«Рецепты научного поиска»





Название«Рецепты научного поиска»
Дата публикации18.11.2014
Размер54.7 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Научно-практическая конференция
«Рецепты научного поиска»
1. Отличие исследования от реферата

При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. Это особенно показательно в гуманитарных областях. На одних и тех же источниках можно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Только суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов. Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Реферат может рассматриваться как один из этапов научно-исследовательской работы.
2. Что такое исследовательская деятельность?

Это такая форма организации работы, которая связана с неизвестным заранее решением.
3. С чего начать работу?

  • Выбрать объектную область исследования – ту или иную предметную дисциплину (математика, биология, литература и т.д.).

  • Выбрать объект (определенный процесс или явление, своеобразный носитель проблемы)

  • Определить тему исследования. Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. Необходимо выделить вопросы, рассмотрение которых позволит достаточно полно раскрыть исследуемую проблему.

  • Обосновать актуальность темы – объяснить необходимость изучения данной темы. Например, актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.

На данном этапе работы не всегда можно точно определить тему исследования, пути и способы ее разработки и осуществления. Для этого необходимо изучить научную литературу по вопросу. После чего тема обычно уточняется, изменяется.

  • Изучить научную литературу. Можно делать выписки в виде конспектов (интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения), фиксировать исключительно цитаты, составлять тезисы, аннотации, рецензии и т.д. Не нужно пытаться включить в исследование весь имеющийся материал, как бы звучны не были имена и цитаты. Не следует стремиться к заимствованию материала. Ведь основой для получения нового знания должны служить не чьи-то, а собственные мысли, пусть и возникшие в ходе знакомства с чужими работами как отклик на них.

  • Определить гипотезу – предположение, которое в процессе работы либо подтверждается, либо опровергается (оно должно быть подкреплено научными данными, логическими соображениями). При формулировке гипотезы обычно используют словесные конструкции типа: «если…, то…»; «так…, как…»; «при условии, что…», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установления причинно-следственных связей.

  • Определить цель и задачи исследования.

Наиболее типичные цели: определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций.

Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.
4. Наблюдение и эксперимент

Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Надо понимать и помнить, что смотреть и слушать может каждый, а вот видеть и слышать способны не все. Смотрим мы глазами, слушаем ушами, а видим и слышим умом.

Например, каждый может увидеть, как ведут себя дети на перемене в школе; посмотреть, как они двигаются; послушать, какие они издают звуки. Но только умный, наблюдательный исследователь, глядя на поведение своих одноклассников в школе, может сделать много интересных выводов, суждений и умозаключений.

Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить и все это также можно использовать в ваших исследованиях.

Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» и переводится на русский как «проба, опыт». Это ведущий метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления.

Эксперимент предполагает, что вы активно воздействуете на то, что исследуете. Так, например, вы можете экспериментально определить, при какой температуре замерзают разные жидкости (вода, молоко, солярка и др.); как быстро способен обучиться ваш щенок или котенок новым командам; как относится к различной музыке ваш попугай; какие овощи и фрукты больше всего любит ваша черепаха. Опишите сначала планы, а затем результаты своих экспериментов.
5. Структура работы

Введение должно включать в себя: формулировку темы; актуальность исследования; проблему исследования; объект, предмет; цель, задачи; гипотезы; методы исследования; этапы исследования; структуру исследования; его практическую значимость; краткий анализ литературы. Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы. Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 2-3 страницы.
Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования; главы 2-3 описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.
Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.
Библиографический список – это список изученной по теме литературы, представленный специальным образом. Наиболее удобен алфавитный способ группировки.
Примеры правил оформления в списке различных вариантов изданий.

Книга одного и более авторов:

1. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Интеллектцентр, 2001. – 296 с.

2. Госс В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие. – М.: Мысль, 1984. – 268 с.
Сборник с коллективным автором:

Теоретические проблемы и технологии инновационного менеджмента в образовании: Сб. науч. Статей / Сост. О.С. Орлов. – Великий Новгород: РИС, 2000. – 180 с.
Статья из газеты и журнала:

Михайлов Г.С. Психология принятия решений // Журнал прикладной психологии. – 2001. - № 5. – С. 2-19.
Статья из энциклопедии и словаря:

Бирюков Б.В., Гастев Ю.А., Геллер Е.С. Моделирование // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1974. – Т.16. – С. 393-395.

Инновация // Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. – Минск, 1995. – С. 50-51.
Приложение – это часть документа научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др. Каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.
___________________

Использованы материалы:

1.  Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности». - //ж-л «Практика административной работы в школе» - № 5, 2004.

2. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике. - //ж-л «Практика административной работы в школе» - № 5, 2004.

3. Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении. - //ж-л «Практика административной работы в школе» - №6 и №7, 2003.

4. Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников. - //ж-л «Практика административной работы в школе» - №1, 2004.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Рецепты научного поиска» iconМетодические рекомендации студентам по написанию рефератОВ
Написание реферата является одной из форм обучения, направленной на организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов,...
«Рецепты научного поиска» iconГ. П. Щедровицкий Стратегия научного поиска
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Рецепты научного поиска» iconКонспект урока по информатике для учащихся 11 класса «Средства поиска данных в Интернете»
Введение. Содержание дисциплины и порядок ее изучения. Фактографический поиск. Математические модели фактографического поиска. Информационная...
«Рецепты научного поиска» iconДля поступающих в аспирантуру Требования к содержанию и оформлению рефератов по специальности
Четкое определение временных и пространственных границ научного поиска. Разработка плана
«Рецепты научного поиска» iconРабочая программа дисциплины в. Од. 2 Методология науки и методы...
Целью освоения дисциплины «Методология науки и методы научных исследований» является формирование у магистрантов углубленных знаний...
«Рецепты научного поиска» iconМетодические указания по написанию и оформлению рефератов
Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы...
«Рецепты научного поиска» iconЧастное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы...
«Рецепты научного поиска» iconМетодические указания по написанию рефератов по дисциплине «Финансовый менеджмент»
Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы...
«Рецепты научного поиска» iconМетодические указания по написанию и оформлению рефератов Назначение реферата реферат
Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы...
«Рецепты научного поиска» iconКонтрольная работа по «Информатике» На тему: Исследование эффективности...
Результат своих подсчетов я свела в таблицу, заполнила её в соответствии с требованиями (сосчитала кол-во полезных ссылок, определила...
«Рецепты научного поиска» iconКонтрольная работа по «Информатике» На тему: Исследование эффективности...
Результат своих подсчетов я свела в таблицу, заполнила её в соответствии с требованиями (сосчитала кол-во полезных ссылок, определила...
«Рецепты научного поиска» iconНакопление научной информации Учебные вопросы Структура и содержание...
А созданные до него средства исследования не являются адекватными проблеме. Это противоречие источник творческого состояния исследователя,...
«Рецепты научного поиска» iconИсследование эффективности поиска сведений в интернете
Хх столетия. Эта дисциплина возникла в ответ на увеличившуюся потребность в эффективных методах сбора, обработки, хранения, поиска...
«Рецепты научного поиска» iconПрисутствовали: 7 человек
Введение. Содержание дисциплины и порядок ее изучения. Фактографический поиск. Математические модели фактографического поиска. Информационная...
«Рецепты научного поиска» icon«Знакомство с субд ms access»
Введение. Содержание дисциплины и порядок ее изучения. Фактографический поиск. Математические модели фактографического поиска. Информационная...
«Рецепты научного поиска» iconОбщие сведения о продукте пкф
Введение. Содержание дисциплины и порядок ее изучения. Фактографический поиск. Математические модели фактографического поиска. Информационная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск