Скачать 155.73 Kb.
|
ПРОГРАММА обязательного лекционного спецкурса «Сравнительная фольклористика» Для направления подготовки магистров «Филология» Магистерская программа «Сравнительное литературоведение» Квалификация (степень) «магистр» 1. Цели освоения дисциплины Составить представление о фольклоре как о коллективном традиционном словесном творчестве, включенном в бытовые и ритуальные практики всего этноса либо социальных групп, его составляющих; сформировать понятие о стадиях исторического развития и современном состоянии фольклорных традиций Европы, Азии и Америки в их локальном многообразии и межэтнических связях; оценить значение фольклора в становлении мировой литературы, формировании своеобразия национальных литератур и других художественных традиций этносов, его роль в современных межкультурных контактах. 2. Место дисциплины в структуре ООП Вариативная часть ООП. Общепрофессиональный блок. «Сравнительная фольклористика» – обязательный лекционный специальный курс магистерской программы «Сравнительное литературоведение», рассматривающий наряду с курсами «История и методология компаративистики» и «Актуальные проблемы формирования и развития национальных литератур» ключевые методологические вопросы становления и эволюции национальных фольклорных традиций (а также базирующихся на фольклоре литературных систем), межэтнических и межкультурных взаимодействий. Курс формирует основу культурологических, этнологических, этнолингвистических и собственно фольклористических знаний, необходимую для адекватного понимания фольклорного компонента архаической словесности, средневековой и современной литературы, и, кроме того, ориентирует учащихся в современном этнокультурном контексте. Курс рассчитан на 1-й семестр. В процессе освоения курса магистранты опираются на знания, умения и навыки, полученные и сформированные при изучении программы бакалавриата филологических факультетов классических университетов и педагогических университетов «Устное народное творчество», «Славянский фольклор», «Введение в славянскую филологию», а также курсов истории русской и зарубежных литератур античности, средневековья и нового времени. 3. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций М-ОНК-2,3; М-ИК-2; М-СК-1,2,3,4,5; М-ПК-1,2,3,4,6,7,8,9,10, 12,14,17. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать основные исторические стадии развития фольклора; систему фольклорных жанров, их типичное содержание, поэтику и функции; основные концепции и направления современных сравнительных исследований по фольклору и традиционной культуре; уметь анализировать факты «совпадения» отдельных сюжетов, мотивов, образов, фрагментов жанровой структуры разных фольклорных традиций и интерпретировать его как феномен типологического сходства, свидетельство историко-генетического родства либо как результат межкультурных контактов; пользоваться научной и справочной литературой, библиографическими источниками и современными поисковыми системами (указателями и базами данных по фольклорным жанрам, сюжетам и т.п.); владеть основными приемами исследовательской работы в области фольклорной компаративистики; техникой сопоставления фольклорных произведений нескольких этнических традиций; навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, комментариев, рефератов и библиографий. 4. 1.Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы; 72 часа.
4.2. Содержание дисциплины Фольклор в системе мировой словесной культуры. Специфика форм традиционной культуры: синкретизм, коллективность, традиционность, вариативность. Понятия вариант, инвариант, архетип. Содержательная и формальная стереотипия фольклорных произведений. Функциональная и контекстуальная «синонимия» фольклорных форм разных этнических традиций. Сравнительное изучение фольклора в структуре филологической компаративистики. Методы фольклорной компаративистики: типологические, историко-генетические и сопоставительные исследования по фольклору. Энциклопедические словари, указатели, тезаурусы в системе сравнительного изучения фольклора (The Motif Index of Folk Literature; The Types of International Folktales; Enzyklopädie des Märchens; этнолингвистический словарь «Славянские древности» и др.). Электронные базы данных по фольклорным традициям разных народов. Международные периодические издания по фольклору (Folklore Fellows Communications, Fabula, De Proverbio и др.). Первоначальные варианты фольклорной компаративистики. Концепция языкового, ментального и культурного единства в трудах мифологической школы (В. и Я. Гриммы, А.Н. Афанасьев). Теория миграции в трудах Т.Бенфея, Ф.И.Буслаева. Типология культурной эволюции Э.Тэйлора. Соотношение типологического и сравнительно-исторического подходов в концепции «Исторической поэтики» А.Н.Веселовского. Ревизия наследия мифологического, миграционного и культурно-исторического направлений в концепциях фольклорной компаративистики второй половины XX века (В.Я.Пропп, К.Леви-Стросс, Ф.Ойнас, К.Гирц, Е.М.Мелетинский, В.Н.Топоров). Антропологический «поворот» современных исследований по традиционной культуре и фольклору. Невербальные компоненты фольклорной традиции как объект компаративистики. «Техники тела» и способы ориентации в пространстве в составе «наивной картины мира». Ритуальные константы взаимодействия человека и мира: пространство, время, обмен. Социологический контекст фольклорных произведений: хозяйственная, общинная и конфессиональная структура традиционного общества. Формы брака и семьи. Системы родства. Виды искусственного родства (адопция, побратимство, кумовство). Возрастные группы и классы. Кастовая и сословная стратификация. Социальная стратификация и функциональная (статусная) дифференциация. Эгалитаризм и социальное неравенство на разных стадиях эволюции общества. «Вещный мир» и «престижная экономика» (обмен дарами, пиры и праздники) как символическая сфера традиционной культуры. Культурные универсалии и национальная специфика. Работы М.Мосса, Б.Малиновского, П.Г.Богатырева, А.К.Байбурина и др. по социологии и прагматике традиционной культуры. Словесная составляющая традиционной культуры. Этнолингвистические основы фольклорной компаративистики (гипотеза лингвистической относительности Сэпира Уорфа; концепции А.Вежбицкой, Н.И.Толстого). Характеристика соотношений категорий миф ритуал фольклор. Ареальное и историческое варьирование мифопоэтических констант (В.Н.Топоров, Т.В.Цивьян). Архаические, «классические» и современные фольклорные традиции. Структурное изучение мифа и мифологического мышления (К.Леви-Стросс). Психоаналитическая парадигма в интерпретации фольклорных сюжетов и образов (А.Дандес). Прагматическая теория магии и религии в функционализме (В.Тернер). Мифопоэтические константы фольклорных традиций как основа сюжетно-тематической и образной стереотипии фольклора. Генезис и типология жанровой системы фольклора. Календарные и семейные обрядовые комплексы как структурная основа фольклорной традиции. Заговоры как мифоритуальный комплекс и отображение «картины мира» этноса. Сравнительное изучение народного эпоса. Мифологические, героические и новеллистические сюжеты в национальных эпических системах. Образы властителей, богатырей и противников. Женский мир эпоса. Эпическая география. Принципы циклизации эпических сюжетов. «Общие места» (loci communes) в структуре эпического текста. Формульный стиль эпоса. Фольклорная проза в типологическом и сравнительно-историческом освещении. Жанровый спектр народной нарратологии: слухи-толки, предания, былички, легенды, сказки. Фольклорная и литературная демонология. «Народная Библия» как результат комплексных фольклорно-литературных взаимодействий. Сюжетная и стилевая стереотипия волшебной сказки. Народные сказки о животных и средневековый животный эпос. Генезис, жанровая типология, эволюция стиля фольклорной лирики. Малые жанры фольклора в разностадиальных этнических системах. Формульная природа паремий и жанровая шкала «от поговорки до сказки». Игровые и зрелищные формы фольклора. Типологические и генетические взаимоотношения феноменов ритуала игры фольклорного театра. Проблемы интерпретации фольклорного наследия в современном этнокультурном контексте. Современные формы фольклора. Фольклор и массовая культура. 5. Рекомендуемые образовательные технологии Лекции включают элементы диалога, обмена мнениями, предполагают короткие выступления студентов по частным аспектам обсуждаемой темы (формулировка отдельных положений научной концепции, определение дискуссионного понятия, интерпретация фрагмента фольклорного текста). В течение семестра студенты выполняют два письменных задания по сравнительному анализу текстовой структуры заговоров разных фольклорных традиций и по сопоставлению необрядовых (эпических, лирических, паремийных) фольклорных текстов разных культур. Курс предполагает активное использование студентами в рамках самостоятельной работы сети Интернет для поиска и анализа информации, в том числе для работы с каталогами, базами данных и иными информационными ресурсами по фольклорным традициям разных этносов (на доступных студентам иностранных языках). 6.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплин Текущий контроль успеваемости реализуется через контрольные работы, тесты, экспресс-опросы, коллоквиумы. Промежуточная аттестация экзамен по завершении курса. Примерные темы для самостоятельных работ: Типологическое сходство обрядов и жанров новогоднего цикла в фольклоре разных народов (две этнические традиции на выбор студента). Обряды обхода дворов и их фольклорный репертуар (две этнические традиции на выбор). Поэтические механизмы заговорного текста (две этнические традиции на выбор). Сказки о животных в архаическом и средневековом фольклоре. Универсальное и этноспецифическое в структуре и семантике волшебных сказок. «Народная Библия» на средневековом западе и у восточных славян. Эпохи национальной истории и их отражение в эпических текстах. Фольклорные и литературные механизмы циклизации эпических песен (на материале «Эдды», «Песни о Нибелунгах», «Артуровского цикла», Киевских былин, юнацких песен, олонхо, эпосов «Манас», «Гэсер» и т.п. на выбор). Происхождение и функции загадок в системе малых жанров фольклора. Идеализация быта в фольклоре: система художественных приемов. Речевая стереотипия в фольклорной лирике: архаические и средневековые традиции. Современное состояние традиционных жанров фольклора (избранной этнической традиции). Формы современного городского фольклора (избранной этнической традиции). 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. М., 2002. Агапкина Т.А. Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении. М., 2010. Азбелев С.Н. Проблемы международной систематизации преданий и легенд // Русский фольклор. Вып. 10: «Народная проза». М.Л., 1966. С. 176195. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. Боура С.М. Героическая поэзия. М., 2002. Ван Геннеп А. Обряды перехода. М., 1999. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1940. Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч.Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Т. 12. Тб., 1984. Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л., 1979. Игры народов СССР / Под ред. В.Н.Всеволодского-Гернгросса. М.Л., 1933. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994. Леви-Строс К. Путь масок. М., 2000. Лорд А. Сказитель. М., 1994. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 2000. Народная Библия: Восточнославянские этиологические легенды / Сост. и коммент. О.В. Беловой. М., 2004. Пермяков Г.Л. Основы структурной паремиологии. М., 1988. Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. М., 2000. Рошияну Н. Традиционные формулы сказки. М., 1976. Русский фольклор. Вып. 27: «Межэтнические фольклорные связи». СПб., 1993. Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983. Толстой Н.И. Язык и народная культура. М., 1995. Топоров В.Н. Предистория литературы у славян. М., 1998. Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике. Т. 14. М., 20042011. Фольклорный театр народов СССР / Под ред. О.Н.Кайдаловой. М., 1985. Thompson S. The Folktale. N.Y., 1946. Дополнительная литератураАфанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.13. М., 19941995. Брак у народов Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1988. Буслаев Ф.И. Перехожие повести и рассказы / Буслаев Ф.И. «Мои досуги». Ч.II. М., 1886. С. 259406. Гацак В.М. Основы устной эпической поэтики славян // История, этнография, культура и фольклор славянских народов. IX Международный съезд славистов. М., 1983. С. 184196. Календарные обычаи и обряды в странах Западной Европы. Вып. 14. М., 19731983. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 12. М., 1992. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996. Пермяков Г.Л. Пословицы и поговорки народов Востока. М., 1979. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. М., 2000. Раевский Д.С. Мир скифской культуры. М., 2006. Рождение ребенка в обычаях и обрядах стран зарубежной Европы. М., 1997. Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Т.14. М., 19952009. Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка / Сост. Л.Г.Бараг, И.П.Березовский, К.П.Кабашников, Н.В.Новиков. Л., 1979. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. Цивьян Т.В. Движение и путь в балканской модели мира. М., 1999. Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Востока. Вып. 14. М. 19831992. Enzyklopädie des Märchens. Handwörterbuch zur historischen und vergleichenden Erzählforschung. Bd.114. Berlin–N.Y., 19772011. Čelakovsky F.L. Mudroslovi narodu slovanskogo ve přislovich. Praha, 2000. Thompson S. The Motif Index of Folk Literature. Vol. 16. Bloomington. 1966. Uther H.-J. The Types of International Folktales. Part 13 // Folklore Fellows Communications. Vol. 133135 (№№284286). Hels., 2004.
Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по направлению подготовки магистров «Филология». Разработчик: МГУ им. М.В.Ломоносова к.ф.н., доц. кафедры русского устного народного творчества Алпатов С.В. |
Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» ... | Программа кандидатского минимума по специальности 10. 01. 09 «Фольклористика» ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология» Моисеева Лидия Алексеевна. Зоопсихология и сравнительная психология. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 27 с | Кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики программа спецкурса Программа спецкурса: «Психологическое обеспечение правоприменительной деятельности» /Сост.: В. М. Поздняков. М., Изд-во рудн, 2015.... | ||
Методические указания для преподавателяпо проведению практическихзанятий... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная психология Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | ||
Курса «Зоопсихология и сравнительная психология». Данный курс реализуется... Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология» | Учебно-методический комплекс дисциплины Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания... | Учебно-методический комплекс дисциплины Гигиена ( опд. Ф. 05.) Аннотация... Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания... | ||
Программа спецкурса «основы избирательного права» Введение спецкурса «Основы избирательного права» важный шаг для формирования грамотного гражданина своего государства | Рекомендации по самостоятельной проработке отдельных тем лекционного... Основная часть этих часов (или вся – для большинства специальностей очного отделения) должна быть посвящена самостоятельной проработке... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания... | Учебно-методический комплекс дисциплины Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 09 «Фольклористика» Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 09 "Фольклористика" | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности «фольклористика» (10. 01. 09) |