Согласовано: Утверждаю: Рассмотрено:
Зам. дир.по УР Директор МБОУ На заседании МО
____ Трышпакова А.П. «Беш – Озекская сош» Протокол №
_______ Ойношева Л.Ф. от «___» ______ 2013г.
Рабочая программа по литературе
5 - 11 классы
с. Беш – Озек, 2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5-11 классы составлена на основе программы «Русская литература" (5-11 классы) для национальных общеобразовательных учреждений под редакцией М.В.Черкезовой. Учебник-хрестоматия «Русская литература: (под ред. Черкезовой М.В.)» с 5 по 11 классы, входящий в учебно-методический комплект по русской литературе для 5-11 классов, созданный коллективом авторов по обновленной программе, соответствует современной концепции литературного образования и образовательному минимуму содержания образования.
По целям, задачам, методике изучения литературы в классах преемственно связаны с предыдущими классами. Сверхзадача курса - приобщение школьников к эстетическим богатствам классической и новейшей литературы, воспитание их вкусов, интереса к чтению, культуры переживаний. Основой курса с 5 по 11 классы остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем в каждый класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно-эстетической проблематике, способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Произведения располагаются по хронологическому принципу.
Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы. Ко времени обучения с 5-9 классы школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. Обучающиеся знакомятся с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы, художественное пространство и время. В каждом классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству.
В средней звене на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: -воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование первоначальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении произведений, развитии устной и письменной речи учащихся;
-усвоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; -овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания. Содержание курса для 5 класса:
Введение - 1 ч.
Роль чтения в жизни человека. Литература как вид словесного искусства.
Фольклор и литература – 12 ч.
Жанры устного народного творчества. Литературные сказки.
Русская литература 19 века - 18ч.+2ч.+1ч.
И.А.Крылов. В.А.Жуковский. А.С.Пушкин. Ф.И.Тютчев. А.А.Фет. И.С.Никитин. Н.А.Некрасов. И.С.Тургенев. А.П.Чехов.
Русская литература 20 века – 22ч. + 6ч.
Л.А.Андреев. С.А.Есенин. К.Г.Паустовский. М.М.Пришвин. В.П.Астафьев.
Зарубежная литература 3ч.
Мольер «Мещанин во дворянстве». Дж.Свифт «Путешествие Гулливера»
Повторение 3 ч. Приложение № 1 - Тематическое планирование для 5 класса Содержание курса для 6 класса:
Введение - 1 ч.
Литература художественное отражение жизни.
Фольклор – 8 ч. +1 ч. (Древнерусская литература)
Мифы. Былины. Эпос. Песни. Жанры устного народного творчества.
Русская литература 19 века - 24ч.+1ч.
И.А.Крылов. А.С.Пушкин. М.Ю.Лермонтов. Ф.И.Тютчев. А.А.Фет. И.С.Никитин. А.К.Толстой. Н.А.Некрасов. Л.Н.Толстой. И.С.Тургенев. А.П.Чехов. М.Е. Салтыков-Щедрин.
Русская литература 20 века – 22ч. + 2ч.
А.И.Куприн. И.А.Бунин. С.А.Есенин. М.М.Зощенко. А.П.Платонов. Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов. М.М.Пришвин. К.Г.Паустовский. Н.М.Рубцов. Ф.А.Абрамов. В.П.Астафьев.
Зарубежная литература 3ч.
Ги де Мопассан. Дж.Лондон.
Повторение 4 ч.
Приложение № 2 - Тематическое планирование для 6 класса Содержание курса для 7 класса:
Введение - 1 ч.
Древнерусская литература – 1 ч.
Что такое древнерусская литература. Летопись «Смерть Олега от своего коня»
Русская литература 19 века - 36ч.+4ч.
И.А.Крылов. В.А.Жуковский. А.С.Пушкин. М.Ю.Лермонтов. Н.В.Гоголь. С.Т.Аксаков. Ф.И.Тютчев. А.А.Фет. Н.С.Лесков. Н.А.Некрасов. И.С.Тургенев. А.П.Чехов. Л.Н.Толстой.
Русская литература 20 века – 18ч. + 2ч.
М.А.Горький. В.Г.Короленко. В.В.Маяковский. А.А.Ахматова. М.И.Цветаева. В.Ф.Тендряков.
Зарубежная литература - 6ч.
Ф.Шиллер.
Повторение 1 ч.
Приложение № 3 - Тематическое планирование для 7 класса Содержание курса 8 класса
Введение - 1 ч.
Художественная литература и литература научная. Художественная литература и другие виды искусства.
Древнерусская литература – 3 ч.
Жанры древнерусской литературы: летопись, житие. Сказание О Борисе и Глебе. Житие Сергия Радонежского.
Русская литература 19 века - 34ч. + 5ч. + 2ч.
А.С.Пушкин. М.Ю.Лермонтов. Н.В.Гоголь. И.С.Тургенев. Н.А.Некрасов. Л.Н.Толстой. А.П.Чехов.
Русская литература 20 века – 13ч. + 4ч. + 2 ч.
В.Г.Короленко. Л.А.Андреев. В.В.Маяковский. С.А.Есенин. М.А.Булгаков. К.Г.Паустовский. А.Т.Твардовский. Б.Л.Пастернак. Ф.А.Абрамов. В.М.Шукшин. В.Г.Растпутин.
Зарубежная литература 2ч.
Мольер «Мещанин во дворянстве». Дж.Свифт «Путешествие Гулливера»
Повторение 2 ч. Приложение № 4 - Тематическое планирование для 8 класса Содержание курса 9 класса
Введение - 1 ч.
Художественная литература и литература научная. Художественная литература и другие виды искусства.
Древнерусская литература – 4ч. + 2ч.
Жанры древнерусской литературы.
Русская литература 18 века – 9ч. + 2ч.
Русская литература 19 века - 50ч. + 7ч. + 3ч.
А.С.Пушкин. М.Ю.Лермонтов. Н.В.Гоголь. И.С.Тургенев. Н.А.Некрасов. Л.Н.Толстой. А.П.Чехов.
Русская литература 20 века – 18ч. + 1 ч.
В.Г.Короленко. Л.А.Андреев. В.В.Маяковский. С.А.Есенин. М.А.Булгаков. К.Г.Паустовский. А.Т.Твардовский. Б.Л.Пастернак. Ф.А.Абрамов. В.М.Шукшин. В.Г.Растпутин.
Зарубежная литература 2ч.
Мольер «Мещанин во дворянстве». Дж.Свифт «Путешествие Гулливера»
Повторение 3 ч.
Приложение № 5 - Тематическое планирование для 9 класса Содержание курса 10 класса
Русская литература первой половины 19 века (введение) - 1 ч.
Русская литература первой половины 19 века - 24ч. + 8ч. + 2ч.
В.А.Жуковский. А.С.Грибоедов. А.С.Пушкин. М.Ю.Лермонтов. Н.В.Гоголь.
Русская литература второй половины 19 века - 41ч. + 14ч. + 5ч.
И.А.Гончаров. И.С.Тургенев. Н.А.Некрасов. Ф.М.Достоевский. М.Е.Салтыков-Щедрин. Н.С.Лесков. Л.Н.Толстой. А.П.Чехов.
Литература народов России – 2ч.
К.Хетагуров. Тукай.
Основные тенденции развития зарубежной литературы – 1ч.
Повторение 2 ч.+2ч.
Приложение № 6 - Тематическое планирование для 10 класса
Содержание курса 11 класса
Введение - 1 ч.
Русская литература 20 в. в контексте мировой культуры.
Русская литература первой половины 20 века - 10ч. + 2ч.
Русская поэзия конца 19-начала 20 веков. Серебряный век – 62ч. + 8ч. Русская литература второй половины 20 века - 14ч. + 1ч.
И.А.Гончаров. И.С.Тургенев. Н.А.Некрасов. Ф.М.Достоевский. М.Е.Салтыков-Щедрин. Н.С.Лесков. Л.Н.Толстой. А.П.Чехов.
Литература последнего десятилетия – 2ч.
Новейшая литература – 1ч.
Повторение 1 ч.
Приложение № 7 - Тематическое планирование для 11 класса Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Устные и письменные интерпретации художественного произведения.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей,
сравнение, сопоставление, классификация,
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,
составление плана, тезисов, конспекта,
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,
использование для решения познавательных и коммуникативных задачас различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:
сопоставлять произведения русской и родной литератур, выявляя их типологическую общность и национальное своеобразие, обусловленное различием образно-эстетических систем русской и родной литературы и структурными особенностями языков;
сравнивать русский оригинал с его профессиональным переводом на родной язык, отмечая соответствие перевода тексту оригинала, выявляя его художественное своеобразие;
создавать устные и письменные высказывания о прочитанных на русском и родном языках произведениях русской литературы, а также о произведениях родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка;
определять в русскоязычном произведении писателя-представителя родной литературы национальную специфику на уровне темы, жанра, художественной образности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ. Художественное время и пространство.
Содержание и форма. Поэтика.
Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ-ХХ веков.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.
Деталь. Символ. Подтекст.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
Гипербола. Аллегория.
Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.
Литературная критика.
Формы контроля уровня достижений учащихся
Направления
Чтение, работа с текстом:
Проверка знания текста художественного произведения.
Проверка техники чтения, уровня содержательного анализа и разнообразных переработок текста, его трансформации.
Работа с художественно-языковыми средствами:
Проверка степени, качества знания литературоведческих и речеведческих понятий, умений обнаруживать в литературном тексте соответствующее явление, раскрывать его идейный, художественный смысл в данном, конкретном фрагменте текста, а также способности создавать, конструировать подобные языковые, художественные средства, целесообразно использовать их при составлении собственного текста.
Публичная речь:
Проверка умения учащихся выступать публично в устной и письменной форме, отстаивать свое мнение, опровергать ложные точки зрения.
Формы контроля:
беглое чтение, выразительное чтение, устные и письменные ответы на вопросы, составление плана текста, пересказ разных видов, изложение, тестирование, иллюстрирование произведений и комментирование рисунков;
письменный анализ языковых средств, тестирование; сочинение; редактирование предложенного текста;
участие в дискуссии, подбор аргументов к предполагаемому тезису; сообщение о произведении; составление списка вопросов учителю о трудном, непонятном в произведении; выступление перед учащимися на предложенную тему; ведение читательского дневника.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
- авторов, названия и смысл названий изученных произведений;
- сюжет особенности композиции изученных произведений;
- основные признаки понятий: драма, комедия, стихотворение в прозе, силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения. Должны у м е т ь:
- определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма);
- выявлять основную проблематику произведения, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;
- характеризовать героя произведения и сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определять идейно-художественную роль в произведении элементов композиции, изобразительно-выразительных средств языка;
- различать лирические, лиро-эпические и драматические произведения;
- правильно и выразительно читать художественный текст;
- подробно, выборочно и сжато пересказывать содержание произведения или отрывки из эпических произведений, используя образные средства языка и цитаты из текста;
- составлять план эпического произведения;
- давать устный или письменный аргументированный отзыв об изученном в классе или самостоятельно прочитанном литературном произведении, о произведениях других видов искусства;
- составлять устное или письменное изложение с элементами рассуждения на темы, связанные с проблематикой, нравственно-художественным содержанием, системой образов изученного произведения;
- сравнивать русский оригинал с переводом на родной язык, выявляя своеобразие русского оригинала;
- сопоставлять произведения русской и родной литературы, выявляя сходство и национальное своеобразие проблем, тем, художественных образов;
- воспринимать произведение литературы в тесной связи с другими видами искусства (живопись, музыка).
| |