Программа курса литературное наследие сибири 2 класс Пояснительная записка Программа курса создана на основе следующих источников: учебника И. Е. Максимовой «Сибиреведение для начальной школы «Сибирь -твой дом»





Скачать 266.64 Kb.
НазваниеПрограмма курса литературное наследие сибири 2 класс Пояснительная записка Программа курса создана на основе следующих источников: учебника И. Е. Максимовой «Сибиреведение для начальной школы «Сибирь -твой дом»
Дата публикации24.02.2015
Размер266.64 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Литература > Программа курса



Кирченко Н. В. Сибирь - страна с большими горизонтами (из опыта работы по программе «Литературное наследие Сибири»). Методическое пособие.-Томск: ТОИПКРО, 2008. - 24 с.

В методическое пособие вошли программы курса «Литературное наследие Сибири» для 2 и 3 классов и сценарии уроков, разработанные учителем начальных классов МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Бакчарская начальная школа - детский сад № 3» Кирченко Н.В..

Пособие будет полезно педагогам начальной школы и педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений для развития творческих способностей детей и воспитания любви к родному краю-Сибири.



© КИРЧЕНКО Н. В., 2008 ©ТОИПКРО, 2008

2

Ты ищешь знаний, мудрости земной,

Ты ищешь смысла жизни во вселенной?

Найди на полке книгу и раскрой

Источник мысли чистый, вдохновенный...

Ты чти её! А. Миргрсулава Программа курса ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СИБИРИ 2 класс Пояснительная записка Программа курса создана на основе следующих источников: учебника И.Е. Максимовой «Сибиреведение для начальной школы «Сибирь -твой дом». - Томск, 1998; книги «Сказки народов Сибири» / Составители: Э. Падерина, А. Плитченко. - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное изд-во, 1984; «Сказки народов Сибири». - Красноярск: Изд-во «Витал», 1992.

Уроки курса «Литературное наследие Сибири» призваны расширить читательский кругозор, привить любовь к чтению, воспитывать преданность родному Сибирскому краю.

На занятиях курса расширяются этнические знания обучающихся, происходит знакомство с жизнью людей Сибири, их традициями, сказками.

На уроках «Литературное наследие Сибири» дети будут знакомиться со сказками народов нашей Сибири - это алтайские сказки, бурятские, нанайские, нганасанские, эвенские, якутские, селькупские, шорские и др., узнают о быте, традициях народов Сибири, познакомятся с их пословицами, поговорками, загадками. Цели и задачи курса: Цели:

  1. развивать навыки выразительного чтения;

  1. развивать умение передавать содержание прочитанного текста, делить его на части, составлять план;

  1. научить выделять главную мысль произведения;

  2. учить детей читать произведение по ролям;

  3. развивать языковую наблюдательность, воображение, мышление;

6) обогащать речь детей.
Воспитательные задачи:

  1. воспитывать доброжелательные отношения к окружающим людям, стремление делать добрые дела;

  2. воспитывать готовность в любую минуту прийти на помощь другим людям;

3



  1. воспитывать умение оценивать любые поступки, дела;

  2. воспитывать любовь к природе, родному краю - Сибири, к людям, проживающим здесь, и ко всему живому в ней;

  3. воспитывать трудолюбие, благородство, умение держать данное слово;

  4. формировать нетерпимое отношение к отрицательным поступкам героев.

Структура и особенности замятий:

  1. Работа с прочитанными к уроку книгами.

  2. Беседа о том, что удалось узнать в прочитанной сказке.

  3. Пересказ, выборное чтение, чтение по ролям и т.д.

  4. Задание на дом.

По окончании курса дети

должны знать:

1. Географическое расположение Сибири на карте.

2 Название национальностей людей, проживающих в Сибири, их быт.

должны уметь:

  1. Передать содержание сказки.

  2. Выделять главную мысль сказки (тему).

  3. Уметь прочитать по ролям отрывок из знакомой сказки.

  4. Выборочно прочитать текст из сказки к иллюстрации.

  5. Уметь разбить сказку на части.

Тематическое планирование (1 час в неделю/34 часа) 1 Введение «Сибирь - наш дом» (1 час).

2. Алтайские сказки (2 часа):

«Страшный гость» «Сто умов» «Жадный глухарь»

3. Бурятские сказки (2 часа):

«Курица и кошка» «Две мыши» «Снег и заяц» «Мышь и верблюд»

4. Долганские сказки (1 час):

«Чертова река» «Заря»

5. Мансийские сказки (1 час):

«Зайчик»

«Как ворон землю мерил»

6. Ненецкие сказки (2 часа):

«Лиса, птичка и ворон»

«Собака»

«Мыс Ылико»

7. Селькупские сказки (1 час):

«Ича и черт» «Соколиный костер»

8. Тофаларские сказки (2 часа):

«Вечные люди и живая вода» «Про золотого хана Улузуна»

9. Тувинские сказки (4 часа):

«Муравей и филин» «Боралдай» «Старик Ак - Сап» «Лиса и охотник» «Каша в кувшине»

10. Хакасские сказки (1 час):

«Серебряная книга»

11. Хантыйские сказки (2 часа):

«Медвежья трава» «Итте»

12. Шорские сказки (3 часа):

«Догадливая выдра»

«Как птицы огонь добывали»

«Огонек и пчела»

13. Эвенские сказки (4 часа):

«Лиса и налим» «Медведь и кедровка» «Комар»

«Звезды и мыши» «Богатырь Манги и Хоглен»

14. Якутские сказки (3 часа):

«Почему зима длиннее, а лето короче» «Хвастливая лягушка» «Лентяй и чечетка»

15. Нганасанская сказка (1 час):

«Как утка землю добывала»

16. Уганайская сказка (1 час):

«Медведь и лиса»

17. Кетская сказка (1 час):

«Почему Чулым сбежал от Енисея»



4

5


18. Русские сказки (2 часа):

«Скупой поп и работник» «Мужик и барин» Доп. «Как мужик гуся делил».

Тематическое планирование (0,5 час в неделю/17 часов)

Открытие Сибири. Летописи. Легенды. История. (2ч.)

1. Открытие Сибири. Сибирские Афины (Возникновение города Томска)

2. Открытие Сибири (город Колпашево). Селькупская сказка-легенда
:<Семь островов на Енисее»

Сказание о земле Сибирской (4ч.)

  1. Сергей Заплавный «На трех холмах». О гербе Томской области.

  2. Селькупы. О богатырях. Сказка «Соколиный костер» (селькупов)

  3. Эвенки и чукчи. Жизнь и быт. В. Воскобойников «Чукотская одежда».

  4. Татары (эушты). Жизнь и быт. И. Виноградова «О татарах».

Сибирскими тропами. (Человек и природа. Реки, озера, тайга,
горы, животные, птицы, растения) (9ч.)

1. Географическое положение Томской области, климат.

Якуты. Сказка «Почему зима длиннее, а лето короче». Буряты. Сказка «Снег и заяц». Эвенки. Сказка «Как земля появилась».

2. Реки и озера Сибири.

Сказка (эвенки) «Отчего реки и озера взялись». Сказка (кеты) «Почему Чулым сбежал от Енисея». Сказка (русская) «Чайка и красавица Ангара».

3. Мир растений. (Этажи леса, травы, кустарники, деревья)

Сказка (шорцы) «Огонек и пчела». Сказка (русская) «Белка и кедровка». \. Мхи, лишайники, грибы.

Стихотворение Ю. Кушак «Встреча».

5. Прогулка по огороду.

Сказка (алтайская) «Ячменное зерно».

6. Мир животных.

Сказка (буряты) «Ласточка и комар» Сказка (эвенки) «Медведь и кедровка». Сказка (нганасаны) «Как утка землю добывала». Сказка (ненцы) «Два медведя».

7. Птицы Томской области.

Сказка (кеты) «Глухарь, утка и гусь». Сказка (шорцы) «Как птица огонь добывала».

6

Сказка (эвенкийская) «Медведь и кедровка». 8. Домашние животные.

Сказка (селькупы) «Как собака себе хозяина нашла».

Сказка (буряты) «Мышь и верблюд», «Курица и кошка». Ю.Водяные животные и рыбы.

Сказка (хакасы) «Лягушка и журавль».

Сказка (эвенки) «Почему карась стал плоским». • Малые фольклорные жанры. (2ч.)

  1. Детский фольклор: песни, загадки, игры, приметы.

  2. В народе говорят...

Пословицы, поговорки, считалки, заклички.

7

Урок во 2 классе

Тема: «ВСЕ РАВНО ТЕБЕ ВОДИТЬ...»

(Малые фольклорные жанры. Считалка)

Задачи:

  1. познакомить (в доступной форме) с рифмой и ритмом как особенностями стихотворной речи;

  2. познакомить детей с тем, что большинство считалок - это небольшой стихотворный рассказ;

  3. познакомить с языковыми особенностями Считалки;

  4. пробудить желание сочинить считалку.

На доске запись: «Считалки - самый любимый малышами жанр детского фольклора», небольшие рифмованные стихи с подчеркнуто строгим соблюдением ритма - считалки служат для распределения ролей в игре.

ХОД УРОКА Вводная беседа.

  • Ребята, когда вы начинаете играть, как вы распределяете роли, как определяете, кому первому водить? (Мы считаемся)

  • Значит, считалка организует вашу игру.

- Кто умеет считаться? Поднимите руку. Сейчас посмотрим, у кого это
лучше получится. (Уч-ся показывают)

Ученик 1: Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке - рак.

Сунул Грека руку в реку,
1 Рак за руку Греку - цап!

Ученик 2: Ухти-тухти. Разгорелся.

Ухти-тухти. Самовар.

Ухти-тухти. Приходите.

Ухти-тухти. К нам на чай.

- Послушала я вас и задумалась, зачем вы рукой показываете друг на
друга, когда произносите считалку?

(чтобы было четко и честно узнать, кто будет водить, а кто выйдет)

- А молено вот так произнести считалку? (понятие ритма)

Шел/ баран/ по крутым/ горам\, Вырвал/ травку/,

Положил на лавку, кто ее возьмет,/ Тот/ и вон/ пойдет.

- Значит, так нельзя считать. А как надо? (чтобы было одинаково, с од
ной скоростью).

- Правильно. Только называется это не скорость, а РИТМ. Вы часто
слышите ритм танца, ритм работы, ритм в музыке.

8

Солдаты, когда идут строем, соблюдают ритм, они считают про себя: 1-2, 1-2. Собьешься - не получится строя. Ритмично работает мотор машины. Ритмично бьется наше сердце.

  • Где еще встречаемся с ритмом? (в стихах)

  • Какой ритм был в считалке? (1 слово - 1 человек) Прохлопаем:

Шел/ баран/ по крутым/ горам/,

Вырвал/ травку/,

Положил/ на лавку\,

Кто/ ее/ возьмет/,

Тот/ и вон/ пойдет/ Попробуйте определить ритм в этой считалке.

Чуд\ный\ до\ мик\ трех\ э \таж \ный\,

На\ вер\ ху\ гу\ док\ от\ важ\ный.

Как\ гу\док \ за\гу\дит\,

Весь\ на\род\к не\му\ бе\ жит\ (слово разбивается на части - слог. 1 слог - 1 человек.) Прохлопаем.

Счет - это главное в считалке, этим она отличается от других стихов. Для того, чтобы легче было считать , в некоторых считалках прямо называют цифры- 1-2-3. Задают ритм. Ученик 1:

1-2 - синева!

3-4 - солнце в мире!

5-6 - речка есть!

7-8 - майки сбросим!

9-10 - загораем целый месяц! (Е.Благинина) Что такое рифма?

- А чем считалка похожа на стихи?

Ученик 2:

Взял Егор в углу топор,

С топором пошел во двор.

Стал чинить Егор забор,

Потерял Егор топор.

Вот и ищет до сих пор...

Поищи и ты топор. ( И.Демьянов)

  • Обратили внимание на окончание каждой строки? (топор, двор, забор)

  • Это рифма. Еще один секрет. Рифма помогает произносить и запоминать стихи. Считалки - есть маленькие по объему, а есть большие. В них, как в хорошем стихотворении, целый рассказ о ком-нибудь или о чем-

9


нибудь. Вот, например: Ученик 1:

В грязи у Олега

Увязла телега,

Сидеть бы Олегу

До самого снега.

Ты выйдешь из круга

И выручишь друга:

Доставишь к ночлегу

Телегу Олега. (И.Демьянов)

- Кто еще знает считалки? (Обратите внимание на конец считалки.) Ученик 2:

У Литейного моста

Я поймал в Неве кита,

Спрятал за окошко,

Съела его кошка,

Помогали два кота...

Вот и нет теперь кита!

Ты не веришь другу?

Выходи из круга. (И.Демьянов) Ученик 3:

Прыг да скок, прыг да скок.

Скачет зайка - серый бок.

Летом - серенький.

Зимой - беленький.

По лесочку прыг- прыг- прыг,

По снежочку тык- тык- тык.

Под кусточком присел,

Схорониться захотел.

Кто его поймает,

Тот и водит. Ученик 4:

Трух-тух, Трух-тух-тух.

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами,

Хвост с узорами.

Под окошком стоит,

На весь двор кричит.

Кто услышит -

Тот бежит.

10

- Почему 1 считалка кончается словами «выходи из круга вон», 2 счи
талка - «тот и водит»? (Определяют, кто будет водить, кто должен выйти
из круга...)

Значит, в считалке очень важен конец, здесь часто встречаются слова, определяющие действие, предлагающие тому, на ком кончился счет, выйти из круга или кому водить.

А начало? Какое оно бывает? (Начинается со счета, с цифр, некоторые-с каких-то забавных выдуманных слов, они тоже задают ритм, помогают рифмовать стих).

- Вы знаете такие считалки?
Ученик 1:

Энеке-бенеке Ели вареники. Энеке-бенеке-клец! Ученик 2:

Тад ы-рады-тын ка.

Где же наша свинка?

Тады-рады-толки.

Съели ее волки!

Кады-мады-воды.

Корове пить - тебе водить. (Б. Заходер)

- Ребята, бывают еще и такие считалки, когда почти вся считалка - это
слова, не имеющие значения. Послушайте.

Ани-бани-татании,

Тии-вии-компании,

Аривас, Акутас,

ти-вии-Вон. -Какие слова вам понятны в считалке? (компании, вон) Но считалка эта имеет ритм, значит, ее можно использовать. Но одно плохо - ее трудно запомнить, в ней нет смысла. Вывод: что главное, какие секреты у считалки? На доске:

1. Ритм

2. Счет и цифры

  1. Рифма

  2. Слова, которые ничего не значат

  3. Конец считалки

  4. Начало считалки

- Легко ли сочинять считалки?

- Давайте попробуем!

11


Считалка ПРО БЕГЕМОТА '\ вариант)

В зоопарке бегемот.

Проглотил ежа.

И вот... Представим, что ему больно...)

У него болит живот. 'Что он будет делать?)

Плачет бедный бегемот.

2 вариант)

В зоопарке бегемот.

Проглотил ежа.

И вот...

(Поднял он ужасный крик -

К острой пище не привык)

3 вариант)

В зоопарке бегемот.

Проглотил ежа.

И вот...

(Целый день касторку пьет.

И ревет, ревет, ревет)

Считалка ПРО СОБАКУ И КОТА

Стоит собака у столба

И утирает пот со лба... Почему она стоит у столба? Потому что кот там сидит. Какой кот? Рыжий, смелый, соседский.... А что делает кот на столбе? Он устал. Раз собака пот утирает, то и кот тоже пот утирает. С слову «утирает» подберем синоним - стирает, вытирает. 1то получилось?

Стоит собака у столба.

Утирает пот со лба,

А на столбе - соседский кот

Себе со лба стирает пот. ттоги:

Поднимите руки, кому урок понравился? Что особенно вам понравилось? Домашнее задание: дочинить считалку. -2-3-4

Солнце светит в целом мире.

( • )

Например, стихи детей: 1-2-3-4

Солнце светит в целом мире. Выпал снег густой, пушистый, Засверкало все кругом. Все на улицу - бегом! 1-2-3-4

Солнце светит в целом мире. Хорошо! Красота! Нам давно гулять пора! 1-2-3-4

Солнце светит в целом мире. Скоро лето придет, Нам каникулы принесет. 1-2-3-4

Солнце светит в целом мире. Вот теперь не скучай-Прыгай, бегай, загорай! Маме с папой помогай!



12

13

Программа курса СИБИРЬ - СТРАНА С БОЛЬШИМИ ГОРИЗОНТАМИ

М. Горький 3 класс (0,5 часа в неделю/17часов)

1ели:

. Формирование навыков осознанного чтения, умение видеть эстетиче-

кие и художественные ценности, формирование первоначальных пред-

тавлений о литературном произведении, его жанрах.

. Умение оценить пейзаж, характер героя, окружающий мир.

. Формирование первоначальных умений и навыков написания сочи-

ений.

Содержание

В краю кедровом (2 ч.) . Сказания, легенды о сибирском крае (5 ч.) . Красота родного края. Природа, ландшафт, дом.(2 ч.) . Сибирскими тропами. (4ч.)

Героические личности в Сибири. (2ч.)

Моя малая Родина. (2ч.)

Всего: 17 часов Поурочное планирование

1. Открытие Сибири.

ибирские Афины (Возникновение города Томска), казка кетов «Глухарь, утка, гусь». ергей Заплавный «На трех холмах».

  1. Продолжение. Возникновение г. Колпашево. елькупская сказка «Семь островов на Енисее».

  2. Сказания и легенды о сибирском крае, елькупы о богатырях.

  1. Эвенки и чукчи. Жизнь и быт.

. Воскобойников «Чукотская одежда».

  1. Татары. Жизнь и быт. . Виноградова «О татарах».

  1. Селькупская сказка.




  1. Красота родного края. Природа, ландшафт, дом. Иоганзен «Природа Томской области».

  2. Продолжение.

. Деменко «Рукомесло неистребимо».

9. Сибирскими тропами,
гтр Иванович Мокушин.

14

10. Т. Каленова «Под сенью университетской рощи» (о П.Н.Крылове).

П. О. Котиков «Когда природа устала» (О реке Томь).

  1. Томские писатели. Любовь Асеева.

  2. Продолжение. В. Астафьев «Стрижонок Скрип».

  3. Героические личности Сибири (Марья Октябрьская, Иван Черных).

  4. Продолжение. Летчик-космонавт Рукавишников.

  5. Моя малая Родина. Бакчар. Образование села.

  6. Посещение музея.

15


Урок в 3 классе Тема: ОТКРЫТИЕ СИБИРИ. СИБИРСКИЕ АФИНЫ. ВОЛШЕБНЫЙ МИР СЕЛЬКУПСКОЙ СКАЗКИ

На трех холмах, на четырех ветрах,

В краю таежном посреди России

Стоит мой город над Рекою синей,

Стоит и отражается в веках.

С. Заплавный

1ели:

  1. Познакомить обучающихся с жизнью и бытом народа Сибири -селькупов, с их обрядами, фольклором, сказками и легендами.

  2. Учить пересказу сказок, инсценировке малых произведений.

3. Познакомить с историей возникновения города Томска.
ianumHOCTb и оборудование:

Сниги о Сибири.

Сартины с сибирской природой.

v4acKH зайца, волка, медведя.

>убен.

Сартина Томского острога.

Сарта России.

Вступительное слово.

Народ Сибири - народ-творец. Им созданы мудрые загадки, весе-1ые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героиче-жие, волшебные, бытовые и пресмешные сказки. В Сибири живут мно-'ие народности - татары, чукчи, якуты, эвенки, хакасы, ненцы, эушты, )уряты, нганасаны, селькупы и др. Сибирь - их дом.

Ты уже знаешь, что наш край велик, в нем есть горы и реки, рав-шны и глубокие озера. Край такой большой, что в разных его частях жладываются разные условия для жизни. Где-то холодно и снежно, где-:о сравнительно тепло.

Народы, которые жили в этих краях, старались приспособить свой 5ыт к особенностям климата. Они научились хорошо рыбачить, охотить-;я, пасти стада оленей, заниматься народными промыслами, научились кить и работать, не разрушая законов природы. Природу, землю-^атушку воспевали в легендах и сказках, приобрели интересные традиции и богатый фольклор. На земле Томской области из покон веку жили ;елькупы /остяки/ и эушты /томские татары/. Сказки селькупов - гимн срасоте, человеку и природе. Селькупы поклонялись земле-матушке и юспевали ее в легендах и сказаниях. • А что вы, ребята, знаете об этом народе?

16

Ученик 1

Живут селькупы в северных районах Красноярского края, Тюменской и Томской областях, Ямало-Ненецком округе. В просторечии более известны как остяки. Жили и живут по берегам рек - Кети, Тыма, Пара-бели, Таза, Томи и Оби. Ближайшие родственники их - это ненцы, нганасаны, маторы, тайгинцы. Основными видами хозяйства селькупов были рыболовство и охота. Поэтому поселки были немноголюдными и располагались около водоемов. Сказки, мифы, предания, песни, загадки наполнены мудростью народа, передают удаль и силу героев-охотников.

Учитель - Ребята, отгадайте сейчас загадки, которые придумали селькупы.

  1. Ни ног, ни рук, а горы разрушает. \ Ветер\

  2. Красная девушка по небу ходит. \Солнце\

  3. Без головы, а в шапке, с одной ногой, а без унтов. \Гриб\




  1. Зимой бедный, а летом богатый. \Лес\

  2. Не костер, а греет. \Солнце\

  3. Что возвратить нельзя. \Время\ Селькупы сочиняли пословицы. Послушайте их.




  1. Обижать своих соседей - что дразнить медведя.

  2. Слово, что лжет, далеко не уйдет.

  3. Стрелу и для того можно пустить, чтобы не убить, а предупредить.

  4. Гагара на воде кричит - дождя накликает.

  5. Солнце вечером краснеет - день настанет ветреный.

  6. Не убивай орла, а то все птицы на тебя рассердятся.




  1. Много грибов - много белок будет.

  2. Уходи на охоту рано - и всегда будешь с удачей.

  3. Не будь жадным - и не останешься одиноким.

  4. Не вылавливай из озера всю рыбу - оставь потомкам. П.Не ругай землю, если споткнешься, не земля виновата. 12.Не дразни старого человека, а то вырастешь глупым.

Установлено, что предки этого народа \селькупы\ были пришельцами. Они выходят из Приаралья и из Саяно-Алтайского нагорья. /Показать на карте/

Ученик 2

Селькупы \а так же ханты и манси\ обожествляли птиц, особенно лебедей, гусей, уток, гагар. Эти птицы считались близкими к небу, солнцу. Считалось, что душа человека - это птичка. С этим связан обряд захоронения на деревьях. Когда умирал человек, ему в жертву приносили утку и коня. Затем родственники умершего вырезали из дерева изобра-

17

жения уток, которых выносили из жилища впереди покойника. Умершего оборачивали в бересту и кожу, относили в лес и привязывали к дереву, рядом втыкали колья с фигурами уток.

Селькупы сочиняли заклички, скороговорки, связанные с птицами.

  1. В печурке - три чурки, три гуся, три утки.

  2. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Ха-ха-ха-ха-ха.

  3. Дождик, роси, роси! Девушка расти, расти.

  4. Радуга-дуга! Перебей дождя!

г них много игр, связанных с солнцем, охотой, игра. ;Солнце» (Хейро)

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу при-тавными шагами, руками делают взмахи вперед-назад на каждый шаг -оворят «хейро». Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга, тгроки разбегаются, когда солнце встает, руки в стороны.

Правила: все игроки должны увертываться от солнца. На сигнал: (Раз, два, три - в круг беги!» Кого ведущий не задел, возвращаются в :руг. I игра. (Белый шаман»

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий - это белый шаман - добрый человек. Он становится га колени и бьет в бубен, затем подходит к игроку и отдает ему бубен. Толучивший бубен должен повторить ритм.

Правила: если неправильно повторит - выходит из игры.

Учитель:

«Сказка излучает свет жизни и озаряет детство», - гласит селькуп-жая пословица.

Сейчас послушаем сказки, которые сочинили народы, проживающие в Томской области. /Рассказывают дети/

  1. Сказка «Пояс Нуми - Торума» (манси)

  2. Сказка «Снег и заяц» (буряты)

  3. Сказка «Как утка землю добывала» (нганасаны)

  4. Сказка «Почему львы не живут в Сибири» (селькупы)

Учитель:

А сейчас мы попробуем инсценировать сказку. Она называется «Как собака хозяина себе нашла» (селькупы)

18

Подведение итогов Викторина.

  • как называют по-другому селькупов? (остяки)

  • кто такие эушты? (томские татары)

  • кто обратился к царю Борису Годунову с просьбой о помощи? (князец племени эуштов Тоян)

  • что такое ЯСАК? (оброк пушниной)

  • как звали остяцкого князя? (Онжи Алачев)

  • что означает слово «ТООМ»? (Томь)

  • кто жил в поселениях, которые создавались в Томской области? (ханты, эвенки, селькупы и т.д.)

  • чем они занимались? Домашнее задание

Прочитать рассказы Сергея Заплавного «На трех холмах», «Крылатый конь» (книга «Тобольск и вся Сибирь»)

Информация для обучающихся:

ОТКРЫТИЕ СИБИРИ. СИБИРСКИЕ АФИНЫ Трудно было жить племенам эуштов (томские татары) и селькупам (остяки) в суровых условиях Сибири, их еще донимали кочевники Алты-сарского княжества своими набегами, они разоряли их жилье, убивали мужчин, уводили в неволю женщин и детей, грабили (т.е. забирали пушнину, мясо, рыбу, оставляя народ на голод и смерть). И тогда, в 1604 году, зимой, с берегов Темной реки прибыл в Москву к царю Борису Годунову князец племени эушта Тоян, преподнес «поклонных соболей, да горностаев, да бобров добрых», попросил защитить его мирный народ, охотников и рыбаков, от набежчиков ближних и дальних. Милостиво принял Годунов сибиряка, распорядился составить грамоту. В ней писано: «...Великий государь их пожаловал, велели у них в их земле в Томи поставити город и велели их от недругов оберегати, чтоб им ни от кого насильства и обиды не было, и ясака (налог) с них до своего государева указу имати не велели, а велели их беречи и льготить им во всем!» Как только сошел на Оби лед, 200 казаков из сибирских крепостей (Тобольск, Сургут, Березов) под началом Гаврилы Писемского и Василия Тыркова отправились в земли Тояна. Вместе с эуштинцами и походни-ками остяцкого князя Онжи Алачева всего за несколько месяцев возвели стену из заостренных кверху бревен - острог. И деревянную изгородь из 53 двухэтажных срубов - городен, меж которыми построили съезжую избу, воеводские хоромы, сторожевые башни. И назвали Томский острог. Название Томск получил от имени реки, на которой он стоит. В пе-

19

реводе с кетского ТООМ (сейчас Томь) - означает «река». Это и понятие, и название одновременно. Надо полагать, что кеты, один из древнейших народов в Сибири, вкладывали в название особый смысл: главная река, большая река, центр жизни....

Есть и другой перевод слова. «ТООМ» - темный. За ним угадыва-зтся интересное наблюдение: Темный - значит чистый, ключевой, горный. Прозрачная, но глубокая вода всегда кажется темной. Если добавить к этому, что Томь впадает в замутненное песками и глинами широ-кое течение Оби (от слова «Обва» - снежная вода), то это значение не эудет случайным.

Медленно пробуждалась жизнь в Нарымском крае. В болотах кизнь невозможна! Люди селились по берегам рек, создавали поселения, кили в этих поселениях ханты, эвенки, селькупы, эушты, русские пере-;еленцы, беглые старообрядцы и ссыльные. Охота, рыболовство, сбор седровых шишек, ягод, смолокурение, народные промыслы, земледелие, т>рговля, извоз - вот чем они занимались.

ИЗВОЗ Извозу люди отдавали много сил, это стало основной их работой в "омской области. В 1804 году, когда была образована Томская губерния, 1 которую вошли немалая часть Западной и Центральной Сибири, Ал-ай, Кузнецкие земли и земли северных казахов. Губерния стала огром-юй перевалочной базой для грузов, идущих из Москвы в Кяхту. Окреп-и торговые связи, резко возрос ямской извоз. Отличительным знаком орода стал конь. Он появился на гербе Сибири.

Слово Томск - не только имя, но и символ города. Оно имеет ука-ательное значение - город на Томи, город незамутненных духовных на-ал, а короче - Чистоводск.

СЕРГЕЙ ЗАГЛАВНЫЙ Сергей Алексеевич Заплавный родился 12 мая 1942 года в семье реподавателей. Детство и юность прошли в Казахстане. В 1959 г. он гал студентом историко-филологического факультета Томского ГУ. туденческие годы работал грузчиком, преподавал русский язык и лите-атуру в селе Гореловка Чаинского района, потом работал в газете Красное знамя». Он писал не только рассказы, но и песни, и стихи. На-эажден медалью «За доблестный труд». С участием Т. Каленовой он аписал пьесу «Осторожно, студенты!». Спектакль по этой пьесе был показан в ноябре 1974 года в Томске

20

Урок в 3 классе Тема: КРАСОТА РОДНОГО КРАЯ. ДЕРЕВЯННАЯ РУСЬ

Вот моя деревня, вот мой дом родной.

И.Суриков Цели:

  • ознакомить детей с жизнью наших предков-славян, их жилищем, замечательными памятниками деревянного зодчества,

  • способствовать развитию воображения и художественного вкуса,

  • научить уважать и любить культуру родного народа, который создал уникальные памятники архитектуры,

  • сформировать у детей представление об основных принципах строительства сооружений из дерева - крестьянская изба, сарай, баня и колодец.

Оборудование: лист ватмана, бумага альбомная, ножницы, клей, акварель, фломастеры, цветная бумага.

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент.

  2. Эпиграф к уроку: «Вот моя деревня, вот мой дом родной» - откуда взяты эти строки? (Суриков Пеан Захарович «Детство») Ученик читает стихотворение.

  3. Беседа

- Как называется наше село?

Кто может рассказать о географическом расположении села?

Посмотрите в окно. Какие дома вы увидели?

Но такими они были не всегда. Вид дома определяется его местонахождением, климатом, условиями жизни. В странах, где частые наводнения, дома строят на сваях, кочевники-скотоводы имеют переносные дома-юрты, в джунглях племена сооружают жилища на деревьях на высоте 5м от земли. Дома строят изо льда, бамбука, соломы, шкур животных, камней, кирпичей и т д.

Примерно 1200 лет назад на месте современных русских городов расстилались леса. Славяне были язычниками (верили во многих богов) и, живя в лесах, думали о деревьях, обожествляли их, поклонялись им, складывали о них сказки, загадки, песни, поговорки, пословицы. Познакомимся с некоторыми из них:

  1. Дерево смотри в плодах, а человека - в делах.

  2. Каков дуб, таков и клин.

  3. Куда дерево клонится, туда и повалится.

  4. Лес рубят - щепки летят.

  5. С одного удара дуба не свалишь.

21

4. Сообщения обучающихся: ученик:

Самым главным, самым почитаемым деревом у язычников был югучий дуб. Его берегли, к нему обращались с разными проблемами, од ним судили преступников, венчали жениха и невесту. Березу счита-и великой заступницей, а осина помогала расправиться с колдунами и едьмами, найти пропавший скот. Существует старинное предание, в отором говорится, что мир начался с дерева. Его ствол - ось вселенной, орни ушли в землю-матушку, крона рассыпалась звездами. гчителъ:

Славяне вырезали деревянные изображения богов, плотники воз-одили в их честь святилища, которые стали прообразом изб. Украшали х изображением людей, птиц, животных, растений. ученик:

Самым распространенным материалом на Руси было дерево, а ервыми жилищами - полуземлянки. Земляные стены обшивали бревна-ш или досками, а над ними поднимали деревянную кровлю.

В 988 году на Руси было принято христианство. Крестьяне пахали емлю, сеяли хлеб, убирали его летом и осенью, мололи зерно, собирали ; лесу ягоды, грибы, орехи. 1 ученик:

Крестьяне жили в избах двух видов: черной и белой. В черной - не )ыло трубы, окна задвигались задвижкой. В белой - печь была с трубой, жна с рамами, затянутые слюдой. Окна 3 видов: красное, воловое, слуховое. Стекло в рамы стали вставлять в 18 веке, появились двери. Избу крашали резьбой. На лавках днем сидели, а ночью спали. В печи готовили еду, на ней спали старики и дети. Вечером избу освещала лучина [ли свеча. 'ученик:

На крестьянском дворе, кроме избы, находились хлев для скота, араи для сена, дров и припасов, погреба, баня (мыльня), колодец. Во (воре под навесом стояли телега и сани, лежали колеса, сохи, колья и керди. Двор огораживал плетень. Славяне свои избы ставили на возвы-иенности возле реки. )" ученик:

Для строительства жилья подходит сосна, она не боится дождей и :нега, поэтому из сосновых бревен кладут стены. Еловые доски идут на вготовление крыш. Самым дорогим материалом является дуб. Из него юз водили княжеские палаты, сторожевые башни, ворота.

Сначала из бревен выкладывали венец, на него клали остальные

бревна - сруб. Щели в стенах затыкали мхом. Оконные проемы закрывали пузырем, слюдой или вставляли стекла.

5. Изготовление панно «Крестьянский двор»

  1. ЭТАП: Рассматриваем репродукции картин художников с изображением деревянных домов, фотоальбомы и т.д.

  2. ЭТАП: Из цветной бумаги делаем бревнышки - скатываем трубочки.

  3. ЭТАП: На силуэтах избы, сарая, бани и колодца - выкладываем бревнышки, обрезаем лишнее.

  4. ЭТАП: Намечаем окна и двери. Для белой избы - окна большие, для черной - в два венца, для бани и сарая - в один венец.

  5. ЭТАП: Из цветной бумаги делаем оконные рамы, наличники, ставни. Узоры рисуем.

  6. ЭТАП: Вырезаем и приклеиваем всё на общий пейзаж крестьянского двора, изображенного на ватмане.

  7. ЭТАП: «Оживить» панно могут: изгородь (из спичек), нарисованная телега, девица-красавица с коромыслом, ведро у колодца и т.д.

6. Итог урока

Посмотрите на наше панно «Крестьянский двор» - очень красиво получилось, потому что все трудились хорошо. Когда я смотрю на нашу работу, я думаю о нашем родном селе, ведь это наша малая Родина, которую мы очень любим.

Мне хочется закончить урок стихами детей, которые учились в нашей школе:

Мое село, как ты красиво, Если тебя не засорять. Вокруг леса, луга и нивы, И места лучше не сыскать.

Люблю тебя село Бакчар. Мечту твою хочу исполнить: Сберечь зеленые леса И красоту твою заполнить.

Беляева Катя («Бакчар») Мы старое позабыли, Мы новое наживаем. Желаю, желаю, желаю, Чтоб люди хорошие были. И чтоб никогда не забыли Любимый Иакчар -Уголочек России.

Колесникова Софья



22

23
СОДЕРЖАНИЕ

Программа курса «Литературное наследие Сибири» (2 класс) 3

«Все равно тебе водить...» (Малые фольклорные жанры. Считалка) g

(урок во 2 классе)

Программа курса «Сибирь-страна с большими горизонтами» (3 класс) 14

«Открытие Сибири. Сибирские Афины. Волшебный мир селькупской сказки»
(урок вЗ классе) 1"

«Красота родного края. Деревянная Русь» (урок в 3 классе) 21

Кириенко Надежда Владимировна

Сказание о земле Сибирской

(из опыта работы

по программе «Литературное наследие Сибири»)

Методическое пособие

ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Текст представлен в авторском варианте

Оригинал-макет подготовлен

редакционно-издательским отделом ТОИПКРО:

Сазанова Т.А., Гончарик Т.М.

Верстка: Гончарик Т.М.

Отпечатано на полиграфическом оборудовании ТОИПКРО

634034, г. Томск, ул. Пирогова, 10

тел. (3822) 42-06-95, 55-79-89

e-mail: nio@edu.tomsk.ru


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса литературное наследие сибири 2 класс Пояснительная записка Программа курса создана на основе следующих источников: учебника И. Е. Максимовой «Сибиреведение для начальной школы «Сибирь -твой дом» iconПрограмма элективного курса 10 класс Часовская С. М. учитель мхк...
Элективный курс «Культурное наследие нашего края» для учащихся старшей школы рассчитан на 34 часа
Программа курса литературное наследие сибири 2 класс Пояснительная записка Программа курса создана на основе следующих источников: учебника И. Е. Максимовой «Сибиреведение для начальной школы «Сибирь -твой дом» iconРабочая программа по истории Древнего мира 5 класс Пояснительная записка
Рабочая программа курса истории древнего мира для 5-х классов создана на основе следующих документов
Программа курса литературное наследие сибири 2 класс Пояснительная записка Программа курса создана на основе следующих источников: учебника И. Е. Максимовой «Сибиреведение для начальной школы «Сибирь -твой дом» iconРабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс создана...
Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л. Ф., – М.: «Просвещение», 2013
Программа курса литературное наследие сибири 2 класс Пояснительная записка Программа курса создана на основе следующих источников: учебника И. Е. Максимовой «Сибиреведение для начальной школы «Сибирь -твой дом» iconРабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс создана...
Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л. Ф., – М.: «Просвещение», 2013
Программа курса литературное наследие сибири 2 класс Пояснительная записка Программа курса создана на основе следующих источников: учебника И. Е. Максимовой «Сибиреведение для начальной школы «Сибирь -твой дом» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» создана для учащихся 1 а класса общеобразовательной массовой школы...
Программа курса литературное наследие сибири 2 класс Пояснительная записка Программа курса создана на основе следующих источников: учебника И. Е. Максимовой «Сибиреведение для начальной школы «Сибирь -твой дом» iconРабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» создана для учащихся 2а класса общеобразовательной школы мкоу...
Программа курса литературное наследие сибири 2 класс Пояснительная записка Программа курса создана на основе следующих источников: учебника И. Е. Максимовой «Сибиреведение для начальной школы «Сибирь -твой дом» iconПояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение...
Рабочая программа курса экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы составлена на основе программы...
Программа курса литературное наследие сибири 2 класс Пояснительная записка Программа курса создана на основе следующих источников: учебника И. Е. Максимовой «Сибиреведение для начальной школы «Сибирь -твой дом» iconПояснительная записка. 1 Требования к студентам
Преподавание курса рассчитано на студентов-психологов. Программа курса опирается на знания, полученные студентами в рамках следующих...
Программа курса литературное наследие сибири 2 класс Пояснительная записка Программа курса создана на основе следующих источников: учебника И. Е. Максимовой «Сибиреведение для начальной школы «Сибирь -твой дом» iconПояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 10 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы...
Программа курса литературное наследие сибири 2 класс Пояснительная записка Программа курса создана на основе следующих источников: учебника И. Е. Максимовой «Сибиреведение для начальной школы «Сибирь -твой дом» iconПояснительная записка к тематическому планированию по Литературному чтению
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой (М.:...
Программа курса литературное наследие сибири 2 класс Пояснительная записка Программа курса создана на основе следующих источников: учебника И. Е. Максимовой «Сибиреведение для начальной школы «Сибирь -твой дом» iconСодержание рабочей программы пояснительная записка 2 Содержание учебного...
Умк семакина И. Г. (Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: Бином лаборатория Базовых...
Программа курса литературное наследие сибири 2 класс Пояснительная записка Программа курса создана на основе следующих источников: учебника И. Е. Максимовой «Сибиреведение для начальной школы «Сибирь -твой дом» iconПрограмма по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса
Пояснительная записка к рабочей программе курса «основы религиозных культур и светской этики», 4 класс составлена на основе следующих...
Программа курса литературное наследие сибири 2 класс Пояснительная записка Программа курса создана на основе следующих источников: учебника И. Е. Максимовой «Сибиреведение для начальной школы «Сибирь -твой дом» iconРабочая программа учебного курса по литературному чтению для 3 класса...
«Литературное чтение» для начальной школы (Составители: Э. Э. Кац, 2009г), требований к уровню подготовки обучающегося 3-го классав...
Программа курса литературное наследие сибири 2 класс Пояснительная записка Программа курса создана на основе следующих источников: учебника И. Е. Максимовой «Сибиреведение для начальной школы «Сибирь -твой дом» iconТематическое планирование 3 класс Программа курса «Информатики» для 2-4 класс
Программа курса «Информатики» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова,...
Программа курса литературное наследие сибири 2 класс Пояснительная записка Программа курса создана на основе следующих источников: учебника И. Е. Максимовой «Сибиреведение для начальной школы «Сибирь -твой дом» iconПояснительная записка предлагаемая программа «Природоведение»
«Природоведение» предназначена для изучения в 5 классе основной общеобразовательной школы и является продолжением курса «Окружающий...
Программа курса литературное наследие сибири 2 класс Пояснительная записка Программа курса создана на основе следующих источников: учебника И. Е. Максимовой «Сибиреведение для начальной школы «Сибирь -твой дом» iconПрограмма по информатике и информационным технологиям составлена...
Программы курса информатики для 3-4 классов начальной общеобразовательной школы (Авторы: Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск