Скачать 40.09 Kb.
|
МКОУ СОШ № 1 ст. Змейская Главные члены предложения Учитель русского языка и литературы: Ковалёва А. Ф. 2012 -2013 учебный год Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме "Главные члены предложения" Оборудование: компьютер, выставка творческих работ учащихся, раздаточный материал, плакат, на котором изображен ковер-самолет, карта сказочной страны «Предложение». Цели урока: -отработать алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении; -формирование навыков постановки вопросов к главным членам предложения; -формирование умения графически обозначать главные члены в предложении; -вырабатывать грамотное письмо; -развивать творчество учащихся по предмету, развивать мышление; -прививать любовь к русскому языку, воспитывать толерантное отношение друг к другу; Ход урока Актуализация знаний учащихся. I. Вступительное слово учителя. Ребята, на прошлом уроке мы изучали словосочетание. Внимательно посмотрите на экран (на экране даны словосочетания и предложения). • Листья разноцветные. • Наступила золотая осень. • Разноцветные листья ложатся под ноги. • Золотая осень. • Шуршащий ковер. • Под ногами пестреет шуршащий ковер. Нужно распределить словосочетания в одну колонку, предложения – в другую. Записать в тетрадь. Как вы определили, что это словосочетания? Определите в данных словосочетаниях главное и зависимое слово. Что записано во второй колонке? Как вы определили, что это предложения? Запишите предложения в тетрадь, обозначьте грамматическую основу. Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? II. Изучение новой темы. Учитель: Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие на сказочном ковре- самолете в сказочное королевство Предложение. Наш волшебный ковер - самолет отправляется в путь (на экране появляется летящий ковер-самолет, под негромкую музыку). Пока мы летим в сказочное королевство, я расскажу вам сказку. Жили-были Король Подлежащее и Королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга и очень редко они расставались. Правда, занятия у них были разные: Король отвечал на вопросы Кто? Что? А Королева была ужасной болтушкой и отвечала на несколько вопросов: Что делает? Что делают? Каков? И одевались они тоже по-разному. Король любил камзол из существительного и мантию из местоимения, Королева чаще всего бывала в платье из глагола. (на экране слайд Короля и Королевы в костюмах). Вот мы с вами и прилетели в сказочное королевство Предложение и первая остановка в нем "Портняжкин дом", в этом доме шьют наряды для короля и королевы. Вам предстоит интересное дело - помочь храбрым портняжкам сшить наряды для правителей королевства. На партах у вас лежат листы разных растений. Вы составляете и записываете в тетрадь связный текст из 4-5 предложений. На слайде - вспомогательные слова. Чтение готовых текстов. III. Физкульминутка. IV. Чтение текста Паустовского. Выделить грамматические основы. Текст на экране и распечатан. Задание выполняется устно. Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Часто осенью я пристально следил за падающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю… Каждый лист был совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства. (К. Паустовский). Вы должны правильно определить главные члены предложения, графически их обозначить и указать, какой частью речи выражены главные члены предложения. Ребята, какие наряды вы помогли сшить храбрым портняжкам? V. Ребята, наше путешествие продолжается. Мы находимся в игровом зале королевского дворца "Составь предложение". Каждой группе раздаются таблички со словами, из них нужно составить предложение и определить главные члены предложения. Когда группы будут готовы, вы должны выстроиться в предложения. VI. Закрепление материала. Учитель: Ребята, пришло время возвращаться из сказочного путешествия королевства Предложение. Но вот беда! За время путешествия на ковре-самолете образовались дыры, его необходимо залатать. А залатать его можно не иглой и нитками, а правильными ответами на вопросы, которые скрываются на заплатках. Вопросы заранее записываются на заплатках, которые крепятся магнитом к доске Ученики поочередно выходят к доске, отрывают заплатки, читают вопрос и отвечают на него. Заплатка прикрепляется на место в том случае, если ответ дан правильный. Вопросы: Может ли существовать предложение без главных членов предложения? Ответ докажите. На какие вопросы отвечают чаще всего главные члены предложения? Какими частями речи выражены главные члены предложения? Определите главные члены предложения. В темном лесу хлопочут с утра до вечера белки. Вывод. Учитель: Ковер-самолет мы починили, теперь можно отправляться назад в страну "Школяндию". Урок наш закончился, но не закончилось путешествие в сказочное королевство Предложение, мы его продолжим на следующих уроках. Что на уроке вы сегодня узнали? Что особенно показалось интересным? Домашнее задание: Подведение итогов. Комментирование оценок. |
Перечень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок... «Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л | Урок русского языка во 2 классе по теме «Главные члены предложения» Что значит сильнее станем? (Да, чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях) | ||
Урок русского языка во 2 классе Тема: Связь слов в предложении Цели: развивать умение конструировать предложения, находить главные члены предложения, пользуясь вопросами | План-конспект урока главные и второстепенные члены предложения Тема и номер урока в теме: «Главные и второстепенные члены предложения», урок №9, «Вспоминаем, повторяем, изучаем» | ||
Урок русского языка Тема: «Предложение. Главные члены предложения» Формировать умение находить в предложении грамматическую основу, устанавливать связь слов | Урока. Урок русского языка. 1 класс. Тема урока : Предложение. Главные члены предложения Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения | ||
Урок русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения.... | Урок по русскому языку в 3 классе. Закрепление по теме «Члены предложения» Цели урока закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения (должны знать на какие вопросы отвечают главные и второстепенные... | ||
Урок русского языка в 5 классе по теме Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | Методическая разработка урока русского языка в 4 классе тема урока.... Белить, прибежать, бельё, болезнь, голубок, гористый, грибник, грозовая, громыхать, дворцовый, голосище | ||
Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории | Урок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши» Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М | ||
Урок русского языка в 11 классе Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа | Урок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку... Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка | ||
Урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения... Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова | Урок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова" Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы |