Правописание безударных гласных в корне слова





Скачать 263.59 Kb.
НазваниеПравописание безударных гласных в корне слова
страница1/3
Дата публикации02.07.2015
Размер263.59 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3
Реферат на тему:
«Правописание безударных гласных в корне слова».

Учитель начальных классов

ГОУ СОШ №335

Карачинцева Галина Николаевна.

Введение.
В этой работе я решила рассказать о том, как можно работать над решением одной из самых трудных и важных орфографических задач - работе над безударными гласными в корне слова (так как это наиболее часто встречающаяся орфограмма практически в любом тексте, слов с такой орфограммой бессчетное количество).
Целью работы над этой орфограммой я считаю:

  • развитие орфографической зоркости, умение находить орфограмму;

  • умение доказать правописание;

  • развитие орфографической интуиции (в русском языке около 460 правил правописания, изучается около240).


Для того, чтобы тема «Правописание безударных гласных в корне слова» была усвоена хорошо, учащиеся должны:

  • уметь безошибочно ставить ударение в словах, находить безударный гласный;

  • уметь разбирать слова по составу, верно определять морфему, в которой находится безударный гласный;

  • уметь к данному слову подбирать родственные слова;

  • уметь выделить из группы родственных слов проверочное.



Изучение правописания слов с безударным гласным в корне.
Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – воспитание познавательного интереса у школьников. Отсутствие его является показателем серьёзных недостатков в организации обучения. Именно благодаря интересу как знания, так и процесс их приобретения может стать движущей силой развития интеллекта. Интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также укреплению её активной жизненной позиции.

Древние римляне считали, что корень учения горек, но когда учитель призывает в союзники интерес, корень учения меняет вкус.

Внимание, связанное с интересом, бывает длительным и глубоким. Огромное влияние интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно. Интерес способствует значительному повышению работоспособности.

Скучное обучение приводит к утомлению за короткое время. Ведь как писал Л. Фейербах: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума».

Можно выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:

  • такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера;

  • учебный труд интересен, если он разнообразен;

  • важно понимание нужности, важности изучения данного предмета;

  • чем больше новый материал связан с раннее усвоенными знаниями, тем он интереснее для учащихся;

  • обучение должно быть трудным, но посильным;

  • чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем ему интереснее работать;

  • яркость, эмоциональность учебного материала воздействует на отношение ученика к предмету.


Работа над правописанием слов с безударным гласным в корне, проверяемом ударением.
Перед введением новой учебной темы важно, чтобы у детей уже имелись какие-либо знания по этому вопросу (строить знания на пустом месте чрезвычайно трудно), я обращала внимание учеников на правописание однокоренных слов и форм слова как только они начали встречаться в учебнике.

Чтобы заинтересовать ребят, я читаю им сказку «Заколдованные буквы» из книги В.Волиной «Весёлая грамматика», ведь сказки – самый любимый литературный жанр у детей.

Как-то в прекрасную страну Азбуковедения прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что стали они друг на друга похожими.

Буква О стала походить на букву А, Е на И, А на О, И на Е, Я на И. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе Ударение могло помочь буквам. Достаточно было ему ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с неё обманчивая волшебная маска, и буква становилась сама собой. Буква под ударением ясна и понятна. Называется она Ударная Гласная. А вот те гласные, которых Ударение не коснулось, называются Безударными Гласными. Они ещё заколдованы и ждут своего часа. Ребята могли бы помочь им. Запомни волшебные слова: ударение над гласной может сделать букву ясной.

На уроках я рассказываю ребятам о том, что когда говорят о важном, о главном, часто употребляют слово «корень». У слов тоже есть самое важное, самое главное – корень. Это часть слова, которая несёт самый главный смысл. Корень берёт на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем называются родственными или однокоренными. Ведь они, как ветвистое дерево, произрастают из общего корня.

лесок лесной лесник подлесок


лес

А так как детям нравятся всякие условности, то им интересно находить и выделять корень в однокоренных словах, а затем находить орфограмму и объяснять её.

Слово «орфограмма» очень абстрактно и, чтобы легче запоминалось, мы называем её ошибкоопасным местом в слове или ловушкой. Запоминаем алгоритм, составляем памятку по правописанию слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением:

  1. Произнеси слово. Есть ли в нём орфограмма с безударным гласным.

  2. В какой части слова она находится?

  3. Если в корне, то измени слово или подбери родственное, чтобы безударный стал ударным.

  4. Скажи, как надо писать корень. Проговори ясно. Напиши. Проверь.

Дальше я хочу предложить упражнения, которые целесообразно использовать, работая над безударными гласными, проверяемыми ударением.

Одно из важнейших условий формирования интереса к учебной деятельности – её разнообразие, поэтому, многие задания носят игровой характер. Не надо боятся, что интерес, возникающий в процессе игры – это интерес к игре, а не к самому учебному предмету. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес их внутренней сути.

«Мысль ученика начальных классов неотделима от чувств и переживаний. Эмоциональная насыщенность процесса обучения, особенно восприятия окружающего мира – это требование, выдвигаемое законами развития детского мышления» - писал В.А.Сухомлинский.

Итак, задания:
Есть ли в этом тексте однокоренные слова?

Заварила чайка чай

Из морской капусты.

Рыбы пили – похвалили,

Чай у чайки вкусный.

Докажи свой ответ.
Прочитай.

Начинается гроза,

Потемнело в полдень,

Полетел песок в глаза,

В небе вспышки молний.

Выпиши из текста слова, для которых даны проверочные: тёмный, грозы, полёт, глаз.
Какое слово является проверочным для остальных:

Трава, травянистый, травушка, травинка, травяной.

Хвастун, хвастать, хвастливый, хвастунишка.

Пятачок, пятёрка, пять, пятнадцать.

Больница, боль, больной, болезнь, болеть, болячка.

Солонка, засол, солить, соль, солёный, рассольник.

Ледник, лёд, ледниковый, ледяной, наледь, заледенеть.

Тишина, тихий, затишье, потихоньку, исподтишка.

Белить, белеть, беляк, белок, белизна, белила, белый.
Спиши, выдели корень в однокоренных словах:

Сосновая роща. Высоко поднялись к небу смолистые стволы. Точно слезинки на них капли смолы. Смоляным запахом пропитан воздух.
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы:

Хор..шо в л..су. П..ют ч..жи, св..стит иволга. Л..сные тр..пинки т..нисты. Маленькое болото зат..нуло ряской. В т..ни цв..тут филки.

В..да – краса природы. Тихо бьёт из родника чистая в..дичка. Красиво блестят на солнце в..дяные капли.

За окном сильный ветер. В с..ду шумят д..ревья. Вся наша с..мья дома. Мама шьёт с..стре платье. С..стра чинит бельё. На к..вре дремлет с..бачка Вьюн.
Выбери нужное проверочное слово:

Уд..вительно (диво, дева)

М..нять (мина, замена)

Л..пить (липко, лепка)

Расч..щать (чисто, честь)

Л..нивый (линька, лень)

М..стерить (мост, мастер)

Скр..пучий (скрепка, скрип)
К выделенным словам подбери и напиши однокоренные с указанными значениями:

Человек, плавающий в морях

То, чем удят рыбу

Смелый человек

Коробочка для мыла

Машина для косьбы

Еловый лес

Допиши ещё по однокоренному слову, выдели корень:

Ельник, еловый,……

Березняк, берёзовый, ……

Осинник, осиновый, …….
Вставь пропущенный корень:

Красный - …..ота, по …неть.

Храбрый - ….ец, …..иться.

Жёлтый - …..изна, ……еть.

Смелый - ……чак, о….еть.

Старый - …ик, …ость.
Выпиши только родственные слова:

- Вы кто такие?- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша тётка – гусеница.
Спиши. Выдели корень в однокоренных словах:

Косарь Касьян косой косит косо.

Не скосит Касьян – косарь покоса.

Ум да разум надоумят сразу.
Выпиши однокоренные слова:

В нашей школе есть столовая. Для столовой столяр сделал большой стол и маленькие столики.

Шумит синее море. Морской воздух полезен. К нам приехали заморские гости. Приморье – богатый и красивый край.
Выпиши пары слов, которые являются родственными:

Парта – парк

Пень – пенёк

Коза – козлёнок

Азбука – алфавит

Город – городской

Лимон – апельсин

Ком – комок
Я называю слова, если это родственное слово слову осина звенит колокольчик (хлопаем в ладоши):

Оса, осинка, осёл, осиновый, осины, подосиновик, ослиный, ослик, осинник.
Прочитай первую часть сказки «Снегурочка», выпиши родственные слова.

«Волшебные яблоки» - подбери яблоко с нужной орфограммой к слову:

З..емля з..ерно

В..лна с..мья

Л..сток пл..сать

Ш..лун п..тёрка

Зв..нить п..стреть
Найди родственные слова, продолжи этот ряд:

Ветерок, ветер, ветрище,

Ты чего по свету рыщешь?

Лучше улицы мети

Или мельницы крути. (Я. Аким).
Найди чужака среди родственников, помоги ему:

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседует. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь и свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
В морском путешествии на сказочный остров мы увидели, что злые медузы проглотили буквы. Добраться до острова можно, если вставить буквы:

К..менистое дно

К..лючий ёрш

М..л..дая чайка

П..тнистый осьминог

П..л..сатый краб

Ск..листый бер..г

М..рской к..нёк

С..лёный бриз

К..товая акула

З..л..неют водоросли

В..лнуется море

Уд..вительная рыба

Пос..лился рак

Вьются рыбы-прил..палы
Подбери родственное слово без приставки:

Невежа, невежливый

Закат, закатился

Подставка, подставивший
Найдите в примерах родственные слова, выпишите их (внимание, ловушка!)

Когда свежий снег выпадает и ровным слоем ляжет, это называется пороша, потому что снег, как белый порошок, всё поле запорошил.

(С. Образцов).

Кристофер Робин рассказал Вини–Пуху о том, как в старину посвящали рыцарей. И вдруг Вини – Пух спросил:« А это очень хорошо, когда тебя посвищут?»

(А. Милн).
Найди родственные слова, выдели корень.

Шёл Прогульщик на прогулку,

Шёл и песенку свистел,

Захотел Прогульщик булку

И баранку захотел.

Захотел он шоколадку,

Пососал бы леденцов…

Но прогуливал буфетчик,

И не видно продавцов.

И гулял киномеханик –

Не показывал кино,

Футболисты и артисты

Прогуляли заодно…

И обиделся Прогульщик!

И Прогульщик не смолчал!

И прогульщикам Прогульщик: -

«Вы – прогульщики!» - кричал.

(Э. Мошковская).
Запиши, вставь пропущенные буквы, проверь однокоренными прилагательными:

Ч..стота, сг..бал, т..шина, веч..р, х..трец, см..льчак, укр..пить, т..пло, з..мовал, ос..нь, бл..днеть, з..л..нел.
Игра в мяч (слово – проверочное). Проверяй то, что следует проверять!

Подходить, напряжение, разъярился, держать, отрекаться, смеяться, приставать, берега, объяснить, оживление, испаряться, растянуть, скрипеть, слипаться, чистота, частота, измерять, усмирить, слеза, слизнуть, заменить, заминировать.
Списывание.

Синицы зимой.

Сковали зимние морозы озёра и реки. Засыпали землю глубокие снега. Пустынно в лесу и в поле. Только холодный ветер гуляет. Он метёт по земле седую, колючую позёмку.

Трудно синицам зимой добывать еду. Попрятались букашки, червяки. Вот и жмутся синички к жилью человека.
Работая над любой темой русского языка, необходимо обогащать словарь детей, работая над значением слов.

Например:

Каменный – то, что сделано или состоит из камня.

Каменистый – покрытый камнями.

Составь правильно словосочетания.

Каменистый дом, дорога, ущелье,

Каменный берег, гараж, ограда.
Запиши слова в две группы:

- инструменты

- посуда

Подчеркни в корне букву, обозначающую непроверяемый безударный гласный звук.

Молоток, лопата, стакан, пила, кастрюля, рубанок, топор, тарелка, чашка, ложка, солонка, клещи, маслёнка, отвёртка.

Последнее слово разбери по составу.
Подбери и напиши однокоренные слова с указанным корнем, выдели его.

Гриб –

  • тот, кто любит собирать грибы;

  • маленький гриб;

  • часть гриба под землёй.

Час –

  • мастер по починке часов;

  • солдат, стоящий на посту.


Прочитай слова. Можно ли их назвать однокоренными? Докажи. Напиши их в порядке указанных значений.

Повар, поварёшка, варево, вареник, варенье.

- ягоды, сваренные в сахаре

- горячее жидкое кушанья

- маленький варёный пирожок

- мастер по приготовлению пищи

- большая ложка для разливания горячей пищи

Зимовщик, озимь, зимовка, зимник, зимовать.

- проводить где-нибудь зиму

- место, где проводят зиму

- человек, который находится на зимовке

- дорога, которая проложена по снегу

- всходы ржи, пшеницы, посеянные осенью, под зиму
Активную работу мысли вызывают также вопросы, требующие установления сходства и различия, различные виды группировок, поиск лишнего слова.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правописание безударных гласных в корне слова iconКонспект открытого урока по русскому языку во 2»В» классе по теме...
Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,...
Правописание безударных гласных в корне слова iconУрок по русскому языку во 2 классе «а». 2012 год Тема: «Правописание...
Образовательные: совершенствовать навыки подбора однокоренных слов; навыки правописания безударных гласных в корне слова; продолжать...
Правописание безударных гласных в корне слова iconТема. «Правописание безударных гласных в корне слова».
Цель: совершенствовать орфографические умения написания слов с безударной гласной в корне слова
Правописание безударных гласных в корне слова iconУрока по теме «правописание безударных гласных в корне слова»
Повторение и систематизация полученных знаний и умений по теме «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне»
Правописание безударных гласных в корне слова iconКонспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной...
Обобщить и систематизировать знания детей по темам: «Правописание безударных гласных в корне», «Правописание слов с парными согласными...
Правописание безударных гласных в корне слова iconУрок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание слов с проверяемыми...
Сегодня мы завершаем изучение большой темы – «Правописание безударных гласных в корне слова». На уроке вы покажете свои знания, умение...
Правописание безударных гласных в корне слова iconКонспект урока русского языка в 3 классе по теме «Обобщение правил...
Обобщить и систематизировать знания детей по темам: «Правописание безударных гласных в корне», «Правописание слов с парными согласными...
Правописание безударных гласных в корне слова iconУрок- путешествие 2 класс Тема: Правописание безударных гласных в корне слова
Цель: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемого слов, развитие умения подбирать проверочные слова
Правописание безударных гласных в корне слова iconТема. «Правописание безударных гласных в корне слова»
Рабочая программа предмета «География» для 6 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе
Правописание безударных гласных в корне слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Правописание безударных гласных в корне слова повторение правил, выполнение упражнений
Правописание безударных гласных в корне слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме«Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.» №5
Правописание безударных гласных в корне слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.» №5
Правописание безударных гласных в корне слова iconКонспект открытого занятия
Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,...
Правописание безударных гласных в корне слова iconРабота над темпом речи
Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,...
Правописание безударных гласных в корне слова iconКонспект занятия «Ты имеешь право». (Подготовительная группа)
Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,...
Правописание безударных гласных в корне слова iconУчебно-методический комплекс б кв5 основы сурдопедагогики
Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск