Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе начала XIX века





Скачать 321.42 Kb.
НазваниеНародный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе начала XIX века
страница1/3
Дата публикации02.01.2015
Размер321.42 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Марковская средняя общеобразовательная»

село Марки Каменского муниципального района

Воронежской области

Реферат на тему:
«Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе начала XIX века»

Выполнила ученица 7 класса

Заречина Анастасия Константиновна

Руководитель: учитель русского

языка и литературы

Коровченко Тамара Алексеевна
2012 год

План.

  1. Введение.

  2. Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе первой половины 19 века.


2.1 Отечественная война 1812года в поэзии Г.Р.Державина.
2.2 Мастерство В.А Жуковского в изображении героев событий 1812года.
2.3 Важные события военной эпопеи в социально-политических баснях И.А. Крылова.
2.4 Обновление темы Отечественной войны 1812 года в творчестве А.С.Пушкина.
2.5 Открытие русскому обществу национального значения Бородинского боя в поэзии М.Ю. Лермонтова
2.6 Жанр военных записок, дневников, писем, путешествий.

«Письма русского офицера» Фёдора Глинки.
2.7 «Мемуарный взрыв» в тридцатые годы 19 века. Записки М.Ф.Орлова о капитуляции Парижа.


  1. Заключение.



  1. Введение

Тема моего реферата – «Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе первой половины 19 века».

На протяжении нескольких лет мы изучали программные произведения, посвящённые этой животрепещущей теме. Это и басни И.А.Крылова («Кот и повар», «Волк и ягнёнок», «Обоз»), и стихотворения М.Ю.Лермонтова («Великан», «Бородино»), А.С.Пушкина. А кто не слышал о лихом и отважном поэте-партизане Денисе Давыдове. Мне захотелось как можно больше узнать о поэтах и писателях, участниках Отечественной войны 1812 г. Углубившись в изучение этой темы, я почувствовала, как произведения и ранее неизвестные мне сведения о них целиком поглотили меня, заворожили моё сознание и душу. Поразили замечательные художники слова, с огромным мастерством воплотившие жизненную правду событий тех лет, покорили их произведения своей значительностью и масштабностью событий, образный язык, тонкий глаз художника, умение выбрать самое характерное.

Работая над рефератом, я обратилась к литературоведческим источникам, рукописным материалам, произведениям живописи.

В статье «России верные сыны» Емельяновой Л., Орнатской Т. авторы исследуют характер и особенности поэзии поэтов, известных мне по школьным урокам и внеклассным мероприятиям (В.А.Жуковского, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Г.Р.Державина), но неподдельный интерес вызвали произведения и факты биографии не изучаемых на уроках авторов (К.Н.Батюшкова, Фёдора Глинки, Дениса Давыдова. Создавая свою лирическую, патриотическую исповедь, поэты и писатели подчёркнуто акцентируют приметы времени, связь биографии с историей государства. Жизнь для лирического героя и автора – любовь к своей Родине, борьба за её свободу, восхищение героическими подвигами лучших её сыновей.

Кузьмин А.И. в литературоведческом исследовании «Героическая тема в русской литературе» утверждает: « В стихах звучит гордое презрение к врагу, непоколебимая вера в грядущую победу. Залог этой победы – вся история России, великие деяния её «греков славы».

Балязин В. в книге «Расцвет Российской империи» говорит о том, что «по окончании Отечественной войны в «военной литературе» наступает некоторое затишье, вполне естественное и объяснимое: великая национальная эпопея требовала глубокого осмысления». Он высказывает мысль, отличающуюся своей гуманностью: «Преступление Наполеона тем тяжелее, что оно направлено против абсолютных завоеваний человечества, на которые не имеет права покушаться никакое самовластье».
Актуальность работы заключается в том, чтобы обратиться к произведениям авторов, чьи произведения вскользь упоминаются или не изучаются в школе. О которых мало кто слышал, но у которых можно научиться нравственным качествам, прежде всего патриотизму, умению в трудную для Отчизны минуту занять активную жизненную позицию, быть прежде всего гражданином своей страны. Современников двадцать первого столетия, интересуют события двухсотлетней давности потому, что их идеалы и устремления были высокими, чувства искренними, а сердца горячими. Каждое поколение, стремясь осознать своё место в историческом процессе, по необходимости соотносит себя с прошлым, с тем социально-историческим и нравственно-духовным опытом, который отстоялся в этом прошлом и выделяет в нём какие-то новые, в особой степени значимые для себя грани. Писателей начала 19 века можно по праву назвать хорошими учителями жизни.
Цель работы: глубоко, детально рассмотреть художественные произведения поэтов и писателей Отечественной войны 1812 года, выяснить основные темы и особенности средств выразительности языка их произведений, показать, как отражается народный характер Отечественной войны в русской литературе начала 19 века, ясно представить, что за уникальное явление литература периода Отечественной войны 19 века, проявить творческий труд в виде презентации и реферата; ориентироваться в потоке информации

Задачи:

-познакомиться с произведениями писателей и поэтов начала 19 века;

-выяснить, как отражается тема Отечественной войны 1812г. в русской литературе;

-выявить разнообразие жанров литературы начала19 века;

-познакомиться с художественными образами и средствами выразительности языка литературных произведений;

-познакомить с принципом комплексного подхода в создании реферата;

-показать, как факты биографии авторов нашли своё отражение в их произведениях;

-проанализировать литературоведческие произведения, отражающие данную тему и заведомо выходящие за пределы программы;

-попытаться самостоятельно проникнуть в ткань лирического прозаического повествования, размышлять в контексте изучаемой темы;

-использовать ИКТ при оформлении работ.
Объект исследования – народный характер Отечественной войны начала 19 века.
Предмет исследования – выявить отличительные черты в произведениях Г.Р.Державина, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.Глинки, показать разнообразие художественных образов в их произведениях.
Гипотеза состоит в том, что если мы осуществим поставленные цели и задачи, то можно доказать, что произведения авторов начала 19 века стали заметным рубежом в русской истории первой четверти века: выросло самосознание народа-победителя, зародилась идея освобождения крестьян, подготовилась почва для возникновения первых кружков освободительного движения, это было время развития передовой общественной мысли. Попытаемся показать огромный мир художественных средств и образов, открыть поэтов и писателей, ровесников Отечественной войны 1812г., современному читателю.
Новизна в том, что был проведён самостоятельный анализ произведений писателей и поэтов, чтобы открыть новые грани их творчества, сделана цитатная классификация, на основе которой выявлены особенности образа лирического героя, его активная гражданская позиция; рассмотрены произведения мемуарного жанра, которые составили широчайшую и многокрасочную панораму тех далёких событий, созданную лишь ими, «людьми двенадцатого года».
Методы исследования. В работе использован теоретический метод( анализ художественных произведений писателей и поэтов, критической литературы, документальной прозы), эмпирический (сбор и анализ информации, самонаблюдение ).

2. Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе первой половины 19 века.
2.1 Отечественная война 1812года в поэзии Г.Р.Державина.

Вспомним, братцы, россов славу

И пойдём врагов разить!

Защитим свою державу:

Лучше смерть, чем в рабстве жить.
Мы вперёд, вперёд, ребята,

С богом, верой и штыком!

Вера нам и верность свята:

Победим или умрём!

Ф.Н Глинка

В первый день нового, 1813 года русская армия, преследуя остатки разгромленных наполеоновских войск, перешла Неман, Театр военных действий переносился на территорию Западной Европы. Впереди был ещё долгий и трудный путь, тяжёлые кровопролитные сражения, но самый главный, самый драматический период борьбы с наполеоновским нашествием был завершён: здесь, на берегах Немана, для России закончилась Отечественная война.

Современник и участник войны Сергей Глинка писал четверть века спустя, что «события исполинские, прикосновенные к судьбе рода человеческого, зреют, созревают и дозревают в постепенном и непреодолимом ходе времени. Мы, - утверждал он, - может быть, видели первые буквы того, что вполне прочитает потомство на скрижалях истории человечества».

Истинные масштабы того, что совершил русский народ в 1812 году, были столь огромны, а влияние, которое народная война оказала на исторические судьбы России, столь исключительно, что всё это и в самом деле могло быть в достаточно полной мере осознано лишь со временем, через годы и годы.

Отечественная война 1812 года оказалась заметным рубежом в русской истории первой четверти века: выросло самосознание народа-победителя, зародилась идея освобождения крестьян, подготовилась почва для возникновения первых кружков освободительного движения. Под знаком патриотического подъёма во время Отечественной войны 1812 года, под знаком активно развёртывающегося времени развивается передовая общественная мысль, которую впитала в себя передовая литература.

В русскую литературу Отечественная война вошла сразу же в самые первые её дни. И первое слово о ней прозвучало в поэзии. Это было слово-воззвание, набатный зов к оружию, к священной борьбе с жестоким и коварным «всеевропейским завоевателем».

Раздался звук трубы военной,

Гремит сквозь бури бранный гром.

Народ, развратом воспоённый,

Грозит нам рабством и ярмом!

……………………………………

Теперь ли нам дремать в покое,

России верные сыны?!

Пойдём, сомкнёмся в ратном строе,

Пойдём – и в ужасах войны

Друзьям, Отечеству, народу

Отыщем славу и свободу

Иль все падём в родных полях!

( Ф.Глинка. «Военная песня, написанная во время приближения неприятеля к Смоленской губернии»)

В стихах звучит гордое презрение к врагу, непоколебимая вера в грядущую победу. Залог этой победы – вся история России, великие деяния её «греков славы».

Современному читателю, вероятно, покажется несколько странным тот факт, что, широко откликаясь на события, связанные с войной, поэзия той поры не даёт, как правило, конкретного изображения самих событий. Воспевая, например, Бородинское и Смоленское сражения, поэт не стремится запечатлеть какие-либо характерные их подробности, а создаёт картину некоего условного сражения, картину, в которой от реальной исторической действительности сохраняются лишь имена; всё же остальное – аллегории, символы, мифические уподобления.

Кутузов, как Алкид,

Антея нового в объятиях теснит.

От оживляющей земли подняв высоко,

Собраться с силами ему он не даёт,

Стенающий гигант, вращая мутно око,
Ещё упершеюсь ногою в землю бьёт.

…………………………………………….

Чудовища ему послушны, -

Подобье басенных кентавров и химер –

Лежат вокруг его изъязвлены, бездушны.

Там Витгенштейн троим драконам жало стёр.

( А.Востоков «К россиянам»)

Это был стиль эпохи, монументальный стиль русского классицизма, уходящий своими корнями в 18 век, в поэзию Ломоносова, Державина. Время Отечественной войны было его звёздным временем, его звёздным часом, ибо именно его монументальные формы, его мощная и многокрасочная палитра оказались созвучны тому высокому гражданско-патриотическому пафосу, который отличал русскую поэзию двенадцатого года.

Огромное многофигурное полотно, посвящённое Отечественной войне, создаёт в это время сам Г.Р.Державин. Это «Гимн лироэпический на прогнание французов из Отечества». Эпопею борьбы с наполеоновским нашествием Державин изображает как гигантское, поистине вселенское противоборство мировых сил, масштабы которого можно представить, лишь обратившись к фантасмагориям Апокалипсиса.

Открылась тайн священных дверь!

Исшёл из бездн огромный зверь,
Дракон иль демон змеевидный;

Вокруг его ехидны

Со крыльев смерть и смрад трясут,

Рогами солнце прут;

Отенетяя вкруг всю ошибами сферу,

Холмят дыханьем поит,

Льют ночь на горизонт

И движутся ось всея вселены.

Бегут все смертные смятенны

От князя тьмы и крокодильных стад.

Они ревут, свистят и всех страшат…


Перед « князем тьмы», всё трепещет, всё падает ниц. И лишь один – один во всей вселенной – обнажает против него карающий меч. Это вождь Севера, «смиренный, кроткий, но челоперунный» агнец, который и поражает змея-исполина. На этот необъятный вселенский фон поэт и проецирует конкретные исторические события, прозревая в них некий высший смысл, некое указание мировой Судьбы. Аллегории, олицетворения, библейские и мифологические ассоциации, к которым он обращается на протяжении всего своего повествования, порой излишне сложны, неясны, а то и просто темны; громоздок, тяжёл, архаичен во многих местах и стиль его описаний и рассуждений. Но это – Державин. Мощь творческого воображения, блеск и смелость живописи, величественная красота старинного поэтического «глагола» - всё это делает его «Гимн» одним из самых значительных произведений того времени.
2.2 Мастерство В.А Жуковского в изображении героев событий 1812года.

В первые же дни войны уехал в Москву и вступил в Московское ополчение в чине поручика В.А.Жуковский. В день Бородинского сражения он находился в резерве, в двух верстах от боя. Выдающимся явлением русской поэзии стало стихотворение В.А.Жуковского «Певец во стане русских воинов»(1812). Написанное и в самом деле «во стане русских воинов» в канун знаменитого Тарутинского сражения, оно сразу же приобрело огромную популярность и быстро распространилось в армии во множестве списков. Жуковский встречался в Тарутине со многими генералами – прославленными полководцами Отечественной войны, здесь он воочию видел, как после тяжёлого морального поражения, связанного с оставлением Москвы, креп и рос дух русской армии. Автор «Походных записок русского офицера» И.И.Лажечников (впоследствии один из виднейших русских писателей) вспоминал: «Часто в обществе военном читаем и разбираем «Певца во стане русских», новейшее произведение г. Жуковского. Почти все наши выучили сию пиесу наизусть. Верю и чувствую теперь, каким образом Тиртей водил к победе строи греков. Какая поэзия! Какой неизъяснимый дар увлекать за собою душу воинов!». Пзаном, то есть ритуальным военным гимном древних греков, называл стихотворение Жуковского и П.А.Вяземский.

Необычный успех стихотворения объяснялся, конечно, его высокими художественными достоинствами. Яркая образность. Лёгкий, изящный стих, свежесть и живая непосредственность лирического чувства – всё это заметно выделяло «пзан» Жуковского на фоне архаичной одической поэзии того времени, закованной в тяжёлые латы классицизма. Но, пожалуй, самое главное, в чём современники увидели его особую новизну и особую привлекательность, заключалось в том, что в многокрасочной картине, развёрнутой перед ними поэтом. Они впервые ощутили своё время, свой мир, наконец, свою войну – ту самую, которая была их грозным сегодняшним днём.

Конечно, жанр, в каком написано стихотворение, тоже заключал в себе определённую долю литературной условности и в иных своих образцах, в том числе и самого Жуковского («Песня барда над гробом славян-победителей»,1806), достаточно явно смыкался с традиционными одами классицистов. Однако в полной мере, используя художественные возможности этого жанра, Жуковский, в сущности, очень мало считается здесь с налагаемыми им ограничениями, смело идёт к действительности, к «натуре», и это позволяет ему создать целую галерею выразительных исторических портретов, не менее богатую и колоритную, чем знаменитая Военная галерея Зимнего дворца. В галерее Жуковского представлены так или иначе все наиболее известные герои двенадцатого года, причём каждый из них входит сюда непременно с какою-нибудь характерной, присущей только ему чертой, по которой он особенно запомнился современникам. Таковы портреты Кутузова, Багратиона, Раевского, Кульнева, Платова, Давыдова, Фигнера, Кутайсова, Воронцова. Представляя их в полном блеске боевой славы, в ореоле подвига, с которым каждый из них вошёл в историю, поэт видит в них не просто блестящий «сонм героев», отчуждённых и замкнутых в своём величии, а прежде всего живых людей, своих современников, членов единого боевого братства, в котором слава «вождей победы» не отделима от славы каждого воина. Это братство, эта семья живёт единой жизнью, ведя общий счёт и громким победам, и горьким утратам. Поэтому как глубоко своё, личное, читатель переживает и тот восторг, с которым поэт описывает Кутузова перед полками, и то восхищение, которое звучит в стихах о «Вихорь-атамане» Платове, и ту глубокую печаль, с которой певец ведёт рассказ о гибели Кутайсова, Кульнева и Багратиона.

Жуковский «внёс в произведение, близкое оде по своему строю и по теме . и по стилистическим частностям, элементы элегии». Образ родины окрашен в элегические тона:

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О, родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?



Впоследствии Жуковский ещё не однажды обратится к теме Отечественной войны. Уже вскоре появятся стихотворения «Вождю победителей» и «Певец в Кремле», а двадцать семь лет спустя, в дни торжеств, посвящённых открытию памятника героям Бородина, он напишет «Бородинскую годовщину». Но «Певец во стане русских воинов» навсегда останется в его творчестве не только самым первым, но и самым блистательным, самым вдохновенным его произведением о героях великой народной эпопеи. Не случайно в своих стихотворениях Жуковский писал чаще не о победителях, а о павших, вызывая сочувствие к безвременно погибшим молодым людям. В.Г.Белинский, видя историческую заслугу Жуковского в том, что он «одухотворил русскую поэзию романтическими элементами», писал, что муза Жуковского «дала русской поэзии душу и сердце» и что «без Жуковского мы не имели бы Пушкина». «Никто более тебя, - напишет ему Пушкин, - не имел права сказать: глас лиры, глас народа».
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе начала XIX века iconПлан-конспект урока отечественная война 1812 года
Рассказать о ходе Отечественной войны 1812 года, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный...
Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе начала XIX века iconУрок истории в 8 классе
Рассказать о ходе Отечественной войны 1812 года, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный...
Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе начала XIX века icon"Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе"
Через 6 лет, в 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Сегодня будем говорить о героях этой...
Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе начала XIX века iconКонспект открытого бинарного урока (русский язык и литература) 9...
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе начала XIX века iconКалендарно-тематическое планирование по спецкурсу «Историческое краеведение» Класс
Начало 19 века (1812-1813), познакомить с участниками симбирянами участниками Отечественной войны 1812 года
Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе начала XIX века iconВпоо «Милосердие и порядок»
Цель урока: Изучение событий русско-французской войны 1812 г и освещение их в литературе XIX века
Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе начала XIX века iconОбластные краеведческие чтения «Год славы России 1812-й», посвященные...
Важнейшим направлением в работе Белгородского государственного историко-краеведческого музея и его филиалов (бгикм) было проведение...
Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе начала XIX века iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 14 История русской...
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе начала XIX века iconКонспект занятия по дополнительной образовательной программе
Цель урока: Изучение событий русско-французской войны 1812 г и освещение их в литературе XIX века
Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе начала XIX века iconМетодическая разработка учителя технологии Чумаковой С. А
Цель урока: Изучение событий русско-французской войны 1812 г и освещение их в литературе XIX века
Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе начала XIX века iconТематическое планирование по русской литературе в 10 классе
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века
Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе начала XIX века iconУрок русского языка в 5 классе «Однородные члены предложения»
Цель урока: Изучение событий русско-французской войны 1812 г и освещение их в литературе XIX века
Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе начала XIX века iconРабочая программа
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе начала XIX века iconРеферат по литературе тема: Отражение событий Отечественной войны...
Памятники, памятники, памятники… Сколько их на русской земле: больших и маленьких, скромных и помпезных, но все они в честь павших...
Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе начала XIX века iconХудожественно-философское осмысление первой мировой войны в русской...
...
Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе начала XIX века iconРеферат по истории Тема: Французская артиллерия в Отечественной войне 1812 года
Роль артиллерии в военном деле в нач. XIX века


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск