Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. /Из материалов «Вестника московского образования»





НазваниеМетодические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. /Из материалов «Вестника московского образования»
страница1/6
Дата публикации19.01.2015
Размер0.75 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению уроков и внеклассных мероприятий,

посвященных событиям Отечественной войны 1812 года.

/Из материалов «Вестника московского образования»,

№ 6. - М.: Центр «Школьная книга», 2012 г./
Введение

В этом году мы отмечаем 200-летие грандиозного события нашей истории - Отечественной войны 1812 года. Это событие - одно из самых героических страниц истории нашей Родины. Победа русского народа над завоевателем, который считался величайшим военным гением Европы, поразила воображение современников и поныне волнует потомков, служит для одних предметом гордости, для других - неразгаданной загадкой, для третьих грозным предостережением - «не ходи на Москву!». Поэтому война 1812 года вновь и вновь привлекает к себе внимание исследователей, оставаясь в числе вечных тем исторической науки. «Русской Илиадой» назвали ее современники. Ей посвящено наибольшее число исследований по сравнению с любым другим событием тысячелетней истории дореволюционной России. Специально о войне 1812 года написано более 10000 книг и статей, не считая великого множества разделов мировой литературы.

Последствия Отечественной войны были огромны для самой России. Не морозы и не пространства России победили Наполеона: его победило сопротивление русского народа. Русский народ отстоял свое право на независимое национальное существование и сделал это с такой неукротимой волей к победе, с таким истинным, презирающим всякую шумиху героизмом, с таким подъемом духа, как никакой другой народ в тогдашнем мире. Русская народная война сказалась в героизме русских солдат на полях битв с Наполеоном, сказалась в вооруженных выступлениях крестьянства против завоевателя, в успешных усилиях русских крестьян заморить голодом великую армию.

В рамках школьного курса истории России ей отводится определенное место в плане решения задач образования, просвещения и воспитания обучающихся.

Подготовка урочных и внеурочных мероприятий, посвященных празднованию 200-летнего юбилея, дает возможность изучения материала более углубленно и детально, возможность углубить познавательный интерес учащихся, повысить мотивацию к изучению Отечественной истории.

В методических рекомендациях представлены уроки для основной и старшей школы, задания, выдержки из документов, которые можно использовать для работы на уроках и во внеурочной деятельности. Использование представленных материалов поможет учителю провести интересные, насыщенные уроки и внеклассные мероприятия.
Материалы к занятию по теме «Отечественная война 1812 года»

(Основная школа)

В качестве рабочих материалов могут быть широко использованы выдержки из произведений А.С. Пушкина, Д.В. Давыдова, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, Е.В. Тарле, А.З. Манфреда, Э.С. Радзинского.

Материалы серии «Великие сражения мировой истории», «100 битв, которые изменили мир». Карты военных действий, иллюстрации, показывающие униформу, амуницию, оружие.

Плакаты, например, такие:

«Оттого в Бородине дрались так храбро..., что... всякий сам себе говорил: хоть все беги, я буду стоять! Хоть все сдайся, я умру, а не сдамся!». (Ф. Глинка, офицер, герой сражения)

«Три сотни побеждало - трое!

Лишь мёртвый не вставал с земли.

Вы были дети и герои,

Вы всё могли!» (М. Цветаева)

Аудиозаписи следующих произведений помогут создать соответствующий настрой учащихся на эмоциональное восприятие содержания темы.

«Генералам двенадцатого года». Муз. А. Петрова, слова М. Цветаевой из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово».

«Давным-давно». Муз. Т. Хренникова.

Цикл песен Ю. Кима, посвящённый войне 1812 года.

Примерный план занятия

«Битва гигантов»:

а) Ход сражения

б) Командиры и офицеры - герои Бородина

в) Жертвенный подвиг рядовых

Москва в 1812 году:

а) Совет в Филях: расстановка сил, судьбоносное решение

б) Французы в Москве

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина»

Изгнание французской армии из России. Поражение Наполеона.

Содержание пунктов плана раскрывается с различной степенью подробности в зависимости от конкретных педагогических условий, целей и возможностей, которыми располагает учитель и его учащиеся. Автор данных рекомендаций ставил перед собой задачу обозначить лишь общие ориентиры, поскольку данная тема изучается в курсах по истории России, материал достаточно широко представлен в учебной, научной, научно-популярной, художественной литературе, произведениях искусства.

Так, раскрывая содержание первого пункта плана, следует отметить, что «Великая армия» (выражение Наполеона) - это самая большая из тех, что Наполеон когда-либо собирал. Она насчитывала 600 тысяч человек. Армия была разноплемённая. Собственно французов в ней было 300 тысяч. Под личным командованием императора состояло 225 тысяч. Расчёт был на быструю блистательную победу и на генеральное сражение. Лёгкие победы в Европе вскружили Наполеону голову. Он шёл напролом, чтобы сокрушить Россию - главное препятствие на пути к мировому господству. Знаменитые полководцы: Даву, Ней, Мюрат, Богарне и десятки других прославили свои имена военными победами и были гарантами предполагаемых успехов в военной кампании на территории России. Перед походом на Россию Наполеон рассчитывал на скорую победу. Он планировал умножить «массу на скорость», добиться победы в генеральном сражении. После того как Россия будет покорена, он планировал «на барабане» подписать с нею мир. Известно, что в обозе французской армии находилось скульптурное изображение полководца, которое он собирался установить в Московском Кремле. Коротко планы сторон можно обозначить примерно следующим образом.

Наполеон: Вступить в Москву и принудить Александра I подписать выгодный для Франции мир.

М.И. Кутузов: Перекрыть французам дороги на Москву. По возможности измотать и обескровить силы противника в единичных, мелких сражениях, не давая генерального сражения. Он учитывал соотношение сил: у французов было существенное превосходство в численности регулярных войск.

После сообщения этих сведений можно спросить учащихся:

Как вы поняли, почему не сбылись планы великого полководца?

Какие обстоятельства помешали «ускорению»?

Почему не состоялось генеральное сражение? (При рассмотрении этого вопроса возможна дискуссия.)

Бои за Шевардинский редут 24 августа позволили выиграть время для сооружения флешей. До 12 часов ночи продержались защитники и только по приказу отступили. На вопрос Наполеона, сколько захвачено пленных, был получен ответ: «Русские в плен не сдаются, Ваше величество».

26 августа в 5.30, как и предусмотрел Кутузов, французы начали наступление на Семёновские флеши. Здесь был основной удар. Одновременно Наполеон предпринял отвлекающий удар в район деревни Бородино в направлении Утицы и Утицкого кургана. Здесь на пространстве 2 км было сосредоточено 45 тысяч солдат и 400 орудий. Достаточно сказать, что командовали войсками закалённые в боях, лучшие полководцы Наполеона маршалы: Даву, Ней, Мюрат.

Рассказывая о кровопролитных боях за Семёновские флеши, следует отметить, что Наполеон терял здесь лучшие свои войска. Победа русских доставалась с неимоверным трудом и большой кровью защитников. Неизвестно, чем бы закончилась восьмая атака, если бы не выбыл из строя по ранению П.И. Багратион. Пётр Иванович - один из великих полководцев, ученик А.В. Суворова, правнук грузинского царя Вахтанга VI. Он - герой Бородинского сражения, патриот России: «Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию».

«Битва гигантов» - так Наполеон назвал Бородинское сражение. Все, кто сражался на Шевардинском редуте, на Багратионовых флешах, батарее Раевского, Утицком кургане, у деревни Семёновское, на берегах реки Колочи, покрыли себя неувядаемой славой.

«Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Поле Бородина обильно полито кровью русских воинов», - писал М.И. Кутузов.

В ходе занятия целесообразно заслушать несколько сообщений учащихся о знаменитых военачальниках, командирах и офицерах: М.И. Кутузове, П.И. Багратионе, М.Б. Барлае-де-Толли, Д.С. Дохтурове, Н.Н. Раевском, Ф.П. Уварове, М.И. Платове, Н.А. Тучкове, П.П. Коновницыне и других.

В 12 часов флеши отошли французам, а русские укрепились за Семёновским оврагом. Здесь расположились войска под командованием П.П. Коновницына, а затем Д.С. Дохтурова, которому принадлежит ставшая крылатой фраза: «За нами Москва, за нами мать городов русских!».

Критичность ситуации после захвата французами Семёновских флешей состояла в том, что теперь французы вели наступление одновременно со стороны флешей и со стороны Бородина.

В 16.00 французы заняли Курганную высоту. Очевидец свидетельствовал, что было так много артиллеристов, изрубленных кирасирами, что казалось, будто и мёртвые продолжают охранять укрепления.

Натиск французов ослабили кавалерийские рейды частей атамана М.И. Платова и генерала Ф.П. Уварова. Наполеону пришлось задействовать молодую гвардию. И личный состав наполеоновской армии, и её высший командный состав несли большие потери. «Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех», - признавал Наполеон. По утверждению А.П. Ермолова, «французская армия разбилась о русскую армию».

К исходу 26 августа французская армия отошла на исходные позиции. Наполеон приступил к подготовке к сражению на следующим день. У него в резерве оставался еще гвардейский корпус.

Таким образом, «французская армия не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвующего с бодростию жизнью за свое Отечество», - писал императору Александру I М.И. Кутузов.

Напряженность обстановки после Бородина передает совет в Филях.

Позицию заняли Ф.П. Уваров, П.П. Коновницын.

Алексей Петрович Ермолов: «Я не смел дать согласие на оставление столицы, но, страшась упреков соотечественников, предложил атаковать неприятеля».

Н.Н. Раевский: «Россия не в Москве, а среди сынов ее. Более всего надо беречь войско. Мое мнение - оставить Москву без сражения». А.Н. Остерман-Толстой высказался за оставление Москвы без сражения.

М.Б. Барклай-де-Толли: «Главная цель заключается не в защите Москвы, а всего Отечества. Позиция невыгодна, и армия подвергается несомненной опасности быть разбитой».

За оставление Москвы без сражения высказался К.Ф. Толь.

Л.Л. Беннингсен предлагал ожидать неприятеля в Москве и в оной дать сражение.

После того как все участники совета высказались, все зависело от того, что скажет М.И. Кутузов. Фельдмаршал встал и в наступившей тишине уверенно произнес слова о том, что с потерей Москвы не потеряна Россия. Главнокомандующий приказал отступать. Тяжелый груз ответственности взвалил на свои плечи М.И. Кутузов.

Раскрывая содержание пункта плана «Москва в 1812 году», следует обратить внимание на следующие факты, которые позволят организовать дискуссию с учащимися.

Докажите или опровергните факт: Москва по существу стала ловушкой для французской армии.

Почему после оставления Москвы Александр I не освободил Кутузова от должности главнокомандующего?

После дискуссии продолжится рассмотрение хода событий.

2 сентября Наполеон ждал ключи от Москвы.

Сказочная панорама нашего города открылась перед Наполеоном с Поклонной горы. Она поразила его. Десятки городов были повержены им: Рим, Милан, Вена, Неаполь, Амстердам, Мадрид, Варшава. И вот теперь - Москва! В Кремле будет воздвигнута его статуя в тоге римского императора!

Однако Наполеона ждало разочарование. Оказалось, что русские не только не умеют, но и не собираются сдаваться. «Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою». Из 270 тысяч населения в ней осталось только 10 тысяч.

Под звуки военной музыки и бой барабанов Наполеон въезжает в Кремль. Его резиденцией стал Екатерининский дворец. (Ныне на его месте находится Большой Кремлёвский дворец.)

Наполеон горд, рад и счастлив. Московский Кремль - СЕРДЦЕ России. С взятием Москвы никого из французов не покидала мысль о долгожданном мире. Каково же было удивление и разочарование, когда на утро из окон дворца он увидел Кремль в окружении огня, горящие торговые ряды, пылающее Замоскворечье. Горел Арбат, Пречистенка, Таганка. На крыши кремлёвских строений падали горящие головни. Могли взорваться пороховые склады, артиллерийские повозки со снарядами. Наполеону с трудом пришлось выбираться из Кремля через Лебяжий переулок, Волхонку, Пречистенку к Москве-реке, далее - через Дорогомилово, Ваганьково - в Петродворец, где он пребывал с 3 по 7 сентября.

Оставшиеся в Кремле французы жгли костры на Соборной площади, используя в качестве дров мебель из здания Сената. В Благовещенском соборе переплавлялись в слитки изделия из золота и серебра: посуда, ризы, люстры, подсвечники. В Архангельском соборе французы устроили винный склад, в Успенском - конюшню. С колокольни Ивана Великого сняли гигантский крест, который Наполеон намеревался воздвигнуть над домом инвалидов в Париже.

Москва была объявлена трофеем за подвиги. Город грабили в определённом порядке. Первый день - старая императорская гвардия. Второй день - молодая гвардия. Третий - войска генерала Даву, четвёртый - Нея.

Грабили продуктовые магазины, общественные здания, частные владения. Солдаты врывались к москвичам, требовали денег, драгоценностей. На улицах с москвичей снимали одежду, сапоги, украшения. На улицах можно было видеть целые подводы с награбленным имуществом, захваченной добычей.

Конечно, москвичи не безропотно сносили унижения, свалившуюся на них беду. Когда позволяли условия, они уничтожали группы французских солдат, совершали нападение на отдельных. Если приходилось покидать город, уходить в леса, то по возможности угоняли скот, уносили с собой хлеб, продовольствие. Всё это существенно ухудшило пребывание французов в Москве и, с другой стороны, позволило русским оторваться от противника.

Беседа с учащимися по данному пункту плана может включать следующие вопросы:

- Чем поразила Наполеона панорама нашего города с Поклонной горы?

- Что, по-вашему, означают слова А.С. Пушкина: «Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою»?

Пункт плана «Изгнание французов из Москвы» посвящается Тарутинскому манёвру, сражению под Малоярославцем и отступлению французской армии.

Тарутинский манёвр русской армии был полной неожиданностью для Наполеона. В течение двух недель он не знал, ГДЕ РАСПОЛОЖЕНЫ ГЛАВНЫЕ СИЛЫ русской армии! Он потерял их!

Маршал Мюрат увлёкся преследованием двух казачьих полков и просмотрел момент, когда русская армия свернула с Рязанской дороги и перешла на Калужскую к Тарутину. Благодаря Тарутинскому манёвру была прикрыта Калуга (запасы продовольствия), Тула (оружейные заводы и склады), создавалась угроза французской армии между Москвой и Смоленском, до некоторой степени ликвидировалась опасность в случае, если Наполеон последует на Санкт-Петербург. Помимо этого временная передышка использовалась для пополнения численности русского войска, обучения новобранцев и подготовки перелома в войне. Когда в 1834 году на средства тарутинских крестьян был сооружён памятник, то надпись на нём гласила: «На сём месте российское воинство под предводительством фельдмаршала М.И. Кутузова, укрепясь, спасло Россию и Европу».

В то время когда французская армия, мародёрствуя, разлагалась, теряла боевые качества, у русской копились силы. «Пребывание в Тарутино было для Кутузова одной из блистательных эпох его достославной жизни. Со времени Пожарского никто не стоял так высоко в виду всей России», - свидетельствовал участник войны генерал А.И. Михайловский-Данилевский.

Александр I отвергал предложения о заключении мира. Наполеон оказался на краю пропасти.

4 октября недалеко от Тарутина была разбита армия Мюрата. Это была первая победа русской армии.

2 октября Наполеон выступил из Москвы к Калуге, отдав перед этим приказ взорвать Кремль. Приказ по ряду причин не был выполнен. Далее он манёврами корпуса Нея создаёт видимость движения по Старой Калужской дороге, а сам направляет основные силы на пересечение Смоленской дороги с Калужской под Малоярославец. Город восемь раз переходил из рук в руки. Отчаянно сражались солдаты генерала Д.С. Дохтурова, но в итоге город был занят французами. Тогда русские отступили на 2,5 км к югу, что позволило перекрыть путь на Калугу. Здесь французам прорваться не удалось. Наполеон вынужден был повернуться к противнику спиной, стремясь ускользнуть от него как можно скорее. Он оказался в замкнутом пространстве: высокая долина, окружённая лесами и оврагами. Не дают покоя постоянные набеги отрядов Фигнера, Сеславина, Давыдова. Корпус Ожеро со своей обессилевшей армией сдался русским. В этих условиях пришлось возвращаться на разорённую Старую Смоленскую дорогу и начать отступление. Оно сопровождалось постоянной угрозой окружения. По плану русского командования оно должно было завершиться у реки Березины. Плюс к этому голод, который доходил до людоедства, страдания от морозов.

4-6 ноября под городом Красный был разгромлен корпус Нея.

Наполеону удалось прорвать кольцо окружения. 15 ноября состоялась переправа через Березину. Спастись из России удалось лишь 30 тысячам солдат и офицеров.

Наполеон публично признал своё поражение.
Дидактические материалы к занятию

«Историк!.. Исполни последнюю волю героев бывших, и тогда история твоя родит героев времён будущих». Ф.Н. Глинка
Предложенный комплекс вопросов и заданий нацелен не столько на углубление и расширение знаний учащихся по истории военных событий Отечественной войны, сколько на понимание истории духовного роста и подвига народов России в годину великих испытаний. На уроках истории учащиеся получают представления о том, что в 1812 году Россия одержала победу над достойным противником, над сильнейшей в мире армией во главе с великим полководцем. Побуждение интереса к истории, осмысление понятий о трагических страницах, требовавших напряжения нравственных сил простых людей, проявлявших чудеса героизма и великих свершений во имя Родины - это едва ли не самое важное при обращении к событиям войны 1812 года. Высокие качества советских людей, которые впоследствии выразились в словах: «Нам нужна одна победа, мы за ценой не постоим», глубинными корнями уходят в героическое прошлое наших предков. Параллели между двумя Отечественными войнами не случайны. И та и другая война были поистине народными. «Столь искусная на полях стратегия Наполеона подвела его в России. Французский император в своей стратегии подсчитал количество своих войск и войск Александра I, а сражаться ему пришлось с русским народом, о котором Наполеон забыл», - писал академик Е.В. Тарле в своём известном произведении.

Хочется, чтобы выводы, к которым придут учащиеся в ходе раздумий и размышлений, споров и дискуссий при выполнении заданий, ориентировали их на благо, созидание, нравственное восхождение. Может быть, им станет более понятным, почему ветераны Великой Отечественной войны (19411945) плачут, обнявшись не из-за ужасов пережитой войны и кровопролития, а из-за воспоминаний о человеческом братстве, когда каждый отдавал на общее дело свои лучшие силы. В настоящее время данные позиции в воспитании молодёжи как никогда актуальны и востребованы. Патриотизм, как ценностное отношение к судьбам своей страны, её истории на всех уровнях - эмоциональном, когнитивном, деятельностном, воспитывается не в одночасье, а требует продуманных системных подходов и их реализации во времени.

Как вы поняли, почему Бородинское поле является частью нашей исторической памяти, нашей национальной гордостью?

Поразмышляйте, почему Наполеон назвал Бородинское сражение «битвой гигантов»?

Продолжите следующий перечень и укажите, как его можно озаглавить:

- выбор места сражения;

- умелое использование артиллерии, конницы, резерва;

- отсутствие свободы манёвра для французской армии;

- безмерное мужество солдат и офицеров.
Какую главную проблему должен был разрешить совет в Филях? Какие точки зрения и кем были представлены? Какие аргументы для обоснования своего мнения могла привести каждая из сторон?

В среде военных историков М.И. Кутузов часто обвиняется в ошибках при руководстве боевыми действиями. Какие, на ваш взгляд, обстоятельства следует учитывать, чтобы сделать объективные выводы? (Имеется в виду знание воинских регламентов того времени, возможности оружия, порядок принятия конкретных решений, межличностные отношения между военачальниками и др.)
Узнайте, «Кто он?»

Знал шесть иностранных языков. До войны 1812 года прославился на дипломатическом поприще. Был послом в Османской империи. С опасностью для жизни вошёл в доверие к жене турецкого султана, благодаря чему получил необходимые сведения. Прославленный полководец 1812 года. (М.И. Кутузов).

Властолюбив, склонен к тщеславию. Это накладывало отпечаток на все проекты, затрагивающие интересы самодержавия, а значит, его личную власть. За несколько дней до кончины признался генералу Дибичу: «А всё-таки, что бы ни говорили обо мне, я жил и умру республиканцем». (Александр I).

Генерал. Дворянин. Образован. Вольнодум. Сидел в Петропавловской крепости за участие в кружке. Мог быть «своим» среди декабристов. В России получает славу кавказского героя, а на Кавказе, среди горцев - прозвище русский Чингисхан. (А.П. Ермолов).
Викторина

Кому принадлежат эти высказывания

«Если жребий оружия решит дело против меня, то я скорее отступлю на Камчатку, чем уступлю свои губернии и подпишу в своей столице договоры, которые являются только передышкой. Француз храбр, но долгие лишения и плохой климат утомляют и обескураживают его. За нас будут воевать наш климат и наша зима» (Александр I).

«Если неприятель займет Москву, то расплывётся в ней, как губка в воде, а я буду свободен действовать, как хочу» (М.И. Кутузов).

«Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве ... выказано [французами] наиболее доблести и одержан наименьший успех» (Наполеон).

«Зная этого человека, я вначале противился его назначению, но когда письмом от 5 августа сообщил мне, что вся Москва желает, чтобы командовал Кутузов... мне оставалось только уступить единодушному желанию, и я назначил Кутузова...» (Александр I).

«Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу, тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России...» (декабрист А.А. Бестужев Николаю I из Петропавловской крепости).

«Доколе будет существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор сохраним надежду благополучно довершить войну, но когда уничтожится армия, погибнут Москва и Россия» (М.И. Кутузов).

«Чем бы дело ни кончилось, я всегда буду убеждён, что я делал всё необходимое для сохранения государства, и если у его величества ещё есть армия, способная угрожать врагу разгромом, то это моя заслуга... Если в Бородинском сражении армия не была полностью и окончательно разбита - это моя заслуга, и убеждение в этом будет служить мне утешением до последней минуты жизни» (Барклай-де-Толли).

Я каюсь! я гусар давно, всегда гусар,

И с проседью усов - все раб младой привычки:

Люблю разгульный шум, умов, речей пожар И громогласные шампанского оттычки.

От юности моей враг чопорных утех,- Мне душно на пирах без воли и распашки.

Давай мне хор цыган! Давай мне спор и смех,

И дым столбом от трубочной затяжки!

(Денис Давыдов)

«Вспомните, что вы ещё обязаны ответом оскорблённому отечеству в потере Москвы»

(Александр I - М.И. Кутузову)

О вождь несчастливый!.. Суров был жребий твой:

Всё в жертву ты принес земле тебе чужой.

Непроницаемый для взгляда черни дикой,

В молчанье шел один ты с мыслию великой,

И, в имени твоем звук чуждый не взлюбя,

Своими криками преследуя тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою.

(А.С. Пушкин о Барклае-де-Толли)



  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. /Из материалов «Вестника московского образования» iconМетодические рекомендации для педагогов дополнительного образования...
Далекому мужеству верность храня…: Сборник для педагогов дополнительного образования по организации и проведению мероприятий, посвящённых...
Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. /Из материалов «Вестника московского образования» iconМетодические рекомендации в 2012 году отмечается 200-летие Отечественной...
Одной из важных задач современного образования является формирование российской гражданской идентичности. Осознать себя представителем...
Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. /Из материалов «Вестника московского образования» iconОбластные краеведческие чтения «Год славы России 1812-й», посвященные...
Важнейшим направлением в работе Белгородского государственного историко-краеведческого музея и его филиалов (бгикм) было проведение...
Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. /Из материалов «Вестника московского образования» icon"Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе"
Через 6 лет, в 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Сегодня будем говорить о героях этой...
Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. /Из материалов «Вестника московского образования» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 14 История русской...
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. /Из материалов «Вестника московского образования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных Дню православной книги./ Авторы составители:...
Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. /Из материалов «Вестника московского образования» iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных...
Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь руководящим и педагогическим работникам при планировании,...
Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. /Из материалов «Вестника московского образования» iconРабочая программа
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. /Из материалов «Вестника московского образования» iconМетодические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях...

Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. /Из материалов «Вестника московского образования» iconКонспект открытого бинарного урока (русский язык и литература) 9...
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. /Из материалов «Вестника московского образования» iconКонспект учебного занятия по теме «Рукопашный бой»
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. /Из материалов «Вестника московского образования» iconПлан-конспект урока отечественная война 1812 года
Рассказать о ходе Отечественной войны 1812 года, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный...
Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. /Из материалов «Вестника московского образования» iconМетодические рекомендации по проведению тематических уроков, посвящённых 70-летию Курской битвы
Российского организационного комитета «Победа» от 14. 11. 2012 №33 информирует о проведении в период с 1 по 15 сентября 2013 в общеобразовательных...
Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. /Из материалов «Вестника московского образования» iconМетодические рекомендации по организации и проведению праздничных...
Президента РФ проводить соответствующие мероприятия, Совет муниципальных образований Республики Дагестан предлагает в практической...
Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. /Из материалов «Вестника московского образования» iconКонспект урока по теме: «Изображение Отечественной войны 1812 года...
«Изображение Отечественной войны 1812 года в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Взгляд Толстого на историю»
Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. /Из материалов «Вестника московского образования» iconНачальная общеобразовательная школа №992 «излучина» Конспект развивающего...
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск