Конспект урока по русскому языку в 9-ом классе Лингвостилистический анализ текста Д. Гранина





Скачать 55.15 Kb.
НазваниеКонспект урока по русскому языку в 9-ом классе Лингвостилистический анализ текста Д. Гранина
Дата публикации01.12.2014
Размер55.15 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла №55 имени А. Невского»

города Курска



Конспект урока по русскому языку в 9-ом классе

Лингвостилистический анализ текста Д. Гранина

Подготовила: Ямпольская Ольга Евгеньевна,

учитель русского языка и литература

Курск 2010

Тема урока: Лингвостилистический анализ текста Д. Гранина

Цели урока: 1) организовать деятельность обучающихся по систематизации знаний, создать условия для подготовки к ЕГЭ по русскому языку: отрабатывать навыки определения стиля, типа речи предложенного для анализа текста, умения определять круг проблем, поднятых в тексте, авторское отношение к ним; учитывать лингвостилистические особенности стиля автора,; продолжить подготовку к выполнению заданий части В; отрабатывать навыки написания сжатого изложения; 2) содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи обучающихся; 3) воспитывать толерантность, интерес к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественными текстами.

Оборудование урока: учебники, тетради с печатной основой, памятки «Как писать сжатое изложение», «Методы компрессии исходного текста», тесты, лист рефлексии.

Методические приемы: сообщение учителя, анализ текстов в разноуровневых группах, выполнение творческого задания.

План урока

1.Организация начала урока 2. Целеполагание 3. Лингвистическая разминка 4. Кластер 5. Работа с памяткой «Как писать сжатое сочинение» 6. Работа с текстом 7. Самостоятельная творческая работа 8. Подведение итогов самостоятельной работы 9. Работа с тестами 10. Домашнее задание

Ход урока

  1. Организация начала урока

  2. Целеполагание

- Сегодня мы будем работать с текстом, проанализируем его, попробуем отработать навыки написания сжатого изложения, вспомним методы компрессии текста, продолжим работу с тестами.

3. Лингвистическая разминка

- Когда вы начнете работать с текстом, вам нужно будет ответить на ряд вопросов. - Определяя тему текста, какой вопрос вы зададите? ( О чем говорится в тексте?) -Формулируя основную мысль? ( Что автор хотел сказать?) Определяя речевую ситуацию? ( Где? С кем? Зачем?) Зачем нужно определять речевую ситуацию?



4. Кластер Д.Гранин. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это имя? Д.Гранин ( писатель, публицист, общественный деятель, «Иду на грозу», «Блокадная книга», КИМ ЕГЭ, Ленинград) В конце урока мы вернемся к этому кластеру, и вы сможете его добавить новыми ассоциациями.

5. Работа с памяткой «Как писать сжатое изложение» Сегодня мы проанализируем текст Д.Гранина и сделаем его компрессию. Вначале давайте вспомним памятку «Как писать сжатое изложение». 1) Определите тему текста 2) Сформулировать основную мысль 3) Определите стиль 4) Выделить микротемы 5) Определите способ сокращения текста 6) Передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом

6. Работа с текстом. Чтение текста. Беседа по вопросам: - Какова тема текста? ( Культура, истинная и ложная культура) - Основная мысль? ( Для человека нравственнее быть, а не казаться. Истинная культура неотделима от отношения к труду). – Определяем речевую ситуацию ( 1- много; официальная обстановка; воздействие на массы). Публицистический стиль - Какие проблемы поднимает автор в этом тексте? (Проблемы жизненного выбора. Что для человека важнее: быть или казаться интеллигентным, образованным. Проблема подлинных и мнимых ценностей. Необходимо быть честным по отношению прежде всего к себе. Подлинную культуру необходимо отличать от псевдокультуры) - Какова позиция автора? ( Автор считает, что откровенный неинтерес более честен, чем мнимое приобщение к культуре) - Определим количество абзацев и микротем: а)Новые знакомые б) Недалекий старый плотник в) Ермаков в глазах прораба г) Внутренняя честность перед собой Прежде чем приступить к написанию текста, давайте вспомним методы компрессии текста.



Содержательные приемы компрессии текста: 1) Разделение информации на главную и второстепенную, исключение второстепенной и несущественной информации 2) Свертывание исходной информации за счет обобщения

Языковые приемы компрессии текста: 1) Замены: А) замена однородных членов обобщающим наименованием Б) замена фрагмента текста синонимичным выражением В) замена предложения или его части указательным местоимением Г) замена сложноподчиненного предложения простым Д) замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением 2) Исключения: А) исключение повтора Б) исключение фрагмента предложения В) исключение одного или нескольких синонимов 3) Слияния: А) слияние нескольких предложений в одно

- Сегодня на уроке мы попытаемся отработать несколько методов, а именно, замену сложноподчиненного предложения простым, замену однородных членов обобщающим наименованием, слияние нескольких предложений в одно.

- Вместе с вами мы сделаем компрессию 1 абзаца, а далее вы будете работать самостоятельно. ( чтение первого предложения) Живые, смешливые, остроумные… Каким одним словом мы можем заменить эти однородные члены? (остроумные) - Какой метод компрессии текста мы использовали в этом предложении? ( замена однородных членов обобщающим наименованием ) - Второе предложение оставляем без изменений. Третье предложение СПП превратим в простое. Четвертое – пятое – слияние двух предложений в одно. - Шестое предложение. Обратите внимание на шестое предложение. (Замызганных спецовках, наивысшего образования). Как вы думаете, эти слова случайны в тексте? Необходимо ли их оставить без внимания? ( Чтобы сохранить стиль, индивидуальность автора, нам их необходимо оставить). 7. Творческое задание Мы с вами сделали компрессию первого абзаца текста, далее вы самостоятельно поработаете с остальным текстом, используя эти методы сжатия: 1 ряд – 2-ой абзац 2 ряд – 3-ий абзац 3 ряд – 4-ый абзац 8. Подведение итогов работы в группах (Чтение текстов)



- Какие приемы компрессии текста вы использовали? ( Замена СПП простым предложением, слияние нескольких предложений, исключение фрагмента предложения)

9. Работа с тестами. – Экзамен, который вам предстоит сдать в конце учебного года, состоит из нескольких частей, одна из которых – работа с тестами. Перед вами, выберите из них те вопросы, которые вам наиболее близки и ответьте на них. ( 3 мин.)



10. Домашнее задание Одно из заданий экзамена – это написание сочинения по заданному тексту, дома я попрошу вам написать сочинение, в котором вы выразите свое отношение к проблемам, поднятым Д.Граниным. Круг проблем, поднятых в рассказе, важен и имеет первостепенное значение для формирования жизненной позиции человека. Я думаю, что у каждого из нас на этот счет есть свое мнение.

11. Рефлексия

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по русскому языку в 9-ом классе Лингвостилистический анализ текста Д. Гранина iconПримерного положения о студенческом общежитии
Лингвостилистический анализ текста. Синтаксис и морфология. Подготовка к гиа и егэ по русскому языку
Конспект урока по русскому языку в 9-ом классе Лингвостилистический анализ текста Д. Гранина iconВикторина по обж «Правила дорожного движения и безопасность пешеходов». 8, 10
Лингвостилистический анализ текста. Синтаксис и морфология. Подготовка к гиа и егэ по русскому языку
Конспект урока по русскому языку в 9-ом классе Лингвостилистический анализ текста Д. Гранина iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе с использованием электронных
Обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста
Конспект урока по русскому языку в 9-ом классе Лингвостилистический анализ текста Д. Гранина iconФидаров роберт Олегович оценка эффективности протезирования пациентов...
Лингвостилистический анализ текста. Синтаксис и морфология. Подготовка к гиа и егэ по русскому языку
Конспект урока по русскому языку в 9-ом классе Лингвостилистический анализ текста Д. Гранина icon«замки тевтонских рыцарей» польша варшава – торунь – гданьск – гдыня – сопот – мальборк – нидица
Лингвостилистический анализ текста. Синтаксис и морфология. Подготовка к гиа и егэ по русскому языку
Конспект урока по русскому языку в 9-ом классе Лингвостилистический анализ текста Д. Гранина iconДом англичанина – его крепость. Козлова Н. С. научный руководитель...
Лингвостилистический анализ текста. Синтаксис и морфология. Подготовка к гиа и егэ по русскому языку
Конспект урока по русскому языку в 9-ом классе Лингвостилистический анализ текста Д. Гранина iconКонспект открытого урока по русскому языку в 6 классе
Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения
Конспект урока по русскому языку в 9-ом классе Лингвостилистический анализ текста Д. Гранина iconРабочая программа по русскому языку (элективный курс)
Гиа в 9 классе проверяет умения писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать...
Конспект урока по русскому языку в 9-ом классе Лингвостилистический анализ текста Д. Гранина iconКонспект открытого урока по русскому языку в 1 классе по теме: Перенос слов
Создать эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия образовательного материала
Конспект урока по русскому языку в 9-ом классе Лингвостилистический анализ текста Д. Гранина iconКонспект урока литературы в 11 классе ( 2 часа ) Тема Анализ эпизода...
Плакат «Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения», «Роль эпизода в тексте»
Конспект урока по русскому языку в 9-ом классе Лингвостилистический анализ текста Д. Гранина iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Конспект урока по русскому языку в 9-ом классе Лингвостилистический анализ текста Д. Гранина iconКонспект урока по русскому языку на тему: «сочетания жи-ши, ча-ща,...
Цель урока: формирование иноязычных речевых умений в различных видах деятельности
Конспект урока по русскому языку в 9-ом классе Лингвостилистический анализ текста Д. Гранина iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи»
Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний
Конспект урока по русскому языку в 9-ом классе Лингвостилистический анализ текста Д. Гранина iconКонспект урока по русскому языку с использованием эор в 4 классе...
Цель урока: систематизация знаний учащихся, повторение и закрепление изученных орфограмм в 3 классе
Конспект урока по русскому языку в 9-ом классе Лингвостилистический анализ текста Д. Гранина iconКонспект урока по русскому языку во 2 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
Конспект урока по русскому языку в 9-ом классе Лингвостилистический анализ текста Д. Гранина iconКонспект урока по русскому языку в 4 классе
Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск