Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)»





Скачать 267.3 Kb.
НазваниеПрограмма лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)»
страница1/3
Дата публикации28.11.2014
Размер267.3 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3
ПРОГРАММА

лекционного спецкурса

«Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)»
Для направления подготовки магистров «Филология»
Магистерская программа «Сравнительное литературоведение»

Квалификация (степень) «магистр»
Москва - 2012

Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)

Спецкурс состоит из двух частей: 1). Судьбы античной литературы в литературах Запада; 2). Античная литература в литературном процессе России.
1. Цели освоения дисциплины

сформировать у студентов представление об основных видах рецепции античности в зарубежной и русской литературе и культуре;

сформировать понимание основных тенденций влияния античной литературы на литературы последующих эпох, закономерностей возникновения литературных родов и их жанровых разновидностей;

сформировать у студентов комплекс знаний о жанрах, сюжетах и мотивах античного «репертуара», приоритетных в ходе эволюции литературного процесса.

Задачи освоения дисциплины:

изучить основные пути проникновения античных текстов и античного влияния в различные исторические периоды как в Европу, так и в Россию;

рассмотреть влияние античного наследия на формирование литературных направлений и течений, становление литературной критики;

проанализировать ряд произведений зарубежной и русской литературы в аспекте выявления контактных и типологических связей с античной литературой.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Вариативная часть ООП. Общепрофессиональный блок.

«Античное наследие в европейских литературах» – часть магистерской программы «Сравнительное литературоведение», читается во 2 семестре. Курс является фактически продолжением курса «актуальные проблемы формирования и развития национальных литератур» и знакомит слушателей с одним из главных в истории мирового литературного процесса влияний – античным, на материале как западноевропейской, так и русской литературы, от Средневековья до современности.

В процессе освоения курса магистранты опираются на знания, умения и навыки, по­лученные при изучении курсов «История античной литературы», «История русской литературы» и др., а также прочитанных или параллельно читаемых компаративистских дисциплин, входящих в магистерскую программу «Сравнительное литературоведение».При составлении программы учитывалось, что магистранты освоили историко-лите­ратурные курсы, посвященные античной литературе, а также русской и зарубежным литературам от истоков до начала XXI вв., в рамках учебного плана бакалавриата филологических факультетов классических и педагогических университетов.
3. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций

владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (М-ОНК-3);

владение методологией научных исследований в профессиональной области (М-ОНК-5);

владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах (М-ИК-1);

способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (М-СК-1);

способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2);

способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (М-СК-3);

знание основных понятий и терминов современной филологической науки, представление о структуре и перспективах развития филологии как области знаний, о важнейших филологических (лингвистических и литературоведческих) отечественных и зарубежных научных школах (М-ОПК-1);

знание основных этапов истории и закономерностей развития отечественной и зарубежной литературы; умение исследовать художественные тексты на основе теоретико-литературного и историко-литературного категориального анализа; проводить сопоставительный анализ литератур в контексте мировой литературы и общего развития литературного процесса; владение приемами филологической критики текста (текстологии), филологической герменевтики и филологического источниковедения, историко-литературных и биографических исследований (М-ОПК-3);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать основные проблемно-тематические зоны и стилевые аспекты взаимодействия античной литературы и литературы Нового времени от истоков до начала нынешнего века; иметь представление о современном этапе диалога античной и европейской культуры – как в сфере собственно художественной литературы, так и в смежных искусствах (кино, живопись, театр), а также в виртуальной информационной среде;

уметь анализировать поэтические произведения переводной литературы с греческого и латинского языков, анализировать литературное произведение в аспекте выявления его контактных связей с античной литературой; интерпретировать типологические схождения художественных произведений с античным интертекстуальным субстратом, выявлять античные сюжеты образы и мотивы в художественных произведениях; оценивать степень художественной оригинальности литературных текстов разной жанрово-родовой природы с учетом основных тенденций литературного процесса во взаимодействии с античной культурой;

владеть основными методами сопоставительного изучения литератур: комментарий, техника сопоставления текста и гипертекста различных жанров; анализ мотива или стилевого приема, восходящего к античности, в различных жанрах русской литературы; изменения факторов античного влияния при смене литературных эпох.

    4. 1.Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

№ п/п

Раздел дисциплины

семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













лекции

С.р.с

Семинары/практические занятия

С.р.с




1.

Формы литературной и культурной рецепции в рамках античной культуры. Пути проникновения античной культуры в Европу.

2

1

2

2










2

Античность в средневековой литературе. Судьбы греческого и римского наследия. Сюжеты и жанры

2

2

3

4

4







Реферат

3

Античность и Ренессанс. Проблемы «подражания», принцип отбора сюжетов.

2

4

2

2







Реферат

4

Европейская драма в отношении к античным образцам: теория и практика

2

5

2







2

Доклад

5

Влияние античности на формирование концепций классицизма. Спор о «древних и новых»

2

6

2

2










6

Концепция античности в Просвещении и романтизме. Аспекты рецепции античности в XIX в.

2

7

8

2

2

2

2

Коллоквиум

7

Античные сюжеты и формы в литературе XX в. Миф и литература.

2

9

2

2










Итого










16

14

2

4

18 аудиторных+ 18 с.р.с.

зачет
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» iconПрограмма дисциплины «Античное наследие в европейской культуре» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»...
Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» iconПрограмма дисциплины Античное наследие в европейской культуре для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»...
Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» iconПрограмма дисциплины «Античное наследие в европейской культуре» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»...
Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» iconПредварительная программа
Международной научно-практической конференции «Запад – Россия – Восток: политическое, экономическое и культурное взаимодействие»
Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» iconВыдержки и реферата «Болонский процесс: его цели и задачи» Цена –...
Одним их таких процессов является совместная интеграция Европейских стран в общее Европейское образовательное пространство. В сентябре...
Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» iconТема Образование Европейских сообществ и становление Европейского Союза. 3
Формирование Европейских сообществ и европейского права – это единовременный и тесно взаимосвязанный процесс. Создание Европейских...
Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» iconПрограмма обязательного лекционного спецкурса «Сравнительная фольклористика»
Европы, Азии и Америки в их локальном многообразии и межэтнических связях; оценить значение фольклора в становлении мировой литературы,...
Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» iconОао «фнпц «Алтай», г. Бийск, Россия Администрация г. Бийсканаукограда РФ ипхэт со ран
Псахье (Россия), Christian Perut (Франция), Keiichi Hori (Япония), Людмила Огородова (Россия), Guy Jacob (Франция), Bernie Kosowski...
Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» iconУчебные пособия для подготовки к сдаче экзамена: 1 История философии....
От него требуется основательное знакомство с философской классикой и наиболее известными произведениями современных философов по...
Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» iconX международная конференция hems-2014 Высокоэнергетические материалы: демилитаризация
Геннадий Сакович (Россия), Keiichi Hori (Япония), Guy Jacob (Франция), Bernie Kosowski (сша), Юрий Соломонов (Россия), Wilhelm Eckl...
Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» iconПрограмма учебной дисциплины
Средневековье; определение общего и отличительного в классических тюркских литературах; изучение всемирноизвестных авторов и произведений...
Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» iconКафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики программа спецкурса
Программа спецкурса: «Психологическое обеспечение правоприменительной деятельности» /Сост.: В. М. Поздняков. М., Изд-во рудн, 2015....
Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» iconВоенно-историческое наследие в школьном краеведении
Военно-историческое наследие один из традиционных учебно-воспитательных компонентов отечественной педагогики
Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» iconМетодические указания для преподавателяпо проведению практическихзанятий...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» iconПоложение о IV всероссийском конкурсе студенческих научно-исследовательских...
«Молодежь и наследие», посвященном 300-летию церкви Преображения Господня Кижского погоста
Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» iconГумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая степь
Россия не рассматривается как фактор европейской политики, русская культура – как неотъемлемая часть культуры европейской, русский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск