Рабочая программа дисциплины Спецсеминар «Эстетика слова»





Скачать 182.47 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины Спецсеминар «Эстетика слова»
Дата публикации13.02.2015
Размер182.47 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Институт филологии и журналистики

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Председатель НМК ИФиЖ

___________________________

"__" __________________20__ г.


Рабочая программа дисциплины

Спецсеминар «Эстетика слова»

Направление подготовки

032700 – «Филология»

Профиль подготовки

Отечественная филология

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная


Саратов,

2010

1. Цели освоения дисциплины

Цель семинара - развить у обучающихся глубокое понимание своеобразия языка художественной литературы в системе стилей литературного языка, привить навыки использования разных методов изучения языка художественных произведений и овладения филологическим анализом текста – одним из важных компонентов целостного филологического образования. Работа в семинаре повышает языковую и эстетическую культуру студентов, что отвечает общим целям ООП ВПО.

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б2. Общепрофессиональный цикл. Вариативная (профильная) часть» по направлению подготовки ВПО 032700 – «Филология».

Для освоения дисциплины необходимы компетенции, сформированные студентами при изучении всех курсов лингвистического и литературоведческого цикла: курсов, посвященных разным уровням современного русского языка (лексикологии, фонетики, словообразования, морфологии, синтаксиса), курса «старославянский язык» (элементы этого языка от древности до современности играют большую роль в языке художественной литературы), курса «история русского языка» (курс позволяет увидеть в тексте исторически обусловленные языковые единицы и определить их художественную роль). Столь же важны знания в области истории русской литературы, т.к. осведомленность в исторических фактах и процессах: роли художественной литературы в социальной и культурной жизни общества, эволюции стилей как литературных направлений, биографии и мировосприятия писателей позволяют студентам глубже проникнуть в языковую ткань произведений, понять и объяснить роль языка в реализации их содержания, раскрыть языковую картину мира писателя.

Сформированные в спецсеминаре компетенции необходимы как для дальнейшего овладения филологическим анализом текста – главной проблемой филологического образования, так и для будущей практической работы в роли библиотекаря, литературного критика, сотрудника литературной части театра, участника редакторского и издательского процесса, во всех видах воспитательной работы (литературные кружки, обсуждение новинок литературы, диспуты, вечера и т.д.), для работы в сфере пиара, в области рекламы и т.д. Проникновение в языковую структуру художественного текста способствует глубокому пониманию содержания текста, идейной устремленности автора, особенностей его идиостиля и тем самым способствует расширению филологического кругозора студентов, совершенствует их эстетическую подготовку.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. В процессе работы в спецсеминаре формируется компетенция эстетического анализа художественного текста, в которую входят как теоретическое осмысление природы языка писателя, так и практические навыки его анализа. В результате работы в спецсеминаре обучающийся должен:

- Знать, что язык художественного произведения представляет собой индивидуальную систему, отражающую как законы национального русского языка и современного литературного языка, так и своеобразие отношения писателя к миру: его систему взглядов, характер оценок, его морально-нравственные принципы, диапазон общекультурных знаний, принадлежность к определенному стилю как литературному направлению (классицизму, сентиментализму, романтизму, реализму и т.д.).

- Уметь: раскрыть идиостиль писателя, построив анализ языка художественного текста как воплощение глубинного содержания произведения, в единстве идейно-образного строя и его языковой формы: дать оценку роли писателя как представителя определенного литературного направления в развитии языка художественной литературы.

  • Владеть методами анализа языка художественного текста в его органической связи с концептуальным содержанием произведения, образом мира писателя. В спецсеминаре студент овладевает разными жанрами научно-исследовательской работы: это реферат специальной литературы, доклад как завершённый анализ определённой проблемы, оппонирование, участие в научной дискуссии.

Студенты, прошедшие обучение в спецсеминаре, приобретают также следующие компетенции:

  • владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • владение нормами русского литературного языка, навыки практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

  • умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних (ОК-7);

  • осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

– владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

– способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

  • владение навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации (ОК-13);

  • способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории русского языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

  • владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

  • свободное владение русским языком в его литературной форме (ПК-3);

владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на русском языке (ПК-4)

    в научно-исследовательской деятельности:

  • способность применять полученные знания в области теории и истории русского языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

  • способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

  • владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

  • владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

    в прикладной деятельности:

  • владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-12);

    - владение базовыми навыками доработки и обработки (корректура, редактирование, комментирование, реферирование и т. п.) различных типов текстов (ПК-13); в научно-исследовательской деятельности:

  • способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследова­тель­ской деятельности (ПК-5);

  • способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

  • владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

  • владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

    в прикладной деятельности:

  • владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-12);

  • владение базовыми навыками доработки и обработки (корректура, редактирование, комментирование, реферирование и т. п.) различных типов текстов (ПК-13);

  • понимание закономерностей литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определение художественного своеобразия произведений и творчества писателя в целом.


4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Структура и содержание спецсеминара. Общая трудоёмкость составляет 8 зачётных единиц, 288 часов.




п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

семинар

лекции–беседа

практикум

самостоятельная

консультация

1

Вводный

4






















Цели, задачи и проблематика спецсеминара.

1




2













Тематика работ

2




2







2




Поиск литературы вопроса и сбор материала

3-4




2




4

2

Проверка результатов

Обучение методике анализа.

5–6







4




2

Проверка навыков

Подготовка и чтение рефератов

7-16

16

2




12




Защита рефератов

2

Уточнение материала анализа и структуры доклада

5

1-3







6




2

Проверка навыков

Расширение круга общетеоретической литературы, связанной с темой доклада

4




2




6

2

Коллоквиум по монографии В.В.Виноградова

5

2







4

2

Чтение и обсуждение докладов

6-15

16







10




Задачи на 6 семестр

16

2













зачет

3

Новый этап исследования

Расширение материала

6

1-3

6










2

Проверка навыков

Изучение общетеоретической литературы по эстетическому анализу языка писателя для более глубокой интерпртации текста. Освещение спорных вопросов стилистики

4-6




4




10

2

Подготовка докладов. Требования к их содержанию и форме

7




2




10

4

Обсуждение докладов.

8-14

8













Написание и защита курсовой работы

15

2







4




План дальнейшего исследования

16




2










курсовая

4

Подготовка выпускной работы

7



















Проверка навыков

Требования к выпускной работе. Обсуждение планов-проспектов выпускных работ

1-7

14

2




2

4

Написание основной части работы

3-9




4




20

4

экзамен

5

Обсуждение и написание вводной и заключительной части дипломной работы

8

1-5




4




10

6

Зачет.



5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФТОС ВПО по направлению подготовки студентов используется ряд интерактивных форм внеаудиторной работы:

за время работы в спецсеминаре планируется два посещения постановок в театре драмы, участие в обсуждении спектаклей на основе анализа сценической интерпретации драматургических диалогов. Подобный опыт участия в оценке театрального спектакля развивает у студентов навыки публичной речи, которые могут быть полезными в будущей практической работе, библиотекарей, руководителей театральных кружков, в сфере пиара и т.д.

− С целью воспитания у студентов эстетического восприятия – художественного текста на занятиях по анализу языка применяются диски с записями текстов разных жанров в исполнении известных актёров-чтецов и театральных постановок.

− Чтение и обсуждение рефератов готовит студентов к будущим профессиям референтов, критиков, театральных работников и т.д.

−Для широкого диапазона профессий филологов чрезвычайно полезно обращение студентов к словарям, обостряющим чувство литературной нормы и тем самым помогающим развивать высокую речевую культуру студентов.

− Работа в семинаре по анализу языка художественных текстов и доклады по результатам этой работы развивают чувство прекрасного в языке и тем самым повышают эстетическую культуру студентов, учат их логике доказательств, прививает навыки участия в полемике, что необходимо для любой профессии по филологии.

− Привлекаются к работе ресурсы Интернета.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

В процессе работы в спецсеминаре вырабатываются навыки рецензирования, участия в полемике, развивается владение логически стройной письменной речью, что необходимо в профессиональной практике филолога.

Текущий контроль успеваемости проводится при всех видах работы: контролируется поиск нужной теоретической литературы, сбор первоначального состава языкового материала для анализа, подготовка доклада (составление его плана, определение степени авторитетности и достаточности объёма привлекаемой литературы; объём и соответствие задачам работы основного материала для доклада, систематизация функций языковых явлений, предварительные выводы доклада, формирующие новые моменты по сравнению с уже известными в науке положениями).

Темы курсовых работ в семинаре группируются в 4 цикла.

Темы рефератов представляют собой освещение основной литературы по изучаемой проблеме.
І Семантико-стилистическая система языка писателя

1. Полисемия слова в ранней и поздней лирике М.Цветаевой.

Реферат: Структура значения слова в художественном тексте.
2. Фразеологическое новаторство в поэзии А. Вознесенского и Е. Евтушенко.

Реферат: Трансформация фразеологизмов в языке писателя.
ІІ Идиостиль писателя как отражение его образа мира

1.Флористическая символика в поэзии Пушкина, Лермонтова, Блока (на основе номинации деревьев).

Реферат: Семантическая природа символа.
2. Концепт «надежда» в рассказах Чехова.

Реферат: Проблема концепта в современной лингвистике.
3. Подтекст в драматургии Вампилова.

Реферат: Понятие подтекста в современной филологии.
ІІІ Целостный анализ языка произведения или его структурно-содержательных компонентов

1.Лингвостилистический анализ одного из рассказов В.Набокова («Возвращение Чорба», «Весна в Фиальте»).

Реферат: Методика лингвостилистического анализа целостного

текста.

2. Лирический диалог в прозе Гончарова и Тургенева («Обломов», «Дворянское гнездо»).

Реферат: Типы диалога в повествовательном тексте.
ІV Аксиологический аспект анализа текста

1.Лингвотипаж современного студента (на материале драматургии Л. Петрушевской и Н. Садур).

Реферат: Проблема лингвотипажа в современной лингвистике.
2. Лингвотипаж офицера в прозе Чехова.

Реферат: Социолингвистический аспект анализ образа персонажа.
Текущий контроль на этапах подготовки курсовой работы проводится в форме беседы об изучаемой научной литературе и языковом материале, на котором основывается анализ текстов.

Вопросы:

Чем отличаются теории исследователей по изучаемой проблеме?

Какая точка зрения в полемике между учёными по проблеме реферата представляется более аргументированной и почему?

Какая из существующих классификаций материала анализа является более эффективной для исследования темы?

Какие новые положения по изучаемой проблеме получены в результате анализа материала?
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Основная литература

  1. Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи. Волгоград, 2005.

  2. Алефиренко Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры. М., 2002.

  3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

  4. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. Томск, 2006.

  5. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск,1992.

  6. Борисова М.Б. Слово в драматургии М. Горького. Саратов, 1970

  7. Борисова М.Б. Социально-типичное и индивидуальное в речевом портрете персонажа драмы (персонажи-интеллигенты в пьесах А.П. Чехова и М.Горького)// Словоупотребление и стиль писателя. СПб, 2006.

  8. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959.

  9. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтического языка. Поэтика. М., 1963.

  10. Винокур Г.О. Филологические исследования. М., 1990.

  11. Винокур Т.Г. Закономерность стилистического использования языковых единиц. М., 1980.

  12. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

  13. Горшков А.И. Русская стилистика. М., 2001.

  14. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002.

  15. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1993.

  16. Костомаров В.Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики. М., 2005.

  17. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1980.

  18. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974.

  19. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

  20. Потебня А.А. Собрание трудов: Мысль и язык. М., 1999.


Дополнительная литература


  1. Борисова М.Б. Голос автора и голос героя в драматургическом тексте // Русистика: лингвистическая парадигма конца ХХ в. СПб., 1998.

  2. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. М., 1993.

  3. Гончарова Е.А. Пути лингвистического выражения категорий автор-персонаж в художественном тексте. Томск, 1984.

  4. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.

  5. Проскуряков М.Р. Концептуальная структура текста. СПб, 2000.

  6. Тарасова И.А. Идиостиль Георгия Иванова. Когнитивный аспект. Саратов, 2003.

  7. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. М., 1965.

  8. Штайн. К.Э. Гармония поэтического текста. Склад. Ткань. Фактура. Ставрополь, 2006.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Онлайн- энциклопедия «Кругосвет». Гуманитарные науки: Лингвистика http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/

2. Филологический портал Philology.ru http:// www.philology.ru/

3. Электронная библиотека www.4read.org

4. http://www.gramota.ru/
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение фондами Научной библиотеки Саратовского университета, текстами Интернета, наличие видеомагнитофона для демонстрации чтения актёрами художественных текстов разных жанров, которые анализируются студентами, диктофонов для записей театральных постановок, мультипроектора для подготовки студентов к презентации.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки «Отечественная филология».
Автор Борисова М.Б.

Программа одобрена на заседании кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики от 29.09 2010 года, протокол № 3
Подписи:

Зав. кафедрой

д. ф. н., проф. Крючкова О.Ю.
Директор Института

филологии и журналистики

к.ф.н., доц. Борисова Л.С.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины Спецсеминар «Эстетика слова» iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа устанавливает минимальные...
«Эстетика», и студентов. Курс «Эстетика» относится к региональной компоненте цикла огэс основных образовательных программ «Психология»...
Рабочая программа дисциплины Спецсеминар «Эстетика слова» iconЭлекторальный pr спецсеминар аннотация Спецсеминар «Электоральный pr»
Связи с общественностью: методические указания по выполнению контрольной работы, обучающихся на 6 курсе специальности «Маркетинг»-...
Рабочая программа дисциплины Спецсеминар «Эстетика слова» iconРабочая программа дисциплины история европейской интеграции (Спецкурс/спецсеминар)
Цель курса – сформировать у студентов представление об особенностях интеграционных процессов в Европе
Рабочая программа дисциплины Спецсеминар «Эстетика слова» icon1. Цели и задачи дисциплины «Эстетика архитектуры и дизайна»
Учебно-методический комплекс «Эстетика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа дисциплины Спецсеминар «Эстетика слова» iconРабочая программа учебной дисциплины «эстетика и дизайн непродовольственных товаров»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины Спецсеминар «Эстетика слова» iconКубанский государственный университет кафедра философии эстетика
Эстетика: Материалы к изучению курса/ Сост. С. Б. Кожевников. Краснодар: Кубан гос ун-т, 2000
Рабочая программа дисциплины Спецсеминар «Эстетика слова» iconРабочая программа учебной дисциплины этика и эстетика для специальности 080500 -менеджмент
Целью дисциплины является повышение уровня нравственной просвещенности, разобраться в сложностях внутреннего «Я», приобщиться к опыту...
Рабочая программа дисциплины Спецсеминар «Эстетика слова» iconРабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «актуальные проблемы фразеологии»
«Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Основы межкультурной коммуникации», «Современный русский язык и культура...
Рабочая программа дисциплины Спецсеминар «Эстетика слова» iconРабочая программа учебной дисциплины этика и эстетика для специальности...
Целью дисциплины является повышение уровня нравственной просвещенности, разобраться в сложностях внутреннего «Я», приобщиться к опыту...
Рабочая программа дисциплины Спецсеминар «Эстетика слова» iconРабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса»
«Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Основы межкультурной...
Рабочая программа дисциплины Спецсеминар «Эстетика слова» iconПлан. Введение. Начало творческого пути. Серийное домостроение
...
Рабочая программа дисциплины Спецсеминар «Эстетика слова» iconРабочая программа дисциплины Спецсеминар «Поэтические системы первой трети ХХ века»
«История» 1), «Философия» 2), «Иностранный язык» 3)), общепрофессиональных и профессиональных дисциплин: «Введение в литературоведение»...
Рабочая программа дисциплины Спецсеминар «Эстетика слова» iconЭстетика киномузыки
Книга польского музыковеда Лиссы «Эстетика киномузыки» представляет собой капитальный труд, посвященный вопросу о роли музыки в создании...
Рабочая программа дисциплины Спецсеминар «Эстетика слова» iconПояснительная записка Документы, на основании которых разработана...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины Спецсеминар «Эстетика слова» iconРабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «проблемы языковой номинации»
«Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Основы межкультурной...
Рабочая программа дисциплины Спецсеминар «Эстетика слова» iconРабочая программа дисциплины «Спецсеминар: Проблемы избирательного и референдумного права»
Данный курс позволит студентам познать закономерности проведения выборов и референдумов, особенности избирательных систем, избирательного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск