Рабочая программа дисциплины зоопсихология





Скачать 126.52 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины зоопсихология
Дата публикации31.03.2015
Размер126.52 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Военное дело > Рабочая программа


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Рабочая программа дисциплины


зоопсихология



Специальность 111801 «Ветеринария»

Квалификация (степень) специалист
Форма обучения очная

Орел, 2012 год

Составитель Абрамкова Н.В., к.б.н., доцент

«__» __________20__г.

Рецензент Химичева С.Н.., к.б.н., доцент_______________________________

( «__» __________20__г.

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 111801 «Ветеринария»
Программа обсуждена на заседании кафедры Зоогигиены и кормления сельскохозяйственных животных

Зав. кафедрой Козлов А.С., д.б.н., профессор

«__» __________20__г.

Лист согласования рабочей программы

Декан факультета биотехнологии и ветеринарной медицины В.Н. Масалов, д.б.н., профессор

«__» __________20__г.

Программа утверждена учебно-методической комиссией по специальности протокол № ____
Председатель учебно-методической комиссии В.С.Буяров, д.с.-х.н., профессор

«__» __________20__г.

Заведующий выпускающей кафедрой Н.В. Сахно, д.б.н., доцент

«__» __________20__г.

Отдел комплектования ЦНБ_________________________________________

(ФИО) «__» __________20__г.

Оглавление


Введение

5

1. Цели освоения дисциплины

5

2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

6

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

6

5. Содержание дисциплины ……………………..

7

5.1. Содержание модулей и разделов дисциплины

7

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий

7

5.3. Практические занятия

7

5.4. Самостоятельная работа

7

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

8

6.1. Рейтинговая оценка успеваемости обучающихся

8

6.2. Темы рефератов

8

6.3. Контрольные вопросы для итогового контроля

9

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11

Введение
Учебная дисциплина «Зоопсихология» относится к циклу профессиональных дисциплин (вариативная часть) и направлена на формирование научного мировоззрения и компетенций студентов в области сельскохозяйственного производства, способствует освоению классических и новейших технологий производства продукции животноводства с учетом физиологических и продуктивных особенностей животных в условиях рыночной экономики.


  1. Цели освоения дисциплины


Цель дисциплины раскрыть студентам суть знаний по зоопсихологии и сравнительной психологии, чтобы они могли проследить формы проявления и закономерности психических процессов животных, как в процессе их индивидуального развития, так и при установлении пути эволюции психических способностей в животном мире.

Задачи. Овладение обьективными и субьективными методам изучения поведения и психики животных, историей наблюдений и исследований; изучение основных современных направлений дисциплины, врожденного и приобретенного в поведении животных, развития психики животных в онтогенезе. Познакомиться с формами рассудочной деятельности животных.
2. Место дисциплины в структуре ООП специалитета.
В результате освоения дисциплины студент должен

Знать: основные направления в изучении поведения животных.

Уметь: анализировать литературные источники по этологии различных видов животных, обобщать накопленные знания в поведении животных.

Владеть: врачебным мышлением, основными принципами исследования поведения животных.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.


Общекультурные: владеть врачебным мышлением, способностью к анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; осуществлять экономический анализ и прогноз своей деятельности; осознать сущность и значение информации в развитии современного общества, использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности.

Профессиональные: уметь применять полученные знания на практике, проводить анализ поведения животных в различных ситуациях


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы


Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу


Виды учебной нагрузки

Всего часов /

зач.ед.

3 семестр

Аудиторные занятия (всего)

18/0,5

18

в том числе

Лекции


6/0,17


6

Практические занятия (ПЗ)

12 / 0,33

12

Самостоятельная работа (всего)

18/ 0,5

18

В том числе

Реферат

9/0,25

9

Активные формы обучения

2/0,06

2

Итоговый контроль

Зачет

Общая трудоемкость, час / зач. ед.

36 / 1

36


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины




п/п

Наименование раздела дисциплины


Содержание раздела

АЗ

СРС

1

Введение в дисциплину. Поведение животных. Инстинкты и инстинктивное поведение

6

3

2

Научение как индивидуально-приспособительная деятельность животных

6

3

3

Элементарная рассудочная деятельность. Проблема интеллекта животных

6

3


5.2. Разделы дисциплин и виды занятий


раздела дисциплины

Лекц.

ПЗ

СРС

Всего часов

1

2

4

3

9

2

2

4

3

9

3

2

4

3

9


5.3. Практические занятия


раздела дисциплины


Наименование практических занятий

Трудоем-кость

(час.)

1

Наблюдение и анализ двигательной деятельности животных.

4

2

Методы научения.

4

3

Методы изучения рассудочной деятельности животных.

4


5.4. Самостоятельная работа студентов




раздела

Самостоятельное изучение теоретического материала

Реферат

Трудоемкость (час.)

1

3

9

3

2

3

3

3

3

3

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
6.1. Рейтинговая оценка успеваемости аспиранта



Виды занятий

Количество занятий

Рейтинг 1 занятия

Максимальное количество баллов

Лекционные (2 ч)

3

1

3

Практические (4 ч)

3

1

3

Активность на занятиях

3

3-5

15

Реферат

1

3-5

5

Итого

-

-

26


. Для получения зачета необходимо набрать не менее 55% от максимального количества баллов – 14.
6.2. Темы рефератов.

  1. Основные положения теории Лоренца о развитии инстинктивного поведения.

  2. Развитие теории Лоренца в трудах Тинбергена.

  3. Иерархическая теория инстинктов Тинбергена.

  4. Физиологические механизмы развития инстинктивного поведения.

  5. Основные методы изучения инстинктов.

  6. Неассоциированное обучение и его роль в поведении.

  7. Ф. Скиннер и его вклад в науку о поведении.

  8. Обучение методом последовательного приближения.

  9. Дифференцировочные условные рефлексы и их роль в изучении разных форм поведения.

  10. Импринтинг и его роль в формировании разных форм поведения.

  11. Опосредованное обучение и его роль в формировании поведения.

  12. Экспериментальное изучение имитационного поведения.

  13. Когнитивные процессы животных и методы их изучения.

  14. Использование метода дифференцировочных условных рефлексов для изучения когнитивных процессов у животных.

  15. Ориентировка животных в пространстве и методы ее изучения.

  16. Методы лабиринтов в изучении сложных форм поведения животных.

  17. Интеллект человекообразных обезьян и методы его изучения.

  18. Сравнительное изучение рассудочной деятельности животных методами, предложенными Л.В. Крушинским.

  19. Рассудочная деятельность млекопитающих.

  20. Изучение способности животных к оперированию эмпирической размерностью фигур.

  21. Интеллектуальное поведение птиц.

  22. Изучение способности животных к обобщению и абстрагированию.

  23. Изучение способности животных к символизации.

  24. Способность животных к счету и его изучение.



6.3. Вопросы для итогового контроля знаний


  1. Что такое инстинкт?

  2. Что такое фиксированный комплекс действий?

  3. Что такое ключевой раздражитель?

  4. Что такое врожденный разрешающий механизм?

  5. Что такое завершающий акт инстинктивного поведения?

  6. Какую роль в развитии инстинктивного поведения играют гормоны?

  7. С помощью каких методов изучают инстинкты?

  8. Что такое этограмма?

  9. Что такое индивидуально-приспособительная деятельность?

  10. По каким принципам можно классифицировать условные рефлексы?

  11. На чем основана классификация форм обучения?

  12. Какими методами изучают инструментальные условные рефлексы?

  13. Что такое классический условный рефлекс?

  14. Что такое инструментальные условные рефлексы?

  15. Что такое оперантное обучение?

  16. Что такое дифференцировочные условные рефлексы?

  17. Каким образом вырабатывают дифференцировочные условные рефлексы?

  18. Что такое натуральные условные рефлексы?

  19. Что такое импринтинг?

  20. Что такое опосредованное обучение?

  21. Что такое облигатное обучение?

  22. Что такое факультативное обучение?

  23. Каковы, с точки зрения психологов, основные критерии зачатков мышления у животных?

  24. Что является наиболее характерным свойством рассудочной деятельности?

  25. Что такое когнитивные процессы?

  26. Перечислите основные методы изучения когнитивных процессов.

  27. Какие методы изучения когнитивных процессов основаны на выработке дифференцировочных условных рефлексов?

  28. Что такое установка на обучение?

  29. Что такое транзитивное заключение?

  30. Что такое метод отсроченных реакций?

  31. Что такое когнитивные карты?

  32. Для чего используют метод обучения в лабиринте?

  33. Какие стратегии поиска приманки используют животные при обучении в лабиринте?

  34. Какие методы используют животные при ориентировке в пространстве?

  35. Что такое латентное обучение?

  36. В чем заключается метод выбор по образцу?

  37. Что такое орудийная деятельность и какие механизмы могут лежать в ее основе у животных разных видов?

  38. В чем заключается методика для изучения способности к экстраполяции направления движения?

  39. Что такое пространственное мышление?

  40. Какие животные обладают самой высокой способностью к экстраполяции направления движения?

  41. В чем заключается суть теста на оперирование эмпирической размерностью фигур?

  42. Какие животные оказались способны решать тест на "размерность"?

  43. В чем заключается тест Ревеша - Крушинского и какие животные способны к его успешному решению?



7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:

1. Зоопсихология и сравнительная психология: учебное пособие для студентов высш. учеб. Заведений / Г.Г. Филиппова. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

2. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: учебное пособие / З.А. Зорина, И.И. Полетаева. – М.: Аспект Пресс, 2008 -320 с..
б) дополнительная литература:

  1. Бутовская М.Л. Этология человека./ М.Л. Бутовская - М.: "Научный мир", 2003.

  2. Колягина Г.В.Сравнительная психология и зоопсихология: Хрестоматия:/ Г.В. Колягина.-СПб, 2004. - 412 с.

  3. Криволапчук Н.Д. Прикладная психология собаки../ Н.Д. Криволапчук — Ростов на Дону: Феникс, 2008. — 558 с.

  4. Ступина Е. Б. Зоопсихология. Пособие для подготовки к экзаменам./ Е.Б. Ступина, А.О. Филипьечев - М., 2006

  5. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. / Г.Г. Филиппова - М., 2007 – 543 с..


в) периодическая литература:


  1. Животноводство России.

  2. Кролиководство и звероводство.

  3. Молочная промышленность.

  4. Молочное и мясное скотоводство.

  5. Мясная индустрия.

  6. Овцы, козы, шерстяное дело..

  7. Сельскохозяйственная биология.


г) Интернет-ресурсы: на 06.08.12.

  1. www.abbisun.com

  2. www.agritech.it

  3. www.alltech.com

  4. www.aviagen.com

  5. www.avimpia.it

  6. www.azainternational.it

  7. www.animalhealth.bayerhealthcare.com


д) перечень используемых информационных продуктов:

стандартные программы, входящие в Microsoft Office Professional: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Access.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины зоопсихология iconУчебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная психология
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Рабочая программа дисциплины зоопсихология iconКурса «Зоопсихология и сравнительная психология». Данный курс реализуется...
Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология»
Рабочая программа дисциплины зоопсихология iconИнститут
Рабочая программа учебной дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология». – Новороссийск. Нф мгэи, 2014. – 18 с
Рабочая программа дисциплины зоопсихология iconРабочая программа дисциплины «зоопсихология и сравнительная психология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины зоопсихология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология»
Моисеева Лидия Алексеевна. Зоопсихология и сравнительная психология. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 27 с
Рабочая программа дисциплины зоопсихология iconУчебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная...
Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии...
Рабочая программа дисциплины зоопсихология iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология» включает в себя...
Рабочая программа дисциплины зоопсихология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. В 2 «Зоопсихология»
Автор-составитель программы – Плужникова Н. И., старший преподаватель кафедры психологии мгпу
Рабочая программа дисциплины зоопсихология iconРабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление...
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Рабочая программа дисциплины зоопсихология iconРабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Рабочая программа дисциплины зоопсихология iconКурс в\о зимняя сессия 2000\2001 года
...
Рабочая программа дисциплины зоопсихология iconПрезиденте Российской Федерации Кафедра акмеологии и психологии профессиональной...
Перечислите важнейшие понятия и категории зоопсихологии и сравнительной психологии. ­
Рабочая программа дисциплины зоопсихология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа разработана в соответствии с фгос впо (спо) по направлению 111110. 62 Зоотехния (профиль «Технология производства продуктов...
Рабочая программа дисциплины зоопсихология iconЗоопсихология и сравнительная психология
Сформировать у будущих психологов представление о том, что психика человека имеет свою предысторию в мире животных, научить их использовать...
Рабочая программа дисциплины зоопсихология iconРабочая программа дисциплины ФИЛОСОФИЯ
Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата
Рабочая программа дисциплины зоопсихология iconРабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск