Скачать 186.88 Kb.
|
Система работы учителя по теме: Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках с использованием элементов рейтинговой системы Урок, победитель конкурса,посвящённого 175-летию со дня рождениявеликого русского учёного-естествоиспытателяД. И. МенделееваМосква 2007г.Полезные ископаемые.Нефть.Автор: Учитель начальных классов МОУ «СОШ №5 г. Ершова» Бутенко Елена Эдуардовна 175-летию со дня рождения великого русского учёного-естествоиспытателя Д. И. Менделеева посвящается Полезные ископаемые. Нефть.Урок учителя начальных классов МОУ "СОШ №5 г. Ершова Бутенко Елены Эдуардовны Описание системы работы. Цели школы должны соответствовать с одной стороны потребностям общества и государства, а с другой стороны психологическим, социальным и биологическим потребностям учащихся. Наша школа ставит цель: формирование устойчивого нравственного поведения и учебной деятельности учащихся в системе личностно-ориентированного обучения. Исходя из этого я уверена, что образование и воспитание неразделимы. Перед собой я ставлю цель: превратить ребёнка в активного субъекта собственного учения. А потому ввела в свою практику уроки с применением рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков. На таких уроках каждый ученик может посчитать свой уровень подготовленности и активности, то есть рейтинг. Английское слово «rating» на русский язык переводится довольно приблизительно, обозначает «оценивание». Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценки достижений человека в классификационном списке (Москва, Советсткая энциклопедия, 1987 г.) (слайд №2) Целостная рейтинговая система непрерывно фиксирует ход естественного образовательного процесса и имеет составляющие контроли:
В моём варианте специально организована периодическая процедура, частично выполняющая функции мониторинга успешности процесса. Она имеет преимущества: свободна от влияния личных симпатий или антипатий учителя и ученика, а также даёт возможность развивать у учащихся навыки самооценки, самоконтроля в дальнейшей деятельности. Основа контроля – тщательно переработанный учебный материал. Контролируется лишь тот материал, который изучали в классе или дома. Если материал едва упоминался в классе и не давался для самостоятельного закрепления, он не может проверяться. (слайд№3) Основные принципы рейтинговой системы можно сформулировать так:
- ученик волен сам выбирать стратегию своей деятельности, так как оценки предлагаемых видов деятельности определены заранее. Таким образом, рейтинговая система не самоцель в учебном процессе - она увязана с контролем, оценкой и коррекцией учебной деятельности школьников. Использование элементов рейтинговой системы уместно на всех уроках в начальной школе. ( Приложение № 6 ) Выведение оценки за урок по рейтинговой системе (слайд №4) Тема: Полезные ископаемые. Нефть. (слайд №5) Цели урока: (слайд №6)
её свойствами, образованием, месторождениями, транспортировкой и применением в народном хозяйстве.
Задачи урока:
процветанию Родины.
Оборудование: (слайд №7) посуда для проведения химических опытов: спиртовка, склянки с нефтью. Установка мультимедиа. Наглядность: (слайд №8) видеофильм "Работы на буровой", физическаякарта РФ; таблица-коллекция "Использование нефтепродуктов"; раздаточный материал, рефераты и сообщения по теме. Ход урока. I. Организационный момент. Приветствие. Рассаживание. Сообщение порядка подсчёта баллов за урок. (слайд №9) - Оценка за урок будет выставлена по сумме баллов двух проверочных работ: тестирование и построение графика, за сообщения из дополнительной литературы (по 5 баллов), будут учитываться ответы с места (по 1 баллу). Каждый правильный ответ поощряется жетоном, равным одному баллу. (слайд №10) На доске таблицы выведения оценки по рейтинговой системе. (см. приложения № 2, № 3) …………………………………………………………………………………………………………………………. II. Повторение пройденного. (слайд №11)
Ответы учащихся.
(см. приложение №4) Вопросы:
Проверка: взаимопроверка по образцу. (слайд №12)
(см. приложение №4) III. Постановка темы и цели урока: (слайд №13)
Мы рассмотрим свойства нефти, совершим экскурсию в места добычи нефти. IV. Знакомство со свойствами нефти. Демонстрация Нефти. Задание: Рассмотрите в стоящих на партах пробирках нефть. Опишем её свойства.
Запах - Резкий, (похожий на бензин)
В ложечке горит нефть. - Горючесть.
V. Применение, использование.
Ответы учащихся: Бензин, Ацетон ...
VI. Как образовалась нефть. Работа с учебником. Стр.165, первый абзац.
VII. Работа по физической карте. (слайд №16) Перечислить названия мест добычи нефти. Они называются месторождениями. - Ответы учеников: Западная Сибирь (Сургут), Куйбышевское месторождение (Самара), Саратовская обл.- С 1947 г. введены в промышленную разработку нефтяные залежи. (Перелюбский, Фёдоровский, Советский и др.районы) VII. Экскурсия к месторождению нефти. (слайд №17)
Комментарии: Место добычи нефти называется буровая. Люди, добывающие нефть - нефтяники. 2. Демонстрация видеофильма. (слайд №18) Места добычи нефти находятся далеко от мест проживания людей, в тайге, среди болот. Доставляют туда рабочих на вертолётах.
- Как думаете, зачем столько труб? - Что с ними делают? (Сначала бурят скважины, очень глубоко! Затем качают нефть)
Вот его-то и бурят) Физминутка. (Имитирующая действия буровиков) VIII. Транспортировка нефти.
( Например Саратовский нефтеперерабатывающий завод). Прочитайте стр. 166 (Работа по учебнику). Просмотр слайдов (фотографий). (слайд №19,20) XII. Вопросы Экологии. (слайд №21) Результаты работы групп. Учитель: -А бывает ли потеря нефти?
Ответы учащихся (Гр. №1) «Аварии на буровой» «Утечка нефти» (слайд №22) 2. Ответы учащихся (Гр. №2) «Сведения об авариях и разливах нефти. Слайды, фото). (слайд №23) - Посмотрите на тарелочки, в которых налита нефть в воду. - Что произошло с вылитой нефтью? Ответы: Нефть не растворилась, осталась пятном. - Пролитая нефть загрязняет природные объекты, наносит вред животным и растениям. Это и есть экологическая катастрофа.
(Что делать? Как очистить от нефти природные объекты?) Ответы учеников (дополнения) по 1 баллу; Подготовленные сообщения из дополнительной литературы - по 5 баллов. XIII. Конституция. Охрана природных богатств. Статья 58. Зачитать. (слайд №24) XIV. Подведение итогов. (слайд №25)
свойства нефти, способы её добычи, транспортировки.
Задания:
(см. приложение № 5) (слайд №26) Вопросы:
Итог: У кого получилась пятиконечная звезда? - Ставьте 5 б. (слайд №27) Остальные покажите мне. Выставление баллов.
Выведение оценок за урок. (слайд №28) XV. Домашнее задание. Стр. 165 – 166 читать. В тетради: таблица свойств нефти. ОТ АВТОРА: ПРИМЕНЕНИЕ: (слайд №29)
при изучении темы «Полезные ископаемые» (курс А.А.Плешакова «Окружающий мир – 4 класс»).
в начальной школе. Положительные результаты (слайд №30) использования элементов системы на уроке «НЕФТЬ» 1) реализация принципов объективности, точности, гласности, демократичности при оценке качества знаний учащихся; 2) формирование у учащихся позитивного стремления и потребности в получении знаний; 3) создание конкурентной среды среди учащихся; 4) внедрение новых современных педагогических и информационных технологий с целью сделать урок более насыщенным, разнообразить видами работ; 5) достижение конечного результата: освоение учащимися более высоких уровней знаний. Мониторинг успешности процесса (слайд №31) ПРИЛОЖЕНИЯ. Приложение № 1. Пример варианта текущего контроля. Урок математики 4 класс. Тема: Таблица единиц длины.
Планирование урока математики по теме «Таблица единиц длины» см. в приложении №6.
Приложение № 2. Таблица подсчёта уровня рейтинга по количеству баллов.
Приложение № 3 Виды контроля знаний учащихся на уроке по теме «НЕФТЬ» Приложение № 4. Лист контроля №1 (раздаточный материал)
Образец проверки тестирования:
Приложение № 5. Лист контроля №2 Проверочная работа (график) Образец проверки Приложение № 6. Математика 4 "А" класс Е.Э. Бутенко Тема: Таблица единиц длины. Цели урока: Провести урок по теме, с использованием элементов рейтинговой системы. Познакомить учащихся с приёмами перевода мер длины. Задачи урока: Учить детей заменять мелкие единицы длины - крупными, а крупные - мелкими. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки. Развивать умение решать текстовые задачи (простые и составные). Развивать познавательный интерес, активность учащихся на уроке. Воспитывать стремление к совместному творчеству. Наглядность: - Таблицы единиц длины. - Иллюстрация к задачам для математического диктанта. - Графопроектор для тестирования. - Абаки у детей. - Таблица подсчёта баллов. Ход урока: I. Орг. момент. Приветствие. Рассаживание. II. Постановка темы и цели урока:
набрать ... баллов. (показать таблицу подсчёта балов для выведения оценки) III. Индивидуальная работа по карточкам. 2 ученика - у доски. Решение примеров в 2 действия, столбиком. (88) (812) 525-352:4=(437) 203*4-188=(624) IV. Устный счёт. Работа с абаками. (оценка - 5 баллов) Задания
(За каждый правильный ответ учащиеся получают по одному баллу. Штрафные карточки раздаются за неправильные ответы) V. Проверка решений примеров у доски. Коллективная работа. (отвечающие у доски получают по 5 баллов) VI. Математический диктант. (оценка - 5 баллов) Наглядность-иллюстрация к задачам. Задачи. (Записать решение выражением). (Проверять с доски графопроектор) 1) В известном мультфильме был удав длиной 38 попугаев. А его подружка - мартышка длиной всего 2 попугая. Какова длина удава в мартышках? (38:2=19 (мартышек)) 2) Бабушка (удава из предыдущей задачи) в трое длиннее самого удава. Какова длина бабушки удава в попугаях? (38*3=114 (попугаев)) 3) Мартышка решила померить удава линейкой. Померила его только до середины, получилось 8 метров. Потом ей надоело, и она бросила измерение. Какова же длина удава в метрах? (8*2=16 (м)) (При проверке выставить баллы - правильный ответ - 5 баллов) (Дополнительно: Какова длина попугая в сантиметрах? (16:38=42см)
VII. Работа над новым материалом.
учебник стр. 42. Начать с самой малой величины
(открывать карточки)
Таблица: 1 км=1000 м 1 дм=10 см 1 м=10 дм 1 см=10 мм Таблица: 1 км=1000 м=100000 см=1000000 мм VIII. Закрепление. Цепочкой у доски. №206 3 км=3000 м 5 км=5000 м 10 км=10000 м №207 3000 м=3 км 2000 м=2 км 4000 м=4 км №209 650 мм=65 см 230 мм=23 см 100 мм=10 см (За каждый правильный ответ+1 балл) IX. Физ. минутка. Х. Работа над задачей №211. Прочтение. Разбор по вопросам учителя. При повторном прочтении составление чертежа на доске и в тетрадях. 160 км 160:2 (160+160:2):2 ? км По составленному чертежу (учителем с помощью учащихся), составляется общее выражение: 240 80 240 80 120 160+160:2+(160+160:2):2=(360 (км)) Ответ: весь путь равен 360 км. XI. Тестирование. (С использованием графопроектора) (оценка - 5 баллов)
б) 12 км 300 м в) 123 км 00 м ______________________________
б) 1 км 1022 м в) 11 км 22 м
21 единица III класса и 21 единица II класса а) 21 021 000 б) 210 210 000 в) 21 021
а) 375000 > 3750000 б) 375000 < 735000 в) 735000 < 537000
Учитель: Экологич. воспитан. Сообщить о месте произрастания баобаба и месте жительства обезьян а) 50:5=10 м б) 50*5=250 м в) 50-5=45 м Ключ: (на графопроекторе) 1 - б 2 - в 3 - а 4 - б 5 - а 5 правильных ответов - 5 баллов. Проверка работ, выставление баллов. XII. Подведение итогов урока:
XIII. Домашнее задание: Стр. 42 №215 - решение примеров в 2 действия №214 - числа на числ. XIV. Выставление оценок за урок. Оценки выставляются по кол-ву баллов: 15 б. и выше - "5" 12 б. - 14 б. - "4" 8 б. - 11б. - "3" 0 б. - 7 б. - "2" Дополнительно:
Самое высокое травянистое растение - банан. Достигает в высоту 15 метров, а соцветие достигает 2 метров и более в длину. На таком "колосе" согревают до 300 плодов. Сколько плодов можно собрать с 5 таких банановых растений? (300*5=1500 бананов) |
Районная выставка конкурс «Моя лучшая творческая разработка мероприятия,... Образовательная – расширить знания учащихся о жизни и деятельности великого русского ученого М. В. Ломоносова | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект интегрированного урока русского языка и литературы в 11 классе по теме «Слово есть поступок.» (А. Н. Толстой) Особенности... | ||
Положение о проведении регионального этапа Всероссийского конкурса... Летию со дня рождения писателя, философа А. Н. Радищева, 200-летию со дня рождения поэта М. Ю. Лермонтова, 110-летию со дня рождения... | Программа IV областного фестиваля социального документального кино... «Человек в кадре», посвященного 85-летию со Дня рождения В. М. Шукшина и 40-летию выхода на экраны его легендарного фильма «Калина... | ||
Доклад по теме «Выдающиеся открытия Ломоносова в естествознании» В 2011 г исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова, русского ученого-естествоиспытателя. Это человек энциклопедических... | Протокол заседания оргкомитета областного историко-патриотического конкурса «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству», посвященного 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза | ||
Чăваш Республикин ачасене хушма пĕлÿ паракан автономла учрежденийĕ «Космическая эра», посвященную 55-летию со дня запуска в космос первого искусственного спутника Земли, 105-летию со дня рождения... | Положение о всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества,... О всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества, посвященного 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова | ||
Положение о всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества,... О всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества, посвященного 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова | Приказ №578 о проведении в 2009 году конкурса научных достижений... «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “лэти” имени В. И. Ульянова (Ленина)» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Киекбаева), М. Хая (Мухамедьярова Х. Г.); 75 – летию со дня рождения Павлова Б. Н., Ягудина М. С., Нугуманова Б. М., Давлетова Г.... | Бековского района пензенской области Научно-исследовательская работа на Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся общеобразовательных учреждений, посвящённый... | ||
Библиографический указатель приурочен к столетию со дня рождения... К 100-летию со дня рождения : библиографический указатель / цбс калининского района [Санкт-Петербурга], црб им. В. Г. Белинского,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Торжественное открытие месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященного Дню защитников Отечества71-летию... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Номинация «Сценарий тематического урока, посвященного 150-летию со дня рождения Столыпина П. А.» |