В своей работе использую нетрадиционные типы уроков: в 5-6 классах уроки-путешествия, уроки игры Путешествие в город простых и сложных предложений, квн по





Скачать 74.85 Kb.
НазваниеВ своей работе использую нетрадиционные типы уроков: в 5-6 классах уроки-путешествия, уроки игры Путешествие в город простых и сложных предложений, квн по
Дата публикации15.11.2014
Размер74.85 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
В своей работе использую нетрадиционные типы уроков: в 5-6 классах - уроки-путешествия, уроки - игры (Путешествие в город простых и сложных предложений, КВН по фразеологии). В старших классах – семинары, диспуты. В 9 классе при изучении темы «Стили речи» учащиеся сочиняют сказку «Колобок» (или другую) в разных стилях. Например, в научном стиле: «Пожилые люди старше шестидесяти лет решили приготовить хлебобулочное изделие из следующих ингредиентов: злаковые мелкого помола, Н2О и другие. После того, как все ингредиенты были найдены по сусекам и амбарам, пожилая чета приступила к процессу выпечки, по окончании чего поставила на оконную раму для процесса охлаждения…(из работы учащегося).

В официально-деловом стиле:

Розыск.

Потерялся круглый хлебобулочный продукт из муки грубого помола. Откликается на имя Колобок. Диаметр примерно 20 см. Особые приметы: румяный, имеет поджаристый левый бок; музыкальный, умеет петь песню «Я от бабушки ушёл…»; весёлый, хитрый, коммуникабельный.

Просьба к зайцу, волку, медведю и лисе - не беспокоить, т.к. он от вас всё равно уйдёт.

Обращаться к гражданам дедке и бабке. Нашедшему – вознаграждение (дадим откусить). (Из работы учащегося).



При отборе теоретического и практического материала учитываются дидактические задачи, цели урока, индивидуальные и психологические особенности учащихся.

На уроках даю задания: помоги товарищу проверить написанную работу, найди ошибки; использую разноуровневые творческие, шуточные задания, вопросы из ЕГЭ. Конечно, подобные упражнения даются не на каждом уроке, а когда позволяет тема занятия.

Как сказал мыслитель Конар, талант - это способность делать то, чему нас никто не учил. Учащимся с выраженным литературным талантом нравится сочинять рассказы, стихи, сказки, загадки. Юные поэты представляют своё творчество на конкурсах в школе, районе, в библиотеке, публикуют на страницах районной газеты. Вот, например, отрывок из «Памятки об экологии», написанной учеником 10 класса:

Экология нужна,

В высшей степени важна.

Чтоб порядок соблюдать,

В чистоте весь Мир держать,

Должен правила ты знать

И всегда их выполнять.

Правила не так сложны,

Впрочем, даже и просты.

Первое, что должен знать, -

Это мусор убирать

И в контейнеры бросать.

Ну и сам ты не сори,

Всё в порядке содержи,

И тогда вокруг тебя

Будет только чистота.

Если это понял ты,

То и друга научи…

Для оптимизации образовательного процесса на уроках литературы в младшем и среднем звене провожу, с учётом «фантазийной» природы мышления в этом возрасте, уроки игрового и проблемного характера, а в старшем звене – уроки-лекции, уроки-семинары с элементами диспута (Кто нужен России – Штольц или Обломов?).

Часто использую нестандартные задания, задачи повышенной трудности, которые помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли актёра, и в роли учителя. Например, для развития внимания, мышления, воображения, памяти даю такие творческие упражнения:

  • составить словесный портрет литературного героя по воображению,

  • сделать книжки – малышки с загадками,

  • сочинить самим загадки, литературные произведения различных жанров,

  • составить рассказ по пословице или с включением в рассказ пословиц,

  • нарисовать иллюстрации к изучаемому произведению,

  • отгадать готовый кроссворд или составить самим (к изучаемому произведению),

  • инсценировать сказки, басни И.А. Крылова, используя костюмы, c:\documents and settings\анк\рабочий стол\мамочка\фото\изображения 312.jpgc:\documents and settings\анк\рабочий стол\мамочка\фото\изображения 320.jpg

  • сравнить басни Крылова, Эзопа, Лафонтена,

  • придумать вопросы для викторины к внеклассному чтению,

  • продолжить «неоконченное» произведение,

  • подготовить словарный диктант,

  • составить конспект, опорную таблицу,

  • найти «третий лишний»,

  • сочинить сказку на новый лад,

  • создать свой текст определённого жанра,

  • сочинить стихи по заданным рифмам и т.п.

В 5-7 классах учащиеся ведут читательские дневники, что способствует развитию связной речи, умению делать выводы, обобщения.

В 7 классе при изучении японской поэзии (хокку) учащимся предлагается посоревноваться с писателем и сочинить свои хокку по данному началу.

Басё Учащиеся

1.Вода так холодна! 1.Вода так холодна!

(Уснуть не может чайка, А я прыгнул туда.

Качаясь на волне.) И, правда, холодна.

2.В чашечке цветка 2.В чашечке цветка

(Дремлет шмель. Не тронь его, Капелька росы стекла.

Воробей-дружок!) Малое море.

В 8-9 классах предлагаю написание оды. Например, сочинить и произнести хвалебную речь, посвященную некоторым персонажам басен И.А. Крылова: Моське – за смелость в критике вышестоящих инстанций; Муравью – за последовательную борьбу с тунеядством и т.п.

В старших классах учащиеся сопоставляют одноимённые стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова «Пророк» (9 класс), пишут рефераты, готовят сообщения, презентации и выступают с ними. Проводится конкурс «Защита читательского формуляра».

В 10 – 11 классах даю нестандартные темы сочинений. Например, «Напишите письмо Обломову (Штольцу, Ольге Ильинской, Агафье Матвеевне Пшеницыной, Захару) от своего имени, поговорив с адресатом по интересующим вас вопросам»; «Сочините обвинительную речь, адресованную Обломову», «Письмо Марии к молодёжи 21 века» (по повести В. Закруткина «Матерь человеческая»). Такие творческие работы очень заинтересовывают ребят, получаются интересными и оригинальными.

Большой интерес у учащихся вызывают литературные викторины, тесты, конкурсы на лучшего знатока изучаемого автора и его произведений, уроки – игры, конкурсы сочинений (5 кл. – «Берегите книгу!», 6 кл. – «Осень золотая»), конкурсы чтецов.

На уроках русского языка использую задания повышенной трудности, опережающего характера (По данным примерам вывести правило о правописании НЕ с причастиями: ненавидящий ложь; нераскрытая книга; книга не дописана; не открытая, а закрытая дверь; не засеянное пшеницей поле).

Особенно доступными и распространёнными методами и приёмами, способствующими быстрому достижению учебных задач, являются игровые:

  • составить анаграммы,

  • собрать рассыпанные предложения, отредактировать предложения (По дороге шел Генка и громко мяукал, его кот бежал рядом с хозяином. На голове девочки была белая панамка и синие туфельки, ей подарила мама.)

  • объяснить фразеологизм, обыграть его, проиллюстрировать.

c:\documents and settings\анк\рабочий стол\мамочка\фото\изображения 023.jpg Дети изображают фразеологизм «связать руки».

Внеклассная работа по развитию творческих способностей детей по предмету строится через занятия кружка «Занимательная грамматика», элективные курсы, викторины, конкурсы, олимпиады, предметные недели в школе, в рамках которых проходят различные мероприятия по русскому языку и литературе; во время проведения внеклассных мероприятий, на классных часах для учащихся, где являюсь классным руководителем.

Традиционным для меня стало проведение интеллектуальных игр , которые развивают и тренируют у школьников логическое мышление, эрудицию, интеллект, культуру речи, словарный запас, интуицию, умение работать в команде; комбинаторное и ассоциативное мышление («Эрудицион», «Мозговой штурм», «Интеллектуальный марафон»), где чаще всего отличаются именно одарённые дети.

c:\documents and settings\анк\рабочий стол\мамочка\фото\изображения 352.jpgg:\конкурс история фото\изображение 010.jpg

Результатом работы с одарёнными детьми является ежегодное участие и победы школьников в Международном конкурсе «Русский медвежонок», в молодёжном филологическом чемпионате, Региональном конкурсе «Урок письма», конкурсах чтецов, в районных олимпиадах по русскому языку и литературе, в муниципальном этапе Международного конкурса юных чтецов «Живая классика»,

dscn2653dscn2668dscn2670

высокие результаты в сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе, количество медалистов, высокий процент поступления выпускников в вузы на бюджетной основе.

Система работы с одарёнными детьми способствует не только развитию гуманитарной культуры личности, интеллектуальных способностей школьников, но и формированию человека, которому дорога российская культура, дорога Родина.

В заключение приведу слова великих людей, с которыми я полностью согласна.

Мои ученики будут узнавать новое от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрываться, развивать собственные идеи.

Г. Песталоцци

Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В.А. Сухомлинский

Создание ситуации успеха - условие развития одарённой личности.

Использованная литература:

1. Александрова Г. Занимательный русский язык. Нескучный учебник.- Санкт-Петербург. Тригон,1997.

2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся./Под ред. Л.П. Крысина, О.С.Василькова. - Москва, Просвещение, 1995.

3. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход. – Москва. Айрис-пресс,2001.

4. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. Одаренные дети.- Москва, Прогресс,1991.

5. Воронина Н.В., Егорова Т.В. Олимпиады по русскому языку.9-11 классы.- Москва. ООО ТИД «Русское слово» -РС,2006.

6. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети.- Москва, Знание,1991.

7. Граник Г.Г. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл.- Москва, Просвещение.1991.

8. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Сост. Пташкина В.Н., Виноградова К.Е. и др.- Волгоград, Учитель, 2011.

9. Казбек-Казнева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 кл.- Москва. Айрис-пресс, 2006.

10. На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку. Кн. для учащихся. Л.Д. Чеснокова, С.Г.Букаренко и др. – Москва, Просвещение: Учебная лит-ра, 1996.

11. Розенталь Д.Э., Голуб. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – Москва, Айрис – пресс, 2005.

12. Нестандартные уроки. Русский язык .7 класс. Автор-составитель Сухова О.В. – Волгоград, Учитель,2011.

13. Русский язык. 5-7 классы. Необычные диктанты. Сост. Брагина С.А. - Волгоград, Учитель,2012.

14. По страницам литературных произведений. 5-11 классы. Викторины. Автор-составитель Курганова Л.А. – Волгоград, Учитель, 2009.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В своей работе использую нетрадиционные типы уроков: в 5-6 классах уроки-путешествия, уроки игры Путешествие в город простых и сложных предложений, квн по iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведение нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения...
В своей работе использую нетрадиционные типы уроков: в 5-6 классах уроки-путешествия, уроки игры Путешествие в город простых и сложных предложений, квн по iconУрок-путешествие, урок-игру. На тему: «Состав чисел 6 и Вычитание из 6, из »
Особенно это касается учителя начальных классов, т к в начальных классах уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-исследования и другие...
В своей работе использую нетрадиционные типы уроков: в 5-6 классах уроки-путешествия, уроки игры Путешествие в город простых и сложных предложений, квн по iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для выполнения учебного плана в течение 8 недель после окончания учебных занятий проводятся занятия в нетрадиционной форме (экскурсии,...
В своей работе использую нетрадиционные типы уроков: в 5-6 классах уроки-путешествия, уроки игры Путешествие в город простых и сложных предложений, квн по iconПоэтому в своей работе я использую нетрадиционные методы и формы...
«включением» в работу обоих полушарий мозга при помощи разнообразной системы заданий
В своей работе использую нетрадиционные типы уроков: в 5-6 классах уроки-путешествия, уроки игры Путешествие в город простых и сложных предложений, квн по iconПримерное планирование уроков русского языка в 9 классе умк львовой
Понятие о сложносочинённом предложении (уроки 20 21) § 11. Виды сложносочинённых предложений (уроки 22 23)
В своей работе использую нетрадиционные типы уроков: в 5-6 классах уроки-путешествия, уроки игры Путешествие в город простых и сложных предложений, квн по iconПрограмма развития школьной библиотеки на 2012-2015 г г. Информационная...
Массовая работа (обзоры литературы, уроки внеклассного чтения, праздники книги, литературные игры, творческие конкурсы, интеллектуальные...
В своей работе использую нетрадиционные типы уроков: в 5-6 классах уроки-путешествия, уроки игры Путешествие в город простых и сложных предложений, квн по iconУроки обж. Типы уроков. Требования к уроку
Б18 Байбородова, Л. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности : метод пособие / Л. В. Байбородова, Ю. В. Индюков....
В своей работе использую нетрадиционные типы уроков: в 5-6 классах уроки-путешествия, уроки игры Путешествие в город простых и сложных предложений, квн по iconУроки и переменки
Планирование этих уроков составлено на основе указаний методического пособия Е. В. Бунеевой, М. А. Яковлевой «Уроки чтения по книге...
В своей работе использую нетрадиционные типы уроков: в 5-6 классах уроки-путешествия, уроки игры Путешествие в город простых и сложных предложений, квн по iconСовременные подходы к изучению сложных предложений в 9-11 классах
Речь с использованием сложных предложений уже свидетельствует о более глубоком мыслительном процессе. Развитие связной речи учащихся...
В своей работе использую нетрадиционные типы уроков: в 5-6 классах уроки-путешествия, уроки игры Путешествие в город простых и сложных предложений, квн по iconУрок по русскому языку 5 класс тема: «Сложные предложения»
...
В своей работе использую нетрадиционные типы уроков: в 5-6 классах уроки-путешествия, уроки игры Путешествие в город простых и сложных предложений, квн по iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уроки проводятся в различных формах, с различным содержанием. Уроки друг друга не повторяют. В 5-8 классах он основывается на конкретное...
В своей работе использую нетрадиционные типы уроков: в 5-6 классах уроки-путешествия, уроки игры Путешествие в город простых и сложных предложений, квн по iconУрок репортаж; Урок вернисаж; Урок круглый стол; Урок-игра «Угадай мелодию»
Нестандартные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся. Поэтому, эти уроки в своей...
В своей работе использую нетрадиционные типы уроков: в 5-6 классах уроки-путешествия, уроки игры Путешествие в город простых и сложных предложений, квн по iconУроков 1 Интегрированный урок по теме «Путешествие в страну моей мечты»
...
В своей работе использую нетрадиционные типы уроков: в 5-6 классах уроки-путешествия, уроки игры Путешествие в город простых и сложных предложений, квн по iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уроки чтения – это уроки постижения литературно-художественного произведения, уроки развития речи, уроки формирования читательских...
В своей работе использую нетрадиционные типы уроков: в 5-6 классах уроки-путешествия, уроки игры Путешествие в город простых и сложных предложений, квн по iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Ковалентная связь», таблица «Ионная связь», карточки с формулами простых и сложных веществ, основа сводной итоговой таблицы «Типы...
В своей работе использую нетрадиционные типы уроков: в 5-6 классах уроки-путешествия, уроки игры Путешествие в город простых и сложных предложений, квн по iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Я работаю в качестве руководителя мо учителей математики уже третий год. В своей работе мне приходится часто посещать уроки своих...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск