Скачать 89.13 Kb.
|
ВОЛОДКИНА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ГБОУ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА № 1721 Урок русского языка во 2 классе по теме «Главные члены предложения» Тип урока: ОНЗ Основные цели: 1.Сформировать представление о главных членах предложения; 2. Сформировать умение находить в предложении главные члены. Демонстрационный материал: 1. Алгоритм нахождения главных членов предложения; 2. Презентация; 3. Картинки со смайликами. Раздаточный материал: 1. Карточки с предложениями по количеству пар; 2. Чистые листы А-4 по количеству групп; 3. Кружки трех цветов (красный, желтый, зеленый) каждому ученику. Оборудование: 1. Учебник «Русский язык» для 2 класса – автор Т.Г.Рамзаева 2. М/м проектор. Ход урока. 1. Мотивация к учебной деятельности. Ребята, прочитайте девиз сегодняшнего урока: Мы любим учиться, Хотим мы все знать, СЛАЙД 2 Чем больше узнаем, Тем сильнее станем! - Почему сегодня у нас такой девиз? - Что значит сильнее станем? (Да, чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях) - Как связаны эти слова с нашим уроком? (Мы узнаем что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.) - Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи! - Сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности. - А как вы узнаете новое на уроке? ( выполним два шага учебной деятельности): I шаг II шаг 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии. Чтобы узнать что–то новое, что надо сделать сначала? (Повторить то, что знаем) Развитие речи. - Послушайте стихотворение Самуила Маршака, представьте себе весенний день, нарисованный в нём. (читает подготовленный ученик наизусть). По полям бегут ручьи, на дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи после зимней стужи. Пробирается медведь сквозь густой валежник. Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник. - О чем это стихотворение? Какие картины природы нарисовал автор? Какие трудные слова вам встретились? • СТУЖА – холод СЛАЙД 3 • ВАЛЕЖНИК – сломанные ветки деревьев Минутка чистописания. - Откройте тетради и запишите число, классная работа. - В стихотворении вы слышали строку: «По полям бегут ручьи». Напишем буквы – как ручейки в тетрадке, посмотрите на мой образец, повторите в воздухе. СЛАЙД 4. ____________________________ ____________________________ Словарная работа. - Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год. Я назову лишь действия этих птиц, а вы по ним узнайте и запишите названия. (В строчку, 1 слово с большой буквы, через запятую). Показ слайдов после отгадывания слова. 1) Летает, прыгает, чирикает… (воробей). СЛАЙД 5. 2) Летает, ворует, стрекочет… (сорока). СЛАЙД 6. 3) Летает, важничает, клюёт, каркает … (ворона). СЛАЙД 7. - Какое общее правило правописания объединяет эти слова? (Сочетание –оро-). -Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов. Составьте предложение со словом ворона. Прочитайте. (Заслушивается несколько вариантов предложений) Давайте запишем предложение в тетрадях, а один человек идет писать на доске: Ворона л.тит к в.р.нёнку. - Каким оно является по цели высказывания? По интонации? - Объясните написание трудных букв. (ворона –оро- , летит - лётчик, полёт, к вороненку –оро-) - Сколько слов в этом предложении? Попробуйте прочитать предложение без первого слова (ворона); без второго (летит); без третьего; без четвертого. Какой вывод можно сделать? (В предложении есть слова, в которых заключена главная мысль). - Подчеркните главные члены предложения. - Кто не смог подчеркнуть? - В чем ваше затруднение? (Я не могу найти главные члены предложения) - Кто подчеркнул, поднимите руку? Молодцы! - Вы можете доказать, что это главные члены предложения? (Нет, мы не можем доказать, что это главные члены предложения) 3. Выявление места и причины затруднения. - Где возникло затруднение? - Почему вы не смогли выполнить задание? (Мы не знаем, какие слова в предложении являются главными членами предложения) 4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель нашего урока –
- Как мы будем это делать? (Построим алгоритм нахождения главных членов предложения) 5. Реализация построенного проекта. 1) - Хором прочтите предложение. Ворона л.тит к в.р.нёнку. - О ком в нём говорится? (О вороне ) - Задайте вопрос к слову ВОРОНА. (КТО? ворона) - Главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? - подлежащее, подчеркивается одной чертой. - Что говорится о вороне? (Летит). - Задайте вопрос: ворона …(ЧТО ДЕЛАЕТ? летит) - Главный член предложения, отвечающий на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? - сказуемое, подчеркивается двумя чертами. - Какой частью речи выражено подлежащее? - Какой частью речи выражено сказуемое? - Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Прочтём главные члены предложения: Ворона летит. Вывод: Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – грамматическая основа. Подчеркните главные члены в нашем предложении. 2) - Откройте учебники (2 часть) на стр.14. Найдите упражнение 131. Выполняется устно по «шагам». - Прочитайте предложения. Сравните их. - Что изменилось? (Добавили слова). - Как изменился смысл предложения? (Оно стало более полным и точным). - Как называются выделенные слова? - Давайте выведем алгоритм нахождения грамматической основы.(На доске открывается) • Прочитай предложение. • Определи вид предложения по цели высказывания и по интонации. • О ком или о чём говорится в предложении? • Задай вопрос (кто? или что?) Найди подлежащее. • Подчеркни одной чертой. • Какой частью речи выражено? • Задай вопросы (что делает? что сделает?..). Найди сказуемое. • Какой частью речи выражено? • Подчеркни двумя чертами. • Прочитай грамматическую основу. Работа с текстом определений. (Стр.14 - 15). 1.Чтение 1-го определения. – Какие члены предложения вы знаете? - Может ли предложение состоять только из грамматической основы? - Приведите примеры. Что такое подлежащее? 2. Самостоятельное чтение 2-го определения. Дети сами задают вопросы к каждому абзацу и отвечают, зачитывая фрагменты. - Что такое сказуемое? Физкультминутка. Устали? Давайте отдохнем! Изображаем действия птичек. Птички в гнездышке сидят И на улицу глядят. Погулять они хотят, И тихонько все летят. 6. Первичное закрепление во внешней речи. Работа в парах. Возьмите карточки, прочитайте предложения, которые там записаны. Найдите главные члены предложения, алгоритм вам поможет. Образец рассуждения: Наступила весна. Это предложение повествовательное, невосклицательное. В предложении говорится о весне: что? весна. Это подлежащее, выражено существительным. Весна (что сделала?) наступила, это сказуемое, выражено глаголом. гл. сущ. гл. сущ. Наступила весна. В лесу растаял снег. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Дети продолжают выполнять задание на карточках самостоятельно с самопроверкой по эталону. СЛАЙД 8. гл. сущ. Прилетели перелетные птицы. гл. сущ. На деревьях лопаются почки. гл. сущ. Проснулся бурый медведь. 8. Включение в систему знаний и повторение. Работа в группах. СЛАЙД 9. - Составить небольшой текст по картине. (4-5 предложений). Озаглавить. - Подчеркнуть грамматическую основу предложения. 9. Рефлексия учебной деятельности. - Какую цель урока мы перед собой ставили? (Узнать, какие слова называются главными членами предложения и научиться находить в предложении главные члены). - Достигли цели? (Да) - Какие главные члены предложения вы знаете? - Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено? - Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено? - Оцените свою работу на уроке, используя цветные кружочки. Домашнее задание – упр.133, подчеркнуть главные члены. Спасибо за урок! |
Перечень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок... «Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л | Урок русского языка во 2 классе Тема: Связь слов в предложении Цели: развивать умение конструировать предложения, находить главные члены предложения, пользуясь вопросами | ||
Урок по русскому языку в 3 классе. Закрепление по теме «Члены предложения» Цели урока закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения (должны знать на какие вопросы отвечают главные и второстепенные... | План-конспект урока главные и второстепенные члены предложения Тема и номер урока в теме: «Главные и второстепенные члены предложения», урок №9, «Вспоминаем, повторяем, изучаем» | ||
Тема урока: «Главные члены предложения» Будем находить и выделять главные члены предложения – грамматическую основу предложения | Урок русского языка Тема: «Предложение. Главные члены предложения» Формировать умение находить в предложении грамматическую основу, устанавливать связь слов | ||
Урок русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения.... | Урока. Урок русского языка. 1 класс. Тема урока : Предложение. Главные члены предложения Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения | ||
Урок русского языка в 5-м классе по теме Главные члены Оборудование: компьютер, выставка творческих работ учащихся, раздаточный материал, плакат, на котором изображен ковер-самолет, карта... | Методическая разработка урока русского языка в 4 классе тема урока.... Белить, прибежать, бельё, болезнь, голубок, гористый, грибник, грозовая, громыхать, дворцовый, голосище | ||
Главные и второстепенные члены предложения Главные и второстепенные члены предложения. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты | Урока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения» Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». На изучение раздела отводится 31 час. Тема... | ||
Урок русского языка в 5 классе «Однородные члены предложения» Цель урока: Изучение событий русско-французской войны 1812 г и освещение их в литературе XIX века | Урок русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения» Введение понятия «назывные предложения», формирование умения находить назывные предложения, характеризовать, определять роль, выразительно... | ||
Урок русского языка по теме: «Второстепенные члены предложения» Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,... | Урок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные" Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения? |