Зоопсихология и сравнительная психология





Скачать 233.16 Kb.
НазваниеЗоопсихология и сравнительная психология
Дата публикации31.03.2015
Размер233.16 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
Приложение 1






МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________

___________________________ _____________________________

«___»_______________2012 г. «___»_______________2012 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине зоопсихология и сравнительная психология

По направлению подготовки 030401 Клиническая психология

Курс первый

Вид промежуточной аттестации экзамен

Кафедра медицинской биологии и генетики

Трудоемкость дисциплины 108 (час.)/3,0 (зач. ед.)


Архангельск, 2012

1. Цель и задачи освоения дисциплины


    1. Цель преподавания дисциплины:


Сформировать у будущих психологов представление о том, что психика человека имеет свою предысторию в мире животных, научить их использовать знания о биологических основах психики в профессиональной деятельности, научить определять биологическое и социальное в поведении человека.

1.2. Задачи изучения дисциплины:

  • Изучить закономерности и эволюцию психического отражения на уровне животных.

  • Изучить происхождение и развитие в онто- и филогенезе психических процессов у животных

  • Изучить предпосылки и предысторию человеческого сознания.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030401 Клиническая психология

Данная дисциплина относится к вариативной части цикла математических и естественнонаучных и дисциплин.

Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для изучения дисциплин профессионального цикла (общая психология, психология развития и возрастная психология, педагогическая психология, психология личности, теории личности в клинической психологии, расстройства личности, нарушение психического развития в детском возрасте, психология агрессии, психология семьи).
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-2

Способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладение достижениями естественных наук

ОК-3

Способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений

ОК-6

Способность и готовность к овладению новыми методами исследования

ОК-7

Способность и готовность к совершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического совершенствования своей личности

ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК-2

Готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверить и оценить существующие методы, техники и модели, выявить возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии

ПК-4

Владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов исследования, проверки и оценки соотношений теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщений полученных данных в виде научных статей и докладов


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:

  1. Историю зоопсихологии и сравнительной психологии.

  2. Методы исследований в зоопсихологии и сравнительной психологии.

  3. Общую характеристику психики животных. Компоненты поведения животных.

  4. Развитие психики животных в онтогенезе. Особенности каждого этапа онтогенеза.

  5. Эволюцию психики. Уровни организации психики животных.

  6. Социальную организацию животных. Классификацию иерархии у животных.

  7. Системы коммуникации у животных.

  8. Системы контроля поведения.

  9. Генетическое родство и качественные различия психики животных и человека. Биологические основы психики человека.

  10. Обучение животных. Использование языков-посредников у понгид.

  11. Прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии.


Уметь:

  1. Работать со справочной и научной литературой

  2. Провести эксперименты и оценить полученные результаты по изучению психики животных

  3. Провести наблюдение и оценить особенности психики животных при адаптации их к определенным условиям в природной среде, доложить полученные результаты

  4. Уметь определить и оценить биологическое и социальное в поведении человека

Владеть:

  1. Техникой проведения эксперимента с помощью методов «Открытое поле», «Лабиринт», «Проблемная клетка».

  2. Навыками анализа поведения животных и решения ситуационных задач


4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3,0 зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр I


Аудиторные занятия (всего)

60

60

В том числе:







Лекции (Л)

16

16

Практические занятия (ПЗ)

44

44

Лабораторные практикумы (ЛП)








Самостоятельная работа (всего)

12




Экзамен

36

36

Общая трудоемкость (час.)


108

108


5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1.

Введение в предмет

1. Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии

2. Методы зоопсихологии

3. История развития зоопсихологии

2.

Развитие психики в онтогенезе

1. Пренатальный период

2. Ранний постнатальный период

3. Ювенильный период

4. Период полового созревания

3.

Эволюция психики

1. Общая характеристика низшего и высшего уровней развития элементарной сенсорной психики

2. Общая характеристика низшего и высшего уровней перцептивной психики

3. Эволюция полового поведения

4.

Социальная организация животных

1. Доминирование и иерархия. Системы социальной организации животных

2. Особенности средств стадной коммуникации у обезьян

5.

Сравнительная психология

1. Биологические предпосылки развития психики человека

2. Язык животных и язык человека. Использование языков-посредников для анализа психики понгид

3. Индивидуально-приспособительная деятельность животных

6.

Типы поведения животных

1. Физиологическое поведение

2. Инстинктивное поведение

3. Ориентировочно-исследовательское поведение

4. Элементарно-рассудочное поведение

7.

Системы контроля поведения животных

1. Экзогенные системы контроля поведения

2. Эндогенные системы контроля поведения

8.

Системы коммуникации животных

1. Типы информационных взаимодействий в группах

2. Звуковые и вибрационные коммуникации

3. Зрительные коммуникации

4. Химические коммуникации

9.

Прикладная зоопсихология

  1. Виды зоотерапии

  2. Зоопсихология для сельского хозяйства, военных целей, педагогики и др. отраслей

  3. Дрессировка животных

10.

Обучение. Изучение элементов сознания у животных

  1. Всеобщие законы обучения

  2. Классификация научения

  3. Формы научения

  4. Эксперименты по изучению элементов сознания у обезьян и других животных


5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Введение в предмет

4

6










2

12

2.

Развитие психики в онтогенезе

4

4










2

10

3.

Эволюция психики

4

4













8

4.

Социальная организация животных

2

2













4

5.

Сравнительная психология

2

6










2

10

6.

Типы поведения животных




6










2

8

7.

Системы контроля поведения животных




4










2

6

8.

Системы коммуникации животных




4













4

9.

Прикладная зоопсихология




4










2

6

10.

Обучение. Изучение элементов сознания у животных




4













4



6. Интерактивные формы проведения занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1.

Развитие психики в онтогенезе

Решение ситуационных задач

0,5

2.

Эволюция психики

Решение ситуационных задач

1,0

3.

Социальная организация животных

Решение ситуационных задач

0,5

4.

Сравнительная психология

Ролевая игра «Определение черепов понгид»

Решение ситуационных задач

2,0

5.

Обучение. Изучение элементов сознания у животных

Решение ситуационных задач

0,5

Итого (час.)

4,5

Итого (% от аудиторных занятий)

7,5%


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1.

Введение в предмет

1. Заполнение разделов самостоятельной работы в рабочей тетради

2. Анализ результатов экспериментов

Проверка выполнения задания

Проверка протокола эксперимента

2.

Развитие психики в онтогенезе

  1. Анализ видеоматериала

  2. Подготовка рефератов

Тест по видеоматериалам

Проверка рефератов

3.

Сравнительная психология

  1. Анализ видеоматериалов

  2. Подготовка рефератов

Проверка анализа видеоматериалов

Проверка рефератов

4.

Типы поведения животных

  1. Анализ видеоматериалов

  2. Подготовка рефератов

  3. Составление презентаций

Тест по видеоматериалам

Проверка рефератов и презентаций

5.

Системы контроля поведения животных

  1. Анализ видеоматериалов

  2. Подготовка рефератов

Проверка анализа видеоматериалов

Проверка рефератов

6.

Прикладная зоопсихология

  1. Заполнение разделов самостоятельной работы в рабочей тетради

  2. Анализ видеоматериалов

  3. Подготовка рефератов




Проверка выполнения задания

Проверка анализа видеоматериалов

Проверка рефератов



8. Формы контроля

8.1. Формы текущего контроля

Текущий контроль по разделам дисциплины предусматривает тестовые задания, письменные работы, защиту рефератов.
8.2. Формы промежуточной аттестации (экзамен)
1. Этап - итоговое тестирование по основным понятиям дисциплины

2. Этап - собеседование по экзаменационным вопросам

3. Решение ситуационной задачи

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

  1. Зорина З.А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных / З.А. Зорина, И.И.Полетаева. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 319 с.

  2. Правотворов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев / Г.В. Правотворов. – М.: ЮКЭА, 2002.- 391 с.

  3. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии / К.Э. Фабри. - М.: «Психология», 2001.- 463 с.

  4. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология / Г.Г. Филиппова – М.: ACADEMA, 2001.- 543 с.


9.2. Дополнительная литература

  1. Зорина З.А. О чем рассказали «говорящие» обезьяны / З.А. Зорина, А.А. Смирнова, М.: Языки славянских культур, 2006.- 423

  2. Никольская А.В. Зоопсихология и межвидовая психология / А.В. Никольская.- М.: ЭКСМО.- 2011.- 348 с.

  3. Резникова Ж.И. Интеллект и язык животных и человека / Ж.И. Резникова, М.: Академкнига, 2005.- 518 с.

  4. Сравнительная психология и зоопсихология / под. ред. Г.В. Калягина, СПб: Питер. – 2001. – 412 с.

  5. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии / под. ред. Н.Н. Мешковой, Е.Ф. Федорович.- М.: Российское психологическое общество, 1997. – 307 с.

  6. Хейс Н. Принципы сравнительной психологии / Н. Хейс, М.: «Когито-Центр.- 2006.- 303 с.

9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

Программа для оценки эксперимента на животных

http://www.sivatherium.narod.ru/library/Fridman/glava_04.htm

http://lib.usu.ru/rus/news/2011/11/01/2326

http://195.178.196.201/index.html

http://www.scsml.rssi.ru

http://www.rsl.ru

http://www.biomednet.com/library

http://www.aonb.ru

http://web.udl.es/usuaris/e4650869/docencia/segoncicle/genclin98/recursos_classe_(pdf)/revisionsPDF/OnlineResources.pdf

http://www.genome.gov/10000464
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для преподавания дисциплины используются:

1. Экспериментальные установки: «Открытое поле», «Проблемная клетка», «Лабиринт», «Т-образный лабиринт»

2. Камера-пенал для животных

3. Видеофильмы

4. Телевизор, видеомагнитофон, DVD - плеер, компьютер, мультимедийный проектор

5. Набор муляжей черепов понгид, набор инструментов для краниометрии
11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Анкета-отзыв на дисциплину «Зоопсихология и сравнительная психология» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Зав. кафедрой

Н.А. Бебякова























Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись






































Приложение 2
Тематический план лекций
Учебная дисциплина – зоопсихология и сравнительная психология

Направление подготовки – 030401 Клиническая психология

Семестр – первый

Курс – первый


№ лекции

Тема лекции



Количество

часов

1.

Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии. Методы зоопсихологических исследований.

2

2.

История развития зоопсихологии. Основные направления исследования психики животных в зарубежной и отечественной психологии. Современное состояние исследований поведения животных.

2

3.

Развитие психики животных в онтогенезе. Врожденное и приобретенное в индивидуальном развитии поведения животных. Общая характеристика сенсорных и двигательных реакций в пренатальном периоде. Отличительные особенности пренатального развития у беспозвоночных, низших позвоночных, птиц, млекопитающих.

2

4.

Развитие психики в раннем постнатальном онтогенезе. Виды заботы о потомстве. Родительское поведение. Развитие психики в ювенильном периоде. Значение игры.

2

5.

Эволюция психики. Общая характеристика низшего и высшего уровня элементарной сенсорной психики

2

6.

Общая характеристика низшего и высшего уровня перцептивной психики. Эмоции у высших позвоночных. Ригидность и пластичность в поведении высших позвоночных.

2

7.

Социальная организация животных. Доминирование и иерархия. Особенности средств стадной коммуникации у обезьян.

2

8.

Биологические предпосылки развития психики человека. Происхождение трудовой деятельности. Отличие в использовании орудий труда животных и человека. Индивидуально-приспособительная деятельность животных. Язык животных и язык человека.

2

ИТОГО

16


Рассмотрено на заседании кафедры мед. биологии и генетики

"19" апреля 2012 г.

протокол № 5
Зав. кафедрой ___________________________________________________________

(ФИО подпись)

Приложение 3
Тематический план практических занятий
Учебная дисциплина – зоопсихология и сравнительная психология

Направление подготовки – 030401 Клиническая психология

Семестр – первый

Количество часов, отведенное на курс, цикл – 44 час.

Курс – первый



№ занятия

Тема занятия



Количество

часов

1.

Инстинктивное поведение как основа жизнедеятельностиорганизма. Инстинкты животных и инстинкты человека

2

2.

Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии

2

3.

Методы зоопсихологических исследований

2

4.

Типы поведения животных

2

5.

История развития зоопсихологии

2

6.

Системы контроля поведения животных

2.4рвыйхология и сравнительная психология

7.

Системы коммуникации животных

2

8.

Прикладная зоопсихология

2

9.

Дрессировка животных

2

10.

Развитие психики животных в онтогенезе. Общая характеристика сенсорных и двигательных реакций в пренатальном периоде

2

11.

Развитие психики в раннем постнатальном онтогенезе. Виды заботы о потомстве. Родительское поведение. Развитие психики в ювенильном периоде. Значение игры

2

12.

Эволюция психики. Характеристика уровней сенсорной психики.

2.4рвыйхология и сравнительная психология

13.

Характеристика уровней перцептивной психики

2

14.

Изучение поведения животных с помощью метода «Открытое поле»

2

15.

Эволюция полового поведения.

2

16.

Социальная организация животных. Доминирование и иерархия

2

17.

Обучение животных. Виды и формы обучения животных

2

18.

Изучение элементов сознания у животных

2

19.

Сходство и различие в строение черепов человека и понгид

2

20.

Биологические предпосылки развития психики человека. Происхождение трудовой деятельности. Отличия в использовании орудий труда животных и человека

2

21.

Биологические предпосылки развития речи. Отличия языка животных от языка человека. Использование языков-посредников у животных

2

22.

Итоговое занятие

2

ИТОГО

44


Рассмотрено на заседании кафедры медицинской биологии и генетики

"19 "апреля 2012 г.

протокол № 5

Зав. кафедрой ___________________________________________________________

(ФИО подпись)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Зоопсихология и сравнительная психология iconКурса «Зоопсихология и сравнительная психология». Данный курс реализуется...
Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология»
Зоопсихология и сравнительная психология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология»
Моисеева Лидия Алексеевна. Зоопсихология и сравнительная психология. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 27 с
Зоопсихология и сравнительная психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная психология
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Зоопсихология и сравнительная психология iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология» включает в себя...
Зоопсихология и сравнительная психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная...
Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии...
Зоопсихология и сравнительная психология iconКурс в\о зимняя сессия 2000\2001 года
...
Зоопсихология и сравнительная психология iconРабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление...
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Зоопсихология и сравнительная психология iconИнститут
Рабочая программа учебной дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология». – Новороссийск. Нф мгэи, 2014. – 18 с
Зоопсихология и сравнительная психология iconРабочая программа дисциплины «зоопсихология и сравнительная психология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Зоопсихология и сравнительная психология iconПрезиденте Российской Федерации Кафедра акмеологии и психологии профессиональной...
Перечислите важнейшие понятия и категории зоопсихологии и сравнительной психологии. ­
Зоопсихология и сравнительная психология iconР. К. Махмутова Зоопсихология и сравнительная психология
Учебно-методический комплекс предназначен для оказания помощи студентам первого года обучения специальности 020400 «Психология» в...
Зоопсихология и сравнительная психология iconПрограмма курса для специальности 020400 Психология
Курс “Зоо- и сравнительная психология” является общепрофессиональной дисциплиной и предназначен для студентов 1 курса Института психологии...
Зоопсихология и сравнительная психология iconПоддьяков А. Н. Сравнительная психология развития Х. Вернера в современном...

Зоопсихология и сравнительная психология iconРоссийской федерации
«Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная...
Зоопсихология и сравнительная психология iconОценочные средства по учебной дисциплине б 13 зоопсихология Направление...
Методические рекомендации предназначены для медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь: врачей стоматологического...
Зоопсихология и сравнительная психология iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск