Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология»





Скачать 337.76 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология»
страница1/3
Дата публикации28.02.2015
Размер337.76 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3


ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА

Факультет психологии

Кафедра общей психологии
УТВЕРЖДЕНО

На заседании  кафедры общей психологии

«23» октября 2009 г. Протокол № 1
Зав. кафедрой общей психологии

к.псх.н., профессор Ф.Е. Иванов

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«зоопсихология и сравнительная психология»

Моисеева Л.А. д.б.н.,проф.



МОСКВА

2009


Печатается по решению кафедры общей психологии

НОУ ВПО «Институт психоанализа»

Моисеева Лидия Алексеевна. Зоопсихология и сравнительная психология. – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 27 с.

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.

© Моисеева Лидия Алексеевна 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Выписка из Государственного образовательного стандарта………….4

2.Рабочая программа дисциплины………………………………………..5

2.1.Общие положения……………………………………………………...5

3.Тематический план и распределение часов по дисциплине…………..6

4.Содержание учебной дисциплины………………………………………8

5.Вопросы к экзамену……….......................................................................10

6.Литература по курсу……………………………………………………..12

6.1.Основная………………………………………………………………..12

6.2.Дополнительная………………………………………………………..13

7.Планы и методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям……………………………………………………14

8. Планы семинарских и практических занятий…………………………15

9. Задания и методические рекомендации для самостоятельной работы.17

10. Организация самостоятельной работы……………………………….18

10.1 График организации самостоятельной работы……………………..20

11. Методические рекомендации, указания по написанию курсовых, контрольных работ и рефератов…………………………………………..21

12. Учебно-методические рекомендации и указания по подготовке докладов…………………………………………………………………….23

13. Темы докладов………………………………………………………….24

14. Темы курсовых…………………………………………………………25

15. Темы рефератов……………………………………………………… 26

16. Ключевые слова……………………………………………………… 27



  1. Выписка из государственного образовательного стандарта

Пояснительная записка


ОПД.Ф.06

зоопсихология и сравнительная психология

90













Общая характеристика психики животных; врожденное и приобретенное в поведении животных; эволюция психики; развитие психики животных в онтогенезе; эволюция психики человека в филогенезе; этология как одно из направлений изучения психики животных.






  1. Рабочая программа дисциплины

2.1 Общие положения

Курс “Зоопсихология и сравнительная психология” является общепрофессиональной дисциплиной и предназначен для студентов 1 курса очной и заочной формы обучения.

Курс предусматривает 30 академических часа лекционных занятий, 18 академических часов семинарских занятий на группу.

Курс “Зоопсихология и сравнительная психология” предваряет основные психологические курсы, читаемые в Институте Психоанализа..

Цель курса состоит в формировании у студентов представлений и понятий о логике возникновения психики в филогенезе, о специфике психического отражения по сравнению с другими формами отражения в живой и неживой природе. Курс раскрывает принципы формирования психики в эволюции. В ходе курса студенты получают представления о разных уровнях организации жизнедеятельности и форм отражения в природе. При этом психика человека и животных раскрывается как один из уровней организации отражения и как форма регуляции жизнедеятельности.

В содержании курса выделяются три основных круга проблем, которые конкретизируются в следующих задачах:

1. изучить проблемы возникновения и организации психики как функциональной системы и особой формы отражения мира;

2. изучить виды и формы психической регуляции у животных, уровни психической организации в животном мире;

3. проанализировать качественные отличия психики животных от психики человека.

Если изучение второго и третьего круга проблем дает студентам конкретные представления о видах и формах психики, то изучение проблемы возникновения и общей организации психики имеет целью расширение мировоззрения студентов и развития логики их мышления



    1. 3. Тематический план и распределение часов по дисциплине

для студентов очной формы обучения



Наименование

раздела, темы

Количество аудиторных часов


Всего

в том числе по видам учебных занятий




лекции

практ. занятия

1

2

3

4

Раздел 1. «Психика как системное свойство».

Тема 1. Этология и зоопсихология. Методы исследования.

6

4

2

Тема 2. Уровни психического отражения.

6

4

2

Раздел 2. «Место человека в эволюции биосферы».

Тема 3. Сравнительный анализ эволюционных теорий. Направление исследования психики живых организмов.

6

2

4

Тема 4. Общественные формы поведения человека и животных. Типы организации и формы взаимоотношений. Сравнительный анализ высших психических функций.

10

8

2

Тема 5. Эволюция социальных отношений как основа формирования человека и общества.

6

4

2

Раздел 3. «Человек, как субъект совместной деятельности».

Тема 6. Биологическое и психическое развитие.

8

6

2

Тема 7. Биосоциальное развитие человека будущего. Роль науки и искусства.

6

2

4

Итого аудиторных часов

48

30

18

Количество консультаций










Количество часов самостоятельной работы студента

42







Всего часов на освоение учебного материала

90

30

18


Форма отчетности: экзамен.


для студентов заочной формы обучения




Наименование

раздела, темы

Количество аудиторных часов


Всего

в том числе по видам учебных занятий




лекции

практ. занятия

1

2

3

4

Раздел 1. «Психика как системное свойство».

Тема 1. Этология и зоопсихология.

2

2




Тема 2. Уровни психического отражения.

2

2




Раздел 2. «Место человека в эволюции биосферы».

Тема 3. Сравнительный анализ эволюционных теорий. Направление исследования психики живых организмов.

2

2




Тема 4. Общественные формы поведения человека и животных. Типы организации и формы взаимоотношений.

4

4




Итого аудиторных часов

10

10




Количество консультаций










Количество часов самостоятельной работы студента

27







Всего часов на освоение учебного материала

37

10

0


Форма отчетности: экзамен.

4. Содержание учебной дисциплины

Раздел 1. «Психика как системное свойство».

Тема 1. Этология и зоопсихология. Атомистический и холистический подходы в изучении психики. Антропоморфизм и механицизм в зоопсихологии. Отражение в живой и неживой природе. Отражение как общее свойство материального мира. Механическое и функциональное отражение.. Допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. Стресс и энтропия. Окислительно-восстановительные процессы в поддержании гомеостаза. Стресс как физиологическая реакция организма (Ганс Селье). Ситуации, где психика не нужна, и ситуации, где она необходима (П.Я.Гальперин). Отражение как условие организации активности и строения растений. Простейшие формы регуляции активности. Тропизмы и таксисы.

Тема 2. Уровни психического отражения (А.Н.Леонтьев).

Сенсорный уровень организации психики. Природа и формы инстинктивного поведения. Механистические теории инстинкта. Этологические исследования и теории инстинкта (К.Лоренц, Н.Тинберген). Исследование инстинкта насекомых (Ж.А.Фабр).

Перцептивный уровень организации психики. Навыки и формы обучения у животных. Исследования И.П.Павлова. Проблема механизмов научения животных. Опыты Э.Торндайка и Б.Ф.Скиннера. Трактовка научения в бихевиоризме. Импритинг как форма фиксации опыта.

Уровень интеллектуального психического отражения. Интеллектуальное решение задач животными. Опыты В.Келера. Ограниченность интеллекта животных, Н.Ю.Войтониса, Н.Н.Ладыгиной-Котс и др. Психический образ как “запасное поле” действия. Психика как ориентировочная деятельность животных и человека. Проблема инстинктов у человека.

Принципиальное отличие психики человека от психики животных. «Слово» как орудие психического отражения человека. Первые воспоминания.
Раздел 2. «Место человека в эволюции биосферы».

Тема 3. Сравнительный анализ эволюционных теорий. Направление исследования психики живых организмов. Ж.-Б. Ламарка, Ч. Дарвина, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, синтетическая теории эволюции. (СТЭ). Значение фенотипического полиморфизма животных (особи и популяции) в эволюционной теории. Экологическая ниша и структура популяции, как функциональная основа социального пространства. Культурно исторические принципы биологической эволюции человека, несостоятельность евгеники. Значение психики в эволюции человека.

Тема 4. Общественные формы поведения человека и животных. Ритуалы в жизнедеятельности человека и животных. Отличие жизни в стае от форм социальной организации деятельности человека. Коллективная жизнь высших животных (Н.А.Тих). Коллективные “сверхорганизмы” пчел, ос и муравьев. Демонстративные формы вторично половых признаков у животных. Биосферные циклы в организации жизнедеятельности популяции и примитивных сообществах. Проблема интеллекта животных. Самоузнавание и способность к оценке знаний и намерений у обезьн. Мифологическое (первобытное) мышление человека , персонификация природных сил, понятие тотема, табу.

Тема 5. Эволюция социальных отношений как основа формирования человека и общества. Отличие организации жизни в примитивном племени от форм коллективной жизни животных. Семейно-родовые отношения. Традиции и ритуалы как социальный аналог инстинкта. Приоритет общества над личностью. Родовые принципы организации семьи Отношения в обществе как основа психического развития ребенка. Родовая память и история. Антропогенез в социальной и психической сфере . Распределение деятельности как основа психических изменений. .
Раздел 3. «Человек, как субъект совместной деятельности».

Тема 6. Биологическое и психическое развитие. Экологическая ниша и социально-культурное пространство как зона ближайшего развития субъекта Жизненные среды.. Блокировка биологического инстинкта у человека. Природа сознания. Коммуникация, общение. Язык и речь. Отличие функций речи от функций сигналов животных. Развитие психики человека: возрастная периодизация в развитии психики человека; ранний

онтогенез.

Тема 7. Биосоциальное развитие человека будущего. Роль науки и искусства. Генетическая структура человека как вида. Человек как объект и субъект познания. Особенности анатомические, физиологические, интеллектуальные и моральные. Влияние цивилизации (науки, искусства и т.д.). Клонирование: пародия или бессмертие. Будущее человека: инструментализм или коммуникативность.

5. Вопросы к экзамену.

1. Предмети задачи зоопсихологии, сравнительной психологии..

2. Методы исследования психики животных.

3. Характеристика движения, поведения, психического отражения, их взаимодействие.

4. Проблема возникновения психики (по А.Н.Леонтьеву и К.Э. Фабри).

5. Характеристика форм поведения на уровне перцептивной психики. Научение у насекомых и головоногих моллюсков.

6. Отличительные черты научения у птиц и млекопитающихся.

7. Простейшие формы регуляции активности в природе. Тропизмы и таксисы.

8. Классификация уровней психического развития животных (А.Н.Леонтьев).

9.. Интеллектуальные формы поведения животных и методы их изучения.

10. Факультативное и облигатное научение.

11.Основные периоды онтогенетического развития психической деятельности у позвоночных.

12. Особенности восприятия животных с перцептивным уровнем организации психики.

13. Навыки и формы научения у животных.

14..Игры и познавательно-исследовательское поведение высших животных.

15.. Интеллектуальное решение задач животными. Эксперименты

В. Келера.

16.Структура инстинктивного поведения, его пластичность.

17. Принципиальное отличие психики человека от психики животных.

18. Стадная иерархия у обезьян. Типы социальной организации..

19. Агрессия и альтруизм и их роль для жизни сообщества.

20. Манипуляционная активность и ее роль в развитии психики.

21. Орудийная деятельность. Особенности использования орудий антропоидами.

22. Структура деятельности в эволюции психических форм отражения и поведения.

23. Коммуникация у приматов и возникновение речи у гоминид.

24. Труд и мышление, зарождение речи у первобытного человека.

25.. Эволюция домашних пород животных и сортов растений в социальном пространстве совместной деятельности человека.

26. Эксперименты по обучению антропоидов искусственным языкам.

27.Первобытное искусство, тотемизм, табу.

28.Труд и сознание.

29. Специфика психики человека как объекта животного мира.

30.Присвоение культурно-исторического опыта как основа социально-психологического прогресса человека.

31.Отличие сообщества животных от человеческого общества.

32.Знаки и символы. Знаковое закрепление опыта.

33.Биосоциальные тенденции развития человека будущего.

.
6. Литература по курсу.

6.1. Основная.

1.Дембовский Я. Психология животных. М.,1994.

2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.,1960.

3. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.,1997. 4. Гудолл Дж. Шимпанзе в природе : поведение М., 1982.

5. Геодакян В.А. Сб.: Человек в системе наук. М., 1989

6. Зорина З.А., Полетаева И.М. Зоопсихология: элементарное мышление животных. М.,2001.

7. Келер В.Исследование интеллекта человекообразных обезьян. М.,1930.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная психология
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная...
Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология» iconКурса «Зоопсихология и сравнительная психология». Данный курс реализуется...
Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология» включает в себя...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология» iconР. К. Махмутова Зоопсихология и сравнительная психология
Учебно-методический комплекс предназначен для оказания помощи студентам первого года обучения специальности 020400 «Психология» в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Сравнительная анатомия...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Сравнительная анатомия животных
Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология» iconКурс в\о зимняя сессия 2000\2001 года
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология» iconРабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление...
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология» iconИнститут
Рабочая программа учебной дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология». – Новороссийск. Нф мгэи, 2014. – 18 с
Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология» iconРабочая программа дисциплины «зоопсихология и сравнительная психология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Организационная психология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология» iconУчебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология»...
Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск