Скачать 259.07 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» Кафедра Адаптивной физической культуры УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Гигиена (наименование дисциплины) Специальность022300 Физическая культура и спорт код наименование Томск-2008 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» Кафедра Адаптивной физической культуры Учебно-методический комплекс дисциплины Гигиена (ОПД.Ф.05.) АННОТАЦИЯ 1. Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного эксперта описания модуля/спецкурса). Дисциплина «Гигиена» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин (индекс ОПД.Ф.05) Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 022300 – Физическая культура и спорт. Эта дисциплина включает в себя знания по основам профилактики и здорового образа жизни; гигиены физического воспитания детей и подростков; гигиены физкультурно-спортивной деятельности; закаливания, личной гигиены, рационального питания, психогигиены, восстановительным средствам, гигиены спортивных сооружений; гигиены физической культуры и спорта на производстве и по месту жительства для различных категорий населения; гигиеническим обеспечением подготовки спортсменов; гигиенических требований в отдельных видах двигательной деятельности. 2. Взаимосвязь дисциплины (модуля)/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности. Дисциплина «Гигиена» на факультете физической культуры и спорта, наряду с другими дисциплинами, играет важную роль в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Изучение гигиены, предполагает взаимосвязь с такими дисциплинами Госстандарта, как: физика, химия, биология с основами экологии, теория и методика физической культуры, анатомия человека, физиология человека, биохимия. 3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:
4. Список авторов элементов УМК: Парфинович С.В., к.б.н., ст. преподаватель кафедры АФК, ФФКиС ТГПУ 5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины (модуля)/спецкурса: - ГОС ВПО по специальности 022300 Физическая культура и спорт - специалист по физической культуре и спорту - Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования:
- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.). ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГПУ) «Утверждаю» Декан ФФКиС ________О.В. Смирнов «____» ____________ 2008 года ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.05Гигиена1. Цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины: сформировать у студентов современное представление общей гигиены, о гигиенических требованиях и нормах по организации физического воспитания различных групп населения и тренировочного процесса, рациональное отношение к окружающей среде, спортивным сооружениям, одежде, питанию и личной гигиене спортсменов. Задачи дисциплины: - ознакомить студентов с научными основами общей гигиены и гигиены физической культуры и спорта; — ознакомить студентов с основами гигиенического нормирования факторов физического воспитания и спорта; — дать студентам гигиенические знания об организации и условиях проведения занятий массовой физической культурой в разные возрастные периоды; — дать студентам гигиенические знания об организации и условиях проведения занятий в отдельных видах спорта; — ознакомить студентов с современными гигиеническими принципами и подходами к нормированию одежды, обув и спортивного инвентаря; — ознакомить студентов с гигиеническими принципами и методиками повышения общей неспецифической резистентности организма в процессе занятий массовой физической культурой и спортом. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: Студент должен знать: — основные этапы развития общей гигиены и гигиены физического воспитания и спорта; — гигиенические основы физического воспитания и спорта; — методы и организацию гигиенического контроля в физическом воспитании и физической подготовке; — о взаимосвязи физических нагрузок и функциональных возможностях организма;
Студент должен уметь: — осуществлять санитарно-гигиенический контроль условий и организации физического воспитания и спорта; — планировать и проводить санитарно-гигиенические мероприятия по профилактике спортивного травматизма; — использовать различные средства и методы закаливания организма; — формировать физическую активность различных групп населения, здоровый стиль жизни на основе гигиенических знаний;
— владеть средствами и методами формирования здорового стиля жизни с использованием гигиенических факторов с целью оздоровления и физического совершенствования обучаемых. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
4. Содержание дисциплины4.1. Тематический план
4.2. Содержание разделов дисциплины 1. Гигиена как основа профилактики заболеваний и здорового образа жизни. Введение в гигиену. Основные разделы гигиенической науки, история развития гигиены, методы исследования, применяемые в гигиене, предмет изучения гигиены. Основные факторы, формирующие здоровье. Гигиена воздуха и климат. Воздушная среда и ее гигиеническое значение. Физические свойства и их гигиеническое значение (температура, влажность, движение воздуха, атмосферное давление, радиация). Гигиена почвы и очистка населенных мест. Гигиеническое значение строения почвы и ее физических свойств. Самоочищение почвы. Состав отбросов в населенных пунктах, нормы накопления отбросов. Гигиена воды и водоснабжения населенных мест. Физиологическое и гигиеническое значение воды. Гигиенические требования к качеству питьевой воды: безопасность в эпидемиологическом отношении, безвредность по химическому составу, удовлетворительность органолептических свойств. 2. Личная гигиена. Закаливание. Ее содержание и предмет изучения. Гигиена тела при занятиях физической культурой спортом. Гигиена половой жизни спортсмена. Гигиенические основы закаливания. Закаливание воздухом. Закаливание водой. Закаливание солнцем. Закаливание на занятиях физической культурой и в спортивной тренировке. 3. Гигиена одежды и обуви физкультурника и спортсмена. Гигиена спортивной одежды и обуви. Основные требования к тканям. Гигиеническая характеристика отдельных видов тканей. Гигиенические требования к обуви. 4. Гигиенические требования к местам занятий физкультурно-спортивной деятельностью. Виды спортивных сооружений. Строительные материалы. Ориентация зданий. Предупреждение возникновения сырости в зданиях и борьба с шумом. Внутренняя отделка зданий. Освещение. Вентиляция. Отопление. Санитарный режим в спортивных залах. 5. Рациональное питание. Физиолого-гигиенические основы питания. Режим питания. Калорийность пищевого рациона: белки, жиры, углеводы. Минеральный состав. Витамины. Гигиеническая характеристика отдельных пищевых продуктов – мяса, молока, рыбы, злаков и продуктов их переработки. Овощи и фрукты в питании. Пищевые отравления, их классификация. Питание спортсменов и физкультурников. Калорийность пищевых рационов. Контроль за калорийностью питания. Качественный состав пищевых рационов. Специальные пищевые концентраты. Режим питания спортсменов. 6. Гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности. Физиологические механизмы утомления: классификация утомления. Понятие о восстановительных процессах. Характеристика средств восстановления: педагогические, медико-биологические, психологические, физические, фармакологические. Массаж. Механизм действия и влияние массажа на организм спортсмена и физкультурника. 7. Особенности гигиенического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности для лиц разного возраста и пола. Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков. Гигиеническая характеристика средств физического воспитания и их влияние на организм школьников. Гигиена занятий физическими упражнениями в среднем и пожилом возрасте. 8. Особенности гигиенического обеспечения занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности. Особенности гигиенического обеспечения подготовки в отдельных видах физкультурно-спортивной деятельности: Спортивные игры. Легкая атлетика. Тяжелая атлетика. Гимнастика: спортивная и художественная, оздоровительная. Лыжный спорт. Конькобежный спорт. Плавание. Спортивная борьба. Бокс. Фехтование. Гребля. Туризм. 5. Лабораторный практикум - не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
а) основная литература:
б) дополнительная литература:
2. Горшков, А. М. Гигиена питания / А. М.Горшков, О. В. Липатова. – М. : Медицина, 1987. 3. Эвенштейн, З. М. Популярная диетология / З. М. Эвенштейн. – М. : Экономика, 1990. – 319 с.
Не предусмотрено.
Лаборатория валеологического научно-образовательного центра функциональных резервов: хронорефлексометр, электрокардиограф, спирометр, динамометр, медицинские весы, ростомер, тонометр, хронометр.
8.1. Методические рекомендации преподавателю. (см. приложение 1) 8.2. Методические указания для студентов. (см. приложение 2) 8.2.1. Вопросы, вынесенные для самостоятельного изучения
8.2.2. Перечень примерных вопросов к экзамену:
Приложение 1 Методические рекомендации преподавателю Перед профессорско-преподавательским составом кафедр адаптивной физической культуры стоят следующие задачи: — сформировать у студентов современное представление общей гигиены, о гигиенических требованиях и нормах по организации физического воспитания различных групп населения и тренировочного процесса; — сформировать у студентов стремление к самостоятельности и творчеству в процессе обучения; — сформировать у студентов способность оценивать и отбирать информационные технологии в педагогическом процессе для решения проблем по гигиеническому обеспечению подготовки спортсменов в своем виде спорта. Преподавателям, которые будут проводить занятия по данной дисциплине, необходимо изучить ее дидактические единицы, приведенные в Госстандарте, и особенно типовую программу, в которой представлены перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы и экзамену. Приложение 2 Методические указания для студентов В программе представлено основное содержание лекционного материала: термины и понятия, необходимые для освоения дисциплины, основные положения; традиционные и инновационные подходы в физической культуре и спорте; весь курс разбит на темы в соответствии с учебной программой. Основная цель курса – формирование профессиональной компетенции будущего специалиста по физической культуре и спорту. Студенты должны обладать умением использовать и пополнять профессиональные знания путем использования оригинальных источников, в том числе электронных, из разных областей общей и профессиональной культуры для эффективной реализации педагогического процесса в области физической культуры и спорта; использовать разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфо-функциональных и индивидуально-психических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья, позволит специалистам добиться больших результатов в своей профессиональной деятельности и максимально эффективно вести работу по физической культуре и спорту. Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 022300 – «Физическая культура и спорт» Программу составила: Ст. преподаватель каф. АФК, к.б.н. _______________ С.В. ПарфиновичПрограмма дисциплины утверждена на заседании кафедры адаптивной физической культуры факультета физической культуры ТГПУ протокол № 1 от « 29 » августа 2008 г. Заведующий кафедрой АФК д.м.н., профессор _________________________ С.Б. Нарзулаев Программа дисциплины одобрена методической комиссией факультета физической культуры и спорта ТГПУ Председатель методической комиссии факультета физической культуры и спорта ТГПУ ____________________Л.П. Канакова Согласовано: Декан ФФКиС _________________________ О.В. Смирнов ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» Кафедра Адаптивной физической культуры Учебно-методический комплекс дисциплины Гигиена (ОПД.Ф.05.) ______________________________________________________________________ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Специальность 022300 Физическая культура и спорт код наименование Томск-2008 Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» Кафедра Адаптивной физической культуры Учебно-методический комплекс дисциплины Гигиена (ОПД.Ф.05.) ______________________________________________________________________ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ Специальность 022300 Физическая культура и спорт код наименование Томск-2008
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» Кафедра Адаптивной физической культуры Учебно-методический комплекс дисциплины Гигиена (ОПД.Ф.05.) ______________________________________________________________________ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ Специальность 022300 Физическая культура и спорт код наименование Томск-2008 Перед профессорско-преподавательским составом кафедр адаптивной физической культуры стоят следующие задачи: — сформировать у студентов современное представление общей гигиены, о гигиенических требованиях и нормах по организации физического воспитания различных групп населения и тренировочного процесса; — сформировать у студентов стремление к самостоятельности и творчеству в процессе обучения; — сформировать у студентов способность оценивать и отбирать информационные технологии в педагогическом процессе для решения проблем по гигиеническому обеспечению подготовки спортсменов в своем виде спорта. Преподавателям, которые будут проводить занятия по данной дисциплине, необходимо изучить ее дидактические единицы, приведенные в Госстандарте, и особенно типовую программу, в которой представлены перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы и экзамену. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» Кафедра Адаптивной физической культуры Учебно-методический комплекс дисциплины Гигиена (ОПД.Ф.05.) ______________________________________________________________________ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Специальность 022300 Физическая культура и спорт код наименование Томск-2008 В УМК представлено основное содержание лекционного материала: термины и понятия, необходимые для освоения дисциплины, основные положения; традиционные и инновационные подходы в физической культуре и спорте; весь курс разбит на темы в соответствии с учебной программой. Основная цель курса – формирование профессиональной компетенции будущего специалиста по физической культуре и спорту. Студенты должны обладать умением использовать и пополнять профессиональные знания путем использования оригинальных источников, в том числе электронных, из разных областей общей и профессиональной культуры для эффективной реализации педагогического процесса в области физической культуры и спорта; использовать разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфо-функциональных и индивидуально-психических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья, позволит специалистам добиться больших результатов в своей профессиональной деятельности и максимально эффективно вести работу по физической культуре и спорту. |
Учебно-методический комплекс дисциплины Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания... | Учебно-методический комплекс дисциплины Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания... | Учебно-методический комплекс дисциплины Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Экология и физическая культура... Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) | Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного... Минимальные требования к содержанию дисциплины/модуля/спецкурса: Информационная безопасность | ||
Рабочая учебная программа обществознание Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке умк дисциплины/модуля/спецкурса | Аттестационно-педагогические измерительные материалы по дисциплине Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке умк дисциплины/модуля/спецкурса | ||
Нестандартные формы обучения в современной школе Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке умк дисциплины/модуля/спецкурса | Министерство образования и науки российской федерации Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке умк дисциплины/модуля/спецкурса | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Корпоративное управление... Учебно-методический комплекс «Теория антикризисного управления предприятием» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Методическая разработка урока производственного обучения Тема: «Подготовка... Учебная дисциплина «Санитария и гигиена», тема «Личная гигиена работников торговых предприятий», «Санитарные требования к содержанию... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гигиена голоса» Учебно-методический комплекс по курсу «Гигиена голоса» предназначен для студентов музыкальных вузов и музыкальных факультетов высших... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Взаимосвязь дисциплины/модуля/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в гос впо) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «гигиена» Целями освоения учебной дисциплины (модуля) является формирование готовности реализовать комплекс мер первичной и вторичной профилактики... | Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного... Взаимосвязь дисциплины/модуля/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в гос впо) |