Для оптимизации образовательного процесса на уроках литературы в младшем и среднем звене провожу, с учётом «фантазийной» природы мышления в этом возрасте, уроки игрового и проблемного характера, а в старшем звене – уроки-лекции, уроки-семинары с элементами диспута (Кто нужен России – Штольц или Обломов?).
Часто использую нестандартные задания, задачи повышенной трудности, которые помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли актёра, и в роли учителя. Например, для развития внимания, мышления, воображения, памяти даю такие творческие упражнения:
составить словесный портрет литературного героя по воображению,
сделать книжки – малышки с загадками,
сочинить самим загадки, литературные произведения различных жанров,
составить рассказ по пословице или с включением в рассказ пословиц,
нарисовать иллюстрации к изучаемому произведению,
отгадать готовый кроссворд или составить самим (к изучаемому произведению),
инсценировать сказки, басни И.А. Крылова, используя костюмы,
сравнить басни Крылова, Эзопа, Лафонтена,
придумать вопросы для викторины к внеклассному чтению,
продолжить «неоконченное» произведение,
подготовить словарный диктант,
составить конспект, опорную таблицу,
найти «третий лишний»,
сочинить сказку на новый лад,
создать свой текст определённого жанра,
сочинить стихи по заданным рифмам и т.п.
В 5-7 классах учащиеся ведут читательские дневники, что способствует развитию связной речи, умению делать выводы, обобщения.
В 7 классе при изучении японской поэзии (хокку) учащимся предлагается посоревноваться с писателем и сочинить свои хокку по данному началу.
Басё Учащиеся1.Вода так холодна! 1.Вода так холодна!
(Уснуть не может чайка, А я прыгнул туда.
Качаясь на волне.) И, правда, холодна.
2.В чашечке цветка 2.В чашечке цветка
(Дремлет шмель. Не тронь его, Капелька росы стекла.
Воробей-дружок!) Малое море.
В 8-9 классах предлагаю написание оды. Например, сочинить и произнести хвалебную речь, посвященную некоторым персонажам басен И.А. Крылова: Моське – за смелость в критике вышестоящих инстанций; Муравью – за последовательную борьбу с тунеядством и т.п.
В старших классах учащиеся сопоставляют одноимённые стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова «Пророк» (9 класс), пишут рефераты, готовят сообщения, презентации и выступают с ними. Проводится конкурс «Защита читательского формуляра».
В 10 – 11 классах даю нестандартные темы сочинений. Например, «Напишите письмо Обломову (Штольцу, Ольге Ильинской, Агафье Матвеевне Пшеницыной, Захару) от своего имени, поговорив с адресатом по интересующим вас вопросам»; «Сочините обвинительную речь, адресованную Обломову», «Письмо Марии к молодёжи 21 века» (по повести В. Закруткина «Матерь человеческая»). Такие творческие работы очень заинтересовывают ребят, получаются интересными и оригинальными.
Большой интерес у учащихся вызывают литературные викторины, тесты, конкурсы на лучшего знатока изучаемого автора и его произведений, уроки – игры, конкурсы сочинений (5 кл. – «Берегите книгу!», 6 кл. – «Осень золотая»), конкурсы чтецов.
На уроках русского языка использую задания повышенной трудности, опережающего характера (По данным примерам вывести правило о правописании НЕ с причастиями: ненавидящий ложь; нераскрытая книга; книга не дописана; не открытая, а закрытая дверь; не засеянное пшеницей поле).
Особенно доступными и распространёнными методами и приёмами, способствующими быстрому достижению учебных задач, являются игровые:
составить анаграммы,
собрать рассыпанные предложения, отредактировать предложения (По дороге шел Генка и громко мяукал, его кот бежал рядом с хозяином. На голове девочки была белая панамка и синие туфельки, ей подарила мама.)
объяснить фразеологизм, обыграть его, проиллюстрировать.
Дети изображают фразеологизм «связать руки».
Внеклассная работа по развитию творческих способностей детей по предмету строится через занятия кружка «Занимательная грамматика», элективные курсы, викторины, конкурсы, олимпиады, предметные недели в школе, в рамках которых проходят различные мероприятия по русскому языку и литературе; во время проведения внеклассных мероприятий, на классных часах для учащихся, где являюсь классным руководителем.
Традиционным для меня стало проведение интеллектуальных игр , которые развивают и тренируют у школьников логическое мышление, эрудицию, интеллект, культуру речи, словарный запас, интуицию, умение работать в команде; комбинаторное и ассоциативное мышление («Эрудицион», «Мозговой штурм», «Интеллектуальный марафон»), где чаще всего отличаются именно одарённые дети.
Результатом работы с одарёнными детьми является ежегодное участие и победы школьников в Международном конкурсе «Русский медвежонок», в молодёжном филологическом чемпионате, Региональном конкурсе «Урок письма», конкурсах чтецов, в районных олимпиадах по русскому языку и литературе, в муниципальном этапе Международного конкурса юных чтецов «Живая классика»,
высокие результаты в сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе, количество медалистов, высокий процент поступления выпускников в вузы на бюджетной основе.
Система работы с одарёнными детьми способствует не только развитию гуманитарной культуры личности, интеллектуальных способностей школьников, но и формированию человека, которому дорога российская культура, дорога Родина.
В заключение приведу слова великих людей, с которыми я полностью согласна.
Мои ученики будут узнавать новое от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрываться, развивать собственные идеи.
Г. Песталоцци
Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский
Создание ситуации успеха - условие развития одарённой личности.
Использованная литература:
1. Александрова Г. Занимательный русский язык. Нескучный учебник.- Санкт-Петербург. Тригон,1997.
2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся./Под ред. Л.П. Крысина, О.С.Василькова. - Москва, Просвещение, 1995.
3. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход. – Москва. Айрис-пресс,2001.
4. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. Одаренные дети.- Москва, Прогресс,1991.
5. Воронина Н.В., Егорова Т.В. Олимпиады по русскому языку.9-11 классы.- Москва. ООО ТИД «Русское слово» -РС,2006.
6. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети.- Москва, Знание,1991.
7. Граник Г.Г. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл.- Москва, Просвещение.1991.
8. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Сост. Пташкина В.Н., Виноградова К.Е. и др.- Волгоград, Учитель, 2011.
9. Казбек-Казнева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 кл.- Москва. Айрис-пресс, 2006.
10. На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку. Кн. для учащихся. Л.Д. Чеснокова, С.Г.Букаренко и др. – Москва, Просвещение: Учебная лит-ра, 1996.
11. Розенталь Д.Э., Голуб. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – Москва, Айрис – пресс, 2005.
12. Нестандартные уроки. Русский язык .7 класс. Автор-составитель Сухова О.В. – Волгоград, Учитель,2011.
13. Русский язык. 5-7 классы. Необычные диктанты. Сост. Брагина С.А. - Волгоград, Учитель,2012.
14. По страницам литературных произведений. 5-11 классы. Викторины. Автор-составитель Курганова Л.А. – Волгоград, Учитель, 2009.