Скачать 1.08 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Удмуртский государственный университет Институт педагогики, психологии и социальных технологий Р.К. Махмутова Зоопсихология и сравнительная психология УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС для специальности 020400 «Психология» Квалификация «Психолог. Преподаватель психологии» Очная форма обучения ИЖЕВСК 2008 ББК 88.22 р30 УДК 159.992.5(07) З-855 Составитель Р.К. Махмутова Зоопсихология и сравнительная психология: Учебно-методический комплекс для специальности 020400 «Психология». Квалификация «Психолог. Преподаватель психологии»/Сост. Р.К. Махмутова. Ижевск, 2008. 104 с. Учебно-методический комплекс по курсу «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан на основе глубокого изучения содержания учебной дисциплины и апробации курса в течение трёх лет. Комплекс содержит рабочую программу, программу практических (семинарских) занятий, контролирующие материалы, глоссарий. Учебно-методический комплекс предназначен для оказания помощи студентам первого года обучения специальности 020400 «Психология» в освоении вопросов общей психологии: отражательная природа психики, взаимосвязь психики и поведения, соотношение врожденного и приобретенного, закономерности развития психики в филогенезе, онтогенезе, условия и предпосылки возникновения и развития психики человека. ББК 88.22 р30 УДК 159.992.5(07) © Р.К. Махмутова, 2008 © Институт педагогики, психологии и социальных технологий, 2008
1.1. Квалификационная характеристика выпускника Объектом профессиональной деятельности специалиста являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом – их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:
1.2.Требования к профессиональной подготовленности специалиста Специалист должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации:
1.3. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы. ОПД.Ф.06 Зоопсихология и сравнительная психология. Общая характеристика психики животных; врожденное и приобретенное в поведении животных; эволюция психики; развитие психики животных в онтогенезе; эволюция психики человека в филогенезе; этология как одно из направлений изучения психики животных. 2. Рабочая программа 2. 1. Принципы построения курса «Зоопсихология и сравнительная психология» Курс входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД.Ф). Курс адресован студентам первого года обучения. Курс предназначен для усвоения слушателями проблем общей психологии: отражательная природа психики, взаимосвязь психики и поведения, соотношение врожденного и приобретенного, закономерности психики в филогенезе, онтогенезе, условия и предпосылки возникновения и развития психики человека. Основная цель курса для студента - знакомство с особенностями, функционированием и развитием психического отражения на уровне различных зоологических таксонов. Для успешного изучения курса студенту необходимо: а)владеть навыками работы с учебной, методической и справочной литературой, б) уметь конспектировать содержание лекционного материала, в) стремиться к активному удовлетворению познавательного интереса в рамках зоопсихологии и смежных с ней дисциплин. Реализация данного курса организуется через лекционные, практические аудиторные занятия и внеаудиторную самостоятельную работу студентов. Курс состоит из 4 разделов. Раздел I «Введение в зоопсихологию» вводит студентов в проблемное поле и категориальный аппарат зоопсихологии, как самостоятельной отрасли научного знания. В рамках данного блока студенты знакомятся с историей развития взглядов на предмет зоопсихологии, структурой современной зоопсихологии, методами зоопсихологии. В этом разделе закладываются основы содержания последующих разделов. Раздел II «Общая характеристика психической деятельности животных» посвящает студентов в мир разнообразных, подчас противоречащих друг другу теоретических концепций и представлений о формах психической деятельности животных, исследовательских схем и авторских интерпретаций множественных проявлений инстинкта и научения. Раздел III «Развитие психической деятельности животных в онтогенезе» даёт характеристику психического отражения и поведения животных на наиболее изученных в зоопсихологии этапах индивидуального развития биоты. Раздел IV «Развитие психической деятельности животных в филогенезе» посвящен оценке специфике психического отражения на различных этапах филогенеза. Также в данном разделе представлены генетическое родство и качественные различия психической деятельности человека и животных. Курс имеет практическую часть в виде семинарских занятий, выполнение заданий которых способствует более глубокой проработке программного материала. Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью заданий для самоконтроля, вопросов тест-контроля, анализа и рецензирования сообщений студентов и выполненных ими исследовательских работ. 2.2. Цели курса После изучения теоретических разделов курса и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен иметь представление: о предмете и методах зоопсихологии, об основных этапах развития данной науки, о месте и значении зоопсихологии в ряду общепсихологических дисциплин, об особенностях, функционировании и развитии психического отражения на уровне различных зоологических таксонов, о научных исследованиях в современной отечественной и зарубежной зоопсихологии должен знать: основные закономерности развития психики животных, развернутую трактовку специальных зоопсихологических понятий, сферу практического использования данных зоопсихологических исследований. должен уметь: ориентироваться в зоопсихологической терминологии, использовать ее для характеристики психического аспекта поведения животных разных таксономических групп, пользоваться источниками справочной и научной литературы по этологии, зоопсихологии, сравнительной психологии должен обладать навыками: обобщения и прогноза поведения животных на основе данных наблюдений за ними 2.3. Учебно-тематический план курса «Зоопсихология и сравнительная психология» Распределение часов курса по темам и видам работ
2.4. Содержание курса лекционных занятий Раздел 1. Введение в зоопсихологию
История становления зоопсихологии. Связь зоопсихологии с другими науками. Поведение как основа психической деятельности. Объект, предмет задачи зоопсихологии. Сравнительная психология. Прикладное использование данных зоопсихологических исследований.
Поведение как источник знаний о психике. Наблюдение и эксперимент в зоопсихологии. Постановка задач перед животным: «метод лабиринта», «дифференцировочная дрессировка», «метод проблемной клетки», «метод выбора на образец», «обхождение преграды», «наблюдение за неподкрепленным манипулированием». Процедуры воздействия на поведение животных. Раздел 2. Общая характеристика психической деятельности животных
Представления о психической деятельности животных. Проблема инстинкта в свете эволюционного учения. Современное понимание проблемы врожденного и приобретенного в поведении животных.
Инстинктивное поведение как основа жизнедеятельности животных. Внутренние и внешние факторы инстинктивного поведения. Структура, фазы инстинктивного поведения.
Понятие «научение». Навык, формирование навыка. Виды научения: «пространственное», «облигатное», «факультативное», «ассоциативное», «латентное», «инсайт», «импритинг». Дрессировка, методы дрессуры. Раздел 3. Развитие психической деятельности животных в онтогенезе
Биологическая обусловленность онтогенеза поведения животных. Закономерности онтогенеза беспозвоночных и позвоночных. Зрелорождающиеся и незрелорождающиеся животные. Теория Орбели. Периодизация онтогенетического развития поведения и психики животных.
Развитие двигательной активности зародышей. Эмбриональное научение. Возможности научения у зародышей. Пренатальное развитие сенсорных способностей и элементов общения.
Специфические закономерности раннего постнатального периода. Понятие о сензитивных периодах для процессов научения, стимуляции физиологических процессов и формирования общения. Основные феномены периода – врожденное узнавание, ранний опыт, импринтинг.
Общая характеристика игры животных. Функции и типы игр. Совершенствование двигательной активности, формирование общения в играх животных. Раздел 4. Развитие психической деятельности животных в филогенезе
Особенности психики и поведения на низшем уровне элементарной сенсорной психики. Изучения научения у простейших. Особенности психики и поведения на высшем уровне элементарной сенсорной психики. Виды научения у низших многоклеточных беспозвоночных животных.
Общая характеристика низшего уровня стадии перцептивной психики. Пластичность поведения, виды и диапазон научения у высших беспозвоночных животных. Особенности группового поведения и общения высших беспозвоночных. Общая характеристика высшего уровня стадии перцептивной психики. Особенности научения и пластичность поведения у низших позвоночных. Особенности научения и пластичность поведения у высших позвоночных. |
Курса «Зоопсихология и сравнительная психология». Данный курс реализуется... Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология» | Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология» Моисеева Лидия Алексеевна. Зоопсихология и сравнительная психология. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 27 с | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная психология Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине... Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология» включает в себя... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная... Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии... | Курс в\о зимняя сессия 2000\2001 года ... | ||
Рабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление... Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | Институт Рабочая программа учебной дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология». – Новороссийск. Нф мгэи, 2014. – 18 с | ||
Рабочая программа дисциплины «зоопсихология и сравнительная психология» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Президенте Российской Федерации Кафедра акмеологии и психологии профессиональной... Перечислите важнейшие понятия и категории зоопсихологии и сравнительной психологии. | ||
Зоопсихология и сравнительная психология Сформировать у будущих психологов представление о том, что психика человека имеет свою предысторию в мире животных, научить их использовать... | Программа курса для специальности 020400 Психология Курс “Зоо- и сравнительная психология” является общепрофессиональной дисциплиной и предназначен для студентов 1 курса Института психологии... | ||
Поддьяков А. Н. Сравнительная психология развития Х. Вернера в современном... | Российской федерации «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная... | ||
Оценочные средства по учебной дисциплине б 13 зоопсихология Направление... Методические рекомендации предназначены для медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь: врачей стоматологического... | Научное наследие м. И. Махмутова и. А. Сафиуллина Аннотация Блок дисциплин дв1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Дисциплины по выбору |