Скачать 168.05 Kb.
|
Урок- путешествие 2 класс Тема: Правописание безударных гласных в корне слова. Цель: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемого слов, развитие умения подбирать проверочные слова. Задачи: Образовательная: учить видеть орфограмму, развивать умения проверять слова с безударными гласными в корне слова. Развивающая:
Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, чувство сопереживания, взаимопомощи, аккуратность. Тип: урок-закрепление. Вид: сюжетно-ролевая игра. Технологии: элементы игровой технологии, элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения. Оборудование: компьютер, видеозапись фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков», аудиозапись группы «Спейс», карта маршрута, словари: синонимов, толковый, этимологический, орфографический, тест, карточки с дифференцированным заданием, памятка, звездочки. Знать: правило написание слов с безударной гласной проверяемой ударением и непроверяемой ударением. Уметь: графически выделять орфограмму «Безударные гласные в корне слова»; объяснять правописание слов с безударной гласной. Принципы: I этап:
II этап:
III этап:
Формы обучения:
Методы:
Приемы обучения:
Модель урока: Карта маршрута: Как я помню предыдущий материал Отлично - красный Сомневаюсь – зеленый Не получается - синий Ход урока:
Долгожданный дан звонок Начинается урок. А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Ручки, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Ребята вам тепло? (да) В классе светло? (да) Уже прозвенел звонок? (да) Только начался урок? (да) Хотите вы учиться? (да) Значит можно все садиться!
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Видеофрагмент из сказки «В стране невыученных уроков». «На мое счастье в зал вбежала огромная собака. Кузя, конечно, зашипел и вскочил мне на плечо. Но собака не собиралась на него кидаться. Она весело махала хвостиком и ласкалась. Я нагнулся и погладил ее по рыжей спинке. - Ах, ты любишь собак! Очень хорошо! – ехидно сказала Запятая и хлопнула в ладоши. Тут же передо мной опять повисла в воздухе черная доска. На ней было написано мелом: «С…бака». Я быстро сообразил, в чем дело. Взял мел и вписал букву «а». Получилось «Сабака».Запятая расхохоталась. Глагол нахмурил седые брови. Восклицательный заахал и заохал. Собака оскалилась и зарычала на меня. Я испугался ее злой морды и побежал. Она погналась за мной. Остановка кадра. - Как вы думаете, почему собака побежала за Витей? - Давайте посмотрим, что было дальше. Я догадался, что неправильно вставил букву. Вернулся к доске, стер «а» и написал «о». Собака тут же перестала рычать, лизнула мне руку и выбежала из зала. Теперь я никогда не забуду, что собака пишется через «о». - Может быть, только эта собака пишется через «о», - спросил Кузя, - а все другие через «а»?» - Кто из литературных героев попал в страну невыученных уроков? - Почему? - Какое правило не знал Витя? - Назовите тему урока. Написание безударной гласной в корне слова. - Какие цели поставите перед собой? - Чему будете учиться? В течение урока мы будем отвечать на вопросы: что? где? как? чем? Надо проверять? - Сегодня у нас урок необычный. Мы отправляемся с вами в путешествие. А в какое, вы подскажите мне сами. - 12 апреля. Чем знаменательна эта дата? - Да, действительно,12 апреля 1961 года впервые именно советский человек полетел в космос. - Кто был первым космонавтом? - Ребята, если мы завели разговор о космосе, то может, вы догадались, в какое путешествие мы отправимся? - Я предлагаю вам отправиться в путешествие на космическом корабле. Мы с вами побываем на необыкновенных планетах, расположенных в галактике. Нам необходимо будет справиться со всеми препятствиями, которые встретятся на нашем пути, и вернуться назад на нашу планету. Вот карта нашего пути, Планеты на ней легко найти. Но, чтоб пройти все испытанья, Необходимы ваши знанья. Итак, мы отправляемся В загадочный полет. Успех вам и удачу Пускай вам принесет. 3. Физминутка. А сейчас мы с вами, дети Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз, 1, 2, 3, 4. Вот летит ракета ввысь! Скорость света набирая, По вселенной мы летим, На далекую планету Поскорей попасть хотим. Сели в кресло, дали газ И ракета понеслась! 4. Минутка чистописания. Мы приближаемся к планете «Безударные гласные». Открываем бортовые журналы. Бортовой журнал нужен для записи событий, наблюдений, решений, операций. Наше путешествие начинается, и мы с вами начинаем вести записи. Вспомните правила посадки при письме. Я тетрадочку открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою – Ручку правильно держу. Сяду прямо не согнусь, За работу я примусь! Запишите в свои борт журналы число и вид работы. Записи должны быть аккуратными, без ошибок. Как у наших у ворот Чудо-дерево растет. Чудо, чудо, чудо, чудо Расчудесное. Вот жители этой планеты. А О И Е Я (На дереве) - Запишите их в свою тетрадь. - К какой группе относятся буквы, которые вы прописали? (гласные буквы) - Что вы знаете о гласных звуках? (они образуют слог, могут быть ударными и безударными) - Почему именно эти гласные живут на этой планете? (эти гласные нужно проверять) - Как называется эта планета? (Планета безударных гласных) - В какой части слова мы изучаем правописание безударной гласной? (в корне) - Когда их надо проверять? (в безударном слоге) - Почему? (слышатся неясно) - Как их надо проверять? Гласные буквы – лукавый народ. В слабой позиции кто их поймет? Сделай ударной букву такую, Себе ты окажешь услугу большую. Если в корне гласный звук Вызвал вдруг сомнение, Ты его немедленно Ставь под ударение. Безударный хитрый гласный: Слышим мы его прекрасно, А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья. 5. Словарная работа. Отправляемся к планете «Словарей». На этой планете живут, посмотри, Необычные словари. В каждом слов не сосчитаешь, Хоть три дня его листаешь. Толще книг других они На какой ты не взгляни. Каждый нужен, каждый важен, И про все сейчас расскажут. Словари предлагают выполнить следующее задание. - Нужно найти спрятанные слова. Для этого нужно «взять» из каждого слова указанный слог, а затем соединить слоги. 1-й слог – ранетка 1-й слог – костер 2-й слог – океан 2-й слог – самосвал 3-й слог - монета Р…кета Косм…с - Как вы думаете, какие буквы надо вставить? - А как это проверить? (по словарю) Если выйдет затрудненье И не разрешить сомненье, И тогда не унываю, И словарь я открываю. - Давайте спросим у словарей, что это за слова и откуда они взялись. Ракета. Этимологический словарь: я загадаю вам загадку. Чудо-птица – яркий хвост – Полетела в стаю звезд. Что это? Заимствовано из немецкого языка. Немецкое Rakete – «ракета» восходит к итальянскому rocchetto – «веретено» (по внешнему сходству ракеты-шутихи с веретеном). У нас это слово существует со времени «огненных потех» Петра I. Толковый словарь: слово ракета имеет два значения. 1. Применяемый для фейерверков и сигнализаций снаряд, состоящий из гильзы, начиненной пороховым составом, который после выстрела ярко светится при полете в воздухе. (Сигнальная ракета) 2. Летательный аппарат (снаряд с реактивным двигателем). (Космическая ракета. Ракетное вооружение). Орфографический словарь: - Запишите это слово, выделите букву «а». Поставьте ударение. Выделите корень. Разделите слово на слоги. - Сколько в слове слогов? - Какой первый слог? Второй? Третий? - Как слово ракета разделить для переноса? - Запишите транскрипцию этого слова. [р а к' э т а] Космос Этимологический словарь: Греческое слово «космос» имело несколько значений: «украшение», «наряд» (отсюда наша «косметика» - то, что должно украшать лицо человека), затем «порядок» (в противоположность «хаосу» - «беспорядку») и, наконец, «вселенная». Мы придаем этому слову значение – Вселенная. Толковый словарь: Вселенная, мир. Орфографический словарь: - Запишите это слово, выделите букву «о» во втором слоге. Поставьте ударение. Выделите корень. Разделите слово на слоги. - Сколько в слове слогов? - Какой первый слог? Второй? - Как слово космос разделить для переноса? - Запишите транскрипцию этого слова. [к о с м а с] Словарь синонимов: К слову «космос» синонимы: Вселенная, мир. Словарь однокоренных слов: Я словарь однокоренных слов. Предлагаю вам следующее задание: Подобрать к слову «космос» однокоренные слова.
- Запишите эти слова и выделите корень. 6. Работа с предложением. В космосе сквозь толщу лет Ледяной летит объект. Хвост его полоска света, А зовут объект …кометой. - Что бы нам не встретится с кометой, запишите предложение с этими словами по схеме: П С какая? куда? (Космическая ракета летит в космос.) - Какие орфограммы встретились в этом предложении? - Посмотрите внимательно на слова космическая, летит, ракета, космос. - На какие две группы их можно разделить? (на слова с проверяемыми безударными гласными и слова с непроверяемыми безударными гласными). - Какие слова можно проверить ударением? (космическая, летит) - Какие слова нельзя проверить ударением? (ракета, космос) - А как можно проверить слова ракета, космос? (по словарю) - Сделайте грамматический разбор предложения и подпишите части речи. 6. Закрепление пройденного материала. - Мы покидаем с вами планету «Словарей» и отправляемся путешествовать дальше. - Перед нами планета «Орфо». Жители этой планеты очень хитры и коварны, они любят обманывать и запутывать путешественников. Чтобы удачно отправиться дальше, нам необходимо справиться с заданиями, которые предлагают вам Орфографики. - Какими способами можно проверить безударную гласную? - Посмотрите памятку. Памятка. Способы проверки безударных гласных в корне слова. Измени форму слова. 1. Один – много. Трава – травы Стена – стены 2. Много – один. Шаги – шаг Грачи – грач 3. Что делал? Что делать? - Что делает? Смотрел, смотреть – смотрит Писал, писать – пишет Способы проверки безударных гласных в корне слова. Подбери однокоренное слово. 1. Слово – предмет (имя существительное). Трещит – треск Цветок – цвет 2. Слово – признак (имя прилагательное). Темнота – темный Ласкает – ласковый 3. Слово – действие (глагол). Кормушка – кормит Ходьба - ходит 4. Слово с уменьшительно – ласкательным значением. Ковер – коврик Гнездо – гнездышко 1. Перед вами группа слов: I – в. II – в. тр…па сл…ды зв…зда к…смическая л…тит з…мля - Вставьте пропущенные буквы. Выполняется взаимопроверка написанного. Ответы на доске. - Какое слово (лишнее)? Подчеркните его карандашом. - Назовите слова с безударной гласной в корне, которое можно проверить изменением формы слова. Подчеркните их зеленой пастой, устно назовите проверочные слова. - Все ли слова можно проверить изменением слова? (Нет, можно подобрать однокоренное слово) - Сделайте вывод. (Чтобы проверить безударную гласную, нужно изменить слово один – много, много – один) 2. Посмотрите внимательно на доску. Вам надо выбрать проверочное слово. Л…нивый линька, лень М…стерская мост, мастер Уд…вительный девочка, диво М…нять мина, замена Л…пить липко, лепка Скр…пучий скрепка, скрип - В каком столбике проверяемые слова, а в каком проверочные? Проверка на доске. - Сделайте вывод. (Чтобы проверить безударную гласную, нужно подобрать однокоренное слово). 7. Физминутка. Не зевай по сторонам Ты сегодня космонавт. Начинаем тренировку Чтобы сильным быть и ловким. Руки в сторону поставим, Правой левую достанем. А потом на оборот Будет вправо поворот. Раз хлопок, два хлопок, Повернись еще разок. Опускаем руки вниз И за парты вновь садись. 8. Летим на следующую планету. Здесь холодные миры, Света нет и нет жары. Вечные зима и ночь. На это планете живет колдунья. Опять колдунья дуется На целый белый свет. Колдунье не колдуется, И вдохновенье нет. - А не колдуется ей потому, что не может она вспомнить стихотворения. 3. Игра «Закончи стихотворение». - Я вам прочитаю отрывки из стихотворений известных поэтов, а вы дополните каждое из них подходящим словом. Эти слова вы должны записать в три столбика. В первый слова с безударной гласной - и, во второй – о, в третий – е. Вянет и желтеет травка на лугах, Только зеленеет озимь на … (полях). Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки …. (зимы). В полдень дождь перестал И, что белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать …(снежок). Зима не даром злится – Прошла ее пора: Весна в окно стучится И гонит со … (двора). Иду по тропинке. У самой сосны Синее подснежник – Фонарик … (весны). Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется …(листвою). Проверка цепочкой. 9. Самостоятельная работа. Много планет вокруг Солнца летает Может быть, люди на них обитают? Давай-ка, в ракету мы сядем скорей, Помчимся на другую планету быстрей. На планете дальней среди звезд океана Пираты давно уж живут постоянно. Они на суда нападать перестали, Заданья друг другу загадывать стали. И делают это с большою охотой, А если заданье придумает кто-то Такое, что сразу и не отгадать, Все станут завидовать и уважать. Давай мы с тобою у них побываем И все их заданья, дружок, разгадаем. Задание 1 уровня: Разбилась о берег крутая волна. Бутылку с запиской швырнула она На мокрый песок, а пираты нашли, Но только посланье прочесть не смогли, Ведь буквы водою морскою размыты. А вдруг ты сумеешь, его разгляди ты. Вставить пропущенные буквы, рядом написать проверочное слово, выделить корень. М..ря, ст…на, зв…зда, в…лна, л…тательный, см…трел, к…вер. Задания 2 уровня: 1. Выпишите слова в таком порядке: слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета. Напишите к ним проверочные слова. Гл…деть, м….рской, стр…на, св…стулька, ст…льной. 2. Выпиши слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Напишите к ним проверочные слова. Поют чижи. На тропинке появилась травка. В лесу цветут ландыши. 3. Выпиши слова с безударной гласной и раздели их на два столбика. Как х…р…ша ты, звездная д…р…га! Л…тит Гагарин. Он устал чуть-чуть. И перед ним торжественно и строго Бл…стит кр…мнистый лермонтовский путь. (М.Светин) 4. Подобрать однокоренное проверочное слово. г…ра - (прилагательное) п…ние – (глагол) под…рить - (существительное) сн…гурочка – (существительное) н…чевать – (уменьшительно – ласкательным) Задания 3 уровня. 1. Составьте и напишите предложения с данными ниже словами. Вставьте пропущенные буквы. В скобочках напишите проверочные слова. Дуют, ветры, х…лодные. Ч…сто, идут, д…жди. С п…лей, убрали, д…вно, хл…ба. 2. Исправь ошибки. У нас всаду растут диревя. витя взял ножык и стал выризать свае имя накаре. Помогите нам! Варабей. 10. Мониторинг. Мы объездили полсвета, Посетили мы планеты. Нет планеты лучше нашей. - Чтобы вернуться на землю нам надо выполнить последнее задание. Тест. 1. Безударную гласную можно проверить: а) в приставке; б) в корне; в) в суффиксе. 2. Безударная гласная в корне слова: а) побег; б) старушка; в) столик. 3. Родственными словами являются: а) роль, ролевой, король, роли; б) ледник, лед, ледяной, заледенеть; в) рис, рисунок, рисовать, рисовая (каша). 4. Проверочным словом к слову г…ра является: а) гарь; б) горы; в) горький. 5. Слово дом - проверочное для слова: а) домино; б) домашний; в) домик. 6. В слове нельзя проверить безударную гласную: а) зима; б) пальто; в) холод. 7. Всю ночь л…тает, Мышей по…дает, А станет св…тло, Л…тит в дупло. В словах пропущены буквы: а) и, е; б) е; в) и. Проверка. 11. Итог урока. С планетами пришла пора проститься, На землю всем нам надо торопиться. Музыка (позывные из космоса). - Для того, чтобы приземлиться, давайте скажем волшебные слова. Лети, лети ракета На запад, на восток Считая километры, И прибывая в срок. К концу подходит наш урок – Пора нам подвести итог. - Достигли вы цели, поставленной в начале урока? - Какие гласные в корне требуют проверки? - Как вы подбирали проверочные слова? - Какие вопросы возникли по этому уроку? 12. Рефлексия. Кому из вас понравилось в пути? Кто ж смог звезду удачи обрести? - Давайте зажжем на нашей планете «Земля» свои звездочки, которые будут напоминать жителям планет, на которых мы побывали о нас. – чувствовали себя уверенно, нас ничего не тревожило. – немного волновались. – очень боялись. 13. Домашнее задание. Еще одно задание От меня вам на прощание. УПР. № 115. |
Конспект открытого урока по русскому языку во 2»В» классе по теме... Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,... | Урок по русскому языку во 2 классе «а». 2012 год Тема: «Правописание... Образовательные: совершенствовать навыки подбора однокоренных слов; навыки правописания безударных гласных в корне слова; продолжать... | ||
Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание слов с проверяемыми... Сегодня мы завершаем изучение большой темы – «Правописание безударных гласных в корне слова». На уроке вы покажете свои знания, умение... | Тема. «Правописание безударных гласных в корне слова». Цель: совершенствовать орфографические умения написания слов с безударной гласной в корне слова | ||
Учитель Круглова Ирина Викторовна Класс: 9 Тема урок Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,... | Урока по теме «правописание безударных гласных в корне слова» Повторение и систематизация полученных знаний и умений по теме «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне» | ||
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной... Обобщить и систематизировать знания детей по темам: «Правописание безударных гласных в корне», «Правописание слов с парными согласными... | Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Обобщение правил... Обобщить и систематизировать знания детей по темам: «Правописание безударных гласных в корне», «Правописание слов с парными согласными... | ||
Тема. «Правописание безударных гласных в корне слова» Рабочая программа предмета «География» для 6 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе | Правописание безударных гласных в корне слова Уметь разбирать слова по составу, верно определять морфему, в которой находится безударный гласный | ||
Тема: «элементы книги» Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме«Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.» №5 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.» №5 | Конспект открытого занятия Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,... | ||
Работа над темпом речи Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,... | Учебно-методический комплекс б кв5 основы сурдопедагогики Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,... |