Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Факультет русского языка и литературы
Кафедра русской и зарубежной литературы
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «История зарубежной литературы»
для специальности «050301.65 – Русский язык и литература»
по циклу ДПП.Ф.13 – дисциплины предметной подготовки.
(федеральный компонент)
Очная форма обучения
Курс – 1, 2, 3, 4
Семестр – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Объём в часах всего – 750
Аудиторных часов - 300
в т. ч.: лекции – 210
практические занятия – 90
самостоятельная работа – 450
Зачет – 4, 8 семестры
Экзамен – 2, 6, 7, 9 семестры
| Заочная форма обучения
Курс – 1, 2, 3, 4
Семестр – устан., 2 ,4, 6, 7, 8
Объём в часах всего – 750
Аудиторных часов - 68
в т. ч.: лекции – 60
практические занятия – 8
самостоятельная работа – 682
Контрольная работа – 6 семестр Зачет – 1, 2 курсы
Экзамен – 2, 3, 4 курсы
|
Екатеринбург 2010 Рабочая учебная программа по дисциплине «История зарубежной литературы» ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Екатеринбург, 2010. – 89 с.
Составители:
С.И. Ермоленко (Раздел 1. История зарубежной литературы: античная литература);
Е.Ф. Шефер (Раздел 2. История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения. Раздел 3. История зарубежной литературы XVII - XVIII вв.);
М.Р. Чернышов (Раздел 4. История зарубежной литературы XIX века: первая и вторая половины);
Е.Г. Доценко (Раздел 5. История зарубежной литературы XX века: рубеж веков – XX век); Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы УрГПУ Протокол №9 от 13. 05. 2010
Зав. кафедрой ________ С. И. Ермоленко Руководитель учебного подразделения Н.И. Коновалова
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель и задачи курса дисциплины определяются требованиями к уровню подготовки выпускников, содержащимися в ГОС ВПО, а также квалификационными характеристиками специалистов. Цель курса: подготовить будущего учителя-словесника к решению учебно-методических, учебно-педагогических задач при изучении зарубежной литературы в общеобразовательном учреждении.
Задачи курса:
помочь студенту понять основные явления и общие закономерности историко-литературного процесса в зарубежных странах, определяемые движением литературных направлений, течений, логикой жанрово-стилевых процессов;
научить осмыслять важнейшие историко-литературные факты путем знакомства с их различными интерпретациями в критических работах и научных исследованиях;
способствовать закреплению навыков литературоведческого анализа;
раскрыть взаимосвязи и типологические схождения в развитии литератур Западной Европы, СНГ и русской словесности;
использовать огромный духовный потенциал зарубежной литературы для нравственно-эстетического воспитания студентов.
Методы и формы решения поставленных задач
Изучение истории зарубежной литературы опирается на академическую методологию с ее важнейшими принципами историзма и системности, предполагающими “вписанность” художественного явления в современный ему историко-литературный контекст, учет творческой эволюции писателя, рассмотрение произведения в тесной связи всех элементов его содержательно-формальной структуры. В зависимости от конкретной темы курса мы обращаемся к различным методам научного исследования: историко-генетическому, сравнительно-историческому, в том числе типологическому, историко-функциональному, а также системно-структурному анализу текста.
В основу программы положено стремление осмыслить мировой историко-литературный процесс в его динамической целостности и взаимосвязи системообразующих факторов. В связи с этим магистральной проблемой курса является проблема возникновения, развития и смены литературных направлений, предполагающая обращение к изучению творческого метода и его модификаций, обнаруживающих себя в динамике жанровых и стилевых процессов, эволюции ведущих жанров и стилей.
Решение поставленных задач осуществляется посредством лекций, практических занятий, а также различных форм самостоятельной работы студентов.
Учебно-тематическое планирование
Раздел 1. История зарубежной литературы
(античная литература)
2. 1. 1. Учебно-тематический план очной формы обучения
№ п/п
| Наименование раздела, темы
| Всего трудоем-кость
| Аудиторные занятия
| Самостоя-тельная работа
| Всего
| Лекции
| Практи-ческие
| Лабора-торные
| 1
| Значение античности в истории мировой культуры. Место литературы в системе античной культуры
| 8
| 2
| 2
|
|
| 6
| 2
| Мифология – «арсенал» и «почва» античного искусства
| 6
| 2
| 2
|
|
| 4
| 3
| Героический эпос. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Герои гомеровского эпоса как «полные представители национального духа»: принципы и приемы создания образов.
| 12
| 6
| 2
| 4
|
| 6
| 4
| Дидактический эпос. Поэма Гесиода «Труды и дни»
| 6
| 2
| 2
|
|
| 4
| 5
| Греческая лирика раннего классического периода
| 6
| 2
| 2
|
|
| 4
| 6
| Греческая литература эпохи расцвета. Греческая трагедия. Творчество Эсхила, Софокла, Еврипида. «Эдип-царь» Софокла – классический образец греческой трагедии.
| 10
| 4
| 2
| 2
|
| 6
| 7
| Древняя аттическая комедия и творчество Аристофана. «Всадники» Аристофана как общественно–политическая комедия.
| 10
| 6
| 2
| 4
|
| 4
| 8
| Литература эпохи эллинизма. Новоаттическая комедия и творчество Менандра
| 6
| 2
| 2
|
|
| 4
| 9
| Римская литература эпохи полисов. Народная комедия Плавта. Бытовая комедия Теренция
| 6
| 2
| 2
|
|
| 4
| 10
| Римская литература эпохи кризиса полисной системы. Поэты-неотерики и творчество Катулла
| 6
| 2
| 2
|
|
| 4
| 11
| Литература эпохи принципата Августа. Творчество Вергилия и Горация
| 8
| 2
| 2
|
|
| 6
| 12
| Творчество Овидия: идейно-эстетическая позиция, жанрово-стилевое своеобразие
| 6
|
|
|
|
| 6
| 13
| Серебряный век римской литературы. Творчество Федра, Ювенала, Марциала, Петрония.
| 8
| 2
| 2
|
|
| 6
| 14
| Поздняя римская литература. Апулей «Метаморфозы»
| 4
|
|
|
|
| 4
| ИТОГО:
| 102
| 34
| 24
| 10
|
| 68
| 2. 1. 2. Учебно-тематический план заочной формы обучения
№ п/п
| Наименование раздела, темы
| Всего трудоем-кость
| Аудиторные занятия
| Самостоя-тельная работа
| Всего
| Лекции
| Практи-ческие
| Лабора-торные
| 1
| Значение античности в истории мировой культуры. Место литературы в системе античной культуры
| 6
| 2
| 2
|
|
| 4
| 2
| Мифология – «арсенал» и «почва» античного искусства
| 5
|
|
|
|
| 5
| 3
| Героический эпос. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
| 8
| 2
| 2
|
|
| 6
| 4
| Дидактический эпос. Поэма Гесиода «Труды и дни»
| 6
|
|
|
|
| 6
| 5
| Греческая лирика раннего классического периода
| 6
|
|
|
|
| 6
| 6
| Греческая литература эпохи расцвета. Греческая трагедия. Творчество Эсхила, Софокла, Еврипида
| 10
| 2
| 2
|
|
| 8
| 7
| Древняя аттическая комедия и творчество Аристофана
| 6
|
|
|
|
| 6
| 8
| Литература эпохи эллинизма. Новоаттическая комедия и творчество Менандра
| 6
|
|
|
|
| 6
| 9
| Римская литература эпохи полисов. Народная комедия Плавта. Бытовая комедия Теренция
| 6
|
|
|
|
| 6
| 10
| Римская литература эпохи кризиса полисной системы. Поэты-неотерики и творчество Катулла
| 9
| 4
| 4
|
|
| 5
| 11
| Литература эпохи принципата Августа. Творчество Вергилия и Горация
| 6
|
|
|
|
| 6
| 12
| Творчество Овидия: идейно-эстетическая позиция, жанрово-стилевое своеобразие
| 4
|
|
|
|
| 4
| 13
| Серебряный век римской литературы. Творчество Федра, Ювенала, Марциала, Петрония
| 6
|
|
|
|
| 6
| 14
| Поздняя римская литература. Апулей «Метаморфозы»
| 6
|
|
|
|
| 6
| ИТОГО:
| 90
| 10
| 10
|
|
| 80
|
|