Р. К. Махмутова Зоопсихология и сравнительная психология





НазваниеР. К. Махмутова Зоопсихология и сравнительная психология
страница1/11
Дата публикации17.01.2015
Размер1.08 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Федеральное агентство по образованию

Удмуртский государственный университет

Институт педагогики, психологии и социальных технологий


Р.К. Махмутова
Зоопсихология и сравнительная психология
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
для специальности 020400 «Психология»

Квалификация

«Психолог. Преподаватель психологии»

Очная форма обучения
ИЖЕВСК 2008

ББК 88.22 р30

УДК 159.992.5(07)

З-855

Составитель Р.К. Махмутова

Зоопсихология и сравнительная психология: Учебно-методический комплекс для специальности 020400 «Психология». Квалификация «Психолог. Преподаватель психологии»/Сост. Р.К. Махмутова. Ижевск, 2008. 104 с.

Учебно-методический комплекс по курсу «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан на основе глубокого изучения содержания учебной дисциплины и апробации курса в течение трёх лет. Комплекс содержит рабочую программу, программу практических (семинарских) занятий, контролирующие материалы, глоссарий.

Учебно-методический комплекс предназначен для оказания помощи студентам первого года обучения специальности 020400 «Психология» в освоении вопросов общей психологии: отражательная природа психики, взаимосвязь психики и поведения, соотношение врожденного и приобретенного, закономерности развития психики в филогенезе, онтогенезе, условия и предпосылки возникновения и развития психики человека.
ББК 88.22 р30

УДК 159.992.5(07)
© Р.К. Махмутова, 2008

© Институт педагогики, психологии

и социальных технологий, 2008

  1. Требования государственного образовательного стандарта (ГОС) по специальности 020400 «Психология»


1.1. Квалификационная характеристика выпускника


Объектом профессиональной деятельности специалиста являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом – их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

  • диагностическую и коррекционную;

  • экспертную и консультативную;

  • учебно-воспитательную;

  • научно-исследовательскую;

  • культурно-просветительную.



1.2.Требования к профессиональной подготовленности специалиста
Специалист должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации:

  • на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

  • участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

  • владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.


1.3. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы.
ОПД.Ф.06 Зоопсихология и сравнительная психология.

Общая характеристика психики животных; врожденное и приобретенное в поведении животных; эволюция психики; развитие психики животных в онтогенезе; эволюция психики человека в филогенезе; этология как одно из направлений изучения психики животных.

2. Рабочая программа
2. 1. Принципы построения курса «Зоопсихология и сравнительная психология»
Курс входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД.Ф).

Курс адресован студентам первого года обучения.

Курс предназначен для усвоения слушателями проблем общей психологии: отражательная природа психики, взаимосвязь психики и поведения, соотношение врожденного и приобретенного, закономерности психики в филогенезе, онтогенезе, условия и предпосылки возникновения и развития психики человека.

Основная цель курса для студента - знакомство с особенностями, функционированием и развитием психического отражения на уровне различных зоологических таксонов.

Для успешного изучения курса студенту необходимо: а)владеть навыками работы с учебной, методической и справочной литературой, б) уметь конспектировать содержание лекционного материала, в) стремиться к активному удовлетворению познавательного интереса в рамках зоопсихологии и смежных с ней дисциплин.

Реализация данного курса организуется через лекционные, практические аудиторные занятия и внеаудиторную самостоятельную работу студентов. Курс состоит из 4 разделов.

Раздел I «Введение в зоопсихологию» вводит студентов в проблемное поле и категориальный аппарат зоопсихологии, как самостоятельной отрасли научного знания. В рамках данного блока студенты знакомятся с историей развития взглядов на предмет зоопсихологии, структурой современной зоопсихологии, методами зоопсихологии. В этом разделе закладываются основы содержания последующих разделов.

Раздел II «Общая характеристика психической деятельности животных» посвящает студентов в мир разнообразных, подчас противореча­щих друг другу теоретических концепций и представлений о формах психической деятельности животных, исследовательских схем и авторских интерпретаций множественных проявлений инстинкта и научения.

Раздел III «Развитие психической деятельности животных в онтогенезе» даёт характеристику психического отражения и поведения животных на наиболее изученных в зоопсихологии этапах индивидуального развития биоты.

Раздел IV «Развитие психической деятельности животных в филогенезе» посвящен оценке специфике психического отражения на различных этапах филогенеза. Также в данном разделе представлены генетическое родство и качественные различия психической деятельности человека и животных.

Курс имеет практическую часть в виде семинарских занятий, выполнение заданий которых способствует более глубокой проработке программного материала.

Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью заданий для самоконтроля, вопросов тест-контроля, анализа и рецензирования сообщений студентов и выполненных ими исследовательских работ.

2.2. Цели курса

После изучения теоретических разделов курса и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен
иметь представление: о предмете и методах зоопсихологии, об основных этапах развития данной науки, о месте и значении зоопсихологии в ряду общепсихологических дисциплин, об особенностях, функционировании и развитии психического отражения на уровне различных зоологических таксонов, о научных исследованиях в современной отечественной и зарубежной зоопсихологии
должен знать:

основные закономерности развития психики животных, развернутую трактовку специальных зоопсихологических понятий, сферу практического использования данных зоопсихологических исследований.
должен уметь:

ориентироваться в зоопсихологической терминологии, использовать ее для характеристики психического аспекта поведения животных разных таксономических групп, пользоваться источниками справочной и научной литературы по этологии, зоопсихологии, сравнительной психологии
должен обладать навыками:

обобщения и прогноза поведения животных на основе данных наблюдений за ними

2.3. Учебно-тематический план курса

«Зоопсихология и сравнительная психология»
Распределение часов курса по темам и видам работ

№ темы

Название

Лекции

Практические

Самостоя-тельная работа

Раздел 1. Введение в зоопсихологию






Предмет и задачи зоопсихологии

2

2

3



Методы психологии

2

2

5

Раздел 2. Общая характеристика психической деятельности животных



Проблема инстинкта и научения

2

2






Общая характеристика инстинктивного поведения. Структура инстинктивного поведения

3




5



Общая характеристика научения. Виды научения

3




5

Раздел 3. Развитие психической деятельности животных в онтогенезе



Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии поведения

2




4



Развитие психики и поведения в пренатальном периоде

2

2

4



Развитие психики и поведения в раннем постнатальном периоде

3




4



Развитие психики и поведения в ювенильном периоде

3

3

3

Раздел 4. Развитие психической деятельности животных в филогенезе

10.

Общая характеристика элементарной сенсорной психики

3




3

11.

Общая характеристика перцептивной психики

3

3

3

12.

Интеллектуальное поведение животных и методы его исследования

3




5

13.

Психическая деятельность человека и животных – генетическое родство и качественные различия.

3

3

4

Итого

34

17

39


2.4. Содержание курса лекционных занятий
Раздел 1. Введение в зоопсихологию

  1. Предмет и задачи зоопсихологии

История становления зоопсихологии. Связь зоопсихологии с другими науками. Поведение как основа психической деятельности. Объект, предмет задачи зоопсихологии. Сравнительная психология. Прикладное использование данных зоопсихологических исследований.

  1. Методы психологии

Поведение как источник знаний о психике. Наблюдение и эксперимент в зоопсихологии. Постановка задач перед животным: «метод лабиринта», «дифференцировочная дрессировка», «метод проблемной клетки», «метод выбора на образец», «обхождение преграды», «наблюдение за неподкрепленным манипулированием». Процедуры воздействия на поведение животных.

Раздел 2. Общая характеристика психической деятельности животных

  1. Проблема инстинкта и научения

Представления о психической деятельности животных. Проблема инстинкта в свете эволюционного учения. Современное понимание проблемы врожденного и приобретенного в поведении животных.

  1. Общая характеристика инстинктивного поведения. Структура инстинктивного поведения

Инстинктивное поведение как основа жизнедеятельности животных. Внутренние и внешние факторы инстинктивного поведения. Структура, фазы инстинктивного поведения.

  1. Общая характеристика научения. Виды научения

Понятие «научение». Навык, формирование навыка. Виды научения: «пространственное», «облигатное», «факультативное», «ассоциативное», «латентное», «инсайт», «импритинг». Дрессировка, методы дрессуры.

Раздел 3. Развитие психической деятельности животных в онтогенезе

  1. Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии поведения

Биологическая обусловленность онтогенеза поведения животных. Закономерности онтогенеза беспозвоночных и позвоночных. Зрелорождающиеся и незрелорождающиеся животные. Теория Орбели. Периодизация онтогенетического развития поведения и психики животных.

  1. Развитие психики и поведения в пренатальном периоде

Развитие двигательной активности зародышей. Эмбриональное научение. Возможности научения у зародышей. Пренатальное развитие сенсорных способностей и элементов общения.

  1. Развитие психики и поведения в раннем постнатальном периоде

Специфические закономерности раннего постнатального периода. Понятие о сензитивных периодах для процессов научения, стимуляции физиологических процессов и формирования общения. Основные феномены периода – врожденное узнавание, ранний опыт, импринтинг.

  1. Развитие психики и поведения в ювенильном периоде

Общая характеристика игры животных. Функции и типы игр. Совершенствование двигательной активности, формирование общения в играх животных.

Раздел 4. Развитие психической деятельности животных в филогенезе

  1. Общая характеристика элементарной сенсорной психики

Особенности психики и поведения на низшем уровне элементарной сенсорной психики. Изучения научения у простейших. Особенности психики и поведения на высшем уровне элементарной сенсорной психики. Виды научения у низших многоклеточных беспозвоночных животных.

  1. Общая характеристика перцептивной психики

Общая характеристика низшего уровня стадии перцептивной психики. Пластичность поведения, виды и диапазон научения у высших беспозвоночных животных. Особенности группового поведения и общения высших беспозвоночных. Общая характеристика высшего уровня стадии перцептивной психики. Особенности научения и пластичность поведения у низших позвоночных. Особенности научения и пластичность поведения у высших позвоночных.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Р. К. Махмутова Зоопсихология и сравнительная психология iconКурса «Зоопсихология и сравнительная психология». Данный курс реализуется...
Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология»
Р. К. Махмутова Зоопсихология и сравнительная психология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология»
Моисеева Лидия Алексеевна. Зоопсихология и сравнительная психология. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 27 с
Р. К. Махмутова Зоопсихология и сравнительная психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная психология
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Р. К. Махмутова Зоопсихология и сравнительная психология iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология» включает в себя...
Р. К. Махмутова Зоопсихология и сравнительная психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная...
Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии...
Р. К. Махмутова Зоопсихология и сравнительная психология iconКурс в\о зимняя сессия 2000\2001 года
...
Р. К. Махмутова Зоопсихология и сравнительная психология iconРабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление...
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Р. К. Махмутова Зоопсихология и сравнительная психология iconИнститут
Рабочая программа учебной дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология». – Новороссийск. Нф мгэи, 2014. – 18 с
Р. К. Махмутова Зоопсихология и сравнительная психология iconРабочая программа дисциплины «зоопсихология и сравнительная психология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Р. К. Махмутова Зоопсихология и сравнительная психология iconПрезиденте Российской Федерации Кафедра акмеологии и психологии профессиональной...
Перечислите важнейшие понятия и категории зоопсихологии и сравнительной психологии. ­
Р. К. Махмутова Зоопсихология и сравнительная психология iconЗоопсихология и сравнительная психология
Сформировать у будущих психологов представление о том, что психика человека имеет свою предысторию в мире животных, научить их использовать...
Р. К. Махмутова Зоопсихология и сравнительная психология iconПрограмма курса для специальности 020400 Психология
Курс “Зоо- и сравнительная психология” является общепрофессиональной дисциплиной и предназначен для студентов 1 курса Института психологии...
Р. К. Махмутова Зоопсихология и сравнительная психология iconПоддьяков А. Н. Сравнительная психология развития Х. Вернера в современном...

Р. К. Махмутова Зоопсихология и сравнительная психология iconРоссийской федерации
«Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная...
Р. К. Махмутова Зоопсихология и сравнительная психология iconОценочные средства по учебной дисциплине б 13 зоопсихология Направление...
Методические рекомендации предназначены для медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь: врачей стоматологического...
Р. К. Махмутова Зоопсихология и сравнительная психология iconНаучное наследие м. И. Махмутова и. А. Сафиуллина Аннотация
Блок дисциплин дв1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Дисциплины по выбору


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск