Скачать 0.52 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Должанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Дементьева А.А. Вейделевского района Белгородской области»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Литвиновой Аллы Ивановны 9 класс (базовый уровень)
Пояснительная записка Рабочая программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений «Литература, 5- 11 классы», допущенной Министерством образования Российской Федерации, авторы- составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев (М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010 г.) и учебника «Литература, 9 класс.» для общеобразовательных учреждений (авторы – С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. - М.: «Русское слово», 2010 г.). Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений. Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы. Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Данная возрастная группа находится внутри первого концентра. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения из биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, привлекается критическая и мемуарная литература. Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.). Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка. Изменения, внесенные в авторскую учебную программу Программный материал, предложенный авторами, распределен на 102 темы, что соответствует 102 часам учебного времени (по 3 учебных часа в неделю в течение 34 учебных недель). Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия. В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы организации учебного процесса, как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный. Формы организации учебного процесса:
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний, умений и навыков: наблюдение, беседа, открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, фронтальный опрос, ответы на вопросы, письменные работы (сочинения), характеристики героев, анализ текста, отзывы на прочитанные произведения, тезисные, простые и сложные планы, исследовательские работы, доклады, рефераты , чтение наизусть и др. При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь. Дети данного класса характеризуются интеллектуальным и речевым развитием, у них в достаточной степени развиты навыки чтения, письма, основных форм мышления – сравнения, обобщения, классификации явлений, они воспринимают переносное значение слова, умеют объяснить смысл пословиц, поговорок, определить главную мысль. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Главное внимание следует уделять развитию основных видов речевой деятельности, систематическому проведению творческих небольших работ, составлению собственных текстов, работе по осмыслению прочитанного. Общая характеристика учебного предмета Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Место учебного предмета в учебном плане По учебному плану Должанской средней школы им. Дементьева А.А. на изучение литературы отводится 102 часа в год ( по 3 учебных часа в неделю из федерального компонента). Реализация практической части программы: классных сочинений- 5 домашних сочинений- 1 тестирований-3 итоговых контрольных работ – 1. Содержание учебного предмета Введение. Подведение итогов изучения литературы в средних классах. Своеобразие изучения литературы в 9 классе; историко-литературный процесс. Литературные направления, школы, движения. Периодизация литературного процесса. Развитие литературы от устного народного творчества, древнерусской литературы, литературы XVIII к XIX и XX векам. Литература и история; этические и эстетические взгляды. Из зарубежной литературы У. ШЕКСПИР (обзор) Жанровое многообразие драматургии У. Шекспира. Проблематика трагедий. Высокое и низкое, сиюминутное и общечеловеческое, доброе и злое в трагедии «Гамлет». Центральный конфликт пьесы. Образы Гамлета и Офелии в трагедии и русском искусстве XX века Ж.Б. МОЛЬЕР Краткие сведения о драматурге. «Высокая комедия» Ж.Б. Мольера (обзор). Тематика и проблематика комедий Мольера. Комедия «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы; объекты уничтожающего смеха; группировка образов в комедии. И.В. ГЁТЕ Краткие сведения о поэте. И.В. Гёте — выдающийся деятель немецкого Просвещения. «Фауст» — вершина философской литературы. Чтение и характеристика отдельных фрагментов: трагедии. И.В. Гёте в России. Из древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Художественно-литературные памятники Древней Руси. «Слово о полку Игореве»: история написания и публикации, основная проблематика, система образов (образы-персонажи, образ-пейзаж, образы животных); центральная идея, значение «Слова...» в истории русской литературы и культуры. Оригинал и переводы; мысль о единстве Русской земли; сила, героизм, мудрость, верность, любовь к родине. Проблема ответственности за судьбу Руси в «Слове...». Из литературы XVIII в. А.Н. РАДИЩЕВ Основные вехи биографии. «Путешествие из Петербург, в Москву»: «Он бунтовщик хуже Пугачева...» Основная проблематика книги (идеи Просвещения: гуманизм, человеческое достоинство, свобода личности; антикрепостническая направленность «Путешествия...»; человек и государство; писатель и власть). Из литературы XIX века А.С. ГРИБОЕДОВ Основные вехи биографии А.С. Грибоедова: писатель, государственный деятель, дипломат. Комедия «Горе от ума». Творческая история. Личное и социальное в конфликте. Своеобразие языка. Группировка образов. Комедия в истории культуры России. Комедия в русской критике (Гончаров и Писарев «Горе от ума»). Человек и государство, проблема идеала, нравственная проблематика. Художественное богатство комедии. Современные дискуссии о комедии. А.С. ПУШКИН Творческая биография А.С. Пушкина, темы и мотивы лирики, жанровое многообразие лирики, тема поэта и поэзии: «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», Пророк», «Анчар», «K***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»; романтическая поэма «Цыганы». Художественные особенности поэмы — время, пространство, персонажи, язык; основная проблематика поэмы в контексте литературных дискуссий времени. Переход к реализму: «Повести Белкина». Богатство образов и характеров «Повестей...». Центральная проблематика. Пробуждение в читателе «чувств добрых» — нравственная позиция писателя. Реализм прозы А.С. Пушкина. Роман в стихах «Евгений Онегин»: творческая история, основная проблематика и система образов. Образ автора в романе. «Энциклопедия русской жизни». Художественные открытия в «Евгении Онегине». В.Г. Белинский о романе. Современные дискуссии о романе. Комментарии к роману. |
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе Программы... Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень), 10-11 классы (Профильный уровень) Под ред. В.... | Рабочая программа по Искусству(музыка) для 8 класса составлена на... Примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации учебником для общеобразовательных... | ||
Рабочая программа по искусству для 8 класса составлена на основе... Примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации учебником для общеобразовательных... | Рабочая программа по искусству для 8 классов составлена на основе... Министерством образования Российской Федерации учебником для общеобразовательных учреждений «Искусство 8-9 классы», авторы Е. Д.... | ||
Программа по литературе Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством... | Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена... Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2010 г.) и учебника «Литература 9... | ||
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы... Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»... | Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы... Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»... | ||
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы... Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»... | Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы... Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»... | ||
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы... Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»... | Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы... Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»... | ||
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена... Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом... | Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы... Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение»)... | ||
Пояснительная записка настоящая рабочая программа по литературе для... Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература... | Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена... «Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 8 классов общеобразовательных школ под редакцией В. Я. Коровиной» |