Рабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы XVII xviii вв.»





Скачать 155.1 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы XVII xviii вв.»
Дата публикации15.11.2014
Размер155.1 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая учебная программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

Филологический факультет

Кафедра литературы


УТВЕРЖДАЮ
Декан филологического факультета

___________________ Е.А. Глотова

(подпись) «31» августа 2012 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине

«история зарубежной литературы XVIIXVIII вв.»

цикла ДПП ГОС ВПО и входит в число обязательных дисциплин федерального компонента для специальности

050301.65 Русский язык и литература

по учебному плану набора 2010 года

форма обучения ОЧНАЯ

Составитель (и): Косяков Г.В. д.ф.н. профессор кафедры литературы и культурологии ______________

(подпись)
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО 2005 г.

и рассмотрена на заседании кафедры литературы и культурологии

«30» августа 2012 г., Протокол № 1
Заведующий кафедрой

к.ф.н. доцент Москвина В.А. ___________________

(подпись)
Рабочая программа одобрена

Советом (Учебно-методической комиссией)

филологического факультета

«31» августа 2012 г. Протокол № 1.

2012 г.

  1. Таблица распределения общего объема часов по видам учебной работы



Курс

Семестр

Объем часов (по наличию видов занятий)

Форма промежуточного контроля

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Общая трудоемкость

Всего

Лекции

Практические занятия

Семинары

Лабораторные занятия

Другие виды занятий

Всего

Курсовая работа

Реферат

Другие виды самост. работы

2

3

108

50

34



16





58





58

экзамен

Общая трудоемкость 108 часов.



  1. Цель и задачи дисциплины.

Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины

Цель курса – сформировать у студентов историко-культурные представления о литературном процессе ХVII – ХVIII вв., мировоззренческих, эстетических направлениях и стилях. Задачи курса:

– познакомить студентов с ключевыми характеристиками барокко, клас­сицизма, сентиментализма, предромантизма в западноевропейской литературе ХVII – ХVIII вв.;

– сориентировать профессиональный интерес студентов на художественные приемы, эстетические принципы, отраженные в зарубежной литературе ХVII – ХVIII веков;

– выявить эстетические доминанты наиболее характерных для эпохи ли­тературных жанров;

– сформировать навыки композиционного, тематического и сравнитель­ного анализа классицистической трагедии, комедии, философской повес­ти, просветительского романа;

– расширить эрудицию и общую культуру студентов.

В результате изучения курса «Зарубежная литература ХVII – ХVIII веков» студент должен знать определяющие черты эстетики данной эпохи, ее ми­ровоззренческую основу и формы ее образного выражения; основные ве­хи развития испанской, французской, английской, итальянской и немецкой литературных традиций. Студент должен уметь анализировать художественный мир литературных произведений, исходя из особенностей эстетики и мировоззрения ху­дожника и его эпохи, выявлять ведущие характеристики философской позиции автора, а также преподавать изученный историко-культурный и историко-литературный материал в образовательных учреждениях.


  1. Тематический план

(с распределением общего бюджета времени в часах)




Раздел дисциплины, содержание

Всего

Аудиторные

Самостояте-льная работа

Формы межсессионного контроля

Лекции

Семинары

Лаборато-рные

1

Введение. Общая характеристика эпохи.


4

2

-


-

2

Терминологи-ческий диктант

2

Барокко как направление в искусстве.

4

2

-


-

2

Зачет по текстам

3

Понятие о классицизме. Иерархия классицистических жанров. Трактат «Поэтическое искусство» Н. Буало.

4

2

-


-

2

Терминологи-ческий диктант

4

Французский классицистический театр ХVII в. (Корнель, Расин, Мольер).



24

6

6


-

12

Зачеты по текстам, письменные и устные опросы, читательские отзывы

5

Английская пуританская литература XVII в. Творчество Дж. Беньяна и Дж. Мильтона.


8

2

2


-

4

Зачеты по текстам, письменные и устные опросы, читательские отзывы

6

Общая характеристика века Просвещения.


4

2

-


-

2

Конспектиро-вание философских трудов

7

Просвещение в Англии. Английский просветительский роман.


8

2

2


-

4

Зачеты по текстам, письменные и устные опросы

8

Просвещение во Франции.


12

4

2


-

6

Тестирование. Написание эссе.

Зачеты по текстам, письменные и устные опросы.

Конспекты монографи-ческих работ.

9

Сентиментализм в западноевропейской литературе.


8

2

2


-

4

Читательские отзывы.

Зачеты по текстам, письменные и устные опросы, читательские отзывы.

Конспекты.

10

Итальянская литература ХVIII в.

4

2

-

-

2

Читательские отзывы.

Конспекты.

11

Немецкая литература ХVIII в.


16

6

2


-

8

Зачеты по текстам.

12

Предромантизм в западноевропейской литературе.

12

2

-

-

10

Конспекты.

Всего по дисциплине


108

34

16

-

58







  1. Основное содержание дисциплины


Тема 1. Введение. Общая характеристика эпохи.

Социально-политические процессы в Западной Европе XVII в. Смена культурной парадигмы. Кризис возрожденческого идеала. Философские системы века: Декарт, Юм, Локк. Роль научного познания и эксперимента. Значение механики в культурной парадигме эпохи. «Разум» как ключевое понятие эпохи. Стилевые и мировоззренческие доминанты литературы XVII в.
Тема 2. Барокко как направление в искусстве.

Понятие о барокко. Испанская поэзия барокко XVII в.: Гонгора и Кеведо. Ключевые характеристики гонгоризма и концептизма. Национальное своеобразие испанского театра. Жанровые истоки драматургии Кальдерона. «Драмы шпаги» в творческой эволюции Кальдерона. Проблема чести в пьесе Кальдерона «Саламейский алькальд». Про­блема свободы человека в философской комедии Кальдерона «Жизнь есть сон». Религиозная и философская глубина ключевых символов пьесы. Нравственно-религиозная проблематика ауто Кальдерона. Шекспир, Лопе де Вега и Кальдерон.
Тема 3. Понятие о классицизме. Иерархия классицистических жанров. Трактат «Поэтическое искусство» Н. Буало.

Мировоззренческие основы и важнейшие черты поэтики классицизма. Особенности сюжета и композиции классицистического произведения. Классицисты о языке художественного произведения. Классицистический идеал. Буало о принципе подражания природе, разуму, античным образцам, принципе правдоподобия, принципе единства формы и содержания, о назначении искусства и художника, об иерархии жанров. Жанр трагедии в понимании Буало.
Тема 4. Французский классицистический театр ХVII в. (Корнель, Расин, Мольер).

Французский театр в эпоху Людовика XIV. Особенности конфликта и художественные принципы построения образа героя в трагедии Корнеля «Сид». Проблема патриотизма в трагедии Корнеля «Гораций». «Вторая» манера Корнеля: «Родогуна».

Роль янсенизма в формировании мироощущения Ж. Расина. Нравственные ценности и страсти /пороки/ в трагедиях Расина «Андромаха», «Федра» и др. Сравнительная характеристика драматургии Корнеля и Расина.

Нравственная проблематика и художественное своеобразие комедий Моль­ера. Трансформация фарсовых и бурлескных форм комического в творчест­ве Мольера. Комизм положений и комизм характеров в пьесах Мольера «Тартюф», «Скупой», «Мещанин во дворянстве». Роль Мольера в развитии мирового театра.
Тема 5. Английская пуританская литература XVII в. Творчество Дж. Беньяна и Дж. Мильтона.

Религиозные и нравственные ценности пуритантизма. Жанровое своеобразие аллегорического романа Дж. Беньяна «Путь Паломника». Жизненный и творческий путь Дж. Мильтона. Источники и особенности сюжета эпической поэмы «Потерянный рай». Жанровые особенности поэмы. Философская и религиозная глу­бина поэмы. Космизм и «музыка сфер» в поэме. Соединение барочных и классицистических традиций. Ключевые образы поэмы. Значение поэмы для мировой культуры. Мильтон и русская литература.
Тема 6. Общая характеристика века Просвещения.

Просвещение как идеологическое, философское и культурное направле­ние Нового времени. Новое понимание человеческой природы и общества философами-просветителями. Теизм и пантеизм в учениях просветителей. Роль воспитания в идеологии Просвещения. И. Кант о Просвещении. Конституция США как политический манифест века Просвещения.
Тема 7. Просвещение в Англии. Английский просветительский роман.

Жанровые истоки, мировоззренческая основа и художественные принципы просветительского романа. Образ человека Нового времени в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо». Развенчание социальной и нравственной ущербности человека в романе «Путешествия Лемюэля Гулливера» Дж. Свифта. Поэтика и проблематика сатирических памфлетов Свифта. Г. Филдинг о естественном человеке и воспитании в романе «История Тома Джонса, найденыша».
Тема 8. Просвещение во Франции.

Особенности Просвещения во Франции. Разум и страсть в романе А. Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско». Энциклопедисты. Творческий путь Вольтера. Жанр философской повести в творчестве Вольтера. Просветительская драматургия Вольтера. Философская, нравственная и эстетическая позиция Д. Дидро. Антиклерикальная направленность романа Дидро «Монахиня». Дидро и становление жанра мещанской драмы.
Тема 9. Сентиментализм в западноевропейской литературе.

Сентиментализм как художественный метод. Категории чувствитель­ности и отзывчивости в сентиментализме. Роман JI. Стерна «Сентименталь­ное путешествие Йорика по Франции и Италии» как выражение сентименталистской этики и эсте­тики. Сентиментализм в творчестве Ж.-Ж. Руссо. Концепция естественной любви в эпистолярном романе Руссо «Юлия, или Новая Элоиза».

Философская и «кладбищенская» лирика эпохи сентиментализма: Э. Юнг и Т. Грей.
Тема 10. Итальянская литература ХVIII в.

Итальянская культура ХVIII в. Национальные особенности итальянского театра. К. Гольдони как реформатор итальянского театра. Гольдони и Мольер.

Эстетическое и поэтическое своеобразие фьяб (сказок для театра) К. Гоцци. Основные направления полемики Гоцци и Гольдони.
Тема 11. Немецкая литература ХVIII в.

Культурная жизнь Германии в ХVIII в. Университетские центры. Немецкая классическая философия и немецкая литература. Г.-Э. Лессинг как теоретик искусства, критик, художник. Жанр мещанской драмы в творчестве Лессинга и Шил­лера.

Эстетические идеи представителей течения «Буря и натиск». Веймарский классицизм.

Основные вехи жизни и творчества Шиллера. Основные мотивы лирики Шиллера. Жанр баллады в творчестве Шиллера. Художественное своеобразие драматургии Шиллера. Шиллер и Гете. Шиллер и русская культура.

Периодизация жизни и творчества И.-В. Гете. Основные мотивы лирики Гете. Трагедия надломленного сознания в романе Гете «Страдания молодого Вертера». Диалог культур в «Римских элегиях» Гете. Особенности драматургии Гете. Творческий замысел и система образов трагедии Гете «Фауст». Проблема зла. Символическое звучание фи­нала трагедии.
Тема 12. Предромантизм в западноевропейской литературе.

Смена культурной парадигмы в конце ХVIII в. Новое понимание природы и человека в лирике Р. Бернса. «Оссианизм» в истории мировой литературы. Категория иррационального в «готической» литературе.

  1. Организация самостоятельной работы студентов

5.1. Темы для самостоятельной работы: «Общая характеристика немецкой литературы XVII века»; «Жанр басни в творчестве Лафонтена»; «Нравы и философия эпохи XVII – XVIII веков в прозе Ж. Лабрюйера и Ф. Ларошфуко»; «Ж.-Ж. Руссо о развитии человеческого общества и искусства»; «Комизм характеров и положений в комедиях Бомарше».
6. Примерные темы курсовых работ (не предусмотрены

7. Формы текущей аттестации

Проверка качества усвоения знаний по дисциплине проводится в устной и письменной форме: зачеты по текстам, контрольные и проверочные работы с вопросами репродуктивного и проблемного характера, бланковое тестирование, терминологические диктанты, литературоведческие и культурологические анализы, составление конспектов научных статей и глав монографических исследований.

8. Формы промежуточной аттестации

Аттестация по курсу – экзамен.

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Список текстов для прочтения по зарубежной литературе XVII – XVIII вв.

  1. Луис де Гонгора-и-Арготе. Лирика.

  2. Франциско де Кеведо-и-Вильегас. Лирика.

  3. Кальдерон де Ла Барка «Саламейский алькальд», «Жизнь есть сон».

  4. Никола Буало «Поэтическое искусство».

  5. Пьер Корнель «Сид», «Гораций», «Родогуна».

  6. Жан Расин «Андромаха», «Британник», «Федра», «Баязет».

  7. Жан Батист Мольер «Смешные жеманницы», «Скупой», «Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Мизантроп».

  8. Джон Беньян «Путь Паломника» (по желанию).

  9. Джон Мильтон «Потерянный рай», «Самсон-борец», лирика.

  10. Ханс Якоб Кристоффель Гриммельсхаузен «Симплициссимус» (по хрестоматии).

  11. Даниэль Дефо «Робинзон Крузо».

  12. Джонатан Свифт «Путешествия Лемюэля Гулливера», «Сказка о бочке».

  13. Генри Филдинг «История Тома Джонса, найденыша».

  14. Сэмюэл Ричардсон «Памела, или Вознагражденная добродетель» (по желанию).

  15. Ричард Бринсли Шеридан «Школа злословия».

  16. Лоренс Стерн «Сентиментальное путешествие Йорика по Франции и Италии».

  17. Роберт Бернс. Лирика.

  18. Анна Радклиф «Удольфские тайны» или «Итальянец».

  19. Карло Гольдони «Слуга двух господ» или «Хитрая вдова».

  20. Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам», «Турандот».

  21. Антуан Франсуа Прево «История Кавалера де Грие и Манон Леско».

  22. Дени Дидро «Монахиня», «Жак-фаталист», «О драматической поэзии», «Салоны».

  23. Жан де Лабрюйер «Характеры, или Нравы нашего века» (по желанию).

  24. Франсуа де Ларошфуко «Максимы» (на выбор).

  25. Мари Франсуа Аруа Вольтер «Орлеанская девственница», «Магомет, или Фанатизм», «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный», «Микромегас».

  26. Жан де Лафонтен «Басни».

  27. Пьер Огюстен Бомарше «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность», «Безумный день, или Женитьба Фигаро».

  28. Жан Жак Руссо «Рассуждение о начале и основаниях неравенства…», «Юлия, или Новая Элоиза».

  29. Готхольд Эфраим Лессинг «Лаокоон», «Эмилия Галотти».

  30. Иоганн Фридрих Шиллер «Разбойники», «Коварство и любовь», лирика.

  31. Иоганн Вольфганг Гете «Страдания молодого Вертера», «Эгмонт», «Римские элегии», лирика, «Фауст».


9.2. Основная литература:

1. Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М. : Academia, 2009. – 511 с.

2. Стадников, Г.В. Зарубежная литература и культура средних веков, Возрождения, XVII [Текст] / Г. В. Стадников. – М. : Наука, 2009. – 168 с.
9.3. Дополнительная литература:

1. История зарубежной литературы XVII в. [Текст] / под ред. М.В. Разумовской. – М. : Высшая школа, 2001. – 254 с.

2. История зарубежной литературы XVIII века [Текст] / под ред. Л.В. Сидоренко. – М. : Высшая школа, 2001. – 319 с.

3. Жирмунская, Н.А. От Барокко к романтизму: Статьи о французской и немецкой литературах [Текст] / Н. А. Жирмунская. – СПб. : Филологический факультет Санкт-Петербурского гос. ун-та, 2001. – 463 с.

4. Николюкин, А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / А. Н. Николюкин. – М. : НПК Интелвак, 2001. – 1594 с.

6. Теория литературных жанров [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М. Н. Дарвин [и др.] ; ред. Н. Д. Тамарченко. – М. : Академия, 2011. – 256 с.

7. Теория литературы [Текст] : в 2 т. / ред. Н. Д. Тамарченко. – М. : AcademiA, 2008.
9.4. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.

1. Левин, Ю. Английская литература в России XVIII века [Электронный ресурс] / История Российско-Британских культурных связей. Авторские материалы и цитаты // © портал «Культура России», © ГИВЦ МК РФ: [сайт]. URL: http://www.mincult.ru/brit/histbr3.htm

2. Российская государственная библиотека – http: // www.rsl.ru

3. Омская государственная областная научная библиотека имени А.С. Пушкина http://www.lib.okno.ru/

4. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук http://www.pushkinskijdom.ru/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы XVII xviii вв.» iconРабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы XVII xviii вв.»
Дпп гос впо и входит в число обязательных дисциплин федерального компонента для специальности
Рабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы XVII xviii вв.» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история зарубежной литературы XVII-XVIII вв
«Зарубежная литература XVII – XVIII вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы XVII xviii вв.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Рабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы XVII xviii вв.» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки :...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «история зарубежной литературы (XVII-XVIII веков)» с другими
Рабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы XVII xviii вв.» iconРабочая программа 7 класс линия «сфера» всеобщая история
Планирование соответствует программе и Федеральному государственному стандарту основного общего образования по истории и обеспечена...
Рабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы XVII xviii вв.» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы, протокол №4 от 17. 12. 08
Рабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы XVII xviii вв.» iconРабочая программа дисциплины «История зарубежной литературы»
Программа рассмотрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы (протокол №1 от «21» сентября 2013г.)
Рабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы XVII xviii вв.» iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История...
Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской...
Рабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы XVII xviii вв.» iconРабочая программа Предмет история История Россия XVII
Программа по курсу истории России XVII – XVIII вв являются продолжением авторской программы по курсу отечественной истории с древнейших...
Рабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы XVII xviii вв.» iconСамостоятельная работа студентов (108 ч.) предполагает освоение ключевых...
Курс зарубежной литературы XX века завершает образовательный процесс по сквозному курсу «История зарубежной литературы». В нем подводятся...
Рабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы XVII xviii вв.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Юдовской А. Я, Ванюшкиной Л. М. «Новая история. Конец ХV-XVIII в. 7 класс»- м.: Просвещение, 2007, а также Программы общеобразовательных...
Рабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы XVII xviii вв.» iconВопросы к экзамену по курсу «история зарубежной литературы»
По курсу «история зарубежной литературы» (литература новейшего времени: от kohцa XIX века до наших дней)
Рабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы XVII xviii вв.» iconПрограммно-компьютерное обеспечение по предметам
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Рабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы XVII xviii вв.» iconПрограмма дисциплины «История зарубежной литературы ХХ века (первая половина)»
Разработана Киричук Е. В., д ф н., профессором кафедры русской и зарубежной литературы
Рабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы XVII xviii вв.» iconОбразовательная программа Муниципального
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Рабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы XVII xviii вв.» iconПрограмма информатизации школы
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск