Скачать 267.3 Kb.
|
ПРОГРАММА лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» Для направления подготовки магистров «Филология» Магистерская программа «Сравнительное литературоведение» Квалификация (степень) «магистр» Москва - 2012 Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад) Спецкурс состоит из двух частей: 1). Судьбы античной литературы в литературах Запада; 2). Античная литература в литературном процессе России. 1. Цели освоения дисциплины сформировать у студентов представление об основных видах рецепции античности в зарубежной и русской литературе и культуре; сформировать понимание основных тенденций влияния античной литературы на литературы последующих эпох, закономерностей возникновения литературных родов и их жанровых разновидностей; сформировать у студентов комплекс знаний о жанрах, сюжетах и мотивах античного «репертуара», приоритетных в ходе эволюции литературного процесса. Задачи освоения дисциплины: изучить основные пути проникновения античных текстов и античного влияния в различные исторические периоды как в Европу, так и в Россию; рассмотреть влияние античного наследия на формирование литературных направлений и течений, становление литературной критики; проанализировать ряд произведений зарубежной и русской литературы в аспекте выявления контактных и типологических связей с античной литературой. 2. Место дисциплины в структуре ООП Вариативная часть ООП. Общепрофессиональный блок. «Античное наследие в европейских литературах» – часть магистерской программы «Сравнительное литературоведение», читается во 2 семестре. Курс является фактически продолжением курса «актуальные проблемы формирования и развития национальных литератур» и знакомит слушателей с одним из главных в истории мирового литературного процесса влияний – античным, на материале как западноевропейской, так и русской литературы, от Средневековья до современности. В процессе освоения курса магистранты опираются на знания, умения и навыки, полученные при изучении курсов «История античной литературы», «История русской литературы» и др., а также прочитанных или параллельно читаемых компаративистских дисциплин, входящих в магистерскую программу «Сравнительное литературоведение».При составлении программы учитывалось, что магистранты освоили историко-литературные курсы, посвященные античной литературе, а также русской и зарубежным литературам от истоков до начала XXI вв., в рамках учебного плана бакалавриата филологических факультетов классических и педагогических университетов. 3. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (М-ОНК-3); владение методологией научных исследований в профессиональной области (М-ОНК-5); владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах (М-ИК-1); способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (М-СК-1); способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2); способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (М-СК-3); знание основных понятий и терминов современной филологической науки, представление о структуре и перспективах развития филологии как области знаний, о важнейших филологических (лингвистических и литературоведческих) отечественных и зарубежных научных школах (М-ОПК-1); знание основных этапов истории и закономерностей развития отечественной и зарубежной литературы; умение исследовать художественные тексты на основе теоретико-литературного и историко-литературного категориального анализа; проводить сопоставительный анализ литератур в контексте мировой литературы и общего развития литературного процесса; владение приемами филологической критики текста (текстологии), филологической герменевтики и филологического источниковедения, историко-литературных и биографических исследований (М-ОПК-3); В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать основные проблемно-тематические зоны и стилевые аспекты взаимодействия античной литературы и литературы Нового времени от истоков до начала нынешнего века; иметь представление о современном этапе диалога античной и европейской культуры – как в сфере собственно художественной литературы, так и в смежных искусствах (кино, живопись, театр), а также в виртуальной информационной среде; уметь анализировать поэтические произведения переводной литературы с греческого и латинского языков, анализировать литературное произведение в аспекте выявления его контактных связей с античной литературой; интерпретировать типологические схождения художественных произведений с античным интертекстуальным субстратом, выявлять античные сюжеты образы и мотивы в художественных произведениях; оценивать степень художественной оригинальности литературных текстов разной жанрово-родовой природы с учетом основных тенденций литературного процесса во взаимодействии с античной культурой; владеть основными методами сопоставительного изучения литератур: комментарий, техника сопоставления текста и гипертекста различных жанров; анализ мотива или стилевого приема, восходящего к античности, в различных жанрах русской литературы; изменения факторов античного влияния при смене литературных эпох. 4. 1.Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
|
Программа дисциплины «Античное наследие в европейской культуре» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»... | Программа дисциплины Античное наследие в европейской культуре для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»... | ||
Программа дисциплины «Античное наследие в европейской культуре» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»... | Предварительная программа Международной научно-практической конференции «Запад – Россия – Восток: политическое, экономическое и культурное взаимодействие» | ||
Выдержки и реферата «Болонский процесс: его цели и задачи» Цена –... Одним их таких процессов является совместная интеграция Европейских стран в общее Европейское образовательное пространство. В сентябре... | Тема Образование Европейских сообществ и становление Европейского Союза. 3 Формирование Европейских сообществ и европейского права – это единовременный и тесно взаимосвязанный процесс. Создание Европейских... | ||
Программа обязательного лекционного спецкурса «Сравнительная фольклористика» Европы, Азии и Америки в их локальном многообразии и межэтнических связях; оценить значение фольклора в становлении мировой литературы,... | Оао «фнпц «Алтай», г. Бийск, Россия Администрация г. Бийсканаукограда РФ ипхэт со ран Псахье (Россия), Christian Perut (Франция), Keiichi Hori (Япония), Людмила Огородова (Россия), Guy Jacob (Франция), Bernie Kosowski... | ||
Учебные пособия для подготовки к сдаче экзамена: 1 История философии.... От него требуется основательное знакомство с философской классикой и наиболее известными произведениями современных философов по... | X международная конференция hems-2014 Высокоэнергетические материалы: демилитаризация Геннадий Сакович (Россия), Keiichi Hori (Япония), Guy Jacob (Франция), Bernie Kosowski (сша), Юрий Соломонов (Россия), Wilhelm Eckl... | ||
Программа учебной дисциплины Средневековье; определение общего и отличительного в классических тюркских литературах; изучение всемирноизвестных авторов и произведений... | Кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики программа спецкурса Программа спецкурса: «Психологическое обеспечение правоприменительной деятельности» /Сост.: В. М. Поздняков. М., Изд-во рудн, 2015.... | ||
Военно-историческое наследие в школьном краеведении Военно-историческое наследие один из традиционных учебно-воспитательных компонентов отечественной педагогики | Методические указания для преподавателяпо проведению практическихзанятий... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Положение о IV всероссийском конкурсе студенческих научно-исследовательских... «Молодежь и наследие», посвященном 300-летию церкви Преображения Господня Кижского погоста | Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая степь Россия не рассматривается как фактор европейской политики, русская культура – как неотъемлемая часть культуры европейской, русский... |