Неравенство» и опирается на тему «Решение неравенств». Знакомство с неравенствами имеет важное...
Урок развития речи в 10 классе по теме: «Эпистолярный жанр. Письмо на тему: «Хочу рассказать тебе о моем родном крае» iconУрок развития речи и опк по теме «наши имена»
«Ономастика – наука об именах и названиях». В своей работе я хочу исследовать историю возникновения названий населенных пунктов Томской...
Урок развития речи в 10 классе по теме: «Эпистолярный жанр. Письмо на тему: «Хочу рассказать тебе о моем родном крае» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок: Защита проектных работ по теме «Я хочу рассказать об этой стране.»(10 класс, умк к. Кауфман) отв. Вышегородцева А. С
Урок развития речи в 10 классе по теме: «Эпистолярный жанр. Письмо на тему: «Хочу рассказать тебе о моем родном крае» iconРеферат, подготовленный к выступлению на студенческой конференции...
В XXI веке эпистолярный жанр утратил былую популярность. Сегодня люди редко отправляют друг другу рукописные письма. На смену обычной...
Урок развития речи в 10 классе по теме: «Эпистолярный жанр. Письмо на тему: «Хочу рассказать тебе о моем родном крае» iconУрок в 9 «а» классе по теме: Professions
...
Урок развития речи в 10 классе по теме: «Эпистолярный жанр. Письмо на тему: «Хочу рассказать тебе о моем родном крае» iconЯ к вам пишу…'' (Эпистолярный жанр) Цели
Е. Богат "Что движет солнце и светила", "Письма женщин к Пушкину", "Хороший тон", "Язык письма" и др
Урок развития речи в 10 классе по теме: «Эпистолярный жанр. Письмо на тему: «Хочу рассказать тебе о моем родном крае» iconУрок математики в 6 классе. Тема
Сегодня я хочу представить вашему вниманию урок-объяснения нового материала 6 классе по теме: «Положительные и отрицательные числа»....
Урок развития речи в 10 классе по теме: «Эпистолярный жанр. Письмо на тему: «Хочу рассказать тебе о моем родном крае» iconУрок русского языка в 6 классе на тему: «учимся употреблять прилагательные в речи»
Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи
Урок развития речи в 10 классе по теме: «Эпистолярный жанр. Письмо на тему: «Хочу рассказать тебе о моем родном крае» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок развития речи во 2-м классе (1—4) по теме "Сочинение по картине «Зимние забавы»"
Урок развития речи в 10 классе по теме: «Эпистолярный жанр. Письмо на тему: «Хочу рассказать тебе о моем родном крае» iconУрок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная»
Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная». (В рамках технологии деятельностного подхода)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск