1. пояснительная записка рабочая программа





Название1. пояснительная записка рабочая программа
страница1/4
Дата публикации16.02.2015
Размер0.6 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа среднего общего образования по литературе на базовом уровне для 10 класса разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе», авторской программой под редакцией В.Я.Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы /Под редакцией В.Я. Коровиной – М.: Просвещение, 2006), Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУСОШ №56. Рабочая программа рассчитана на 105 часов в год (3 часа в неделю), что не противоречит авторской. Изучение литературы на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

К важнейшим личностным результатам изучения литературы в средней (полной)  школе  относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как человека русской культуры, наследника классической гуманитарной традиции;

  • освоение нравственно - эстетических ценностей нации и человечества, гуманистических традиций родной литературы;

  • осмысление художественно-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своего отношения к идеалам автора, пониманию собственной и чужой позиции;

  • понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

  Основные задачи:  

--приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

-овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения  художественных и текстов, в том числе и чтения наизусть;

-свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

-навыки развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристики героя;

-отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;

-овладение способами свободного владения письменной речью;

-освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций;

-приобретение навыка по написанию сочинений по литературе в формате ЕГЭ .

2Место предмета в учебном плане. На изучение учебного предмета «Литература» в 10 классе рабочий учебный план МБОУСОШ №56 в 2013-2014 учебном году отводит 105 часов (3 часа в неделю) из часов федерального компонента.

3. Содержание программы учебного предмета.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования в Х классе – 3 часа в неделю. Учебный предмет «Литература» – один из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

4.Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Художественные произведения представлены в перечне в хронологической последовательности: от литературы XIX века до новейшего времени. Такое построение перечня определяется задачами курса на историко-литературной основе, опирающегося на сведения, полученные на завершающем этапе основной школы. Курс литературы в старшей школе направлен на систематизацию представлений учащихся об историческом развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной литературы.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Данный перечень включает три уровня детализации учебного материала:

  • писателя с указанием конкретных произведений;

  • названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных текстов, выбор которых предоставляется автору программы или учителю);

предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения (выбор писат В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный, интерактивный  методы обучения, дистанционные формы обучения.  Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.  Программа предусматривает прочное усвоение материала, включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся.

Русская литература 19 века

  • Русская литература в контексте мировой культуры.

  • Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни.

  • Национальное самоопределение русской литературы. Историко-культурные и художественные предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в русской литературе и литературе других народов России Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Общее и особенное в реалистическом отражении действительности в русской литературе и литературе других народов России. Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.

  • Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как ответственности за совершенный выбор. Идея нравственного самосовершенствования. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека. Историзм в познании закономерностей общественного развития. Развитие психологизма. Демократизация русской литературы. Традиции и новаторство в поэзии. Формирование национального театра. Становление литературного языка.

Литература народов России

  • Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем.

  • Произведения писателей – представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык.

  • Плодотворное творческое взаимодействие русской литературы и литературы других народов России в обращении к общенародной проблематике: сохранению мира на земле, экологии природы, сбережению духовных богатств, гуманизму социальных взаимоотношений.

Зарубежная литература

  • Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия. Постановка в литературе XIX-ХХ вв. острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы.

Материал планирования  дан с некоторой избыточностью с учетом возможности  его варьировать по усмотрению учителя в зависимости от степени подготовленности учащихся. Последовательность изучения произведений  предлагается на основе историко-хронологического принципа, но иногда более важным видится  проводить анализ концепций изучаемых авторов в области искусства, исторических перспектив России, а также в аспекте духовности и нравственности (Некрасов и Достоевский, Чернышевский  и Фет, Островский и Лесков  и др.)

Основные теоретико - литературные понятия

  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ.

  • Содержание и форма.

  • Художественный вымысел. Фантастика.

  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

  • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

  • Деталь. Символ.

  • Психологизм. Народность. Историзм.

  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

  • Стиль.

  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

  • Литературная критика.



Автор

Литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения

Содержание курса


1

А.С. Пушкин

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», а также три стихотворения по выбору.

Поэма «Медный всадник».

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Поэту», («Поэт, не дорожи любовию народной», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Вольность», « «Из Пиндемонти». «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Отцы пустынники и жёны непорочны»

Поэма «Медный всадник».

2

М.Ю. Лермонтов


Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...», а также три стихотворения по выбору.

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...», а также три стихотворения по выбору.

3

Н.В. Гоголь


Одна из петербургских повестей по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

Романтические произведения – повести цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Петербургские повести»


4

А.Н. Островский

Драма «Гроза»

Драма «Гроза»

5

И.А. Гончаров

Роман «Обломов»

Роман «Обломов»

6

И.С. Тургенев

Роман «Отцы и дети»

Роман «Отцы и дети»

7

Ф.И. Тютчев


Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), а также три стихотворения по выбору

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), а также три стихотворения по выбору.

8

А.А. Фет


Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», а также три стихотворения по выбору

Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», «Даль», «Это утро, радость эта», «Ещё весны душистой нега», «Летний вечер тих и ясен», «Я пришёл к тебе с приветом», «Заря прощается с землёю».

9

А.К. Толстой


Три произведения по выбору.

«Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре», «Против течения», «Государь ты наш батюшка».


10

Н.А. Некрасов


Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…», а также три стихотворения по выбору.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…», а также три стихотворения по выбору, «В дороге», «Еду ли ночью», «Разрывается сердце». «Рыцарь на час», «Умру я скоро», «Блажен незлобливый поэт». «В дороге», «Еду ли ночью», «Разрывается сердце»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

11

Н.С. Лесков

Одно произведение по выбору.

«Очарованный странник», рассказ «Тупейный художник».

12

М.Е. Салтыков-Щедрин

«История одного города» (обзор).

«История одного города» (обзор).

13

Ф.М. Достоевский

Роман «Преступление и наказание»

Роман «Преступление и наказание»

14

Л.Н. Толстой

Роман-эпопея «Война и мир»

Роман-эпопея «Война и мир», «Севастопольские рассказы»


15

А.П. Чехов


Рассказы: «Студент», «Ионыч», а также два рассказа по выбору. Рассказы: «Человек в футляре», «Дама с собачкой». Пьеса «Вишневый сад»

Рассказы: «Студент», «Ионыч»,. «Дом с мезонином», «Случай из практики», «Человек в футляре», «Дама с собачкой»,

Пьеса «Вишневый сад».





16

Литература народов России

Г. Айги, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов.Произведение одного автора по выбору.

К.Хетагуров. Жизнь и творчество. «Осетинская лира». Специфика и образность сборника.

17

Зарубежная литература

    Проза О.Бальзак, Г.Бёлль, О.Генри, У. Голдинг, Э.Т.А.Гофман, В.Гюго, Ч.Диккенс, Г. Ибсен, А. Камю, Ф. Кафка, Г.Г. Маркес, П.Мериме, М.Метерлинк, Г.Мопассан, У.С.Моэм, Д.Оруэлл, Э.А.По, Э.М.Ремарк, Ф. Стендаль, Дж. Сэлинджер, О.Уайльд, Г.Флобер, Э.Хемингуэй, Б. Шоу, У. Эко.Произведения не менее трех авторов по выбору. Поэзия Г.Аполлинер, Д.Г. Байрон, У. Блейк, Ш. Бодлер, П.Верлен, Э. Верхарн, Г. Гейне, А. Рембо, Р.М. Рильке, Т.С. Элиот.Стихотворения не менее двух авторов по выбору.

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Мопассан «Ожерелье».

Английский романтизм.

Лирика Байрона в переводах Пушкина и Лермонтова.

Немецкий романтизм. Лирика Гейне.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. пояснительная записка рабочая программа iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
1. пояснительная записка рабочая программа iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
1. пояснительная записка рабочая программа iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
1. пояснительная записка рабочая программа iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
1. пояснительная записка рабочая программа iconПояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний...
1. пояснительная записка рабочая программа icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
1. пояснительная записка рабочая программа iconПояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории
Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л....
1. пояснительная записка рабочая программа iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
1. пояснительная записка рабочая программа iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
1. пояснительная записка рабочая программа iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
1. пояснительная записка рабочая программа iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
1. пояснительная записка рабочая программа iconРабочая программа составлена Маланчук Л. Г
Пояснительная записка
1. пояснительная записка рабочая программа iconРабочая программа составлена Маланчук Л. Г
Пояснительная записка
1. пояснительная записка рабочая программа iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
1. пояснительная записка рабочая программа iconРабочая программа По предмету (курсу ) всеобщая история
Пояснительная записка
1. пояснительная записка рабочая программа iconРабочая программа По предмету (курсу ) история России
Пояснительная записка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск