Урок письма. 5 класс Тема урока: Его величество эпистолярный жанр





Скачать 111.86 Kb.
НазваниеУрок письма. 5 класс Тема урока: Его величество эпистолярный жанр
Дата публикации24.06.2014
Размер111.86 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Урок письма. 5 класс
Тема урока: Его величество эпистолярный жанр.
Цель урока: возрождать традиции эпистолярного жанра, учить детей видеть и понимать ценности родного языка, рассказать об истории письма и российской почты; учиться правильно писать письма, продолжать ознакомление и усвоение основ речевого этикета.

Учебные и воспитательные задачи: учить школьников писать письма, знать их типы, структуру, развивать речь обучающихся, воспитывать эстетическое отношение к слову.

“С помощью письма лучше всего проникаешь в человека. Слово ослепляет и обманывает, потому что оно сопровождается мимикой лица, потому что видишь, как оно сходит с губ, потому что губы нравятся, а глаза соблазняют. Но черные слова на белой бумаге – это душа нараспашку”.

(Г. Мопассан).
Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Издавна люди поняли необходимость получения и передачи информации. Но путь возникновения письменности очень долгий.



При свиданье – с глазу на глаз

Мы ведем свои беседы;

Но, расставшись, мы вверяем

Наши тайны тем, которых

Посылаем мы друг другу;

А посланники нередко

Искажают наши вести

Иль другим их открывают”.

Так сказал себе однажды

Гайавата, размышляя

О родном своем народе

И бродя в лесу пустынном.

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на бересте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур и знаков…

Белый круг был знаком жизни,

Черный круг был знаком смерти;

Дальше шли изображенья

Неба, звезд, луны и солнца,

Вод, лесов и горных высей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую,

для небес – дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине.

Все пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звезды в центе – время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду.

След, направленный к вигваму,

Был эмблемой приглашенных,

Знаком дружеского пира;

Окровавленные руки, грозно поднятые кверху, -

Знаком гнева и угрозы…

Так, в своих заботах мудрых

О народе, Гайавата

Научил его искусству

И письма и рисования…



(отрывок из произведения американского писателя Генри Уолдсуорта Лонгфелло (1807-1882) “Песнь о Гайавате”)
3. Рассказ древнегреческого историка Геродота, жившего в V в. н.э., знакомит нас с одним историческим событием.

Геродот рассказывал, что когда могущественный и непобедимый персидский царь Дарий I вел против кочевников скифов войну, которая “затягивалась и конца ей не было видно”, скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это была птица, мышь, лягушка и пять стрел. Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и как можно скорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение этих даров…

Персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живет в земле, лягушка обитает в воде, птица, быстрая как конь, - знак бегства, а стрелы, означают, что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужей, сопровождавших царя, с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: “Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами”. Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный царь Дарий потерпел поражение от скифов.

Дары скифов были своеобразным способом передачи информации, так называемым предметным письмом. Когда-то, около 10 тыс. лет назад, с него и началась история письменности.

Сообщения о возникновении письменности заранее подготовленными учащимися или ознакомление с материалами по данной теме в интернете (сайт Кругосвет, гуманитарные науки; гиперссылка из презентации)

Вообще, письмо существует столько же, сколько существует человек. Еще в глубокой древности человек ощутил о чем-то сообщать, чем-то делиться, что-то рассказывать другим людям. Первое упоминание о письме в современном его виде, дошло до нас из древнего Египта.
4. История почты (Сообщение заранее подготовленного ученика)

Существовало несколько видов почтовых сообщений:

  • узелковое письмо изобретение инков

  • голубиная почта изобретена в древнем Риме

  • пони-экспресс изобретение американских ковбоев

  • барабанная почта в Африке

  • корпоративная почта средних веков (почта духовно-рыцарских орденов, университетская, “почта мясников”), затем появилась частная почта (династия Таксисов)

  • Станционная почта с гонцами изобретена в Персии при Кире в VI веке до н.э. и фактически существует до сегодняшнего дня в виде фельдъегерской службы при президенте РФ В.В. Путине.

  • факельная почта в древней Греции, изобретение Полибия в 200 г. до н.э.

  • электронная почта с 70-х годов ХХ века.

Государственная почтовая служба Англии возникла при короле Генрихе VIII и доставляла только правительственные письма. С 1680 г. появилась частная почтовая служба, которая обслуживала и доставляла за умеренную плату личную переписку граждан. Но работа курьеров была сложной и запутанной, так как ни в одном городке Англии не было названий улиц, номеров домов и почтовых ящиков. Все это требовало изменений. И только в конце XVIII века в Англии впервые появилась нумерация всех домов и название улиц, что значительно ускорило время доставки почтовой корреспонденции. А в 1840 году в Англии были введены единые расценки на доставку почты в пределах страны. В 1867 году появилось такое понятие как «АДРЕС» (от французского слова место проживания) и в 1850 году «МАРКА» (от латинского слова означающего – сбор в пользу государства). По образцу почтовой службы Великобритании создали свои службы все другие страны.

Возникновение на Руси первых почтовых служб относится еще к X веку. Уже тогда существовал повоз – особая повинность населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов. На развитие первых почтовых связей в России оказали свое влияние татары: сами слова "ям" и "ямщик" – татарского происхождения. "Ям" происходит от татарского "дзям" – дорога, а ямщик от "ямчи", что означает проводник.

В царствование Михаила Федоровича был основан Ямской Приказ – занимавшейся доставкой почты..

По инициативе боярина А.Л. Ордина-Нащокина в 1667 году для пересылки государственных бумаг была образована первая почтовая служба. По указанию Ордина-Нащокина ямщиков одели в форменные суконные кафтаны зеленого цвета с нашитыми на них орлами из красного сукна. Ямщиков стали называть почтарями, через левое плечо ямщик-почтарь надевал почтовый рожок. Несколько позже появилась нагрудная медаль-бляха с "двуглавым орлом".

В 1700 году был издан указ о внутригосударственной почте, к 1723 году в России было 4 почтовых конторы..

В те годы скорость прохождения почты была невысокой. Письмо из Москвы поступало в Ригу на девятый-одиннадцатый день. Отправить письмо обычного (в нашем понимании) веса из Москвы в Ригу стоило около 40 копеек. Таким образом, услугами почты того времени могли пользоваться только довольно обеспеченные люди. 1837 год ознаменовал собою начало железнодорожных почтовых перевозок: впервые почта была доставлена из Петербурга в Царское Село по железной дороге. Россия стала одной из первых стран, поставивших почту на рельсы.

Первые почтовые ящики появились в России в 1848 году, а 10 декабря 1857 года была выпущена первая почтовая марка достоинством в десять копеек. Сюжеты рисунков русских марок до 1917 г., как правило, почти не менялись: на них изображались герб Российской империи или царствующие особы.

Что такое грамотки?

Грамотками принято называть письма, которые писали друг другу люди, жившие в XVII и начале XVIII века. Конечно, от этого далёкого от нас времени их сохранилось совсем немного. Но те письма, которые мы можем сегодня прочитать, могут рассказать много интересного о том, как человек учился передавать свою речь и мысли на бумаге.

В то время почты ещё не было, поэтому грамотки обычно передавались с гонцом или через знакомого. Касались они обычно лишь неотложных хозяйственных дел или деловых отношений. Наряду с обычными людьми, грамотки писали различные чиновники – приказчики, передававшие распоряжения, дьяки, а иногда и крупные чиновники.

Вот, например, записка князя В.В.Голицына, который просит подготовить необходимые для работы документы: «Василий Григорьевич, укажи, великий государь, дьяку Максиму Бурцову сидеть в Земском приказе с боярином Михаилом Петровичем Головиным. Изволь им сказать, чтобы подали челобитие милости твоей. А про воеводу и говорить нечего: взятку хочет, но не давать, потому что скоро на него указ будет». Мы как будто видим понаторевшего на службе чиновника, наставляющего своего более молодого коллегу.

Наиболее интересны грамотки, авторами которых являлись самые обычные люди. В них мы находим множество сведений о жизни в то время, а иногда и целые картины.

Таково письмо, отправленное из Москвы в город Козмодемьянск: «Рыба послана самая добрая, только от летнего времени и от дальнего пути поиспортилась, и впредь летним путём присылать мне не надобно, только себе протор учинишь, а кому пошлёшь, тому не на пользу. Писал я к тебе наперёд сего, смалодушествовав, чтобы мне купить белки и горностая, а то все не надобно. Ведаешь, и прежнее носить есть что, а носить не для чего: не украсил бог, а самому себя не украсить».

Мы видим, что грамотки написаны простым и безыскусным языком, подобным обычной человеческой речи. Непринуждённость и непосредственность общения с адресатом позволяют окунуться в круговорот мелких и крупных проблем, из которых складывается жизнь обыкновенного человека.

Сегодня Почта России – это огромный производственный комплекс, оборудованный для быстрой и качественной доставки писем и других видов гражданской пересылки.

Какие виды почтовой пересылки Вы знаете? бандеролей, посылок, контейнерные перевозки и т.д. (фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино»). О развитии истории писем и почты вы сможете узнать в книге Георгия Кублицкого «Письмо шло пять тысячелетий».
5. В связи с развитием телефонной связи письма в настоящее время пишут редко. Многие думают, что не стоит тратить свое время на написание писем, что гораздо быстрее позвонить другому человеку и сообщить ему что-то. Может быть это верно, но разве можно сравнить разговор по телефону или так называемые SMS с письмом, созданным в расчете на внимательное прочтение того самого человека, с которым мы хотим поделиться горем или радостью?

Правда, в современных условиях традиции написания писем начинают возрождаться, получают второе дыхание. Это связано с развитием электронной почты, совмещающего быстроту доставки с индивидуальной направленностью сообщения. Но все-таки, как описать те ощущения от осознания того, что письмо, лежащее перед тобой, некоторое время назад держал в руках дорогой человек.

Слово адрес вошло в русский язык из французского (adresse) и обозначает надпись на письме (посылке, бандероли), указывающую получателя и место назначения.

Обратимся к словарю:

Адресат - [нем. Adressat < фр.] – получатель, тот, кому адресовано письмо (посылка, бандероль).

Адресант - [нем. Adressant < фр.] – отправитель, тот, кто оправляет письмо (посылку, телеграмму и т.д.).

“Эпистола” - “послание”, перевод с латинского языка, литературный жанр, послание в форме письма.

“Эпистолярный” жанр - один из лирических жанров в форме письма, обращенного к другу, возлюбленной в прозе и поэзии.

Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние (Письмо).

Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт.)

Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (Адрес.)

Цифровое условное обозначение населенного пункта (Индекс).

Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы (Почтальон).

6. Почтовый конверт (история, вид) – сообщение заранее подготовленного ученика.

Правила подписания конверта. Слайд презентации.

7. Правила написания письма.

– Существуют правила написания письма. Любое письмо имеет автора (адресанта) и того, к кому обращено (адресата). К.Г. Паустовский заметил: «Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять себе того милого человека, которому ты рассказываешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова».

– Письма бывают деловые и неофициальные. (Эта классификация может быть дополнена, т.к. единой в учебной практике не существует.)

Формы письма:

1) традиционная (бумажная);

2) электронная (по электронной почте).
Типы писем:

  • уведомления,

  • сообщение,

  • соболезнование,

  • извещения,

  • просьбы,

  • прошения,

  • благодарственные письма


8. Словарный диктант.
А сейчас проверим, знаете ли вы слова, связанные с созданием письма. Отгаданные слова записываем в тетради.
1) Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние.
2) Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено.
3) Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.
4) Цифровое условное обозначение населённого пункта.
5) Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы.
Ученики записывают слова, подчёркивают изученные орфограммы.
- Ребята, мы совсем забыли ещё два самых главных слова, без которых не обойдётся ни одно письмо. Назовите их.
Молодцы, конечно, это слова здравствуйте и до свидания. (Запись слов на доске и в тетради).
9. Работа в группах.
- Написать интересное письмо - настоящее искусство. Сегодня вы будете учиться писать письма личного характера, научитесь правильно заполнять конверт. Для этой работы вы разделитесь на группы. Каждая группа получает задание, алгоритм написания письма, слова-подсказки, правила заполнения конверта. (Учитель назначает консультантов, которые будут проверять задания.)

1. Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам на каникулы.

Слова-подсказки: у меня к тебе большая просьба, очень прошу тебя, с приветом, заранее благодарен.
2. Напишите первой учительнице письмо-поздравление.

Слова-подсказки: поздравляю, разрешите поздравить, позвольте пожелать, дорогая, уважаемая, от всей души, от всего сердца, сердечно.
3. Напишите дедушке письмо с благодарностью за присланный подарок.

Слова-подсказки: сердечно, от всего сердца, от всей души, очень благодарен, как я благодарен, большое спасибо, благодарю Вас за то, что…
4. Напишите другу письмо-рассказ о делах в классе.

Слова-подсказки: дорогой, хочу рассказать тебе о, мы очень скучаем без тебя, напиши нам о, с нетерпением ждём ответа.
Алгоритм написания письма


  • Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо. Здравствуйте…

  • Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

  • Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

  • Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. Подпись. Дата.


Правила заполнения конверта

От кого Иванова И. И.

Откуда ул. Лермонтова, 32

Ст. Обливская, Обливский р-он

Ростовская область

Индекс 347140

Кому Петрову А. П.

Куда ул. Р. Люксембург

Ст. Обливская

Индекс 347140

11. Отчёт консультантов. Чтение лучших работ.

12. Итог. Оценки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок письма. 5 класс Тема урока: Его величество эпистолярный жанр iconМетодическая разработка проведения урока на тему “Эпистолярный жанр. Учимся писать письмо
Ключевые слова: письмо, эпистолярный роман, эпистолярный жанр, стили речи, филателия, почтовая марка, почтовый конверт
Урок письма. 5 класс Тема урока: Его величество эпистолярный жанр iconЯ к вам пишу…'' (Эпистолярный жанр) Цели
Е. Богат "Что движет солнце и светила", "Письма женщин к Пушкину", "Хороший тон", "Язык письма" и др
Урок письма. 5 класс Тема урока: Его величество эпистолярный жанр iconУрок развития речи в 10 классе по теме: «Эпистолярный жанр. Письмо...
Цель: Подготовить учащихся к написанию сочинения в форме письма; вспомнить композиционные и художественные особенности эпистолярного...
Урок письма. 5 класс Тема урока: Его величество эпистолярный жанр iconРеферат, подготовленный к выступлению на студенческой конференции...
В XXI веке эпистолярный жанр утратил былую популярность. Сегодня люди редко отправляют друг другу рукописные письма. На смену обычной...
Урок письма. 5 класс Тема урока: Его величество эпистолярный жанр iconКонспект Интегрированного урока письма, чтения и окружающего мира...
Мы начинаем наш урок, а вот о чем мы будем сегодня говорить на уроке, вы узнаете, когда отгадаете загадку
Урок письма. 5 класс Тема урока: Его величество эпистолярный жанр iconУрока. Урок русского языка. 1 класс. Тема урока : Предложение. Главные члены предложения
Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения
Урок письма. 5 класс Тема урока: Его величество эпистолярный жанр iconМетодическая разработка урока Урок риторики по теме «Личное официальное письмо»
Целью урока является изучение основных признаков личного официального письма, его структуры, этикетных частей и речевых формул
Урок письма. 5 класс Тема урока: Его величество эпистолярный жанр iconУрок русского языка 2 класс Тема урока Цели
Цели: продолжить формировать навыки поиска в предложении подлежащего и сказуемого, устанавливать связь слов в предложении, учить...
Урок письма. 5 класс Тема урока: Его величество эпистолярный жанр iconКонспект урока Нуриева Ильсия Шамиловна мкоу «Бикбаевская основная...
Тема Водород Урок №1 Водород, его нахождение в природе. Получение водорода и его свойства
Урок письма. 5 класс Тема урока: Его величество эпистолярный жанр iconДиплом II место. Окружной конкурс методических разработок «Его величество урок!»
Городская интеллектуально -познавательная игра «Путешествие по родному краю», Поволжский государственный университет сервиса
Урок письма. 5 класс Тема урока: Его величество эпистолярный жанр iconКонспект внеклассного мероприятия в 8-а классе. Тема: «Урок письма. Письма с войны»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...
Урок письма. 5 класс Тема урока: Его величество эпистолярный жанр iconУрок: русский язык (2 класс). Тема урока: «Предлог. Правописание...
Повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов и их различия при написании слов; формировать навык грамотного...
Урок письма. 5 класс Тема урока: Его величество эпистолярный жанр iconКонспект урока. Учитель: Шарапова Лариса Игоревна класс: 7 предмет:...
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов
Урок письма. 5 класс Тема урока: Его величество эпистолярный жанр iconУрок русского языка, 6 класс. Тема урока: «Глаголы переходные и непереходные.»
Здравствуйте, ребята! Прочитайте предложение, запишите его в тетрадь. Выполните нижеуказанные задания
Урок письма. 5 класс Тема урока: Его величество эпистолярный жанр iconКонспект урока. Тема урока: Особенности древнеегипетского письма....
Цель и задачи урока: открытие учениками, совместно с учителем, особенностей древнеегипетского письма и научных знаний, приобретение...
Урок письма. 5 класс Тема урока: Его величество эпистолярный жанр iconТема: Мир природы. Анималистический жанр
Цель: Рассмотреть анималистический жанр как вид изобразительного искусства, создать портрет животного


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск