ГБОУ СПО Педагогический колледж № 4 СПБ. Методические рекомендации к написанию рефератов
по курсу
«Социальная психология».
Пояснительная записка.
Уважаемые студенты! Реферат – этап самостоятельной учебной работы студента по усвоению научной информации, приобщение к научному исследованию. Сам термин «реферат» ( в пер. с лат.- докладывать, сообщать) имеет два значения: 1 – краткое изложение научной работы, содержания прочитанного текста; 2 – доклад на какую – либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.
Данная методическая разработка призвана оказать реальную помощь студентам в выполнении этого вида учебной работы.
Написание реферата целесообразно начинать с изучения и конспектирования предложенной литературы.
После конспектирования источников и глубокого их изучения можно приступать к написанию реферата, который может быть трёх видов:
Критическая рецензия
Аналитический обзор по проблеме
Критический анализ разных точек зрения
Содержание и оформление реферата должно соответствовать следующим требованиям:
Реферат выполняется на стандартных, плотных листах формата А4.
Оформление допускается в печатном виде или рукописно аккуратно и разборчиво.
Печатный реферат должен содержать не менее 15 страниц.
Реферат, написанный от руки, должен иметь объём 20 – 25 страниц. Строки пишутся ровно, по трафарету. Текст пишется синей, фиолетовой или чёрной авторучкой.
Текст помещается на одной стороне страницы. Необходимо оставлять поля : в левой части листа – 2 см., сверху, справа, снизу – 1 см.
Страницы реферата должны быть плотно скреплены.
К сдаче предъявлять реферат желательно в прозрачном файле.
Страницы реферата должны быть пронумерованы. Титульный лист не нумеруется.
На титульном листе указывается учебное заведение, предмет, тема реферата, ФИО студента, группа, ФИО преподавателя, год.
В тексте должны быть выделены абзацы, отделяющие логическое начало новой части материала.
В тексте допускаются цитаты с использованием ссылок на источник в списке литературы.
Реферат должен состоять из плана; введения, в котором может быть представлена актуальность и обоснование выбора темы; основной части, в которой раскрывается основное содержание темы; заключения, где представлены выводы, ссылки, рекомендации.
Теоретический материал должен опираться на авторские работы. Желательно показать, как авторские идеи и разработки могут быть применены к реальным условиям современной жизни.
Последний лист реферата отводится для списка литературы. Сначала перечисляется основная литература, затем дополнительная. Список литературы должен оформляться в алфавитном порядке.
Качество оформления реферата является одним из факторов при выставлении общей оценки.
Тематика рефератов по социальной психологии, примерный план и рекомендуемая литература:
Тема: « Социальная психология девиантного поведения». План:
Понятие девиантного поведения.
Теория технологии девиантного поведения как особая наука.
Модели девиантного поведения.
Особенности диспозиционного поведения личности.
Типология отклоняющегося поведения.
Ювенальная виктимность девиантной личности.
Пути коррекции девиантного поведения.
Литература:
Алмазов Б.Н. «Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних». Свердловск,1986 г.
Буянов М.И. «Ребёнок из неблагополучной семьи». М., 1988 г.
Буянов М.И., Захаров А.И. « Как предупредить отклонения в поведении ребёнка». М., 1986 г.
« Дети с девиантным поведением» ( под ред. Рожкова М.И.), М.,2001г.
Гилинский Я., Афанасьев В. «Социология девиантного поведения». СПб.,1993г.
Егорова М.С. « Генетика поведения: психологический аспект». М.,1995
Клейберг Ю., КокореваЛ. « Социально – психологическая адаптация личности девиантного подростка»., Ульяновск, 2003 г.
Клейберг Ю., Шахзадова Н. « Социальная работа и профилактика девиантного поведения подростков»., Тверь, Нальчик, 2002 г.
« Наркомания как форма девиантного поведения» ( под ред. Поздняковой М.Е.), М., 1997 г.
Степанов В.Г. « Психология трудных подростков», М., 1990,1999 г.
Шапинский В.А., Мареев В.И. «Девиантное поведение и социальный контроль», Ростов на Дону, 1997 г.
Тема: « Социальная психология религиозных групп». План:
Психология о сущности религии. Многообразие подходов.
Психология религии как наука: задачи, предмет, проблемное поле исследования.
Психологические характеристики объектов и субъектов религии.
Своеобразие и структура религиозного сознания.
Особенности психологического комплекса верующих.
Виды и типы религиозных объединений.
Литература:
Джемс В. «Многообразие религиозного опыта», М., 1998 г.
Крысько В.Г. « Секреты психологической войны», Минск, 1999 г.
Куликов В.Н. «Психология внушения», Иваново,1988 г.
Ничипоров Б.В. « Введение в христианскую психологию», М.,1999 г.
Платонов К.К. « Психология религии», М., 1967, 1987, 2001 г.
Угринович Д.Н. « Психология религии», М., 1986 г.
Фромм Э. « Иметь или быть?», М., 1990 г.
Юнг К. «Психология религии», М., 1991, 2003 г.
Тема: « Социальная психология политики». План:
Психология политики как наука: задачи, предмет, проблемное поле исследований.
Психолого–политические взгляды отечественных и зарубежных учёных.
Психологические характеристики политической власти.
Психология политической активности.
Политический имидж и его психологические основы.
Авторитет политика; его психологическая основа.
Литература:
Сборник «Авторитет политического лидера: мифы и реальность», М.,1997 г.
Аникевич А.Г. « Политическая власть», Красноярск, 1986, 2001 г.
Гозман Л., Шестопал Е. « Политическая психология», Ростов на Дону, 1995 г.
Гринберг Т.Е. « Портрет лидера», М., 1999 г.
Дилигентский Г.Г. « Социально – политическая психология», М., 1996
Крамник В.В. « Социально – психологический механизм политической власти», Л., 1991 г.
Одайник В. « Психология политики», М., 1996 г.
Иванов В.А. « Политическая психология», М., 1998 г.
Кавелин С.Б. « Психология и политика», Тамбов, 1992, 2002 г.
Шестопал Е.Б. «Очерки политической психологии», М., 1990 г.
Тема: « Прикладная социальная психология». План:
Предмет и структура прикладной социальной психологии.
Задачи и функции прикладной социальной психологии.
Социально – психологическая диагностика: значение, виды, основные методы диагностики.
Социально – психологическая компетентность как составная часть профессионализма.
Прикладная социальная психология в образовании.
Литература:
« Прикладная социальная психология» ( под. ред. Сухова А.Н., Дергача А.А.), М., 1998 г.
Абрамова Г.С. « Введение в практическую психологию»,М.,1994 г.
Жуков Ю.М. и др. «Диагностика и развитие компетентности в общении», М., 1989, 2004 г.
Зазыкин В.Г. « Психологические основы проницательности», М., 1994
Лабунская В.А. « Экспрессия человека», Ростов на Дону, 1999 г.
Петровская Л.А. « Компетентность в общении», М., 1999 г.
Сухов Н.А. « Социальная психология», М., 2002 г.
Щёкин Г.В. « Визуальная психодиагностика и её методы», Киев, 1992 г
Шевандрин Н.И. « Социальная психология в образовании», М., 1995, 2003 г.
Тема: « Социальная психология конфликтов». План:
Понятие конфликта и конфликтологии как науки.
Виды и структура конфликтов.
Функции и стадии протекания конфликта.
Конфликты в различных социальных областях:
А. – межэтнические конфликты;
Б. – производственные конфликты;
В. – супружеские конфликты;
Г. - конфликты в среде осуждённых;
Д. - конфликты в воинских частях. Литература:
Анцупов А.Я., Шишлов А.И. «Конфликтология», М., 1999 г.
Аникеева Н.П. «Психологический климат в коллективе», М.,1989 г.
Войтова С.А., Зубань Е.Н. « Конфликтология», СПб, 1992 г.
Лопухин А. « Конфликтология», М., 1990 г.
Крысько В.Г. « Социальная психология», М., 2004 г.
Мокшанцев Р.И.,Мокшанцева А.В. « Социальная психология», Москва – Новосибирск, 2001 г.
Корнелиус Х.. Фейри Ш. «Выиграть может каждый», М., 1992 г.
Обозов Н.Н. « Межличностные отношения», Л., 1979 г.
Платонов Ю.В. « Социальные конфликты на производстве», М., 1991
Рыбакова Н.М. «Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе», М.. 1991, 2001 г.
Тема: « Психология малой социальной группы». План:
Понятие и виды малой социальной группы.
Композиционная структура и динамические процессы в малой группе.
Сплочение малой группы: особенности и механизмы.
Особенности общения в малой группе.
Руководство малой группой. Особенности принятия решений в малой группе.
Конфликты в малой социальной группе.
Литература:
Андриенко Е.В. «Социальная психология», М., 2003 г.
Гришина Н.В. « Взаимоотношения в коллективе», Л., 1989 г.
Донцов А.И. «Проблема групповой сплочённости», М., 1989 г.
Донцов А.И. « Психология коллектива», М., 1989 г.
Агеев В.С. «Межгрупповые взаимодействия», М.,1990 г.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., «Психология малых групп», М.,1991
Крысько В.Г. « Социальная психология», М.,2004 г.
Парыгин Б.Д. «Социально – психологический климат коллектива», СПб.,2000 г.
Сущенко С.А. «Социальная психология», Ростов на Дону, 2005 г.
Тема: « Психология больших социальных групп». План:
Понятие большой социальной группы.
Структура и особенности психологии нации.
Классы. Структура и содержание психологии классов.
Гендерные группы. Особенности гендерной психологии и социализации.
Толпа. Виды и характеристика. Особенности поведения толпы.
Литература:
Горячева А.И., Макаров М.Г. «Общественная психология», Л.,1979 г.
Крысько В.Г. « Секреты психологической войны», Минск, 1999 г.
Крысько В.Г., Саракуев Э.А. « Введение в этнопсихологию», М.,1996
Московичи С. « Век толп», М., 1996 г.
Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. «Социальная психология», Москва – Новосибирск, 2001 г.
Лебон Г. «Психология народов и масс», СПб., 1995 г.
Улядов А.К. « Общественная психология и идеология», М., 1990 г.
Шиллер Г. « Манипулирование сознанием», М., 1990 г.
Примечание: Студенты могут предложить свои темы для написания реферата по данному курсу, обосновав актуальность и целесообразность выбора. Требования к выполнению реферата сохраняются. |