Научно-исследовательская работа студентов (далее нирс) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных применять на практике полученные знания, умения и навыки





Скачать 494.14 Kb.
НазваниеНаучно-исследовательская работа студентов (далее нирс) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных применять на практике полученные знания, умения и навыки
страница1/4
Дата публикации20.07.2013
Размер494.14 Kb.
ТипНаучно-исследовательская работа
100-bal.ru > Литература > Научно-исследовательская работа
  1   2   3   4




СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

1. Организация научно-исследовательской работы

5

2. Структура научно-исследовательской работы

9

3. Образец оформления научно-исследовательской работы




Использованная литература

15


ВВЕДЕНИЕ

При переходе на ФГОС СПО 3 поколения большое значение придается реализации идеи приобщения студентов к научно-исследовательской и творческой деятельности. Возросла роль некоторых качеств личности, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др.

Научно-исследовательская работа студентов (далее НИРС) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных применять на практике полученные знания, умения и навыки.

Привлечение к научно-исследовательской работе студентов позволяет использовать их творческий и интеллектуальный потенциал для решения актуальных задач современной науки.

Основными задачами научно-исследовательской работы студентов являются:

• овладение студентами научным, исследовательским методом познания и на его основе углубленное и творческое освоение мировоззренческого и учебного материала;

• овладение методикой и средствами самостоятельного решения творческих, научных и технических задач;

• приобретение навыков работы с научной литературой и ознакомление с методами организации научной работы.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Научно-исследовательская работа – это исследование по узкой теме, с привлечением не только научной литературы, но и документальных источников. Научно-исследовательская работа предполагает введение в оборот каких-либо новых документов, фактов, теорий, доказанных фактами и т.п.

К основным этапам НИР относятся:

1. Выбор темы исследования.

Одним из важных моментов организации научно-исследовательской работы студентов является выбор темы научного исследования.

Тема должна быть актуальной и отличаться новизной в решении данной научной проблемы. Эффект научной работы будет значительнее, когда она направлена на решение конкретной и достаточно узкой научной задачи, которую можно разработать глубоко и всесторонне и закончить за определенный срок.

Выбору темы могут способствовать следующие приемы:

– просмотр обзоров достижений науки и техники, публикуемых в научных журналах, как в нашей стране, так и за рубежом, просмотр реферативных журналов;

– ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях науки и техники. На «стыках» наук часто выявляются новые и важные открытия;

– работа над старыми объектами при помощи новых методов с новых позиций, с привлечением новых фактических материалов;

– просмотр каталогов защищенных диссертаций.

2. Изучение состояния вопроса по предполагаемой теме по фундаментальной, периодической и патентной литературе, составление литературного обзора. Постановка задачи.

Литературный обзор по данной научной теме – ознакомление с литературными источниками, изучение сделанного по данной проблеме, как в нашей стране, так и за рубежом. Это невозможно осуществить без тщательного исследования новейших данных, полученных научными институтами, центрами и лабораториями. Использовать новейшие достижения позволяет мировая информационная сеть Интернет. На основе изучения существующих литературных данных делается заключение о достоинствах и недостатках выполнения близких по теме работ, а также методики исследований, о полученных результатах и адекватности их трактовки.

На основании литературного обзора делается вывод об актуальности выбранной темы, о предполагаемых результатах, которые могут быть получены в результате исследования, ставится конкретная задача научного исследования.

3. Выбор и обоснование методики эксперимента (методики расчета для теоретической работы), указание возможной погрешности эксперимента.

Рассматривается методика эксперимента (методика расчета для теоретической работы). Методика научного исследования должна соответствовать уровню современных научных достижений и быть признанной в научном мире. Она должна обеспечить достижение цели, позволить получить достоверные данные.

Метод – это своеобразный инструмент научного исследования, позволяющий изучить предмет глубоко и всесторонне, проникнуть в суть решаемого противоречия. Он является своеобразным связующим звеном между теорией и практикой, т.е. между поставленными задачами и процессом их решения.

Исследование – поиск информации по какой-либо проблеме, за которым следует ее обобщение (написание работы или заключения). Исследование предполагает работу с несколькими источниками информации и проведение методов исследования.

Ни один проект не должен остаться без того или иного вида исследования, иначе он превратится в обычный реферат.

Для каждого проекта выбирается свой метод исследования.

Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Может использоваться анализ сравнительно-правовой, статистический, системно-структурный, системно-генетический, монографический, факторный, исторический, психоанализ, контент-анализ.

Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему).

Классификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком.

Моделирование – изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.

Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и общий признак объектов.

Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

Прогнозирование – специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.

Синтез – соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов:

Лабораторный эксперимент – полевой, или естественный эксперимент. Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент.

Опыт – исследование какого-либо явления природы с вмешательством в процесс явления со стороны исследователя.

Опрос – наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Опрос может быть устным (личным) или письменным.

Интервью – наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанной на непосредственном, личном контакте с респондентом. При формализованном интервью используется опросный лист, содержащий заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них.

Анкетирование – метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы. Анкета - социологический инструментарий, представляющий собой определенным образом структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования.

4. Разработка плана исследования.

5. Решение поставленной задачи, т.е. непосредственное выполнение экспериментального или теоретического исследования (накопление собственного материала). Проведенный эксперимент может сопровождаться и теоретическими исследованиями.

6. Анализ полученных результатов, сравнение с теорией, с результатами других авторов, формирование конкретных выводов.

7. Составление научного отчета (или оформление НИР) с выводам и рекомендациями, оценка экономической эффективности проведенного исследования.

8. Защита работы или доклада на научной конференции, семинаре. Написание статьи в научный журнал, оформление работы на смотр, конкурс.

2. СТРУКТУРА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

1. Титульный лист;

2. Содержание;

3. Введение (актуальность, практическая значимость);

4. Обзор литературы по данной теме;

5. Материалы и методы исследований;

6. Результаты исследований и их обсуждение;

7. Заключение;

8. Выводы;

8. Список литературы;

9. Приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, обозначается проблема, формулируются объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования, указываются использованные методы и база исследования, отмечается теоретическая и практическая значимость полученных результатов, обозначается структура работы.

Во введении надо показать актуальность избранной темы исследования, необходимость разрешения выявленных проблем, обусловленных состоянием современной науки, особенностями социальной обстановки, потребностями общества и развивающейся личности.

Необходимо показать прикладной характер результатов исследования, основные сферы их применения. Эти положения будут составлять практическую значимость исследования.

В основной части работы излагается материал по теме, приводится анализ информационных источников, решаются задачи, сформулированные во введении.

Оформление глав научной работы также имеет свою специфику. Работа должна строиться так, чтобы переход от первой главы к другой был необходимым, чтобы сделанное предшествующее вело к последующему.

Каждая глава представляет собой самостоятельную, достаточно большую по объему и логически завершенную часть научного изыскания. Поэтому она имеет собственное название, которое должно полностью соответствовать общей теме исследования и не выходить за ее рамки. При делении главы на разделы, название и содержание последних подчиняются общему названию главы и должны быть связаны с задачами исследования.

Содержание работы должно раскрывать тему исследования. Тексты глав заканчиваются выводами по проведенной части исследования, которые должны подтверждать или опровергать положения гипотезы и соответствовать задачам данной главы. Поэтому выводы кратко, в обобщенной форме указывают, какие результаты получены автором при написании данной главы. Выводы могут также давать конкретные ответы на вопрос о том, как решена каждая из поставленных задач. Результаты решения поставленных задач и составляют основное содержание выводов.

Главы, разделы и подразделы работы должны иметь заголовки, четко и кратко отражающие содержание разделов, но не повторяющие названия работы. Название глав следует располагать с нового листа в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. Нумерация глав по порядку арабскими цифрами. Таким разделам, как содержание, введение, заключение, список использованных источников номер не присваивается. Нумерация разделов внутри глав состоит из двух цифр разделенных точкой: номера главы и порядкового номера раздела – 1.1. или 1.2. и т.д. (слово "раздел" или "подраздел" писать не нужно). Нумерация подразделов внутри разделов состоит из номера главы, номера раздела и порядкового номера подраздела - 1.1.1. или 1.1.2. и т.д. Более дробное подразделение нежелательно.

Графический материал. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией. Номер следует размещать под иллюстрацией посередине после слова Рисунок. Если в работе только одна иллюстрация, её нумеровать не следует и слово Рисунок под ней не пишут. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Например, "... в соответствии с рисунком 2" при сквозной нумерации и "... в соответствии с рисунком 1.2" при нумерации в пределах раздела. Допустима также ссылка на иллюстрацию заключенная в скобках, например (рис. 4).

Все рисунки должны иметь подписи, точка в конце названия не ставится. Использованные на рисунках условные обозначения должны быть пояснены в подрисуночных подписях.

Таблицы. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова Таблица. Допускается нумерация таблиц в пределах раздела. Если в работе одна таблица, её не нумеруют и слово Таблица не пишут. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Например, "... в соответствии с таблицей 2" при сквозной нумерации и "... информация представлена в таблице 1.2" при нумерации в пре-делах раздела. Допустима также ссылка на иллюстрацию заключенная в скобках, например (табл. 4).

Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова Таблица по центру. Слово Таблица и заголовок начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится. Заимствованные из работ других авторов таблицы должны содержать после названия ссылку на источник этой информации.

Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки со строчных, если последние подчиняются заголовку.

В заключении последовательно излагаются сформулированные в ходе анализа научной литературы теоретические положения (выводы) и достигнутые практические результаты, которые должны являться содержательным ответом на поставленные в исследовании задачи и подтверждать основные положения гипотезы. Только в этом случае можно с уверенностью сказать, что цель работы достигнута.

В тексте заключения целесообразно использовать, например, такие утвердительные формулировки: «В ходе исследования было выявлено», «были сформулированы», «были сделаны», «были выработаны практические рекомендации для…» и т. п.

В заключении важно указать возможность прикладного использования полученных в работе результатов, отметить возможные перспективы дальнейшего углубления темы.

После заключения помещается список использованной литературы. Источники записываются под номерами в алфавитном порядке с полным указанием библиографического описания. В тексте указываются ссылки на номер источника в квадратных скобках, например [1].

Вспомогательные материалы, которые могут загромождать текст основной части, помещают в приложения. Это могут быть тексты вопросников, опросные листы, протоколы (собеседований, обследований), копии отчетных листов, таблицы и рисунки.

Каждое приложение начинается с нового листа. В правом верхнем углу записывается слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» и ставится его номер (без знака №), если приложение не одно.

На приложения должны быть ссылки в основном тексте работы, например, «(см. Приложение I)» или «Результаты анкетирования (см. Приложение I) позволяют говорить о …».

Список литературы составляется по алфавиту, по фамилии первого автора (если приведено несколько работ одного автора, то они располагаются по годам написания) и нумеруется. Сначала даются работы на русском языке, затем – иностранные. В списке литературы библиографическое описание формируется следующим образом: Фамилия, И.О. автора (если авторов несколько – то всех авторов); название статьи или книги; если эта статья, то приводится название журнала или сборника; год, том, номер, страницы (если книга, то общее число страниц; если статья, то страницы от - до); для книг указывается место издания и издательство (можно сокращенно). Название статьи отделяется от названия журнала и от названия сборника двумя косыми линиями. В список литературы вносятся только процитированные в тексте источники.

Ниже представлен образец оформления научно-исследовательской работы.
VIII ВСЕРОССИЙСКИЙ МОЛОДЁЖНЫЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО ПРОБЛЕМАМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ЭКОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЮНЭКО»

_______________________________________________________

Секция: социальная экология
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Научно-исследовательская работа студентов (далее нирс) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных применять на практике полученные знания, умения и навыки iconРекомендации по выполнению и оформлению курсовых и дипломных работ челябинск
Научно-исследовательская работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств...
Научно-исследовательская работа студентов (далее нирс) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных применять на практике полученные знания, умения и навыки iconРабочая программа дисциплины «Информационная культура»
Цель курса – обеспечение профессиональной подготовки специалистов, способных применять знания, умения и навыки информационного самообеспечения...
Научно-исследовательская работа студентов (далее нирс) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных применять на практике полученные знания, умения и навыки iconЕжегодная Студенческая научно-техническая конференция мгту «мами»...
Мгту «мами» является одним из важнейших компонентов единой системы Научно-исследовательской работы студентов (нирс) мгту. На снтк...
Научно-исследовательская работа студентов (далее нирс) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных применять на практике полученные знания, умения и навыки iconОтчет по научно-исследовательской работе студентов экономического факультета за 2012-2013 г
Научно-исследовательская работа студентов является действенным средством повышения качества подготовки специалистов и проводится...
Научно-исследовательская работа студентов (далее нирс) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных применять на практике полученные знания, умения и навыки iconСамостоятельная работа студентов
Уметь применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, повышать уровень речевой культуры, орфографической и пунктуационной...
Научно-исследовательская работа студентов (далее нирс) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных применять на практике полученные знания, умения и навыки iconУрока : систематизация знаний, умений, навыков
Метапредметные: применять приобретенные знания, умения, навыки в повседневной жизни, использовать родной язык как средство получения...
Научно-исследовательская работа студентов (далее нирс) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных применять на практике полученные знания, умения и навыки iconРабочая программа дисциплины «Грузовые перевозки»
Дисциплина имеет целью подготовить специалистов в сфере автомобильного транспорта широкого профиля, способных самостоятельно применять...
Научно-исследовательская работа студентов (далее нирс) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных применять на практике полученные знания, умения и навыки iconУрок музыки в 4-м классе Тема урока «музыка и кино»
Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и кинематографического искусств;...
Научно-исследовательская работа студентов (далее нирс) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных применять на практике полученные знания, умения и навыки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и литературного искусств; учить учащихся...
Научно-исследовательская работа студентов (далее нирс) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных применять на практике полученные знания, умения и навыки iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
Научно-исследовательская работа студентов (далее нирс) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных применять на практике полученные знания, умения и навыки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью дисциплины является приобретение теоретических знаний об основах сварки и резки металлов, подготовке оборудования для газовой...
Научно-исследовательская работа студентов (далее нирс) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных применять на практике полученные знания, умения и навыки iconНаучно-исследовательская работа студентов: нирс современный аспект
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский энергетический институт (технический...
Научно-исследовательская работа студентов (далее нирс) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных применять на практике полученные знания, умения и навыки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работать над развитием экономического мышления, памяти, умения применять полученные знания на практике
Научно-исследовательская работа студентов (далее нирс) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных применять на практике полученные знания, умения и навыки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные: сформировать у учащихся умения извлекать необходимую информацию и применять полученные знания на практике
Научно-исследовательская работа студентов (далее нирс) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных применять на практике полученные знания, умения и навыки iconТема урока: Ненаследственная изменчивость. Лабораторная работа №5...
Формировать навыки познавательного мышления, развивать умения применять знания на практике. Восптитывать наблюдательность, внимательность,...
Научно-исследовательская работа студентов (далее нирс) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных применять на практике полученные знания, умения и навыки iconКурсовая работа Разработка проекта аис на примере муз «Городская больница»
Курсовая работа является одним из видов учебных занятий и выполняется в соответствии с учебным планом специальности. При написании...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск