Урок русского языка в 5 классе
« Однородные члены предложения»
Автор: Алексеева Валентина Георгиевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Цивильская СОШ № 2»
Аннотация урока
Тема урока «Однородные члены предложения»
Русский язык
5 класс
Автор: Алексеева В. Г., учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение: МОУ «Цивильская СОШ№2»
Республика/край : Чувашская Республика
Город/поселение: г. Цивильск
Урок повторения и углубления знаний в разделе однородные члены предложения. Урок построен на основе технологии модерации с использованием АМО.
Описание урока.
Тип урока: Урок повторения и углубления знаний
Цели урока: познавательные: повторение сведений об однородных членах предложения, известных учащимся по курсу начальной школы; изучение статьи учебника “Однородные члены предложения”, выявление в ней уже известного и нового материала; составление кластера по теме; анализ предложений с однородными членами предложения, составление текста, содержащего предложения с однородными членами предложения; воспитательные: воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; развивающие: развивать критическое мышление через чтение информационного и художественного текстов; развивать логическое мышление; развивать языковое чутьё, способность чувствовать красоту языка; развивать умение работать в команде.
Задачи урока: Повторить и углубить знания об однородных членах предложения; формировать умение учащихся находить в предложении однородные члены предложения и правильно ставить знаки препинания при них, а также составлять предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения; развивать речь и творческие способности учащихся.
Краткое описание хода урока. Инициация. Метод «Комплимент»: Учащиеся по цепочке говорят комплимент своему соседу. Вхождение или погружение в тему. Учащиеся называют, чему будут учиться. Учитель записывает на доске, при необходимости добавляет, корректирует высказывания. Формирование ожиданий учеников. Ученики карандашом ставят в дневник себе оценку. Интерактивная лекция. Работа со стихотворением. Выразительное чтение правила. Физическая разминка. Проработка содержания темы Учащиеся работают в парах: составляют поздравительную телеграмму. Далее ученики объединяются в группы по 4-6 учащихся, выбирают понравившуюся работу. Подведение итогов.
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут ученики в ходе урока: Знать: опознавательные признаки однородных членов предложения. Уметь: находить однородные члены, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах, уметь составлять предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения и текст, содержащий предложения с однородными членами предложения. Формирование компетенций: интеллектуальная компетентность; компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; компетентность в сфере толерантности; социальная компетентность.
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс: Работа в группах, выразительное чтение, анализ стихотворения, составление предложений по схеме.
Интерактивная лекция
| 15 мин
| -Начнем с загадок: (слайд 1)
С неба падают зимой
И кружатся надо мной
Легкие пушинки
Белые…
( снежинки)
Прозрачный, как стекло,
Да не вставишь в окно.
(снег)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет.
(мороз)
- О каком времени года идет речь?
-Действительно, к нам пришла зима. Ребята, а сколько месяцев будет продолжаться зима? (3 календарных месяца)
-Назовите зимние месяцы.
(декабрь, январь, февраль)
Подготовленный ученик рассказывает об этимологии этих слов.
-А что изменилось в природе с приходом зимы?
(на улице стало холодно, выпал снег, деревья покрылись инеем, птицы на зиму улетели на юг…) Работа со стихотворением (слайд 2)
Стихотворение Н. Некрасова выразительно прочитает …
Выразительное чтение ученика
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло…
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух. -Понравилось вам стихотворение?
-Какую картину вы увидели?
(снежная зима, на желтых листьях лежит снег, лужи замерзли, птицы улетели на юг, земля и реки покрыты льдом, на ветках снегири)
-Каково настроение автора?
(хорошее, доброе, веселое, жизнерадостное)
-Любит ли поэт зиму?
-А любите ли вы зиму? А чем вам нравиться зима?
Составление кластера. Ключевое понятие – зима.
-Автор использовал в этом стихотворении художественные средства.
-Вспомните, что такое эпитет? Метафора?
-На ваших столах лежат путеводители, в которых вы можете найти подсказку.
-Найдите примеры в стихотворении. Задание.
-Запишите стихотворение в тетрадь. Вспомните тему урока и найдите в предложениях то, что нужно.
-Что вы нашли?
(однородные члены предложения, однородные сказуемые)
- Правильно, почему?
(порхает, кружится- однородные сказуемые)
- А какие члены предложения называются однородными?
( отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения)
-Зависят ли однородные члены друг от друга?
( не зависят друг от друга)
-С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?
( интонацией перечисления)
-Какие члены предложения могут быть однородными?
( главные и второстепенные)
-Приведите свои примеры предложений с однородными членами на тему «Зима». -Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения. -Откроем учебник и сравним.
Выразительное чтение правила.
-Правильно ли мы ответили на вопросы? Что нужно дополнить? Молодцы.
| Релаксация
| 4 мин
| Физическая разминка.
Учащиеся выразительно читают стихотворение и выполняют упражнения:
Хома, Хома, Хомячок
Полосатенький бочок,
Хома рано встает,
Лапки моет, шейку трет,
Подметает Хома хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хома хочет сильным стать! Упражнение «Карлсон сказал»
Ведущий называет различные движения, действия: поднять руки, опустить руки, остановиться, повернуться, сделать хлопок. При этом необходимо соблюдать одно условие: выполнять только те действия, сообщение о которых предваряются словами: «Карлсон сказал». Тот, кто ошибся, садится на свое рабочее место.
| Проработка содержания темы
| 19 мин
| -Ребята, сегодня мы говорим о зиме. А какой зимний праздник у нас самый любимый и долгожданный? (слайд 3) Наряжаем елку, водим хоровод.
Потому что нынче праздник.
Что за праздник? Новый год! Задание № 1. (слайд 4) * Продолжите предложения, дополнив их однородными членами предложения.
Новый год - (какой?)… праздник в году.
Перед праздником все (что делают?)…
Обязательно придёт (кто?)… Дед Мороз.
У Деда Мороза в мешке лежат (что?)… Задание №2
*Составьте своё предложение с однородными членами предложения на тему «Новый год». Задание № 3. - С Новым годом нужно обязательно поздравить своих родных и близких. * Составьте текст телеграммы по предложенной схеме. ( слайд 5)
(Записывают в тетрадях) 1) ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ: и O, и О, и О.
2) ЖДЁМ НА ПРАЗДНИК О, О и О. -А что такое ВСЕХ? ( Обобщающее слово- слово, обозначающее общее название или общее значение для всего перечисленного и отвечающее на один и тот же вопрос, что и однородные члены.) Задание№4
Учащиеся работают в парах: составляют поздравительную телеграмму. Далее ученики объединяются в группы по 4-6 учащихся, выбирают понравившуюся работу. Проверка работ. Ребята зачитывают получившиеся работы.
- Ребята, а если бы вы писали настоящую телеграмму для отправки по почте, что бы вы изменили в своих текстах? (убрали знаки препинания и предлоги)
-Почему? ( для краткости)
-Сегодня мы пользуемся SMS- сообщениями, для мгновенной передачи информации. И я жду от вас поздравлений на Новый год.
| Подведение итогов
| 2 мин
| Подведение итогов.
-Что вам особенно понравилось на уроке? Что показалось трудным?
-Чему мы научились?
(Находить однородные члены предложения в тексте и ставить знаки препинания при них)
-На что обратили внимание?
( обобщающее слово перед однородными членами)
Откройте дневники. Запишите задание в дневник. (Объявляю оценки.)
Поставьте мою оценку ручкой.
Синквейн.
| Домашнее задание
|
| Домашнее задание (слайд 6) Всем: Упражнение 432, стр.145
Дополнительно: Составить рассказ из 5-6 предложений на тему «Зима», используя однородные члены предложения.
|
Дополнительная информация
| Результативность урока
| Урок дает возможность использовать его на уроках русского языка в 5 классе при изучении однородных членов предложения.
| Ожидаемые/полученные результаты
| Находить однородные члены, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах, уметь составлять предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения и текст, содержащий предложения с однородными членами предложения.
| Приложения
| Презентация -Microsoft PowerPoint, буклет -Microsoft Publisher- печатная информация
| Целесообразность использования АМО
| На различных этапах урока использованы АМО и технологии модерации. Это позволяет вовлечь ученика в процесс обучения. Ученик становится не только «получателем» готовых знаний, а сам принимает активное участие в изучении материала. Это позволяет заинтересовать ученика изучаемым предметом и способствует формированию компетенций: интеллектуальной компетентности; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; компетентности в сфере толерантности; социальной компетентности.
| Использованная литература
| Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей / Под ред. Н.П. Майоровой . – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002. – 288с.
| |