Скачать 129.19 Kb.
|
Сценарий внеклассного интегрированного мероприятия «Образ сказочного персонажа в искусстве» Тема: «Образ сказочного персонажа в искусстве». Данное интегрированное мероприятие проводится в форме беседы, как одно из внеклассных для школьников общеобразовательной школы в рамках Интеллектуальной гостиной в разделе «В гостях у сказки» для средних классов с привлечением учащихся музыкальной школы с исполнением пьес на музыкальных инструментах. Также представленный материал может использоваться педагогом на уроках музыкальной литературы и на уроках музыки СОШ. Цель: Художественный образ посредством интеграции музыки с другими видами искусства. Задачи:
Предварительная работа:
Оборудование:
Дополнение: В случае отсутствия мультимедиа-технологий (для демонстрации презентации) подготавливается наглядно – иллюстративный материал:
Ход мероприятия ( слайд «А. С. Пушкин среди своих сказочных персонажей») Ученик:
Ведущая: Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада нашей встрече в Интеллектуальной гостиной. Мы продолжаем с Вами разговор о сказках. И как всегда нашими помощниками будут музыка, живопись, литература, кино. Только что вы прослушали отрывок из известного литературного произведения. Как оно называется и кто его автор? Дети отвечают. Ведущая: Это вступление к поэме «Руслан и Людмила» нашего великого русского поэта-сказочника А.С.Пушкина. Обратили ли Вы внимание, о каком сказочном персонаже упоминает поэт дважды? Дети отвечают. Ведущая: Сегодня мы поговорим…..(слайд с название темы и изображение Бабы – Яги) о Бабе – Яге. Об этом сказочном существе и фантастическом герое русских народных сказок пишут и думают много разного! Скажите, а что вы знаете о Бабе-Яге? Дети отвечают. Ведущая: А вот как описывает Бабу-Ягу и ее пугающий облик один из исследователей древней языческой культуры славян: Ученик: «Это очень злая, старая и мощная колдунья или волшебница, вид у нее страшной. Она не столько в аде живет, сколько на этом свете. Дом ее избушка на курьих ножках, стоит и сама повертывается. Древние наши богатыри всегда её нахаживали лежащею на лавке; нос ее висит через грядку (шест в избе для вешания укрепленный). Сия старая колдунья не пешком ходит, но разъезжает по белу свету в железной ступе (т. е. колеснице самокатной); и когда она в ней прогуливается, то понуждает оную бежать скорее, ударяя железною же палицей или пестом. А чтоб для известных ей причин не видно было следов её, то заметаются они за нею особенными к ступе проделанными мелом и помелом.» Ведущая: Такой колоритный образ не может оставить равнодушным никого и привлекает к себе внимание не только простых читателей, но и творческие натуры: поэтов, художников, композиторов, режиссеров. Какими же средствами выразительности создаётся фантастический образ Бабы-Яги в различных видах искусства. Прослушайте музыкальное произведение, в котором русский композитор музыкальными красками рисует образ Бабы-Яги. Прослушивание пьесы «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского в аудиозаписи. Ведущая: Узнали ли вы это произведение и кто его автор? Дети отвечают. (слайд «портрет композитора М. Мусоргского») Ведущая: Пьеса русского композитора Модеста Мусоргского «Избушка на курьих ножках. Баба – Яга» из цикла «Картинки с выставки». Фортепианная сюита из 10 пьес была написана в1874 году под впечатлением выставки работ художника и архитектора Виктора Гартмана, скончавшегося внезапно в возрасте 39 лет в 1873 году. Композитор по - своему «озвучил» рисунки, картины и архитектурные проекты художника. У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. А фантазия Мусоргского изобразила мощный динамичный образ жительницы этого «домика» - Бабы-Яги. Какими выразительными музыкальными средствами воспользовался композитор? Дети отвечают: динамическими, ритмическими, мелодическими, тембровыми. Ведущая: Действительно, громкая звучность простой и в тоже время яростной мелодии марша, злые пульсирующие ритмы, резкие звуковые «кляксы», «повизгивание на самых высоких нотах, то злобное бурчанье в самых глубоких басах» [2], всё это и рисует образ злой колдуньи, то хромающей на костяной ноге, то летящей в своей ступе. А вся ли звуковая палитра наполнена «бесовскими» резкими созвучиями? Дети отвечают Ведущая: Средняя часть пьесы совершенно другая: тихая, тревожная, неустойчивые созвучия создают ощущение таинственности. Но затем опять врывается повтор ослепляюще - яркой темы марша. Образную картину «нечистой силы» много лет спустя написал русский художник Виктор Михайлович Васнецов. (слайд «портрет художника В. Васнецова») Знаток старины и русского фольклора, он создал такие шедевры изобразительного искусства, как «Ковёр – самолёт», «Алёнушка», «Иван – царевич на сером волке», «Снегурочка», «Спящая царевна» и другие. В 1917 году им был написано очень мрачное и в то же время динамичное, мощное полотно «Баба – яга». Просмотр репродукции «Баба – яга» В. М. Васнецова Давайте поближе рассмотрим этот шедевр изобразительного искусства. Ведущая: « На фоне хищно переплетающихся стволов и ветвей деревьев в ступе с метлой летит страшно оскалившаяся колдунья. Под мышкой она держит босоногого испуганного мальчика, рядом, выпучив глаза, летит сова, а внизу, на болотистом берегу, валяются кости и скелеты погибших животных. Нечисть неудобно, лишь на одном колене, сидит на ступе, но её порыв вперёд и стремительный полёт очень убедительны. Во всей этой мрачности художник сделал акценты на трёх ярких пятнах: лилово-розовом отсвете далёких пожарищ, белой рубахе невинного ребёнка и объёмной красной юбке полуобнажённой ведьмы»[1] Ведущая: Ребята, как вам кажется, созвучны ли друг другу живописное и музыкальное полотна? Дети отвечают Ведущая: И композитору Мусоргскому и художнику Васнецову удалось воссоздать монументальный образ повелительницы леса - грубый, жесткий, резкий. После «Картинок с выставки» образ злой колдуньи, которой пугают маленьких детишек, запечатлел Пётр Чайковский в своей пьесе «Баба- Яга» из «Детского альбома». ( слайд « портрет композитора П. Чайковского») Прослушивание пьесы «Баба- Яга» П.И. Чайковского в исполнении учащегося ДМШ. Ведущая: Схожи ли музыкальные характеристики этого персонажа у двух композиторов? Дети отвечают Ведущая: Сходство: быстрый темп, мелодия насыщена диссонансами, ритм острый и в тоже время «прихрамывающий», динамика контрастная, использование выразительности регистров фортепиано. Отличие: характер Бабы-Яги Мусоргского устрашающий и зловещий (как бы картина для взрослых), а характер Бабы-Яги Чайковского - беспокойный и тревожный (небольшой рассказ для детей на ночь). В результате образ не столь свиреп. (слайд «иллюстрация к сказке «Гуси – Лебеди»») Это обусловлено замыслом композитора. Фортепианный цикл из 24 пьес «Детский альбом» написан П. И. Чайковским в 1978 году и посвящён племяннику Володе Давыдову. Весь «Детский альбом» - своеобразный музыкальный дневник «один день из жизни ребёнка», предназначенный для домашнего музицирования (приятное творческое времяпровождение в домашней обстановке). Ведущая: А в каких русских народных сказках вы встречались с Бабой-Ягой? И всегда ли наша героиня – только злая и наводит страх? Дети отвечают Ведущая: Есть и такие русские народные сказки, где Баба- Яга выступает, как добрый советчик и помощник: то принимает добра Молодца (испытывая его сначала загадками) и вручает ему богатые дары, чудесные предметы (слайд «Баба- Яга и Молодец), то девице Василисе (нагружая её сначала непосильной работой) даёт череп с огненными глазами, которые жгучими лучами наказывают злую мачеху и ее дочерей (слайд «иллюстрация И. Билибина к сказке «Василиса Прекрасная»») Сценка в исполнении учащихся СОШ (отрывок из сказки «Василиса Прекрасная»: последний разговор Василисы с Бабой – Ягой и возвращение домой). Ведущая: Сюжет сказки «Василиса Прекрасная» вдохновил на создание ярких полотен мастеров и знатоков фольклора: художника Илью Яковлевича Билибина (слайд с портретом), и композитора Анатолия Константиновича Лядова (слайд с портретом). Как мастер ярких иллюстраций, Билибин создал целый ряд композиций к сказке и одну из них он назвал «Баба-Яга в ступе», а Лядов, как мастер жанра миниатюры, написал картинку к русской народной сказке «Баба-Яга», которая длится всего несколько минут. Просмотр репродукции «Баба Яга в ступе» И. Билибина . Ученик: Мрачная лесная глушь. Деревьев здесь много, но все они какие-то безжизненные, мертвые. Листьев на них или совсем нет, хотя идет лето, или кое-где висят жалкие остатки высохших, порыжевших. Даже на вечнозеленых сосенках и елках – ни одной свежей хвоинки. Кора на стволах деревьев почернела, потрескалась, местами отвалилась большими кусками. Кажется, лес этот кем-то и чем-то отравлен. Только ядовитым мухоморам здесь раздолье! Вот они, нарядные, красные, усеяли всю поляну большими и малыми семьями. А самые яркие из них, прямо-таки пунцовые, - около бревна, на котором стоит с наклоном вперед, готовая взмыть ввысь, деревянная ступа, высокая и глубокая… Ведущая: Как вы думаете, на чём художник акцентирует наше внимание? Дети отвечают Ведущая: Обращает на себя внимание скорее не сама Баба- Яга, а та местность, где обитает злая колдунья и откуда (а может и куда) совершает свой полёт. Программа музыкального произведения изложена самим композитором по книге неутомимого собирателя фольклора А. Н. Афанасьева (слайд с портретом) «народные русские сказки»: Ученик: «...Баба-Яга вышла во двор, свистнула, - перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает... Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели». Прослушивание пьесы «Баба-Яга» А. К. Лядова в аудиозаписи. Ведущая: Какой состав инструментов исполняет пьесу? Какой характер раскрывается в музыке Лядова? Дети отвечают Ведущая: Инструменты симфонического оркестра явно изображают и хруст, и треск и шум. В то же время слышен сухой, звонкий и в то же время щелкающий звук, который создает представление о «костяной ноге». «Нечто» проносится в быстром темпе в течение 3-х минут, то приближаясь, то удаляясь от нас, хлопая тарелками, треща ксилофоном и свистя духовыми ... Композитор с лукавой усмешкой изобразил сказочный полёт героини, избрав жанр скерцо ( «шутка»). Мы с вами познакомились с некоторыми шедеврами искусства 19 - начала 20 века, где главный герой - Баба – Яга. Вспомните и назовите фамилии этих авторов. (слайды с изображением портретов) Дети отвечают Ведущая: Образ Бабы-Яги увековечен в «портретной галерее» художниками И. Билибиным, В. Васнецовым, композиторами М. Мусоргским, П. Чайковским, К. Лядовым, собирателем русского фольклора А. Афанасьевым. А чья Баба-Яга произвела на Вас более сильное впечатление? И почему? Обмен мнениями Ведущая: Для закрепления вышесказанного предлагаю Вам дидактическую игру - кроссворд «Избушка». ( На слайде кроссворд « Избушка» заполняется учениками по желанию по одному при поддержке всех присутствующих). Ведущая: Сегодня мы ещё раз убедились, как взаимосвязаны между собой выразительные средства литературы, музыки, живописи. А что же киноискусство? В кино и телевидении этот сочный персонаж также не обойден вниманием. Главной Бабой-Ягой 20 века был….. (слайд с изображением Георгия Милляр в роли Бабы Яги) мужчина - Георгий Милляр (1903-1993). Он снялся в 56 фильмах, многие из которых стали классикой и до сих пор смотрятся детьми, а в некоторых сказках у него было по два-три образа. А коронной, конечно же, стала роль Бабы-Яги, на которую пробовались многие известные актрисы. Сказка на экранах только-только зарождалась, и было трудно определиться, какой должна быть Яга: уродиной или красавицей. И режиссер далеко не сразу утвердил Милляра в этой роли. Но Милляр оказался убедителен: Ученик (как прямая речь актёра): «Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется, а она тут же реснички себе подрисует. Да и физически это тяжело. А я все стерплю». Ведущая: Известен трогательный и интересный (и, к сожалению, печальный) факт биографии актёра. Ученик: Накануне 85-летнего юбилея Георгия Милляра пригласили выступить перед детьми в киноконцертном зале «Россия». Он узнал, что в зале 850 мест, накупил школьных альбомов для рисования и, разрезая листы на две части, на каждой из них цветными карандашами нарисовал летящую в ступе Бабу-ягу и подписал: «С любовью, Г. Ф. Милляр». Он говорил, что «хотел оставить подарочек каждому ребетёночку». И нарисовал 850 картинок… Рано утром в назначенный день достал свой старенький, но аккуратненький и чистенький костюмчик, надел любимую бабочку и сел ждать звонка… Но так и не дождался… То ли концерт отменили, то ли Милляра вычеркнули из списка выступающих, но за 85-летним актером никто не приехал и даже не посчитал нужным сообщить ему о том, что все отменяется… Картинки с нарисованными Бабусями разошлись среди знакомых и соседей, а оставшиеся штук двадцать сейчас хранятся в пыльной папочке в Музее кино» [6]. Ведущая: Как Вы думаете, а интересен ли фантастический образ Бабы- Яги в наше время? Дети отвечают. Ведущая: Интересный факт. Ученик: Будучи персонажем русских народных сказок, Баба Яга является названием уникальной интернациональной группы, состоящей из ирландских и венгерских рок-музыкантов и четырех исполнителей русских народных песен. Это весьма необычное образование соединяет британскую поп/рок-музыку с русским фольклором. Группа играет музыку, состоящую из цельной комбинации исконно русских мотивов и песенных традиций с рок/поп звуком и гармонией. Ведущая: Современные российские композиторы, раскрывая образ злой колдуньи современными музыкальными средствами выразительности, привносят в её внешний облик черты привлекательности и озорства. А юные музыканты нашей школы не только с удовольствием исполняют музыкальные пьески, но и с увлечением иллюстрируют их на бумаге, выражая своё отношение к этому персонажу. Прослушивание пьесы «Баба- Яга» любого современного композитора в исполнении учащегося ДМШ ( ф – но). Просмотр иллюстраций учащихся (слайд с тремя рисунками) и обмен мнениями. Ведущая: Наша встреча подходит к концу. И как всегда предлагаю Вам подвести итог нашей беседе в увлекательной форме – совершить путешествие в прекрасную страну мультипликации. Обращаю ваше внимание, что фильм снят на музыку, которая звучала сегодня. Просмотр мультфильма «Избушка на курьих ножках» Ведущая: Вам понравился фильм? На музыку какого композитора он создан? Дети отвечают. (М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках») Ведущая: Ребята, мы с вами сегодня совершили ещё одно путешествие в удивительный сказочный мир: многогранный и противоречивый, но столь привлекательный для всех нас. Это и даёт возможность подойти к созданию портрета одного и того же фантастического персонажа Бабы - Яги с творческой оригинальностью. До новых встреч в Интеллектуальной гостиной! Информационные источники:
|
Сценарий урока «Образ женщины в культуре и искусстве стран мира» Сегодня 7 марта 2012 г и мы встречаемся с вами на уроке мировой художественной культуры, тема нашего занятия «Образ женщины в культуре... | Урок по «Истокам» на тему «Образ защитника Отечества. Былина «Илья Муромец» Цель урока: создать образ защитника Отечества, запечатлённого в искусстве слова и в изобразительном искусстве | ||
Образ матери – вечная тема искусства Цель урока: показать, что образ матери вечная тема и искусстве, объединяющая различные виды искусства | На какого сказочного персонажа я хотел бы быть похож? В четвертых, Иван показал себя смелым юношей, готовым на подвиги за свою Родину. Родина для человека как мама, её нужно любить и... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Древнейшая песнь материнства | 1. «Образ женщины в искусстве Возрождения». Леонардо да Винчи Именно поэтому сохранилось множество изображений Мадонны на иконах, картинах и фресках. Каждый живописец вкладывал в ее образ что-то... | ||
Реферат по предмету Мировая Художественная Культура. Тема: «Образ... Изображая мадонну с младенцем, художники редко отказывают себе в удовольствии добавить птичку, или вазочку с цветами, или какой-нибудь... | Методическое объединение русского языка и литературы Образ Кавказа в русском искусстве. (Живопись, музыка, кинематография, литература) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве;... | Тематическое планирование по литературе в 8 класс Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова | ||
Урок музыки в 6 классе Тема урока : Красота и правде в искусстве... Цель: Развитие умения наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нем | Тематическое планирование по литературе 7 9 класс Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства | ||
Развернутое тематическое планирование по литературе в 8 классе Примечание Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова | Реферат «Симметрия в искусстве, скульптуре, архитектуре, живописи» Тема моего реферата была выбрана после изучения раздела «Осевая и центральная симметрия» в геометрии. Остановилась я именно на этой... | ||
Урок русского языка. 2 класс тема: ударение ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Зарождение искусства. Художественный образ основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве |