Скачать 5.56 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.В.2.2 «Зоопсихология» ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ «050706-Педагогика и психология» Утверждено на заседании кафедры психологии факультета педагогики и психологии (протокол № 7 от 06 марта 2008 г.) Зав. кафедрой ________________И.А. Синкевич 2008г. 1.1. Автор-составитель программы – Плужникова Н.И., старший преподаватель кафедры психологии МГПУ 1.2. Рецензенты: Синкевич И.А., кандидат педагогических наук, зав.кафедрой психологии МГПУ, доцент, Прялухина А.В., кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии Российского государственного социального университета (РГСУ) 1.3 Пояснительная записка Учебный курс «Зоопсихология » направлен на создание у студентов представлений о биологических предпосылках и предыстории зарождения человеческого сознания, человеческой деятельности. Изучение поведения животных, охватывающее все зоологические таксоны – от амебы до шимпанзе – привело к накоплению ценных научных фактов, позволяющих разъяснить ряд существенных вопросов как в зоопсихологии, так и в смежных дисциплинах: общей, детской, медицинской психологии, антропологии, физиологии ВНД, философии. Наряду с большим теоретическим значением зоопсихологических исследований все больше расширяется их сфера практического применения. Специфичным для данного курса является его направленность на освещение развития психики животных, так как познать психику животных вне процесса их развития представляется принципиально невозможным. Но познать становление и развитие психики животного и человека невозможно и без учета условий их жизнедеятельности, поэтому в данном курсе последовательно реализуется тезис: какова жизнедеятельность – такова и психика. Условия жизни животного ставят перед ним задачи, заставляющие совершенствовать свою психическую организацию, сохраняя принципиально неизменным инстинктивный тип жизни. Качественно иную организацию мы находим в человеческой психике, претерпевшей принципиальные изменения в ходе антропогенеза. В основу курса положены взгляды А.Н. Леонтьева на особенности психики в филогенезе. Каркасом курса являлся способ систематизации и подачи материала, разработанный К.Э. Фабри. Цель данного курса – формирование у студентов представлений о генетическом родстве и качественных различиях в психической деятельности животных и человека. Основные задачи курса:
Успешность достижения цели данного курса может быть обеспечена при условии организации межпредметных связей с такими дисциплинами как «Общая психология», «Физиология ВНД», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Экология», «Антропология» и др. Структура курса включает в себя 6 тем:
Программа включает лекционный и практический курсы. Первый направлен на формирование знаний и представлений о теоретических и прикладных основах зоопсихологии и сравнительной психологии; второй направлен на формирование навыков самостоятельной работы с научной и научно-популярной литературой по изучаемым проблемам; навыков практического применения основных методов зоопсихологии: наблюдения в естественной, антропогенной и лабораторной среде, эксперимента в лабораторных условиях. На практических занятиях формируются следующие умения:
В результате изучения данного курса студент должен ЗНАТЬ:
УМЕТЬ:
1.4 Извлечение из ГОС ВПО – требования к обязательному минимуму дисциплин специализации не отражаются в ГОС ВПО). 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
1.6.2 Содержание разделов дисциплины. Тема 1. Общая характеристика психики животных Психика и поведение животных, их особенности и взаимосвязь. Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии. Место зоопсихологии и сравнительной психологии в системе наук. Методы зоопсихологических исследований: наблюдение в естественной и лабораторной среде; экспериментальные методы – «лабиринта», «проблемной клетки», «дифференцировки» и др. История зарубежных зоопсихологических исследований. Основные направления науки о поведении животных на разных этапах ее становления: креационизм и рационализм, антропоморфизм и атомизм, функционализм, бихевиаризм, физиология ВНД, психофизиология, гештальт-психология, генетика поведения и психогенетика, зоопсихология и этология. История отечественных зоопсихологических исследований. Объективная биопсихология В.А. Вагнера. Исследования поведения и психики приматов (Н.М. Ладыгина-Котс, Н.Ю. Войтонис, Г.З. Рогинский, Л.Г. Воронин, В.П. Протопопов и др.). Учение о высшей нервной деятельности (ВНД) И.П. Павлова. Учение о пластичности инстинктивного поведения А.Н. Северцова. Исследования мышления животных (Л.А. Фирсов, Л.В. Крушинский, К.Э. Фабри, З.А. Зорина и др.). Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 2. Врожденное и приобретенное в поведении животных Проблема инстинкта и научения в трудах Ж.Б. Ламарка, К.Ф. Рулье, Ч. Дарвина, В.А. Вагнера и А.Н. Северцова. Инстинктивное поведение: основные формы. Классификации основных форм поведения животных. Классификация Д. Дьюсбери: индивидуальное поведение (локомоция, терморегуляция, манипуляционная и исследовательская активность, пищевое и защитное поведение, гигиеническое поведение, игра и орудийное поведение); репродуктивное поведение, социальное (групповое) поведение, биологические ритмы. Классификация Л.В. Крушинского: наследственное поведение, приобретенное поведение, интеллектуальное (разумное) поведение. Эндогенные и экзогенные факторы инстинктивного поведения. Эндогенные факторы: генетические, анатомофизиологические, гормональные. Экзогенные факторы: физические факторы (пространственные, температурные, световые и др.), биологические факторы (фауна и флора). Механизмы инстинктивного поведения. Проблема мотивации поведения животных. Этологическая концепция инстинктивного поведения (К. Лоренц, Н. Тинберген). Инстинктивное поведение и общение. Демонстрационное поведение, ритуализация поведения. Научение: основные формы. Облигатное и факультативное научение. Реактивное, оперантное, когнитивное научение. Механизмы научения. Импринтинг. Привыкание. Классический условный рефлекс. Оперантный условный рефлекс (инструментальный навык). Дифференцировочная дрессировка. Подражание. Когнитивные карты. Сложные формы научения (установка на обучение, последовательная переделка, выбор по образцу и др.). Понятие о мышлении животных. Мышление животных как способность решать элементарные логические задачи при их первом предъявлении (когда нет готовых ни врожденных, ни приобретенных программ поведения). Мышление как способность к целенаправленным действиям с обработкой и использованием орудий. Мышление как способность к обобщению и абстрагированию. Мышление как способность к символизации. Основная литература:
Дополнительная литература:
|
Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная... Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии... | Учебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная психология Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология» Моисеева Лидия Алексеевна. Зоопсихология и сравнительная психология. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 27 с | Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... |