Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям





НазваниеМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям
страница1/6
Дата публикации19.07.2013
Размер0.75 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6
4. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4-а. Методические материалы к дисциплине

(Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям)
Раздел I.

Становление детской литературы и науки о детской литературе

Практическое занятие № 1.

Тема: Фольклор, устная народная словесность и детская литература

Цель: выявить специфику «народных» жанров и их роль в детской литературе, развивать аналитические умения.
Вопросы для подготовки:
1. Малые фольклорные жанры игрового фольклора (потешки, считалочки, припервки и т.д.).

2. Жанры внеигрового фольклора (заклички, прибаутки, небылицы и др.).

3. Пословицы, поговорки, загадки. Их идейная направленность, тематическое богатство, жанровые особенности. Педагогическое значение этих жанров.

4. Народные песенки, их виды, богатство содержания, близость детским интересам. Образы животных, картины родной природы. Художественные особенности народных песенок. Лаконичность и поэтическая выразительность народной речи. Ритмичность, музыкальность языка. Воспитательная ценность народных песенок.

4. Былины и сказки в детском чтении. Виды сказок, краткая характеристика. Место былины в круге детского чтения. Образ главного героя, поэтичность языка. Ритмика, особенности ударения.

Методические рекомендации:
При подготовке к занятию следует изучить рекомендованную литературу, определить, по какому принципу классифицируются жанры УНТ в науке о детской литературе. Также необходимо привлекать знания, полученные в курсе устного словесного творчества, практикума по выразительному чтению. Подготовка может быть осуществлена как в группах, так и индивидуальную (по выбору преподавателя).

Характеризуя те или иные жанры фольклора, следует иллюстрировать свой ответ примерами. Ответ на третий и четвёртый вопросы предполагает выполнение аналитических наблюдений над текстом. При раскрытии воспитательной значимости фольклорных произведений недостаточно выразить собственное убеждение, следует апеллировать к работам педагогов, психологов, к учебной книге для детей и юношества (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) и т.д.
Список рекомендуемой литературы:



  1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учебник для вузов. М., 2004. 735 с.

  2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М.: Академия, 2002. 472 с.

  3. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; / Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Высш. шк., 2004. – 551 с.

  4. Мудрость народная. Жизнь в русском фольклоре. Вып. 1. Младенчество; Детство / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. В. Аникина; Подбор. ил. В. Жигулевой; Фотограф А. Рязанцев. М.: Худож. лит. 1991. 589 с. ил.

  5. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность.-М.; Просвещение, 1970.-180 с.

  6. Неелов, Е.М. Сказочные корни научной фантастики. Л.; Ленинградский университет,1986.-244 с. // Электронная библиотека Республики Карелия / [Электронный ресурс] URL: http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?id=3711 (дата обращения: 05.05.2011)

  7. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. / Сост. Ю.Г. Круглов. М.: Высш. шк. 1986. 536 с.



Практическое занятие № 2.

Тема: Миф в детском чтении.
Цель: определить место мифа в круге чтения современного ребенка, развивать навыки анализа художественного текста.
Вопросы для подготовки:



  1. Понятие «миф» в фольклористике и истории литературы. Научная систематизация мифов по архитепическому зерну (астральные, календарные, космогонические, антропологические, тотемические, эсхатологические мифы).

  2. Античный миф и его специфика. Языческая мифология в детском чтении. Христианский миф. Анализ одного произведения.

  3. Мифологический сюжет. Герой мифа. Место и роль мифов в круге детского чтения.



Методические рекомендации:
В начале занятия необходимо актуализировать знания о природе мифа, значении понятия «миф», полученные в курсе античной литературы и УНТ. Отметить, чем миф отличается от легенды, сказания и притчи.

Отвечая на первый вопрос, студентам следует обратить внимание на то, что зерном типа является архетип (К. Г. Юнг). Следует дать понятие архетипа, указать, что он формируется в сфере коллективного бессознательного и реализуется и в мифотворчестве в современной науке.

Также важно осветить научную систематизацию мифов по архетипическому зерну (астральные, календарные, космогонические, антропологические, тотемические, эсхатологические мифы), привести примеры.

Второй вопрос предполагает выполнение аналитических наблюдений над текстами. Возможно предварительное разделение аудитории на три группы (анализ античного, языческого и христианского мифа).

Вне зависимости от формы работы (групповая или индивидуальная), студентам рекомендуется свой ответ построить по следующему примерному плану:

1. Специфика античного (языческого, христианского) мифа.

2. Причины и обстоятельства вхождения античного (языческого, христианского) мифа в круг детского чтения.

3. Виды античного (языческого, христианского мифа). Примеры.

4. Анализ одного произведения с выявлением особенностей, характерных мифу, и черт, свойственных детской литературе.

Третий вопрос предполагает обобщение и сопоставление мифологических сюжетов, типичных героев и т.д. Завершить занятие рекомендуется обсуждением вопроса о роли мифа в круге детского чтения. (Следует обратиться к программам по литературе для средних классов и выписать, в каких классах изучаются мифы).
Программы по литературе:

  • Программа по литературе для образовательных учреждений (V – XI классы) / Под ред. А.Г. Кутузова // Сборник нормативных документов. Литература / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004. (Базовый и профильный уровни).

  • Программа по литературе для образовательных учреждений (V – XI классы) / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой // Сборник нормативных документов. Литература / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М., 2004. (Базовый уровень).

  • Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы / Под ред. В.Я. Коровиной. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.

  • Программа по литературе для старших классов средней школы / Под ред. В.Г. Маранцмана. 2-е изд., испр. СПб.: СпецЛит, 2000.



Список рекомендуемой литературы:


  1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учебник для вузов. М., 2004. 735 с. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М.: Академия, 2002. 472 с.

  2. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; / Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Высш. шк., 2004. – 551 с.

  3. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М.: ООО Агенство «КРПА Олимп»: ООО Издательство АСТ, 2003. 538 с. / [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/MIFS/greece.txt (дата обращения: 5.05.2011).

  4. Минералова И.Г. Миф в детском чтении. // И.Г. Минералова. Детская литература: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2005. 175 с.

  5. Миф и литература // Мифологический словарь / Под ред. Е.М. Мелетинского [Электронный ресурс] URL: http://www.1astrolog.ru/articles/myths/4.html (дата обращения 04.05.2011)

  6. Радциг С.И. История древнегреческой литературы, М.- Л., 1940, 403 с.

  7. Славянская и древнерусская мифология // Энциклопедия мифологии [Электронный ресурс] URL: http://godsbay.ru/slavs/ (дата обращения 04.05.2011)

  8. Тронский И.М. История античной литературы, Л., 1946, 496 с.

  9. Эсалнек А.Я. Архетип. // Введение в литературоведение / под ред. Л.В. Чернец. – 3-е изд., испр и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 566 – 572.


Раздел II. Русская детская литература XIX

Практическое занятие № 3.
Тема: Литературная сказка А.С. Пушкина. Проблематика и поэтический язык.
Цель: актуализировать знания о народной сказке, выяснить сходные и отличительные черты народной и литературной сказки, выявить особенности проблематики и поэтического языка литературной сказки А.С. Пушкина.
Вопросы для подготовки:
1) Народная сказка: особенности и характерные черты.

2) Народная сказка и сказка А.С. Пушкина. Способы заимствования. Интерпретация фольклорных сюжетов и образов в стихотворных сказках.

Сравнительный анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и «Сказки о рыбаке и его жене» братьев Гримм. Основной замысел автора, размышление над причинами изменений чернового варианта текста. Идея сказки. Поиск первоисточников «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» (Сказка из собрания братьев Гримм, сказка «Морозко», «Спящая красавица» и др.). Тема истинной красоты и ее решение в произведении. Основные образы, способы их создания. Изобразительно-выразительные средства. Анализ «Сказки о царе Салтане…»: символы, их значение и интерпретация. Тема семьи, родства. Особенности звукописи. Адресат сказок А.С. Пушкина.
Методические рекомендации:
Ответ на первый вопрос предполагает актуализацию знаний, полученных при изучении курса УНТ: классификации сказок, характерные особенности сказок о животных, волшебных, бытовых, сатирических сказок и др. Отвечающий должен приводить примеры из народных сказок. Важно обратить внимание на средства художественной выразительности и их функцию, особенно выделить художественные приёмы, характерные для народной сказки (анимализм, олицетворение, повтор, приём встреч, ретардации; анафора, параллелизм, инверсия и др.).

Необходимо разграничить понятия «народная сказка» и «литературная сказка». Для характеристики феномена литературной сказки используется определение Л.Ю. Брауде. Следует обратиться к классификации сказок по отношению к литературному роду, выявить сходные и отличительные черты народной и литературной сказки.

При рассмотрении второго вопроса лучше всего использовать приём сравнительного анализа. Для сопоставления предлагаются произведения: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и «Сказка о рыбаке и его жене» братьев Гримм; поиск первоисточников «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» (Сказка из собрания братьев Гримм, сказка «Морозко», «Спящая красавица и др..

Особенности стихотворной литературной сказки. Ритмическая организация «Сказки о попе и о работнике его Балде».

Анализ «Сказки о царе Салтане…». Ключевые образы (образ идеального мира, Царевны-Лебеди и др.), архетипические образы, их символический смысл, значение и интерпретация автором.
Вариант плана ответа:


  1. Сказки А. С. Пушкина. Связь их с устным народным творчеством.

  2. Система образов, характеры героев, богатство и глубина содержания.

  3. «Сказка о рыбаке и рыбке». Идейный смысл. Сатирический характер и социальная заостренность. Жизненность и типичность образов, ярко выраженное. эмоциональное отношение поэта к героям сказки. Стройность композиции, ритмичность, повторы. В. Г. Белинский о сказке.

  4. Народность гуманистических идей в сказках Пушкина. Традиционные черты сказочных героев в персонажах сказок. Сочетания волшебного, бытового и сатирического начал. Особенности композиции и стиля сказок. Легкость и музыкальность стиха, богатство и выразительность языка. Красочность пейзажа.

  5. Роль произведений Пушкина в нравственно-эстетическом воспитании детей.


Примерные вопросы для беседы на занятии:

1. Как относился Пушкин к устному народному творчеству? Назовите фольклорные и литературные источники его сказок. Какие существенные стороны действительности и мировоззрения поэта в сказках отразились?

2. Определите основную проблематику каждой из сказок Пушкина. Какую роль играет в них фантастика? Приведите примеры чудес и диковинок и покажите, как сочетаются в этих сказках волшебное и реальное, бытовое? Каков смысл такого взаимопроникновения? Как воспринимается эта особенность взрослыми и детьми?

3. Покажите, в чем сходство и отличие сюжетно-композиционных особенностей сказок Пушкина в сравнении с народными.

4. Объясните, почему их называют «психологическими». Для этого:

а) Сопоставьте положительных героинь «Сказки о царе Салтане» и «Сказки о мертвой царевне». Чем они похожи? Что их различает? От каких образов народной сказки отталкивается здесь поэт? Можно ли характеры пушкинских героинь считать сложнее народно-сказочных? Почему? Какими художественными средствами добивается этого поэт?

б) Назовите другие женские образы в сказках Пушкина. Каково их значение в реализации идеи произведения? Сравните царицу-мачеху с мачехой народной сказки. Какими приемами, не принятыми в народной сказке, удается Пушкину углубить и индивидуализировать этот характер?

в) Вспомните, есть ли принципиальные различия между положительными героями, действующими в разных народных сказках. Сравните у Пушкина князя Гвидона и Королевича Елисея. Есть ли в них черты сходства? Чем они отличаются? Какими качествами наделяет Пушкин своего Балду?

5. Какова роль авторского «голоса» в сказках Пушкина? Поясните примерами.

6. Подумайте над описаниями в сказках Пушкина (портреты, интерьеры, пейзажи и т. п.). Отличаются ли они от народно-сказочных? Чем именно? Какую роль играют в повествовании?

7. Охарактеризуйте ритмическое своеобразие каждой из сказок. Приведите примеры, показывающие сложность их речевой структуры (наличие в них народно-поэтических слов и оборотов, литературных слов и оборотов, другие особенности).

Прокомментируйте свои наблюдения.

8. Сделайте выводы о своеобразии пушкинских литературных сказок. Что позволяет нам говорить о них как о произведениях народных?

9. Что, по вашему мнению, привлекает в пушкинских сказках детей? Какие сказки вы считаете возможным прочесть вашим воспитанникам? Нуждаются ли они в пояснениях? Каких именно?
В конце занятия студентами делаются выводы, обобщающие наблюдения, сделанные в ходе беседы в аудитории. Важно, чтобы было усвоено отличие литературной сказки от народной, влияние фольклорной традиции на литературную сказку, особенности стихотворной литературной сказки.

Список рекомендуемой литературы:


  1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учебник для вузов. М., 2004. 735 с.

  2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М.: Академия, 2002. 472 с.

  3. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Высш. шк., 2004. 551 с.

  4. Маршак С. Я. Заметки о сказках Пушкина. // С. Я. Маршак. Воспитание словом. – М., 1964.

  5. Минералова И.Г. Детская литература: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2005. 175 с.

  6. Новиков И. А. Маленьким читателям. // Пушкин А. С. Стихи и сказки. – М., 1974.

  7. Пропп В. Исторические корни Волшебной Сказки // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Propp_2/index.php (Библиотека Гумер).

  8. Пропп В. Морфология сказки / Гос. ин-т истории искусств. — Л.: Academia, 1928. — 152 с. — (Вопр. поэтики; Вып. XII). // Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова [Электронный ресурс] URL: http://feb-web.ru/feb/skazki/critics/pms/PMS-001-.htm или из URL: http://lib.ru/CULTURE/PROPP/morfologia.txt (дата обращения 5.05.2011)


Практическое занятие № 4.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и...
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconТема: гражданское право
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям. …
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconКурс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к...
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические рекомендации по практическим занятиям для студентов...
Направляющие системы электросвязи: методические рекомендации по практическим занятиям для студентов специальностей 210400. 62, 210406....
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям 22
Макаров Аркадий Иванович, кандидат экономических наук, доцент кафедры административного, финансового и коммерческого права
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям,...
«Юриспруденция» магистерской программы 521408 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям,...
...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины для...
...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям и...
«Юриспруденция» магистерской программы 521408 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconБиблиография
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические рекомендации по изучению теоретического курса; по подготовке...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управленческое консультирование» разработан в соответствии с требованиями Государственного...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические указания к практическим занятиям рпк «Политехник»
Русский язык и культура речи: Методические указания к практическим занятиям / Сост. Т. В. Латкина; Волгоград гос техн ун-т. – Волгоград,...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям и...
«Юриспруденция» магистерской программы 521408 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические указания к семестровым и практическим занятиям рпк «Политехник»
Правоохранительные органы рф: Методические указания к семестровым и практическим занятиям / Сост. – И. И. Евтушенко; Волгоград гос...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические рекомендации для преподавателей, перечни вопросов к...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск