Скачать 155.1 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВПО «ОмГПУ») Филологический факультет Кафедра литературы УТВЕРЖДАЮ Декан филологического факультета ___________________ Е.А. Глотова (подпись) «31» августа 2012 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «история зарубежной литературы XVII – XVIII вв.» цикла ДПП ГОС ВПО и входит в число обязательных дисциплин федерального компонента для специальности 050301.65 Русский язык и литература по учебному плану набора 2010 года форма обучения – ОЧНАЯ Составитель (и): Косяков Г.В. д.ф.н. профессор кафедры литературы и культурологии ______________ (подпись) Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО 2005 г. и рассмотрена на заседании кафедры литературы и культурологии «30» августа 2012 г., Протокол № 1 Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Москвина В.А. ___________________ (подпись) Рабочая программа одобрена Советом (Учебно-методической комиссией) филологического факультета «31» августа 2012 г. Протокол № 1. 2012 г.
Общая трудоемкость 108 часов.
Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины Цель курса – сформировать у студентов историко-культурные представления о литературном процессе ХVII – ХVIII вв., мировоззренческих, эстетических направлениях и стилях. Задачи курса: – познакомить студентов с ключевыми характеристиками барокко, классицизма, сентиментализма, предромантизма в западноевропейской литературе ХVII – ХVIII вв.; – сориентировать профессиональный интерес студентов на художественные приемы, эстетические принципы, отраженные в зарубежной литературе ХVII – ХVIII веков; – выявить эстетические доминанты наиболее характерных для эпохи литературных жанров; – сформировать навыки композиционного, тематического и сравнительного анализа классицистической трагедии, комедии, философской повести, просветительского романа; – расширить эрудицию и общую культуру студентов. В результате изучения курса «Зарубежная литература ХVII – ХVIII веков» студент должен знать определяющие черты эстетики данной эпохи, ее мировоззренческую основу и формы ее образного выражения; основные вехи развития испанской, французской, английской, итальянской и немецкой литературных традиций. Студент должен уметь анализировать художественный мир литературных произведений, исходя из особенностей эстетики и мировоззрения художника и его эпохи, выявлять ведущие характеристики философской позиции автора, а также преподавать изученный историко-культурный и историко-литературный материал в образовательных учреждениях.
(с распределением общего бюджета времени в часах)
Тема 1. Введение. Общая характеристика эпохи. Социально-политические процессы в Западной Европе XVII в. Смена культурной парадигмы. Кризис возрожденческого идеала. Философские системы века: Декарт, Юм, Локк. Роль научного познания и эксперимента. Значение механики в культурной парадигме эпохи. «Разум» как ключевое понятие эпохи. Стилевые и мировоззренческие доминанты литературы XVII в. Тема 2. Барокко как направление в искусстве. Понятие о барокко. Испанская поэзия барокко XVII в.: Гонгора и Кеведо. Ключевые характеристики гонгоризма и концептизма. Национальное своеобразие испанского театра. Жанровые истоки драматургии Кальдерона. «Драмы шпаги» в творческой эволюции Кальдерона. Проблема чести в пьесе Кальдерона «Саламейский алькальд». Проблема свободы человека в философской комедии Кальдерона «Жизнь есть сон». Религиозная и философская глубина ключевых символов пьесы. Нравственно-религиозная проблематика ауто Кальдерона. Шекспир, Лопе де Вега и Кальдерон. Тема 3. Понятие о классицизме. Иерархия классицистических жанров. Трактат «Поэтическое искусство» Н. Буало. Мировоззренческие основы и важнейшие черты поэтики классицизма. Особенности сюжета и композиции классицистического произведения. Классицисты о языке художественного произведения. Классицистический идеал. Буало о принципе подражания природе, разуму, античным образцам, принципе правдоподобия, принципе единства формы и содержания, о назначении искусства и художника, об иерархии жанров. Жанр трагедии в понимании Буало. Тема 4. Французский классицистический театр ХVII в. (Корнель, Расин, Мольер). Французский театр в эпоху Людовика XIV. Особенности конфликта и художественные принципы построения образа героя в трагедии Корнеля «Сид». Проблема патриотизма в трагедии Корнеля «Гораций». «Вторая» манера Корнеля: «Родогуна». Роль янсенизма в формировании мироощущения Ж. Расина. Нравственные ценности и страсти /пороки/ в трагедиях Расина «Андромаха», «Федра» и др. Сравнительная характеристика драматургии Корнеля и Расина. Нравственная проблематика и художественное своеобразие комедий Мольера. Трансформация фарсовых и бурлескных форм комического в творчестве Мольера. Комизм положений и комизм характеров в пьесах Мольера «Тартюф», «Скупой», «Мещанин во дворянстве». Роль Мольера в развитии мирового театра. Тема 5. Английская пуританская литература XVII в. Творчество Дж. Беньяна и Дж. Мильтона. Религиозные и нравственные ценности пуритантизма. Жанровое своеобразие аллегорического романа Дж. Беньяна «Путь Паломника». Жизненный и творческий путь Дж. Мильтона. Источники и особенности сюжета эпической поэмы «Потерянный рай». Жанровые особенности поэмы. Философская и религиозная глубина поэмы. Космизм и «музыка сфер» в поэме. Соединение барочных и классицистических традиций. Ключевые образы поэмы. Значение поэмы для мировой культуры. Мильтон и русская литература. Тема 6. Общая характеристика века Просвещения. Просвещение как идеологическое, философское и культурное направление Нового времени. Новое понимание человеческой природы и общества философами-просветителями. Теизм и пантеизм в учениях просветителей. Роль воспитания в идеологии Просвещения. И. Кант о Просвещении. Конституция США как политический манифест века Просвещения. Тема 7. Просвещение в Англии. Английский просветительский роман. Жанровые истоки, мировоззренческая основа и художественные принципы просветительского романа. Образ человека Нового времени в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо». Развенчание социальной и нравственной ущербности человека в романе «Путешествия Лемюэля Гулливера» Дж. Свифта. Поэтика и проблематика сатирических памфлетов Свифта. Г. Филдинг о естественном человеке и воспитании в романе «История Тома Джонса, найденыша». Тема 8. Просвещение во Франции. Особенности Просвещения во Франции. Разум и страсть в романе А. Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско». Энциклопедисты. Творческий путь Вольтера. Жанр философской повести в творчестве Вольтера. Просветительская драматургия Вольтера. Философская, нравственная и эстетическая позиция Д. Дидро. Антиклерикальная направленность романа Дидро «Монахиня». Дидро и становление жанра мещанской драмы. Тема 9. Сентиментализм в западноевропейской литературе. Сентиментализм как художественный метод. Категории чувствительности и отзывчивости в сентиментализме. Роман JI. Стерна «Сентиментальное путешествие Йорика по Франции и Италии» как выражение сентименталистской этики и эстетики. Сентиментализм в творчестве Ж.-Ж. Руссо. Концепция естественной любви в эпистолярном романе Руссо «Юлия, или Новая Элоиза». Философская и «кладбищенская» лирика эпохи сентиментализма: Э. Юнг и Т. Грей. Тема 10. Итальянская литература ХVIII в. Итальянская культура ХVIII в. Национальные особенности итальянского театра. К. Гольдони как реформатор итальянского театра. Гольдони и Мольер. Эстетическое и поэтическое своеобразие фьяб (сказок для театра) К. Гоцци. Основные направления полемики Гоцци и Гольдони. Тема 11. Немецкая литература ХVIII в. Культурная жизнь Германии в ХVIII в. Университетские центры. Немецкая классическая философия и немецкая литература. Г.-Э. Лессинг как теоретик искусства, критик, художник. Жанр мещанской драмы в творчестве Лессинга и Шиллера. Эстетические идеи представителей течения «Буря и натиск». Веймарский классицизм. Основные вехи жизни и творчества Шиллера. Основные мотивы лирики Шиллера. Жанр баллады в творчестве Шиллера. Художественное своеобразие драматургии Шиллера. Шиллер и Гете. Шиллер и русская культура. Периодизация жизни и творчества И.-В. Гете. Основные мотивы лирики Гете. Трагедия надломленного сознания в романе Гете «Страдания молодого Вертера». Диалог культур в «Римских элегиях» Гете. Особенности драматургии Гете. Творческий замысел и система образов трагедии Гете «Фауст». Проблема зла. Символическое звучание финала трагедии. Тема 12. Предромантизм в западноевропейской литературе. Смена культурной парадигмы в конце ХVIII в. Новое понимание природы и человека в лирике Р. Бернса. «Оссианизм» в истории мировой литературы. Категория иррационального в «готической» литературе.
5.1. Темы для самостоятельной работы: «Общая характеристика немецкой литературы XVII века»; «Жанр басни в творчестве Лафонтена»; «Нравы и философия эпохи XVII – XVIII веков в прозе Ж. Лабрюйера и Ф. Ларошфуко»; «Ж.-Ж. Руссо о развитии человеческого общества и искусства»; «Комизм характеров и положений в комедиях Бомарше». 6. Примерные темы курсовых работ (не предусмотрены 7. Формы текущей аттестации Проверка качества усвоения знаний по дисциплине проводится в устной и письменной форме: зачеты по текстам, контрольные и проверочные работы с вопросами репродуктивного и проблемного характера, бланковое тестирование, терминологические диктанты, литературоведческие и культурологические анализы, составление конспектов научных статей и глав монографических исследований. 8. Формы промежуточной аттестации Аттестация по курсу – экзамен. 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 9.1. Список текстов для прочтения по зарубежной литературе XVII – XVIII вв.
9.2. Основная литература: 1. Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М. : Academia, 2009. – 511 с. 2. Стадников, Г.В. Зарубежная литература и культура средних веков, Возрождения, XVII [Текст] / Г. В. Стадников. – М. : Наука, 2009. – 168 с. 9.3. Дополнительная литература: 1. История зарубежной литературы XVII в. [Текст] / под ред. М.В. Разумовской. – М. : Высшая школа, 2001. – 254 с. 2. История зарубежной литературы XVIII века [Текст] / под ред. Л.В. Сидоренко. – М. : Высшая школа, 2001. – 319 с. 3. Жирмунская, Н.А. От Барокко к романтизму: Статьи о французской и немецкой литературах [Текст] / Н. А. Жирмунская. – СПб. : Филологический факультет Санкт-Петербурского гос. ун-та, 2001. – 463 с. 4. Николюкин, А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / А. Н. Николюкин. – М. : НПК Интелвак, 2001. – 1594 с. 6. Теория литературных жанров [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М. Н. Дарвин [и др.] ; ред. Н. Д. Тамарченко. – М. : Академия, 2011. – 256 с. 7. Теория литературы [Текст] : в 2 т. / ред. Н. Д. Тамарченко. – М. : AcademiA, 2008. 9.4. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы. 1. Левин, Ю. Английская литература в России XVIII века [Электронный ресурс] / История Российско-Британских культурных связей. Авторские материалы и цитаты // © портал «Культура России», © ГИВЦ МК РФ: [сайт]. URL: http://www.mincult.ru/brit/histbr3.htm 2. Российская государственная библиотека – http: // www.rsl.ru 3. Омская государственная областная научная библиотека имени А.С. Пушкина http://www.lib.okno.ru/ 4. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук http://www.pushkinskijdom.ru/ |
Рабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы XVII xviii вв.» Дпп гос впо и входит в число обязательных дисциплин федерального компонента для специальности | Учебно-методический комплекс по дисциплине история зарубежной литературы XVII-XVIII вв «Зарубежная литература XVII – XVIII вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки :... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «история зарубежной литературы (XVII-XVIII веков)» с другими | ||
Рабочая программа 7 класс линия «сфера» всеобщая история Планирование соответствует программе и Федеральному государственному стандарту основного общего образования по истории и обеспечена... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы, протокол №4 от 17. 12. 08 | ||
Рабочая программа дисциплины «История зарубежной литературы» Программа рассмотрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы (протокол №1 от «21» сентября 2013г.) | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История... Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской... | ||
Рабочая программа Предмет история История Россия XVII Программа по курсу истории России XVII – XVIII вв являются продолжением авторской программы по курсу отечественной истории с древнейших... | Самостоятельная работа студентов (108 ч.) предполагает освоение ключевых... Курс зарубежной литературы XX века завершает образовательный процесс по сквозному курсу «История зарубежной литературы». В нем подводятся... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Юдовской А. Я, Ванюшкиной Л. М. «Новая история. Конец ХV-XVIII в. 7 класс»- м.: Просвещение, 2007, а также Программы общеобразовательных... | Вопросы к экзамену по курсу «история зарубежной литературы» По курсу «история зарубежной литературы» (литература новейшего времени: от kohцa XIX века до наших дней) | ||
Программно-компьютерное обеспечение по предметам Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... | Программа дисциплины «История зарубежной литературы ХХ века (первая половина)» Разработана Киричук Е. В., д ф н., профессором кафедры русской и зарубежной литературы | ||
Образовательная программа Муниципального Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... | Программа информатизации школы Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... |