«Рассмотрено» Руководитель МО __________/Шадрина Л.С./ Протокол №____от
«___» ____________2012 г.
| «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ СОШ № 3 имени Тази Гиззата г. Агрыз
____________/Шершнева В.Н./ «___» _______________2012 г.
| «Утверждено» Руководитель МБОУ СОШ № 3 имени Тази Гиззата г. Агрыз
_________/Фархутдинова Р.С./ Приказ №____ от
«___»________________2012г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
10 класс Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Т.Гиззата г.Агрыз РТ
Год разработки 2012 год Срок реализации программы 2012-2013 учебный год Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования: базовый уровень (2005 год) и программы
Н.Г. Гольцовой для 10-11 классов общеобразовательных учреждений “Русский язык, 10-11 классы”
Программу составила Шадрина Любовь Сергеевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №_______от
«____»___________2012 г. 2012-2013 учебный год
Учебно-тематическое планирование по русскому языку Класс 10
Учитель Шадрина Любовь Сергеевна Количество часов
Всего 105 часов; в неделю 3 часа. Плановых контрольных уроков 4 часа.
Административных контрольных уроков 2 часа.
Уроки развития речи 10 часов. Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования: базовый уровень (2005 год) и программы Н.Г. Гольцовой для 10-11 классов общеобразовательных учреждений “Русский язык, 10-11 классы”
Учебник: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы.: Учебник для общеобразовательных школ. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – 464 с.
Дополнительная литература:
Горшков А.И. Русская словесность. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2004.
Влодавская Е.А. ЕГЭ. Поурочное планирование по русскому языку к Единому Государственному Экзамену. – М.: Экзамен, 2006.
Скиргайло Т.О., Волкова О.В. Методические рекомендации по выполнению и оцениванию задания с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку. – Казань: Школа, 2010.
Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2010. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009.
Зинина Е.А. Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2007.
Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2007.
Степанова Л.С. Система работы с текстом. – М., Вербум-м, 2005.
Быстрова Е.А., Львова С.И. Обучение русскому языку в школе. – М.: Дрофа, 2007.
Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе. – М.: Дрофа, 2007.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Законом «Об образовании РФ», законом «Об образовании РТ», на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 года №1089), примерных программ, на основе Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской федерации от 9.03.2004 года №1312», Приказа МО и Н РТ от 10.07.2012 года №4165/12 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования», приказа школы №68/17 «О» от 31.08.2012 года.
Данная программа рассчитана на 105 учебных часов из расчета 3 часа в неделю. Согласно Федеральному базисному учебному плану на русский язык в 10 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю), из школьного компонента – 1 час в неделю (35 часов) на углубленное изучение отдельных тем. Компонент образовательного учреждения (КОУ) указан в учебно-тематическом планировании.
Филологическое образование является основой интеллектуального развития и саморазвития. В целом оно способствует успешной деятельности в любой профессиональной области.
Предметом филологии является «весь человеческий мир, но мир организованный, увиденный через текст», – говорит известный исследователь С.С.Аверинцев. Текст – основа всего филологического образования. Речевое развитие учащихся – важнейший аспект как языкового, так и литературного образования. Предметы «Русский язык» и «Литература» объединены такими ключевыми понятиями, как текст, структура текста, тема, идея, эстетическая функция, изобразительно-выразительные средства языка, стиль и др. Поэтому при планируемой работе с текстом выбираются отрывки из художественных произведений, параллельно изучаемых по «Литературе» в 10 классе, когда содержание произведения изучается в единстве со способами языкового выражения этого содержания.
Целью школьного образования является не только усвоение знаний и формирование умений учащихся, но также развитие личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей.
Задача учителя:
- утвердить в методике преподавания русского языка компетенции: лингвистическую (познавательная), языковую, коммуникативную, культуроведческую;
- обеспечивать развитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей;
- учитывать особенности психического развития учащихся, черт их характера при введении новых технологий: обучение в сотрудничестве, групповая деятельность, пары;
- учитывать интересы, жизненный опыт, склонности, личностные качества учащихся путем варьирования учебных заданий: «Выбери то задание, которое по силам», «Придумай задание к тексту», «Начни рассуждать» и др.;
- научить общению общаясь – основная характеристика коммуникативности;
- совместно с учениками размышлять, решать учебные задачи, аргументировать свое мнение;
- создавать в обучении ситуации (сам процесс общения) с помощью установок: продолжи…, согласитесь с …, докажите, предположите, запретите, уточните, выясните, отыщите и др.;
- закреплять и отрабатывать у учащихся умения и навыки, связанные с различными видами анализа текста (часть «С» ЕГЭ);
- совершенствовать у учащихся умение аргументировано и грамотно излагать свою точку зрения (часть «С» ЕГЭ);
Целью данной рабочей программы является совместить традиционные темы и тот необходимый материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ.
Особые затруднения у учащихся данного класса в прошедшем учебном году вызывали следующие темы, задания:
Н, НН в суффиксах имен прилагательных, наречий, причастий.
Различение «не» и «ни».
«ь» на конце наречий после шипящих.
«Не» с различными частями речи.
Слитное, раздельное, дефисное написание.
Пунктуация в сложном предложении.
В тематический план внести эти задания и включать их в поурочный план ежеурочно.
В тематическое планирование включены наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, приводящие к наибольшему количеству ошибок, упражнения, аналогичные экзаменационным заданиям.
35 часов (КОУ) выделено на расширение и углубление тем профильного предмета: принципы русского правописания, основные нормы русской орфографии, разные виды языкового разбора, приемы работы с речевыми ошибками, трудные случаи орфографии с целью дополнительной подготовки для успешной сдачи ЕГЭ.
Учебно-тематическое планирование уроков по русскому языку в 10 классе
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
| Виды контроля, измерители
| Планируемые результаты освоения материала
| Дом. задание
| Дата проведения
| План
| Факт
| 1.
| О русском языке, о русской речи: Роль языка в обществе
| 1
| Комбини-рованный
| 1.Объяснительный диктант
2.Повторение теоретического материала
3.Анализ предложения
4.Упражнение на закрепление
5.Вывод по уроку
| 1. Диктант
2. Беседа
3.Анализ предложений
| Обобщить знания учащихся об интонации, ее роли в предложении, закрепить навыки правописания приставок
| Упр.3 (2)
|
|
| 2.
| Язык каждого народа создан самим народом (К.Д.Ушинский)
| 1
| Комбини-рованный
| 1. Работа с текстом учебника
2.Анализ текста
| Эвристическая беседа, взаимо-контроль
| Дать представление о важности изучения русского языка и литературы, понимание его эстетической функции и соблюдение нормы
| Упр.7
|
|
| 3.
| КОУ
История развития русского языка.
| 1
| Комбини-рованный
| 1. Работа с текстом учебника
2.Анализ текста
| Эвристическая беседа, взаимо-контроль
| Дать представление о важности изучения русского языка и литературы, понимание его эстетической функции и соблюдение нормы
| Упр.10
|
|
| 4.
| КОУ
Культура речи
| 1
| Комбини-рованный
| 1. Работа с текстом учебника
2.Анализ текста
| Эвристическая беседа, взаимо-контроль
| Дать представление о важности изучения русского языка и литературы, понимание его эстетической функции и соблюдение нормы
Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
| Упр.11.
|
|
| 5.
| Контрольный диктант
| 1
| Контроль знаний
| Написание диктанта
| Проверка диктанта
| Контроль ЗУН
|
|
|
| 6.
| Лексика и фразеология. Однозначные и многозначные слова.
| 1
| Комбини-рованный
| 1. Работа с текстом учебника
2.Анализ текста
| Проверка тестов
| Закрепить понятие стилистических возможностей языковых средств
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.
Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
| Упр.13.
|
|
| 7.
| КОУ
Изобразительно-выразительные средства языка
| 1
| Комбини-рованный
| Редактирование текста
| Проверка отредактиро-ванных текстов и коллективное оценивание
| Умение редактировать текст
| Карточки, предложенные учителем для редактирова-ния текста
|
|
| 8.
| КОУ
Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы.
| 1
| Комбини-рованный
| 1. Работа с текстом учебника
2.Анализ текста
3.Работа со словарем
4.Работа с научными статьями
| Работа в группах и взаимооценка
| Умение отличать омонимы и паронимы, находить их в тексте и объяснять
| Упр.22, 26, 28.
|
|
| 9-10.
| КОУ
Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотреби-тельная и имеющая ограниченную сферу употребления
| 2
| Комбини-рованный
| 1. Работа с текстом учебника
2. Тесты
| Работа в группах и взаимооценка
| Умение понимать разнообразие лексики современного русского языка, выделять старославянизмы, находить их отличительные особенности, различать диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы.
| Упр.36, таблица.
|
|
| 11.
| | |