7-8 класс
Iвариант
(Время выполнения 90 минут) Задание 1. Перепишите предложения, выбрав из скобок нужную словоформу. Объясните правописание выделенных слов. В каком значении употреблены слова в предложениях?
(1) У дверей спутники сыграли (туш/ тушь) Ивану Ивановичу.
(2) На другой день нам привезли уже не коров, а сорок (туш/ тушь).
(3) Во время исполнения у Анны вдруг потекла (туш/ тушь) с ресниц от выступивших слёз. Задание 2. Анализируя такие слова, как суглинок, сукровица, сумерки, сумрак, сумятица, супруг, сустав, сутолока, известный филолог-русист Зиновий Аронович Потиха писал о том, что "мы лишь после некоторых раздумий выделим в них приставку су-. По количеству примеров можно судить, что приставка су- когда-то была продуктивной, но постепенно она стала "мёртвой". В некоторых словах она лишь с трудом может быть выделена".
Подтвердите мысль З.А. Потихи о былой продуктивности приставки, приведя как можно больше слов, в структуре которых раньше выделялась данная морфема. Объясните, какое значение имела эта морфема и какая приставка заменила её в современном русском языке? Задание 3. Как известно, пословицы и поговорки обладают яркой национальной спецификой, помогают заглянуть в "душу" народа. Вместе с тем паремии имеют и некие универсальные признаки, позволяющие выявить общее в разных языках. Докажите этот тезис, подобрав наиболее подходящие по значению русские соответствия к английским пословицам и поговоркам:
а) лучше ногой запнуться, чем языком;
б) мёд сладок, да пчёлка ужалить может;
в) сначала поймай медведя, а потом уже продавай его шкуру;
г) одна хорошая услуга заслуживает другой;
д) двум собакам одной кости не поделить;
е) словно кошка на горячих кирпичах. Задание 4. Расставьте ударения в следующих словах: понятый, начатый, средства, привезена, создан, добела, аристократия, по двое, ржаветь, премировать. Задание 5.
Во времена царя Алексея Михайловича существовал такой порядок: просьбы, жалобы и челобитные, обращённые к царю опускали в специальный ящик, прибитый к столбу возле дворца в селе Коломенском под Москвой. В то время все документы писали на бумаге, сворачиваемой в длинные свитки. Просители, опустившие в ящик свое прошение, вынуждены были долго ждать ответа, часто безрезультатно. Какой фразеологизм возник из этого факта? Что он обозначает? Составьте с ним предложение. Задание 6.
Выполните синтаксический разбор предложения, состоящего из незнакомых вам слов. Этих слов не существует, однако приставки, суффиксы, окончания и правила соединения слов в предложении такие же, как в русском языке.
Крострый кдрык цвеко прознашкивает музлую бюнку. Задание 7.
Попробуйте восстановить стихотворный текст, сложив слова в нужном порядке.
Мохнатый, глубокою, сосняка, далёкую, плывут, поёт, баюкает, зима, аукает, с, облака, в, лес, стозвоном, страну, кругом, седые, тоской. (С. Есенин) Задание 8. Определите значение выделенных слов в приведенных предложениях. Дайте их современное толкование.
- Борис Голицын резал каравай и сыр и вместе с ширинками раздавал по чину сидящим. (А.Н. Толстой «Петр Первый»);
-Посмотрите, прошла ли третья дивизия через деревню. И спросите, поставлены ли застрельщики. (Л.Н. Толстой «Война и мир»);
- И сукно такое важное, аглицкое: рублёв полтораста ему один фрак станет (Н.В. Гоголь «Ревизор»). Задание 9. Определите значение и происхождение словнебось, невмоготу, неужели. Задание 10. Исключите пункт, который является лишним в приведенном ниже перечне с точки зрения генеалогической классификации языков. Мотивируйте свой ответ. Что общего между языками, представленными в пунктах 4 и 7?
Русский
Словенский
Чешский
Полабский
Польский
Эстонский
Старославянский
7-8 класс
II вариант
(Время выполнения 90 минут) Задание 1. Сравните два приведённых ниже контекста:
(1) Вся овощь огородная
Поспела; дети носятся
Кто с репой, кто с морковкою,
Подсолнечник лущат,
А бабы свеклу дергают,
Такая свекла добрая! (Н.А. Некрасов, поэма "Кому на Руси жить хорошо").
(2) Мне показалось, что бабушка отдала мне этот овощь специально, в насмешку, иначе она бы сказала, что он жгучий.
В каком из контекстов допущена орфографическая ошибка в выделенном слове? Перепишите текст правильно, объясните морфологические характеристики, написание и значение выделенных слов в первом и втором контекстах. Подумайте, чем оправдано нетипичное орфографическое написание одного из выделенных слов? При каких условиях такое написание возможно? Задание 2. По мнению известного филолога-русиста Николая Максимовича Шанского, «важность всестороннего анализа нерегулярных аффиксов и моделей для познания словообразовательной системы современного русского языка в целом объясняется тем, что без этого невозможно точное и верное описание регулярных моделей». Действительно, нерегулярные морфемы занимают особое, более чем скромное место в словообразовательной системе. Например, приставкатре- "живёт" сейчас только в трёх словах русского языка – двух существительных и одном прилагательном. Напишите эти слова, указав их лексическое значение. Определите, какое значение имеет приставка тре- в языке. Каким регулярным приставкам она синонимична? Задание 3. Большинство пословиц и поговорок прочно "привязаны" к национальной основе. Но есть пословицыипоговорки, имеющие общее для многих народов содержание. Докажите этот тезис, подобрав наиболее подходящие по значению русские соответствия к казахским пословицам и поговоркам:
А) когда собаки залают хвостами;
б) дубину, которую не поднимешь, за пояс не затыкай;
в) в одном казане две бараньи головы не поместятся;
г) для пешего всякая дорога длинная;
д) доброе соседство прочнее родственных уз;
е) гость приходит – счастье в дом с собой приводит. Задание 4. Расставьте ударения в следующих словах:диспансер, километр, чистильщик, августовский, включат, торты, газопровод, каталог, мельком, досуг. Задание 5.
Появление какого фразеологизма связано с названием площади в Москве, на которой находилась колокольня Ивана Великого. На этой площади глашатаи объявляли указы, распоряжения и прочие документы, касающиеся жителей Москвы и России в целом. Чтобы было всем хорошо слышно, глашатаю приходилось кричать очень громко. Задание 6.
Выполните синтаксический разбор предложения, состоящего из незнакомых вам слов. Этих слов не существует, однако приставки, суффиксы, окончания и правила соединения слов в предложении такие же, как в русском языке.
Ласымая кювичка тально длевает саритекого ишамла. Задание 7.Попробуйте восстановить стихотворный текст, сложив слова в нужном порядке.
В, к, милей, прощебечь, солнце, и, скорей, зеленеет, с, с, с, блестит, сени, нам, нам, нею, травка, дороги, летит, солнышко, привет, ласточка, весна, весною, краше. (А. Плещеев) Задание 8.Определите значение выделенных слов в приведенных предложениях. Дайте их современное толкование.
- Лошади тянули в упор ступою и пофыркивали. (В.И. Даль «Послух»).
- Мы проехали половину степи, которую нам надобно было перебить поперек. (С. Аксаков «детские годы Багрова-внука»).
- «Прощай, братец! – тихо сказал он, снимая со стопки бобровую свою шапку. (А. Марлинский «Роман и Ольга»). Задание 9. Определите значение и происхождение слов насобачиться, здесь, внутрь. Задание 10. Исключите пункт, который является лишним в приведенном ниже перечне с точки зрения генеалогической классификации языков. Мотивируйте свой ответ. Что общего между языками в пунктах 1 и 5?
Полабский
Чешский
Эстонский
Русский
Старославянский
Словенский
Польский
|