Скачать 177.83 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Курс _1_, семестр _1_, форма обучения очная Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология» При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:
Программа обсуждена на заседании кафедры общей психологии «____»___________20 ___ года Протокол №___ Зав. кафедрой, профессор __________________Е.В. Орестова Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии « 23 » мая 2013 года Протокол № 9 Председатель ученого совета, профессор _____________________Н.А. Сирота Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета « 30 » мая 2013 года Протокол № 34 Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич 1. Цель и задачи дисциплины. Освоение теоретических знаний и практических навыков с целью проведения научно-исследовательских работ в области зоопсихологии и сравнительной психологии, необходимых для профессиональной подготовки и практической деятельности клинического психолога. Создание целостного представления об эволюции психики животных и о генетическом родстве и качественных отличиях психики животного и человека. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. а) Студент должен знать и уметь использовать:
б) Компетентность Обладание целостным представлением о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных, предпосылках и предыстории человеческого сознания, а также способность дать сравнительную характеристику психики животных и человека, обозначить и обосновать общее и различное в их психической деятельности. в) Коммуникативность Умение свободно и научно грамотно рассуждать об особенностях, закономерностях и онтогенезе психики животных разных таксономических групп в беседах с коллегами, вести дискуссию о проблемах эволюции животной психики и происхождении психики человека, использование в качестве доказательной базы описаний зоопсихологических и сравнительно-психологических экспериментов, ссылки на труды зарубежных и отечественных исследователей в области зоопсихологии и сравнительной психологии. г) Студент должен иметь навыки:
д) Студент должен иметь представление:
3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
4. Содержание дисциплины. 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.
4.2. Содержание разделов дисциплины. Раздел 1. Введение в зоопсихологию и сравнительную психологию.Предмет, цели, задачи зоопсихологии и сравнительной психологии. Краткий очерк истории зоопсихологии. Основные направления исследования психики животных в зарубежной психологии. Зоопсихологические исследования в России. Методы зоопсихологических исследований. Место зоопсихологии и сравнительной психологии в системе наук. Зоопсихология и этология. Раздел 2. Общая характеристика психики животных.Психика и поведение животных, их особенности и взаимосвязь. Проблема зарождения психики. Основные этапы развития психики животных в процессе эволюции. Врожденное и приобретаемое в поведении животных. Реализация видового опыта в индивидуальном поведении. Проблема инстинкта и научения в работах Ж.-Б. Ламарка, К. Ф. Рулье, Ч. Дарвина. Пластичность инстинктивного поведения (концепции В. А. Вагнера, А.П. Северцова). Внутренние и внешние детерминанты инстинктивного поведения. Проблема мотивации поведения у животных. Этологическая концепция инстинктивного поведения (К. Лоренц, Н. Тинберген). Инстинктивное поведение и общение. Демонстрационное поведение. Ритуализация поведения. Общая характеристика процесса научения. Облигатное и факультативное научение. Навыки и методы их изучения. Дрессировка. Учение и общение. Подражание. Научение и познавательная деятельность животных. Высшие формы психического отражения и инстинкт животных. Проблема инстинктов у человека. Раздел 3. Развитие психики животных в онтогенезеВрожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии поведения животных. Биологическая обусловленность онтогенеза поведения животных. Общая характеристика пренатального периода. "Эмбриональное научение" и созревание. Пренатальное развитие элементов общения. Значение эмбриогенеза для развития психического отражения; взаимосвязь морфофункционального развития и развития психических функций. Общая характеристика развития поведения в раннем постнатальном периоде. Развитие поведения у зрело- и незрелорождающихся животных. Значение заботы о потомстве. Развитие двигательной активности в раннем постнатальном периоде. Врожденное узнавание и ранний опыт. Раннее облигатное и факультативное научение. Реакция следования и половое запечатление. Формирование общения. Познавательные аспекты постнатального поведения животных: исследовательское поведение и ориентация; манипулирование и его познавательное значение. Общая характеристика развития в ювенильном (игровом) периоде. Основные концепции игры животных. Игра как развивающая деятельность (концепция К. Э. Фабри). Значение ювенильного игрового манипулирования для формирования поведения взрослых животных. Игра и общение. Совместные неманипуляционные и манипуляционные игры молодых животных. Познавательное значение игры животных. Игра и ориентировочно-исследовательская деятельность животных (П.Я. Гальперин). Раздел 4. Эволюция психики.Биологический процесс и эволюция психического отражения. Место учения об эволюции психики в структуре современных психологических знаний. Теория стадиального развития психики в филогенезе (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри). Общая характеристика стадии элементарной сенсорной психики. Кинезы и элементарные таксисы. Сложные формы двигательной активности на стадии элементарной сенсорной психики. Проблема пластичности поведения и психическое отражение на низшем и высшем уровне элементарной сенсорной психики. Общая характеристика стадии перцептивной психики. Особенности психического отражения. Двигательные и сенсорные навыки на низшем и высшем уровне перцептивной психики. Предметное восприятие. Инстинктивное поведение и научение. Общение и групповое поведение. Эмоции у высших позвоночных. Ригидность и пластичность в поведении высших позвоночных. Раздел 5. Предпосылки возникновения сознания. Интеллект как высшее проявление психического развития животных. Общая характеристика интеллектуального поведения животных. Ориентировочно-исследовательская деятельность и манипуляционная активность как основа развития высших познавательных способностей животных. Орудийная и конструктивная деятельность антропоидов. Характерные особенности и формы мышления антропоидов. Экспериментальные методы его изучения (Н.Н. Ладыгина-Котс, Р. Йеркс, В. Келер, С.Л. Новоселова). Биологическая ограниченность интеллекта животных. Интеллект животных и интеллект человека. Предпосылки и пути возникновения сознания как высшей формы психического отражения. Раздел 6. Сравнительная психология.История, методология и предмет сравнительной психологии. Сущность и необходимость сравнительно-психологического синтеза данных зоопсихологии и общей психологии для выявления биопсихологических предпосылок и корней происхождения психики человека в процессе эволюции. Психика животных и человека, их генетическое родство и качественные различия. Изменение форм и содержания поведения человека в процессе антропогенеза. Предметная деятельность животных и трудовая деятельность человека. Качественные отличия орудий животных от орудий труда человека. Трудовая деятельность как фактор, определяющий возникновение сознания. Предыстория развития социальных отношений в человеческом обществе. Групповое поведение, игра обезьян и проблема зарождения человеческого общества. Принципиальные отличия сообществ животных от человеческого общества. Биологические предпосылки зарождения человеческой речи. Язык современных обезьян и его качественные отличия от членораздельной речи. Возможность и пределы общения человека с антропоидами и другими высшими позвоночными при помощи природных и искусственных коммуникативных систем. Проблема биологического и социального в поведении человека. Филогенез, социогенез, онтогенез: общие принципы развития психического отражения в преломлении развития видов животных, развития человеческого общества, развития индивида. Раздел 7. Прикладная зоопсихология. Предмет, задачи и методы прикладной зоопсихологии. Значение прикладной зоопсихологии и этологии для защиты животного мира и охраны природной среды. Практическое значение дрессировки животных. Психологический анализ процесса дрессировки. Прикладная зоопсихология и медицина. Исследования на животных. Зоопсихологические аспекты ветеринарии. Прикладная зоопсихология и дошкольная педагогика. Использование животных в психотерапевтической практике. 4.3. Тематический план лекций по семестрам. 1-й курс, 1-й семестр.
4.4. Тематический план семинаров. 1-й курс, 1-й семестр.
4.5. Самостоятельная работа студентов. 1-й курс, 1-й семестр.
5. Лабораторный практикум. Не предусмотрен. 6. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 7.1. Рекомендуемая литература. Основная литература
Дополнительная литература
7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины. Для обеспечения освоения дисциплины используются
8. Материально-техническое обеспечение. Учебный процесс протекает в учебных аудиториях и видеоклассах. Для обеспечения учебного процесса используются доска для иллюстрации и пояснения излагаемого материала; телевизор и видеомагнитофон для просмотра учебных видеофильмов.
Данный курс является, с одной стороны, самостоятельной дисциплиной, а с другой – представляет собой еще одну, иную точку зрения, с которой студенты могут воспринимать проблематику, подробно рассматриваемую в курсе общей психологии. Проблемы, затрагиваемые зоо- и сравнительной психологией, во многом облегчают возможность связать знания, получаемые при изучении естественнонаучных дисциплин (анатомия и физиология ЦНС и ВНД, психофизиология, антропология) с общепсихологическими знаниями. Данная связь основана на перенесении материалистической естественнонаучной методологии на проблемы психического. Отличительная особенность и дополнительная ценность курса зоопсихологии состоит в том, что он является примером глубокого и последовательного анализа многоплановой проблемы развития психики с точки зрения одной теории, со всеми ее достоинствами и недостатками. Зоопсихология – наука, развивавшаяся в рамках одного направления советской психологической школы (теория деятельности), в то время как курс общей психологии неизбежно ориентирован на раскрытие многообразия методологических и теоретических подходов. Программа составлена на базе традиционной учебной программы для студентов Государственных университетов, обучающихся по специальности «Психология», составленной К.Э. Фабри, Н.Н. Мешковой, С.Л. Новоселовой. Настоящая учебная программа зоо- и сравнительной психологии несколько переориентирована на общепсихологическую проблематику и на основы теории деятельности, на которые опирается зоопсихология. Такая переориентация стала возможна благодаря отказу от подробного изучения специфики конкретных отрядов и видов животных. Это не изменяет принципиального содержания курса, сохраняя объем знаний, заложенный в Государственном образовательном стандарте. Основными формами обучения студентов являются аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. На лекционных занятиях излагаются основные теоретические вопросы данного курса. Практические занятия предполагают широкое использование активных форм проведения занятий: дискуссий, круглых столов, собеседований, т.п. Система контроля усвоения знаний включает в себя опрос студентов на занятиях, контрольные работы, предоставление докладов, рефератов, составление таблиц-схем, ведение дневника наблюдений. Курс завершается сдачей экзамена. Рабочая учебная программа по дисциплине Зоопсихология и соавнительная психология составлена канд. психол. наук Садоковой А.В., доцентом кафедры общей психологии факультета клинической психологии МГМСУ. |
Учебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная психология Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | Курса «Зоопсихология и сравнительная психология». Данный курс реализуется... Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология» Моисеева Лидия Алексеевна. Зоопсихология и сравнительная психология. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 27 с | Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная... Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии... | ||
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине... Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология» включает в себя... | Институт Рабочая программа учебной дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология». – Новороссийск. Нф мгэи, 2014. – 18 с | ||
Рабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление... Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | Курс в\о зимняя сессия 2000\2001 года ... | ||
Президенте Российской Федерации Кафедра акмеологии и психологии профессиональной... Перечислите важнейшие понятия и категории зоопсихологии и сравнительной психологии. | Р. К. Махмутова Зоопсихология и сравнительная психология Учебно-методический комплекс предназначен для оказания помощи студентам первого года обучения специальности 020400 «Психология» в... | ||
Зоопсихология и сравнительная психология Сформировать у будущих психологов представление о том, что психика человека имеет свою предысторию в мире животных, научить их использовать... | Рабочая программа дисциплины зоопсихология Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение | ||
Рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины... Дисциплина «Психология» относится к «Дисциплинам по выбору» гуманитарного, социального и экономического цикла ( В. Дв. 3). Для освоения... | Рабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения... Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая... | ||
Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных... Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для... | Рабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения... Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая... |