Рабочая программа по литературе 5 11 классы





НазваниеРабочая программа по литературе 5 11 классы
Дата публикации21.02.2015
Размер126 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
Согласовано: Утверждаю: Рассмотрено:

Зам. дир.по УР Директор МБОУ На заседании МО

____ Трышпакова А.П. «Беш – Озекская сош» Протокол №

_______ Ойношева Л.Ф. от «___» ______ 2013г.

Рабочая программа по литературе

5 - 11 классы

с. Беш – Озек, 2013 г.


Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 5-11 классы составлена на основе программы «Русская литература" (5-11 классы) для национальных общеобразовательных учреждений под редакцией М.В.Черкезовой. Учебник-хрестоматия «Русская литература: (под ред. Черкезовой М.В.)» с 5 по 11 классы, входящий в учебно-методический комплект по русской литературе для 5-11 классов, созданный коллективом авторов по обновленной программе, соответствует современной концепции литературного образования и образовательному минимуму содержания образования.

По целям, задачам, методике изучения литературы в классах преемственно связаны с предыдущими классами. Сверхзадача курса - приобщение школьников к эстетическим богатствам классической и новейшей литературы, воспитание их вкусов, интереса к чтению, культуры переживаний. Основой курса с 5 по 11 классы остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем в каждый класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно-эстетической проблематике, способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Произведения располагаются по хронологическому принципу.

Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы.
Ко времени обучения с 5-9 классы школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. Обучающиеся знакомятся с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы, художественное пространство и время. В каждом классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству.

В средней звене на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование первоначальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении произведений, развитии устной и письменной речи учащихся;

-усвоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.
Содержание курса для 5 класса:

Введение - 1 ч.

Роль чтения в жизни человека. Литература как вид словесного искусства.

Фольклор и литература – 12 ч.

Жанры устного народного творчества. Литературные сказки.

Русская литература 19 века - 18ч.+2ч.+1ч.

И.А.Крылов. В.А.Жуковский. А.С.Пушкин. Ф.И.Тютчев. А.А.Фет. И.С.Никитин. Н.А.Некрасов. И.С.Тургенев. А.П.Чехов.

Русская литература 20 века – 22ч. + 6ч.

Л.А.Андреев. С.А.Есенин. К.Г.Паустовский. М.М.Пришвин. В.П.Астафьев.

Зарубежная литература 3ч.

Мольер «Мещанин во дворянстве». Дж.Свифт «Путешествие Гулливера»

Повторение 3 ч.
Приложение № 1 - Тематическое планирование для 5 класса
Содержание курса для 6 класса:

Введение - 1 ч.

Литература художественное отражение жизни.

Фольклор – 8 ч. +1 ч. (Древнерусская литература)

Мифы. Былины. Эпос. Песни. Жанры устного народного творчества.

Русская литература 19 века - 24ч.+1ч.

И.А.Крылов. А.С.Пушкин. М.Ю.Лермонтов. Ф.И.Тютчев. А.А.Фет. И.С.Никитин. А.К.Толстой. Н.А.Некрасов. Л.Н.Толстой. И.С.Тургенев. А.П.Чехов. М.Е. Салтыков-Щедрин.

Русская литература 20 века – 22ч. + 2ч.

А.И.Куприн. И.А.Бунин. С.А.Есенин. М.М.Зощенко. А.П.Платонов. Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов. М.М.Пришвин. К.Г.Паустовский. Н.М.Рубцов. Ф.А.Абрамов. В.П.Астафьев.

Зарубежная литература 3ч.

Ги де Мопассан. Дж.Лондон.

Повторение 4 ч.

Приложение № 2 - Тематическое планирование для 6 класса
Содержание курса для 7 класса:

Введение - 1 ч.

Древнерусская литература – 1 ч.

Что такое древнерусская литература. Летопись «Смерть Олега от своего коня»

Русская литература 19 века - 36ч.+4ч.

И.А.Крылов. В.А.Жуковский. А.С.Пушкин. М.Ю.Лермонтов. Н.В.Гоголь. С.Т.Аксаков. Ф.И.Тютчев. А.А.Фет. Н.С.Лесков. Н.А.Некрасов. И.С.Тургенев. А.П.Чехов. Л.Н.Толстой.

Русская литература 20 века – 18ч. + 2ч.

М.А.Горький. В.Г.Короленко. В.В.Маяковский. А.А.Ахматова. М.И.Цветаева. В.Ф.Тендряков.

Зарубежная литература - 6ч.

Ф.Шиллер.

Повторение 1 ч.

Приложение № 3 - Тематическое планирование для 7 класса
Содержание курса 8 класса

Введение - 1 ч.

Художественная литература и литература научная. Художественная литература и другие виды искусства.

Древнерусская литература – 3 ч.

Жанры древнерусской литературы: летопись, житие. Сказание О Борисе и Глебе. Житие Сергия Радонежского.

Русская литература 19 века - 34ч. + 5ч. + 2ч.

А.С.Пушкин. М.Ю.Лермонтов. Н.В.Гоголь. И.С.Тургенев. Н.А.Некрасов. Л.Н.Толстой. А.П.Чехов.

Русская литература 20 века – 13ч. + 4ч. + 2 ч.

В.Г.Короленко. Л.А.Андреев. В.В.Маяковский. С.А.Есенин. М.А.Булгаков. К.Г.Паустовский. А.Т.Твардовский. Б.Л.Пастернак. Ф.А.Абрамов. В.М.Шукшин. В.Г.Растпутин.

Зарубежная литература 2ч.

Мольер «Мещанин во дворянстве». Дж.Свифт «Путешествие Гулливера»

Повторение 2 ч.
Приложение № 4 - Тематическое планирование для 8 класса
Содержание курса 9 класса

Введение - 1 ч.

Художественная литература и литература научная. Художественная литература и другие виды искусства.

Древнерусская литература – 4ч. + 2ч.

Жанры древнерусской литературы.

Русская литература 18 века – 9ч. + 2ч.

Русская литература 19 века - 50ч. + 7ч. + 3ч.

А.С.Пушкин. М.Ю.Лермонтов. Н.В.Гоголь. И.С.Тургенев. Н.А.Некрасов. Л.Н.Толстой. А.П.Чехов.

Русская литература 20 века – 18ч. + 1 ч.

В.Г.Короленко. Л.А.Андреев. В.В.Маяковский. С.А.Есенин. М.А.Булгаков. К.Г.Паустовский. А.Т.Твардовский. Б.Л.Пастернак. Ф.А.Абрамов. В.М.Шукшин. В.Г.Растпутин.

Зарубежная литература 2ч.

Мольер «Мещанин во дворянстве». Дж.Свифт «Путешествие Гулливера»

Повторение 3 ч.

Приложение № 5 - Тематическое планирование для 9 класса
Содержание курса 10 класса

Русская литература первой половины 19 века (введение) - 1 ч.

Русская литература первой половины 19 века - 24ч. + 8ч. + 2ч.

В.А.Жуковский. А.С.Грибоедов. А.С.Пушкин. М.Ю.Лермонтов. Н.В.Гоголь.

Русская литература второй половины 19 века - 41ч. + 14ч. + 5ч.

И.А.Гончаров. И.С.Тургенев. Н.А.Некрасов. Ф.М.Достоевский. М.Е.Салтыков-Щедрин. Н.С.Лесков. Л.Н.Толстой. А.П.Чехов.

Литература народов России – 2ч.

К.Хетагуров. Тукай.

Основные тенденции развития зарубежной литературы – 1ч.

Повторение 2 ч.+2ч.

Приложение № 6 - Тематическое планирование для 10 класса

Содержание курса 11 класса

Введение - 1 ч.

Русская литература 20 в. в контексте мировой культуры.

Русская литература первой половины 20 века - 10ч. + 2ч.

Русская поэзия конца 19-начала 20 веков. Серебряный век – 62ч. + 8ч. Русская литература второй половины 20 века - 14ч. + 1ч.

И.А.Гончаров. И.С.Тургенев. Н.А.Некрасов. Ф.М.Достоевский. М.Е.Салтыков-Щедрин. Н.С.Лесков. Л.Н.Толстой. А.П.Чехов.

Литература последнего десятилетия – 2ч.

Новейшая литература – 1ч.

Повторение 1 ч.

Приложение № 7 - Тематическое планирование для 11 класса
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Устные и письменные интерпретации художественного произведения.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей,

  • сравнение, сопоставление, классификация,

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,

  • составление плана, тезисов, конспекта,

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задачас различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:

  • сопоставлять произведения русской и родной литератур, выявляя их типологическую общность и национальное своеобразие, обусловленное различием образно-эстетических систем русской и родной литературы и структурными особенностями языков;

  • сравнивать русский оригинал с его профессиональным переводом на родной язык, отмечая соответствие перевода тексту оригинала, выявляя его художественное своеобразие;

  • создавать устные и письменные высказывания о прочитанных на русском и родном языках произведениях русской литературы, а также о произведениях родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка;

  • определять в русскоязычном произведении писателя-представителя родной литературы национальную специфику на уровне темы, жанра, художественной образности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ. Художественное время и пространство.

  • Содержание и форма. Поэтика.

  • Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ-ХХ веков.

  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

  • Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

  • Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.

  • Деталь. Символ. Подтекст.

  • Психологизм. Народность. Историзм.

  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

  • Гипербола. Аллегория.

  • Стиль.

  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.

  • Литературная критика.


Формы контроля уровня достижений учащихся

Направления

  1. Чтение, работа с текстом:

    • Проверка знания текста художественного произведения.

    • Проверка техники чтения, уровня содержательного анализа и разнообразных переработок текста, его трансформации.

  2. Работа с художественно-языковыми средствами:

  • Проверка степени, качества знания литературоведческих и речеведческих понятий, умений обнаруживать в литературном тексте соответствующее явление, раскрывать его идейный, художественный смысл в данном, конкретном фрагменте текста, а также способности создавать, конструировать подобные языковые, художественные средства, целесообразно использовать их при составлении собственного текста.

  1. Публичная речь:

  • Проверка умения учащихся выступать публично в устной и письменной форме, отстаивать свое мнение, опровергать ложные точки зрения.

Формы контроля:

  • беглое чтение, выразительное чтение, устные и письменные ответы на вопросы, составление плана текста, пересказ разных видов, изложение, тестирование, иллюстрирование произведений и комментирование рисунков;

  • письменный анализ языковых средств, тестирование; сочинение; редактирование предложенного текста;

  • участие в дискуссии, подбор аргументов к предполагаемому тезису; сообщение о произведении; составление списка вопросов учителю о трудном, непонятном в произведении; выступление перед учащимися на предложенную тему; ведение читательского дневника.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

- авторов, названия и смысл названий изученных произведений;

- сюжет особенности композиции изученных произведений;

- основные признаки понятий: драма, комедия, стихотворение в прозе, силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения.
Должны у м е т ь:

- определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма);

- выявлять основную проблематику произведения, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;

- характеризовать героя произведения и сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определять идейно-художественную роль в произведении элементов композиции, изобразительно-выразительных средств языка;

- различать лирические, лиро-эпические и драматические произведения;

- правильно и выразительно читать художественный текст;

- подробно, выборочно и сжато пересказывать содержание произведения или отрывки из эпических произведений, используя образные средства языка и цитаты из текста;

- составлять план эпического произведения;

- давать устный или письменный аргументированный отзыв об изученном в классе или самостоятельно прочитанном литературном произведении, о произведениях других видов искусства;

- составлять устное или письменное изложение с элементами рассуждения на темы, связанные с проблематикой, нравственно-художественным содержанием, системой образов изученного произведения;

- сравнивать русский оригинал с переводом на родной язык, выявляя своеобразие русского оригинала;

- сопоставлять произведения русской и родной литературы, выявляя сходство и национальное своеобразие проблем, тем, художественных образов;

- воспринимать произведение литературы в тесной связи с другими видами искусства (живопись, музыка).


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе 5 11 классы iconРабочая программа по литературе ( 10-11 классы)
Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), Программы по литературе для общеобразовательных...
Рабочая программа по литературе 5 11 классы iconРабочая программа по литературе для 9 класса
Настоящая программа по литературе в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по литературе 5 11 классы iconПриказ № от августа 2014 г рабочая программа по литературе для 8 2 класса (базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и авторской...
Рабочая программа по литературе 5 11 классы iconО. П. Кузнецовой от 16. 09. 2013 №271
Рабочая программа по литературе составлена на основании «Программы по литературе. 5-11 классы» Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев....
Рабочая программа по литературе 5 11 классы iconО. П. Кузнецовой от 16. 09. 2013 №271
Рабочая программа по литературе составлена на основании «Программы по литературе. 5-11 классы» Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев....
Рабочая программа по литературе 5 11 классы iconРабочая программа по литературе (предмет) для 5-9
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 – 9 классы. Автор:...
Рабочая программа по литературе 5 11 классы iconРабочая программа по литературе за курс основной школы составлена...
Рабочая программа на основе примерной программы по литературе, учебной программы (автор Т. Ф. Курдюмова.) (Литература: программы...
Рабочая программа по литературе 5 11 классы iconПрограмма по литературе 6-12 классы
Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по литературе 5 11 классы iconРабочая программа по литературе 5-9 классы тематическое планирование;...
В издательстве «Русское слово» выходит учебно-методический комплекс «Литература. 5-9 класс» в составе учебников
Рабочая программа по литературе 5 11 классы iconРабочая программа по литературе 8 А, б классы
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума, Базисного плана общеобразовательных учреждений и на основе авторской...
Рабочая программа по литературе 5 11 классы iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена к учебнику...
Стандарты второго поколения. Литература. 5-9 классы (М: Посвещение. 2010 год), Программы общеобразовательных учреждений. Литература....
Рабочая программа по литературе 5 11 классы iconРабочая программа по литературе. 5-6 классы. Пояснительная записка...
Примерной программы по литературе для основной школы. В ней также учитываются главные идеи и положения Программы развития и формирования...
Рабочая программа по литературе 5 11 классы iconРабочая программа по литературе 9-а, 9-б классы
Литература, М: Дрофа, 2010 / на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ автор-составитель...
Рабочая программа по литературе 5 11 классы iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008г.). Программа реализуется в соответствии с учебником «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия»...
Рабочая программа по литературе 5 11 классы iconРабочая программа по литературе для 7 б, 8 б, 9 а, в классов (уровень...
Примерной государственной программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература 5-9 классы», В. Я. Коровина, Журавлев...
Рабочая программа по литературе 5 11 классы iconРабочая программа по родной литературе для обучающихся 10 класса...
Планирование составлено на основе программы по татарской литературе 5-11 классы. Казань. Издательство «Магариф»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск