Тема: «Образ сказочного персонажа в искусстве»





Скачать 129.19 Kb.
НазваниеТема: «Образ сказочного персонажа в искусстве»
Дата публикации08.12.2014
Размер129.19 Kb.
ТипСценарий
100-bal.ru > Литература > Сценарий
Сценарий
внеклассного интегрированного мероприятия

«Образ сказочного персонажа в искусстве»

Тема: «Образ сказочного персонажа в искусстве».

Данное интегрированное мероприятие проводится в форме беседы, как одно из внеклассных для школьников общеобразовательной школы в рамках Интеллектуальной гостиной в разделе «В гостях у сказки» для средних классов с привлечением учащихся музыкальной школы с исполнением пьес на музыкальных инструментах. Также представленный материал может использоваться педагогом на уроках музыкальной литературы и на уроках музыки СОШ.

Цель: Художественный образ посредством интеграции музыки с другими видами искусства.

Задачи:

  • Совершенствовать умение учащихся проводить сравнительный анализ выразительных средств музыки, литературы, живописи при раскрытии художественного образа;

  • Развивать образное мышление и творческие способности учащихся;

  • Воспитывать культуру слушания музыкальных произведений инструментальных жанров в «живом» исполнении и в аудиозаписи;

  • Пробуждать познавательный интерес учащихся к устному народному творчеству, особенно к русским народным сказкам.

Предварительная работа:

  • подготовка музыкальных пьес к «живому» исполнению учащимися ДМШ;

  • подготовка учащихся СОШ (один – два) - помощников, которые в процессе проведения мероприятия зачитывают фрагменты из различных источников;

  • подготовка учащимися СОШ небольшого отрывка (по ролям) из сказки «Василиса Прекрасная» (последний разговор Василисы с Бабой – Ягой и возвращение домой).

  • знакомство учащихся со сказками, в том числе, где присутствует персонаж Баба - Яга (желательно по источнику «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева);

  • создание презентации, где содержание слайдов соответствует содержанию хода беседы.

  • подготовка небольшой экспозиции книг на тему «Сказки».

Оборудование:

  • мультимедиа-технологии для демонстрации презентации+ информационные носители (зависит от технической базы),

  • музыкальный центр + информационные носители для прослушивания музыкальных произведений в аудиозаписи,

  • музыкальные инструменты для «живого» исполнения музыкальных произведений,

  • «импровизированная сцена» - небольшая часть помещения (где проходит мероприятие), подготовленная для театрализованного показа отрывка из сказки (мини - декорации+ костюмы, сделанные родителями, учениками при поддержке учителя)

Дополнение:

В случае отсутствия мультимедиа-технологий (для демонстрации презентации) подготавливается наглядно – иллюстративный материал:

  • 2 листа ватмана, закреплённые на мольбертах + фломастеры с изображением кроссворда «Избушка» для проведения игры,

  • портреты персоналий, о которых идёт речь, рисунки учащихся.


Ход мероприятия

( слайд «А. С. Пушкин среди своих сказочных персонажей»)
Ученик:

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…

Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!



Ведущая:

Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада нашей встрече в Интеллектуальной гостиной. Мы продолжаем с Вами разговор о сказках. И как всегда нашими помощниками будут музыка, живопись, литература, кино. Только что вы прослушали отрывок из известного литературного произведения.

Как оно называется и кто его автор?

Дети отвечают.

Ведущая:

Это вступление к поэме «Руслан и Людмила» нашего великого русского поэта-сказочника А.С.Пушкина.

Обратили ли Вы внимание, о каком сказочном персонаже упоминает поэт дважды?

Дети отвечают.

Ведущая:

Сегодня мы поговорим…..(слайд с название темы и изображение Бабы – Яги) о Бабе – Яге. Об этом сказочном существе и фантастическом герое русских народных сказок пишут и думают много разного!

Скажите, а что вы знаете о Бабе-Яге?

Дети отвечают.

Ведущая:

А вот как описывает Бабу-Ягу и ее пугающий облик один из исследователей древней языческой культуры славян:

Ученик:

«Это очень злая, старая и мощная колдунья или волшебница, вид у нее страшной. Она не столько в аде живет, сколько на этом свете. Дом ее избушка на курьих ножках, стоит и сама повертывается. Древние наши богатыри всегда её нахаживали лежащею на лавке; нос ее висит через грядку (шест в избе для вешания укрепленный). Сия старая колдунья не пешком ходит, но разъезжает по белу свету в железной ступе (т. е. колеснице самокатной); и когда она в ней прогуливается, то понуждает оную бежать скорее, ударяя железною же палицей или пестом. А чтоб для известных ей причин не видно было следов её, то заметаются они за нею особенными к ступе проделанными мелом и помелом.»

Ведущая:

Такой колоритный образ не может оставить равнодушным никого и привлекает к себе внимание не только простых читателей, но и творческие натуры: поэтов, художников, композиторов, режиссеров. Какими же средствами выразительности создаётся фантастический образ Бабы-Яги в различных видах искусства.

Прослушайте музыкальное произведение, в котором русский композитор музыкальными красками рисует образ Бабы-Яги.

Прослушивание пьесы «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского в аудиозаписи.

Ведущая:

Узнали ли вы это произведение и кто его автор?

Дети отвечают.

(слайд «портрет композитора М. Мусоргского»)

Ведущая: Пьеса русского композитора Модеста Мусоргского «Избушка на курьих ножках. Баба – Яга» из цикла «Картинки с выставки». Фортепианная сюита из 10 пьес была написана в1874 году под впечатлением выставки работ художника и архитектора Виктора Гартмана, скончавшегося внезапно в возрасте 39 лет в 1873 году. Композитор по - своему «озвучил» рисунки, картины и архитектурные проекты художника.

У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. А фантазия Мусоргского изобразила мощный динамичный образ жительницы этого «домика» - Бабы-Яги.

Какими выразительными музыкальными средствами воспользовался композитор?

Дети отвечают: динамическими, ритмическими, мелодическими, тембровыми.

Ведущая:

Действительно, громкая звучность простой и в тоже время яростной мелодии марша, злые пульсирующие ритмы, резкие звуковые «кляксы», «повизгивание на самых высоких нотах, то злобное бурчанье в самых глубоких басах» [2], всё это и рисует образ злой колдуньи, то хромающей на костяной ноге, то летящей в своей ступе.

А вся ли звуковая палитра наполнена «бесовскими» резкими созвучиями?

Дети отвечают

Ведущая:

Средняя часть пьесы совершенно другая: тихая, тревожная, неустойчивые созвучия создают ощущение таинственности. Но затем опять врывается повтор ослепляюще - яркой темы марша.

Образную картину «нечистой силы» много лет спустя написал русский художник Виктор Михайлович Васнецов.

(слайд «портрет художника В. Васнецова»)

Знаток старины и русского фольклора, он создал такие шедевры изобразительного искусства, как «Ковёр – самолёт», «Алёнушка», «Иван – царевич на сером волке», «Снегурочка», «Спящая царевна» и другие. В 1917 году им был написано очень мрачное и в то же время динамичное, мощное полотно «Баба – яга».

Просмотр репродукции «Баба – яга» В. М. Васнецова

Давайте поближе рассмотрим этот шедевр изобразительного искусства.

Ведущая:

« На фоне хищно переплетающихся стволов и ветвей деревьев в ступе с метлой летит страшно оскалившаяся колдунья. Под мышкой она держит босоногого испуганного мальчика, рядом, выпучив глаза, летит сова, а внизу, на болотистом берегу, валяются кости и скелеты погибших животных. Нечисть неудобно, лишь на одном колене, сидит на ступе, но её порыв вперёд и стремительный полёт очень убедительны. Во всей этой мрачности художник сделал акценты на трёх ярких пятнах: лилово-розовом отсвете далёких пожарищ, белой рубахе невинного ребёнка и объёмной красной юбке полуобнажённой ведьмы»[1]

Ведущая:

Ребята, как вам кажется, созвучны ли друг другу живописное и музыкальное полотна?

Дети отвечают

Ведущая:

И композитору Мусоргскому и художнику Васнецову удалось воссоздать монументальный образ повелительницы леса - грубый, жесткий, резкий.

После «Картинок с выставки» образ злой колдуньи, которой пугают маленьких детишек, запечатлел Пётр Чайковский в своей пьесе «Баба- Яга» из «Детского альбома».

( слайд « портрет композитора П. Чайковского»)

Прослушивание пьесы «Баба- Яга» П.И. Чайковского в исполнении учащегося ДМШ.

Ведущая:

Схожи ли музыкальные характеристики этого персонажа у двух композиторов?

Дети отвечают

Ведущая: Сходство: быстрый темп, мелодия насыщена диссонансами, ритм острый и в тоже время «прихрамывающий», динамика контрастная, использование выразительности регистров фортепиано. Отличие: характер Бабы-Яги Мусоргского устрашающий и зловещий (как бы картина для взрослых), а характер Бабы-Яги Чайковского - беспокойный и тревожный (небольшой рассказ для детей на ночь). В результате образ не столь свиреп.

(слайд «иллюстрация к сказке «Гуси – Лебеди»») Это обусловлено замыслом композитора. Фортепианный цикл из 24 пьес «Детский альбом» написан П. И. Чайковским в 1978 году и посвящён племяннику Володе Давыдову. Весь «Детский альбом» - своеобразный музыкальный дневник «один день из жизни ребёнка», предназначенный для домашнего музицирования (приятное творческое времяпровождение в домашней обстановке).

Ведущая:

А в каких русских народных сказках вы встречались с Бабой-Ягой? И всегда ли наша героиня – только злая и наводит страх?

Дети отвечают

Ведущая:

Есть и такие русские народные сказки, где Баба- Яга выступает, как добрый советчик и помощник: то принимает добра Молодца (испытывая его сначала загадками) и вручает ему богатые дары, чудесные предметы (слайд «Баба- Яга и Молодец), то девице Василисе (нагружая её сначала непосильной работой) даёт череп с огненными глазами, которые жгучими лучами наказывают злую мачеху и ее дочерей (слайд «иллюстрация И. Билибина к сказке «Василиса Прекрасная»»)

Сценка в исполнении учащихся СОШ

(отрывок из сказки «Василиса Прекрасная»: последний разговор Василисы с Бабой – Ягой и возвращение домой).

Ведущая:

Сюжет сказки «Василиса Прекрасная» вдохновил на создание ярких полотен мастеров и знатоков фольклора: художника Илью Яковлевича Билибина (слайд с портретом), и композитора Анатолия Константиновича Лядова (слайд с портретом). Как мастер ярких иллюстраций, Билибин создал целый ряд композиций к сказке и одну из них он назвал «Баба-Яга в ступе», а Лядов, как мастер жанра миниатюры, написал картинку к русской народной сказке «Баба-Яга», которая длится всего несколько минут.

Просмотр репродукции «Баба Яга в ступе» И. Билибина .

Ученик:

Мрачная лесная глушь. Деревьев здесь много, но все они какие-то безжизненные, мертвые. Листьев на них или совсем нет, хотя идет лето, или кое-где висят жалкие остатки высохших, порыжевших. Даже на вечнозеленых сосенках и елках – ни одной свежей хвоинки. Кора на стволах деревьев почернела, потрескалась, местами отвалилась большими кусками. Кажется, лес этот кем-то и чем-то отравлен. Только ядовитым мухоморам здесь раздолье! Вот они, нарядные, красные, усеяли всю поляну большими и малыми семьями. А самые яркие из них, прямо-таки пунцовые, - около бревна, на котором стоит с наклоном вперед, готовая взмыть ввысь, деревянная ступа, высокая и глубокая…

Ведущая:

Как вы думаете, на чём художник акцентирует наше внимание?

Дети отвечают

Ведущая:

Обращает на себя внимание скорее не сама Баба- Яга, а та местность, где обитает злая колдунья и откуда (а может и куда) совершает свой полёт.

Программа музыкального произведения изложена самим композитором по книге неутомимого собирателя фольклора А. Н. Афанасьева (слайд с портретом) «народные русские сказки»:

Ученик:

«...Баба-Яга вышла во двор, свистнула, - перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает... Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели».

Прослушивание пьесы «Баба-Яга» А. К. Лядова в аудиозаписи.

Ведущая:

Какой состав инструментов исполняет пьесу? Какой характер раскрывается в музыке Лядова?

Дети отвечают

Ведущая:

Инструменты симфонического оркестра явно изображают и хруст, и треск и шум. В то же время слышен сухой, звонкий и в то же время щелкающий звук, который создает представление о «костяной ноге». «Нечто» проносится в быстром темпе в течение 3-х минут, то приближаясь, то удаляясь от нас, хлопая тарелками, треща ксилофоном и свистя духовыми ... Композитор с лукавой усмешкой изобразил сказочный полёт героини, избрав жанр скерцо

( «шутка»).

Мы с вами познакомились с некоторыми шедеврами искусства 19 - начала 20 века, где главный герой - Баба – Яга.

Вспомните и назовите фамилии этих авторов. (слайды с изображением портретов)

Дети отвечают

Ведущая:

Образ Бабы-Яги увековечен в «портретной галерее» художниками И. Билибиным, В. Васнецовым, композиторами М. Мусоргским, П. Чайковским, К. Лядовым, собирателем русского фольклора А. Афанасьевым.

А чья Баба-Яга произвела на Вас более сильное впечатление? И почему?

Обмен мнениями

Ведущая:

Для закрепления вышесказанного предлагаю Вам дидактическую игру - кроссворд «Избушка».

( На слайде кроссворд « Избушка» заполняется учениками по желанию по одному при поддержке всех присутствующих).

Ведущая:

Сегодня мы ещё раз убедились, как взаимосвязаны между собой выразительные средства литературы, музыки, живописи. А что же киноискусство?

В кино и телевидении этот сочный персонаж также не обойден вниманием.

Главной Бабой-Ягой 20 века был….. (слайд с изображением Георгия Милляр в роли Бабы Яги) мужчина - Георгий Милляр (1903-1993).

Он снялся в 56 фильмах, многие из которых стали классикой и до сих пор смотрятся детьми, а в некоторых сказках у него было по два-три образа. А коронной, конечно же, стала роль Бабы-Яги, на которую пробовались многие известные актрисы. Сказка на экранах только-только зарождалась, и было трудно определиться, какой должна быть Яга: уродиной или красавицей. И режиссер далеко не сразу утвердил Милляра в этой роли. Но Милляр оказался убедителен:

Ученик (как прямая речь актёра):

«Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется, а она тут же реснички себе подрисует. Да и физически это тяжело. А я все стерплю».

Ведущая:

Известен трогательный и интересный (и, к сожалению, печальный) факт биографии актёра.

Ученик:

Накануне 85-летнего юбилея Георгия Милляра пригласили выступить перед детьми в киноконцертном зале «Россия». Он узнал, что в зале 850 мест, накупил школьных альбомов для рисования и, разрезая листы на две части, на каждой из них цветными карандашами нарисовал летящую в ступе Бабу-ягу и подписал: «С любовью, Г. Ф. Милляр». Он говорил, что «хотел оставить подарочек каждому ребетёночку». И нарисовал 850 картинок… Рано утром в назначенный день достал свой старенький, но аккуратненький и чистенький костюмчик, надел любимую бабочку и сел ждать звонка… Но так и не дождался… То ли концерт отменили, то ли Милляра вычеркнули из списка выступающих, но за 85-летним актером никто не приехал и даже не посчитал нужным сообщить ему о том, что все отменяется… Картинки с нарисованными Бабусями разошлись среди знакомых и соседей, а оставшиеся штук двадцать сейчас хранятся в пыльной папочке в Музее кино» [6].

Ведущая:

Как Вы думаете, а интересен ли фантастический образ Бабы- Яги в наше время?

Дети отвечают.

Ведущая:

Интересный факт.

Ученик:

Будучи персонажем русских народных сказок, Баба Яга является названием уникальной интернациональной группы, состоящей из ирландских и венгерских рок-музыкантов и четырех исполнителей русских народных песен. Это весьма необычное образование соединяет британскую поп/рок-музыку с русским фольклором. Группа играет музыку, состоящую из цельной комбинации исконно русских мотивов и песенных традиций с рок/поп звуком и гармонией.

Ведущая:

Современные российские композиторы, раскрывая образ злой колдуньи современными музыкальными средствами выразительности, привносят в её внешний облик черты привлекательности и озорства. А юные музыканты нашей школы не только с удовольствием исполняют музыкальные пьески, но и с увлечением иллюстрируют их на бумаге, выражая своё отношение к этому персонажу.

Прослушивание пьесы «Баба- Яга» любого современного композитора в исполнении учащегося ДМШ ( ф – но).

Просмотр иллюстраций учащихся (слайд с тремя рисунками) и обмен мнениями.

Ведущая:

Наша встреча подходит к концу. И как всегда предлагаю Вам подвести итог нашей беседе в увлекательной форме – совершить путешествие в прекрасную страну мультипликации. Обращаю ваше внимание, что фильм снят на музыку, которая звучала сегодня.

Просмотр мультфильма «Избушка на курьих ножках»

Ведущая:

Вам понравился фильм? На музыку какого композитора он создан?

Дети отвечают. (М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»)

Ведущая:

Ребята, мы с вами сегодня совершили ещё одно путешествие в удивительный сказочный мир: многогранный и противоречивый, но столь привлекательный для всех нас. Это и даёт возможность подойти к созданию портрета одного и того же фантастического персонажа Бабы - Яги с творческой оригинальностью.

До новых встреч в Интеллектуальной гостиной!
Информационные источники:

  1. «30 великих художников. ТОМ30. Виктор Михайлович Васнецов» // ООО «Издательский дом «Комсомольская правда» - Группа «Сегодня» - 2010 г.

  2. Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке» // М., «Просвещение», 1989

  3. Музыкальная литература: русская музыка 20 века: четвертый год обучения: учебное пособие / Шорникова М. – Изд.9-ое. – Ростов н /Д: Феникс, 2009

  4. Народные русские сказки А.Н.Афанасьева в трех томах. // М., Гослитиздат, 1958

  5. Осовицкая З., Казаринова А. «В мире музыки: Учебное пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. М.; Спб.: Музыка, 1997. – 200с»

  6. Статья Татьяны Богдановой «Аргументы и Факты » № 21 (27) от 3 ноября 2003

  7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов // http://school-collection.edu.ru

  8. ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия // http://ru.wikipedia.org

  9. http://www.bibliotekar.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Образ сказочного персонажа в искусстве» iconСценарий урока «Образ женщины в культуре и искусстве стран мира»
Сегодня 7 марта 2012 г и мы встречаемся с вами на уроке мировой художественной культуры, тема нашего занятия «Образ женщины в культуре...
Тема: «Образ сказочного персонажа в искусстве» iconУрок по «Истокам» на тему «Образ защитника Отечества. Былина «Илья Муромец»
Цель урока: создать образ защитника Отечества, запечатлённого в искусстве слова и в изобразительном искусстве
Тема: «Образ сказочного персонажа в искусстве» iconОбраз матери – вечная тема искусства
Цель урока: показать, что образ матери вечная тема и искусстве, объединяющая различные виды искусства
Тема: «Образ сказочного персонажа в искусстве» iconНа какого сказочного персонажа я хотел бы быть похож?
В четвертых, Иван показал себя смелым юношей, готовым на подвиги за свою Родину. Родина для человека как мама, её нужно любить и...
Тема: «Образ сказочного персонажа в искусстве» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Древнейшая песнь материнства
Тема: «Образ сказочного персонажа в искусстве» icon1. «Образ женщины в искусстве Возрождения». Леонардо да Винчи
Именно поэтому сохранилось множество изображений Мадонны на иконах, картинах и фресках. Каждый живописец вкладывал в ее образ что-то...
Тема: «Образ сказочного персонажа в искусстве» iconРеферат по предмету Мировая Художественная Культура. Тема: «Образ...
Изображая мадонну с младенцем, художники редко отказывают себе в удовольствии добавить птичку, или вазочку с цветами, или какой-нибудь...
Тема: «Образ сказочного персонажа в искусстве» iconМетодическое объединение русского языка и литературы
Образ Кавказа в русском искусстве. (Живопись, музыка, кинематография, литература)
Тема: «Образ сказочного персонажа в искусстве» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве;...
Тема: «Образ сказочного персонажа в искусстве» iconТематическое планирование по литературе в 8 класс
Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова
Тема: «Образ сказочного персонажа в искусстве» iconУрок музыки в 6 классе Тема урока : Красота и правде в искусстве...
Цель: Развитие умения наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нем
Тема: «Образ сказочного персонажа в искусстве» iconТематическое планирование по литературе 7 9 класс
Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства
Тема: «Образ сказочного персонажа в искусстве» iconРазвернутое тематическое планирование по литературе в 8 классе Примечание
Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова
Тема: «Образ сказочного персонажа в искусстве» iconРеферат «Симметрия в искусстве, скульптуре, архитектуре, живописи»
Тема моего реферата была выбрана после изучения раздела «Осевая и центральная симметрия» в геометрии. Остановилась я именно на этой...
Тема: «Образ сказочного персонажа в искусстве» iconУрок русского языка. 2 класс тема: ударение
...
Тема: «Образ сказочного персонажа в искусстве» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Зарождение искусства. Художественный образ основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск