Скачать 337.76 Kb.
|
ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА Факультет психологии Кафедра общей психологии УТВЕРЖДЕНО На заседании кафедры общей психологии «23» октября 2009 г. Протокол № 1 Зав. кафедрой общей психологии к.псх.н., профессор Ф.Е. Иванов Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология» Моисеева Л.А. д.б.н.,проф. МОСКВА 2009 Печатается по решению кафедры общей психологии НОУ ВПО «Институт психоанализа» Моисеева Лидия Алексеевна. Зоопсихология и сравнительная психология. – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 27 с. © НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г. © Моисеева Лидия Алексеевна 2009 г. СОДЕРЖАНИЕ 1.Выписка из Государственного образовательного стандарта………….4 2.Рабочая программа дисциплины………………………………………..5 2.1.Общие положения……………………………………………………...5 3.Тематический план и распределение часов по дисциплине…………..6 4.Содержание учебной дисциплины………………………………………8 5.Вопросы к экзамену……….......................................................................10 6.Литература по курсу……………………………………………………..12 6.1.Основная………………………………………………………………..12 6.2.Дополнительная………………………………………………………..13 7.Планы и методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям……………………………………………………14 8. Планы семинарских и практических занятий…………………………15 9. Задания и методические рекомендации для самостоятельной работы.17 10. Организация самостоятельной работы……………………………….18 10.1 График организации самостоятельной работы……………………..20 11. Методические рекомендации, указания по написанию курсовых, контрольных работ и рефератов…………………………………………..21 12. Учебно-методические рекомендации и указания по подготовке докладов…………………………………………………………………….23 13. Темы докладов………………………………………………………….24 14. Темы курсовых…………………………………………………………25 15. Темы рефератов……………………………………………………… 26 16. Ключевые слова……………………………………………………… 27
Пояснительная записка
2.1 Общие положения Курс “Зоопсихология и сравнительная психология” является общепрофессиональной дисциплиной и предназначен для студентов 1 курса очной и заочной формы обучения. Курс предусматривает 30 академических часа лекционных занятий, 18 академических часов семинарских занятий на группу. Курс “Зоопсихология и сравнительная психология” предваряет основные психологические курсы, читаемые в Институте Психоанализа.. Цель курса состоит в формировании у студентов представлений и понятий о логике возникновения психики в филогенезе, о специфике психического отражения по сравнению с другими формами отражения в живой и неживой природе. Курс раскрывает принципы формирования психики в эволюции. В ходе курса студенты получают представления о разных уровнях организации жизнедеятельности и форм отражения в природе. При этом психика человека и животных раскрывается как один из уровней организации отражения и как форма регуляции жизнедеятельности. В содержании курса выделяются три основных круга проблем, которые конкретизируются в следующих задачах: 1. изучить проблемы возникновения и организации психики как функциональной системы и особой формы отражения мира; 2. изучить виды и формы психической регуляции у животных, уровни психической организации в животном мире; 3. проанализировать качественные отличия психики животных от психики человека. Если изучение второго и третьего круга проблем дает студентам конкретные представления о видах и формах психики, то изучение проблемы возникновения и общей организации психики имеет целью расширение мировоззрения студентов и развития логики их мышления
для студентов очной формы обучения
Форма отчетности: экзамен. для студентов заочной формы обучения
Форма отчетности: экзамен. 4. Содержание учебной дисциплины Раздел 1. «Психика как системное свойство». Тема 1. Этология и зоопсихология. Атомистический и холистический подходы в изучении психики. Антропоморфизм и механицизм в зоопсихологии. Отражение в живой и неживой природе. Отражение как общее свойство материального мира. Механическое и функциональное отражение.. Допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. Стресс и энтропия. Окислительно-восстановительные процессы в поддержании гомеостаза. Стресс как физиологическая реакция организма (Ганс Селье). Ситуации, где психика не нужна, и ситуации, где она необходима (П.Я.Гальперин). Отражение как условие организации активности и строения растений. Простейшие формы регуляции активности. Тропизмы и таксисы. Тема 2. Уровни психического отражения (А.Н.Леонтьев). Сенсорный уровень организации психики. Природа и формы инстинктивного поведения. Механистические теории инстинкта. Этологические исследования и теории инстинкта (К.Лоренц, Н.Тинберген). Исследование инстинкта насекомых (Ж.А.Фабр). Перцептивный уровень организации психики. Навыки и формы обучения у животных. Исследования И.П.Павлова. Проблема механизмов научения животных. Опыты Э.Торндайка и Б.Ф.Скиннера. Трактовка научения в бихевиоризме. Импритинг как форма фиксации опыта. Уровень интеллектуального психического отражения. Интеллектуальное решение задач животными. Опыты В.Келера. Ограниченность интеллекта животных, Н.Ю.Войтониса, Н.Н.Ладыгиной-Котс и др. Психический образ как “запасное поле” действия. Психика как ориентировочная деятельность животных и человека. Проблема инстинктов у человека. Принципиальное отличие психики человека от психики животных. «Слово» как орудие психического отражения человека. Первые воспоминания. Раздел 2. «Место человека в эволюции биосферы». Тема 3. Сравнительный анализ эволюционных теорий. Направление исследования психики живых организмов. Ж.-Б. Ламарка, Ч. Дарвина, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, синтетическая теории эволюции. (СТЭ). Значение фенотипического полиморфизма животных (особи и популяции) в эволюционной теории. Экологическая ниша и структура популяции, как функциональная основа социального пространства. Культурно исторические принципы биологической эволюции человека, несостоятельность евгеники. Значение психики в эволюции человека. Тема 4. Общественные формы поведения человека и животных. Ритуалы в жизнедеятельности человека и животных. Отличие жизни в стае от форм социальной организации деятельности человека. Коллективная жизнь высших животных (Н.А.Тих). Коллективные “сверхорганизмы” пчел, ос и муравьев. Демонстративные формы вторично половых признаков у животных. Биосферные циклы в организации жизнедеятельности популяции и примитивных сообществах. Проблема интеллекта животных. Самоузнавание и способность к оценке знаний и намерений у обезьн. Мифологическое (первобытное) мышление человека , персонификация природных сил, понятие тотема, табу. Тема 5. Эволюция социальных отношений как основа формирования человека и общества. Отличие организации жизни в примитивном племени от форм коллективной жизни животных. Семейно-родовые отношения. Традиции и ритуалы как социальный аналог инстинкта. Приоритет общества над личностью. Родовые принципы организации семьи Отношения в обществе как основа психического развития ребенка. Родовая память и история. Антропогенез в социальной и психической сфере . Распределение деятельности как основа психических изменений. . Раздел 3. «Человек, как субъект совместной деятельности». Тема 6. Биологическое и психическое развитие. Экологическая ниша и социально-культурное пространство как зона ближайшего развития субъекта Жизненные среды.. Блокировка биологического инстинкта у человека. Природа сознания. Коммуникация, общение. Язык и речь. Отличие функций речи от функций сигналов животных. Развитие психики человека: возрастная периодизация в развитии психики человека; ранний онтогенез. Тема 7. Биосоциальное развитие человека будущего. Роль науки и искусства. Генетическая структура человека как вида. Человек как объект и субъект познания. Особенности анатомические, физиологические, интеллектуальные и моральные. Влияние цивилизации (науки, искусства и т.д.). Клонирование: пародия или бессмертие. Будущее человека: инструментализм или коммуникативность. 5. Вопросы к экзамену. 1. Предмети задачи зоопсихологии, сравнительной психологии.. 2. Методы исследования психики животных. 3. Характеристика движения, поведения, психического отражения, их взаимодействие. 4. Проблема возникновения психики (по А.Н.Леонтьеву и К.Э. Фабри). 5. Характеристика форм поведения на уровне перцептивной психики. Научение у насекомых и головоногих моллюсков. 6. Отличительные черты научения у птиц и млекопитающихся. 7. Простейшие формы регуляции активности в природе. Тропизмы и таксисы. 8. Классификация уровней психического развития животных (А.Н.Леонтьев). 9.. Интеллектуальные формы поведения животных и методы их изучения. 10. Факультативное и облигатное научение. 11.Основные периоды онтогенетического развития психической деятельности у позвоночных. 12. Особенности восприятия животных с перцептивным уровнем организации психики. 13. Навыки и формы научения у животных. 14..Игры и познавательно-исследовательское поведение высших животных. 15.. Интеллектуальное решение задач животными. Эксперименты В. Келера. 16.Структура инстинктивного поведения, его пластичность. 17. Принципиальное отличие психики человека от психики животных. 18. Стадная иерархия у обезьян. Типы социальной организации.. 19. Агрессия и альтруизм и их роль для жизни сообщества. 20. Манипуляционная активность и ее роль в развитии психики. 21. Орудийная деятельность. Особенности использования орудий антропоидами. 22. Структура деятельности в эволюции психических форм отражения и поведения. 23. Коммуникация у приматов и возникновение речи у гоминид. 24. Труд и мышление, зарождение речи у первобытного человека. 25.. Эволюция домашних пород животных и сортов растений в социальном пространстве совместной деятельности человека. 26. Эксперименты по обучению антропоидов искусственным языкам. 27.Первобытное искусство, тотемизм, табу. 28.Труд и сознание. 29. Специфика психики человека как объекта животного мира. 30.Присвоение культурно-исторического опыта как основа социально-психологического прогресса человека. 31.Отличие сообщества животных от человеческого общества. 32.Знаки и символы. Знаковое закрепление опыта. 33.Биосоциальные тенденции развития человека будущего. . 6. Литература по курсу. 6.1. Основная. 1.Дембовский Я. Психология животных. М.,1994. 2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.,1960. 3. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.,1997. 4. Гудолл Дж. Шимпанзе в природе : поведение М., 1982. 5. Геодакян В.А. Сб.: Человек в системе наук. М., 1989 6. Зорина З.А., Полетаева И.М. Зоопсихология: элементарное мышление животных. М.,2001. 7. Келер В.Исследование интеллекта человекообразных обезьян. М.,1930. |
Учебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная психология Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная... Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии... | ||
Курса «Зоопсихология и сравнительная психология». Данный курс реализуется... Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология» | Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине... Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология» включает в себя... | ||
Р. К. Махмутова Зоопсихология и сравнительная психология Учебно-методический комплекс предназначен для оказания помощи студентам первого года обучения специальности 020400 «Психология» в... | Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Сравнительная анатомия... Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Сравнительная анатомия животных | ||
Курс в\о зимняя сессия 2000\2001 года ... | Рабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление... Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного... | Институт Рабочая программа учебной дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология». – Новороссийск. Нф мгэи, 2014. – 18 с | ||
Рабочая программа дисциплины «зоопсихология и сравнительная психология» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организационная психология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология»... Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с |