Работа над темпом речи





НазваниеРабота над темпом речи
страница1/7
Дата публикации12.10.2013
Размер0.78 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7




РАБОТА НАД ТЕМПОМ РЕЧИ
Темп речи является одним из факторов, влияющих на внятность устной речи глухих. Медленный темп задерживает мыслительный процесс.

Согласно программе восьмилетней школы для глухих работа над темпом речи проводится преимущественно в старших классах. В первые три года обучения дети должны уметь слитно, на одном выдохе и в замедленном темпе произносить словосочетания и фразы с определенным количеством слогов (до IV класса). В IV классе необходим уже ускоренный темп при произношении наиболее употребительных слов и фраз из материала разговорной речи. В V классе к глухим учащимся предъявляется требование уметь соблюдать правильный темп речи, а в программе VI и VII классов предусмотрено исправление различных недостатков произношения. Для VIII класса эта тема конкретно не определена. Таким образом, работа над правильным темпом проводится в основном периоде, т. е. в то время, когда в устной речи совершенствуются и закрепляются произносительные навыки.

Следует иметь в виду, что обучение произношению глухих в старших классах является специфическим этапом в формировании устной речи. Усложняется содержание работы. Происходят изменения и в методике ее проведения. Развитие и совершенствование произношения протекает в условиях ослабления дактильной формы речи как средства обучения. В это время устная речь выступает не только как предмет, но и как средство обучения, а также общения.

Необходимо стремиться к тому, чтобы работа с глухими над правильным темпом речи находилась в неразрывном единстве с их речевой деятельностью. Речевая практика становится ведущим фактором формирования произношения и воспитания потребности общаться посредством речи. Следует изыскивать пути развития самостоятельности и активности учащихся. Необходимо также использовать виды деятельности, которые способствуют созданию оптимальных условий для формирования правильного темпа устной речи, использовать остаточный слух.

Организуя процесс обучения на этом этапе, нужно помнить, что существенное место должно быть отведено разработке различных форм контроля над темпом речи глухих.

Школьники старших классов находятся на таком уровне развития, при котором их способность к сознательному восприятию учебного материала может стать важнейшим фактором, способствующим не только овладению умениями и навыками произношения, но и воспитанию у них критического отношения к качеству своей речи. Поэтому надо формировать у учащихся умение контролировать собственную речь, в частности следить за ее темпом.

Определяя виды работы над темпом речи, нужно учитывать условия, при которых у детей появляется потребность в самостоятельных высказываниях.

Учащимся следует давать различные по степени трудности задания. При этом надо иметь в виду, что более сложными и трудными для выполнения считаются как раз такие, которые связаны с самостоятельными высказываниями. Работу над темпом следует проводить на разнообразном речевом материале (слоги, слова, фразы, текст), характер которого определяется прежде всего программными требованиями, уровнем речевого развития учащихся. Используя словарный материал, можно брать обиходные, а также труднопроизносимые слова, которые школьники употребляют на других уроках, например: здравствуйте, спасибо, пожалуйста, электричество, большинство, ствол, библиотека, предложение, существительное, подлежащее, сказуемое и т. д. Но главным образом правильный темп отрабатывается на материале фраз. Здесь также нужно использовать обиходно-разговорную речь и обороты, которыми должны овладеть школьники при чтении различных предметов.

Приведем образцы речевого материала.

Обиходная речь: Скажи, пожалуйста, сколько времени. Где вы живете? Какую книгу ты прочитал? Можно взять тетрадь? Дай мне карандаш.

Обороты речи и термины, связанные с изучением литературы: Пустился наутек. Царевна-лягушка. В некотором царстве, в некотором государстве.

Специально отрабатывается темп речи при произнесении слов с предлогами, например: на столе, в шкафу, с окна.

Перейдем к изложению различных видов работы и методики их проведения.

1. Чтение речевого материала. Здесь можно использовать отдельные слова, фразы, текст.

Приведем некоторые тексты сообщений, которые учащиеся могут читать для отработки правильного темпа произношения

Я списал. Я проверил. Я решил. Я исправил ошибку. Я выполнил работу. Я решил задачу. Я купил книгу. У нас будет пионерский сбор. Сегодня я получил письмо от дедушки. Скоро у нас будет соревнование. Я не понял.

Методика проведения чтения с целью отработки правильного темпа речи глухих состоит в следующем. Отобранный речевой материал учитель записывает на доске, карточке или плакате. Затем он дает (пользуясь микрофоном) образец правильного темпа, после чего дети несколько раз читают написанное. Применяется хоровое чтение под дирижирование учителя, а также индивидуальное чтение под собственное дирижирование и без него.

2. Называние картинок. Выбор картинок определяется характером речевого материала (слово, фраза, текст). Могут быть использованы изображения отдельных предметов (троллейбус, автобус, трамвай, виноград, клубника и пр.), действий (бабушка пришивает пуговицу, воспитательница одевает мальчика, дети пошли в кино), целых сюжетов.

Методика работы здесь состоит в том, что учащиеся в течение одной-двух минут самостоятельно продумывают содержание предложения по картинке, а затем произносят его. Однако дети могут задавать учителю вопросы в отношении подбора слов, построения предложений, их грамматического оформления. Если работа проводится впервые, целесообразно записывать предложения в тетрадях по технике речи, проставляя все надстрочные знаки. После этого школьники несколько раз самостоятельно произносят предложение вслух. На первых порах оно произносится в медленном темпе. Постепенно темп возрастает и достигает нормы. Применяется и хоровое проговаривание. Если картинка показывается уже не впервые, учащиеся начинают не с записи, а с устного произнесения составленного ими предложения. Но и в этом случае ребенок получает помощь со стороны учителя (словарь и грамматическое оформление). Затем каждый ученик произносит вслух несколько раз свое предложение. На самостоятельное разучивание в обоих случаях отводится время, зависящее от трудности произнесения речевого материала в правильном темпе (от одной до четырех минут). Перед глазами детей должны находится часы. Следует заметить, что в том случае, если учащиеся начинают произносить в правильном темпе данный речевой материал впервые, им дается время для самостоятельной подготовки. Если материал предлагается повторно, то они должны его произносить сразу же. Обязательно использование остаточного слуха.

Работая над темпом, важно не только активизировать уже усвоенный материал, но и постоянно его обогащать, совершенствовать умение глухих облекать речь в нужные грамматические формы. В целях объединения работы над темпом с формированием грамматического строя языка можно предложить учащимся называть картинки и отвечать на вопросы. Картинки предварительно размещаются на доске.

3. Самостоятельные высказывания учащихся. Целесообразно практиковать высказывание просьб, поручений, сообщений, называние выполняемых действий. Этот вид работы является активной речевой практикой. При его проведении нужно создавать ситуации, которые бы побуждали детей к самостоятельным высказываниям. Методика работы над темпом речи глухих при высказывании ими просьб, поручений и т. п. может быть разнообразной. Приведем некоторые варианты.







Первоначально можно предложить учащимся составить просьбы, поручения, сделать сообщение по опорным словам: принеси, дай, положи, убери, поставь, покажи и т. д. На столе учителя лежат конкретные предметы и игрушки: лев, самолет, паровоз, чашка и др. Детям дается задание составить поручение или просьбу с включением в них записанных на доске слов, а также названий тех предметов, которые находятся на столе. Предложения должны быть произнесены в правильном темпе. Здесь можно использовать и диалог. Вызываются одновременно два ученика, которые дают друг другу поручения, например: «Дам мне паровоз»; «Возьми паровоз».

В дальнейшем возможна такая, например, ситуация. Учитель обращается с просьбой к одному из учеников сходить после уроков в писчебумажный магазин и купить бумагу для оформления класса. Он предлагает дать ряд поручений ученице, которая идет в магазин, например: «Лида, купи мне три тетради по две копейки. Посмотри, сколько стоит перочинный ножик. Узнай, в котором часу закрывается магазин на обед». И т.д.

Приведем ситуации, которые могут быть использованы для отработки правильного темпа речи в процессе высказывания детьми сообщений. В школу пришла ученица Нина, которая пропустила целую неделю занятий. Учитель предлагает школьникам рассказать Нине, что было на прошлой неделе. Они могут сделать такие сообщения: У нас была контрольная работа по русскому языку. Мы ходили на экскурсию. У нас было соревнование по волейболу (VI класс).

Во всех случаях темп контролируется учителем, а также самими учащимися.

4. Диалог. Методика работы здесь может быть самой широкой и разнообразной. При построении диалога рекомендуется использовать сюжетную картинку. Детям предлагается составить по ней вопросы и ответы и сформулировать их в правильном темпе. Если речевой материал мало знаком школьникам, то учитель помогает им в построении фраз, дает время для самостоятельного разучивания. Если же дети хорошо знакомы с материалом, они должны сразу сформулировать вопросы и ответы на них в правильном темпе. К доске вызываются одновременно два ученика. Один из них задает вопрос, а другой отвечает. Отдельные вопросы и ответы на них могут проговариваться хором в правильном темпе под дирижирование учителя.

Можно использовать для диалога заданную тему (например, В библиотеке»). Школьники должны задавать друг другу вопросы и произносить их в правильном темпе.

Диалог может также проводиться в связи с определенной ситуацией. Например, учитель сообщает о том, что он купил себе новое зимнее пальто (VII класс). Дети задают вопросы: «Какого цвета Ваше пальто? Каков размер пальто?» и т. д. Свои вопросы школьники должны произносить в правильном темпе.

Рекомендуется использовать для диалога между учениками или учителем и школьниками свободную тему. Например, педагог спрашивает: «Где вы были в четверг? Что вы там делали? Сколько рыбы вы наловили?».

Диалог можно широко использовать в процессе специальных игр. Рассмотрим этот вопрос на примере проведения игры «Сверток» (VI класс). Учитель сообщает детям о том, что сейчас они будут разговаривать, в процессе разговора надо будет задавать ему вопросы. Это поможет узнать, что находится в свертке. Могут быть заданы такие, например, вопросы: «Какой формы предмет в свертке? Какого цвета предмет?» И т.д.

Для отработки правильного темпа произношения можно использовать и заранее составленный учителем текст для разговора. Например:

IV КЛАСС

—Что было вчера на пятом уроке?

—Работали в нашей столярной мастерской.

—Что ты делал(а) в мастерской.

—Шила (вышивала, строгал).

—Какую отметку получил (а)?

—Я получил (а) «пять» («три», «четыре»).

VIII КЛАСС

—Миша, дай мне, пожалуйста, указку.

—Я не знаю, где она, спроси у дежурного.

—Галя, где указка?

—Указка в шкафу.

—Я никак не найду.

—Она лежит на нижней полке.

—Нашел. Спасибо. Витя, возьми указку.

5. Чтение наизусть. Проведение этого вида работ дает возможность широко использовать перспективные задачи. Содержание этих задач и задания для самостоятельной работы оформляются в уголке по технике речи. Например, за неделю до предстоящего урока там помещается такой материал:

На следующем уроке по технике речи будем учиться говорить наизусть в правильном темпе загадки, пословицы, поговорки, стихотворения, басни. Научись говорить их наизусть в правильном темпе.


Другой пример:

1. Подбери загадку. Научись говорить ее в правильном темпе.

2. Составь вопросы и ответы по картине. Научись их говорить в правильном темпе.

3. Запиши в тетради по технике речи вопросы, ответы, поручения, сообщения. Научись говорить их в правильном темпе.

4. Составь рассказ по сюжетной картине. Научись говорить его в

правильном темпе.

5. Научись пересказывать в правильном темпе рассказ.

6. Научись рассказывать в правильном темпе о том, как ты провел выходной день.


Методика чтения наизусть предусматривает опрос отдельных школьников. Классу дается задание оценить правильность темпа отвечающего и в связи с этим определить внятность речи, доступность ее для понимания. Чтение наизусть можно проводить в виде соревнования между отдельными учащимися или командами. Представители команд (в классе их 2—3) получают за пpaвильность темпа речи то или иное количество очков.

6. Пересказ текста. Детям дается время для самостоятельной работы над содержанием пересказа и темпом речи. Речь оценивается с точки зрения правильности ее темпа. Ошибки синтаксического и грамматического характера в данном случае на оценку не влияют.

Самостоятельное рассказывание используется при работе над беглостью темпа речи. С этой целью можно дать школьникам задание составить и записать рассказ по картине или по заданной теме. При этом предлагается проставлять надстрочные знаки. Здесь можно рекомендовать такие темы: «Как ты провел сегодняшнее утро?», «Что ты делаешь в свободное от занятий время?»

В VII классе особое внимание надо обратить на правильность темпа речи при рассказывании учащимися автобиографии.

Таковы основные виды работы, которые можно использовать в процессе обучения глухих правильному темпу речи.

Остановимся на вопросе о формах контроля за соблюдением учащимися правильного темпа устной речи. Разумеется, прежде всего необходим систематический (текущий) учет. Каждый сурдопедагог должен осуществлять такой контроль как на специальных уроках по технике речи, так и на других занятиях. Речь глухих учащихся нужно проверять и оценивать с точки зрения правильности произношения звуков, соблюдения словесного ударения, норм орфоэпии и правильного темпа. Если ребенок нарушает хотя бы одно из требований, учитель тут же должен исправить произношение, разъяснить, как надо правильно говорить.

Наряду с текущим необходимо проводить и специальный учет темпа речи, используя при этом самые разнообразные формы организации работы, и прежде всего контрольный урок.

Такой урок может быть целиком посвящен учету состояния темпа речи учащихся. Тогда в его содержание можно включить контроль за умением формулировать в правильном темпе вопросы, ответы, просьбы, приказания, сообщения и излагать связный текст. Кроме того, проверка умения говорить в правильном темпе может быть лишь частью контрольных уроков. В этих случаях содержание материала (ответы на вопросы, просьбы и т. д.) подбирается учителем. Важно, чтобы и сами учащиеся контролировали друг друга. Это значительно активизирует их работу.

Другой формой организации контроля является специальное обследование устной речи. Предметом такого обследования должны быть различные виды речевой деятельности ребенка. Для этого необходимо подобрать специальный речевой материал. Приведем примеры такого материала и опишем, как проводится обследование.

Учет правильности темпа речи осуществляется в следующих случаях:

а) При ответах на вопросы: «Сколько тебе лет? Какие книги ты прочитал? В каком кружке ты занимаешься?»

б) При формулировании вопросов.

Здесь мы рекомендуем использовать сюжетную картину, по которой учащиеся должны составить и произнести в правильном темпе несколько вопросов.

в) При высказывании просьб, поручений, сообщений.

Для того чтобы ученик произнес ту или иную просьбу или сообщение, а учитель имел возможность произвести учет правильности темпа его речи, необходимо создать определенную ситуацию, побуждающую ребенка к такому высказыванию (об этом смотри выше).

г) При чтении текста наизусть.

Учитель предлагает произнести наизусть загадку, пословицу, поговорку или стихотворение. Нужно заранее заготовить учетный лист, где записан текст, который школьник может сразу запомнить.

По ходу произнесения педагог делает в учетном листке соответствующие пометки в отношении темпа речи ученика, а затем осуществляет анализ количества и качества ошибок.

д) При пересказе.

Детей просят сделать пересказ знакомого текста. В это время учитель контролирует правильность темпа речи ученика.

е) При самостоятельном рассказывании.

Здесь учащимся предлагается какая-либо тема, например «Как я провел выходной день».

Результаты обследования необходимо записывать в форме npoтокола. На основании полученных данных учитель выводит оценку устной речи школьников в отношении правильности ее темпа.

Все описанные выше способы обследования могут быть использованы для записи речи глухих на магнитофон.

Такая форма фиксации устной речи очень удобна: во-первых, учитель имеет возможность прослушивать ее неоднократно; во-вторых, первоначальную запись можно сопоставлять с последующими.

Изложение темы «Работа над темпом речи глухих» закончим примером урока по технике речи.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Работа над темпом речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивать мышление, координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи
Работа над темпом речи iconПлан урока: Организационный момент. Работа над произношением. Работа...
Закона Российской Федерации «Об образовании» (редакция от 1 декабря 2007 г. №309-фз)
Работа над темпом речи iconФормы и методы организации работы
В системе обучения русскому языку работа над ошибками, допущенными в письменной речи занимает одно из важных мест, т к эта работа...
Работа над темпом речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тем самым мы развиваем у ребенка фонематический слух (способность различать звуки речи) и готовим его к анализу и синтезу звукового...
Работа над темпом речи iconРазвитие речи неслышащих школьников в начальной школе
С. А. Зыковым, с самого начала предусматривала работу над речью не только на уроках, но и во внеурочное время. «Нет необходимости...
Работа над темпом речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Москва 2003 год, уделяется внимание общению и этикету общения, учащиеся осваивают навыки личного и публичного общения, приобретают...
Работа над темпом речи iconПорядок ведения и оформления тетрадей по русскому языку и литературе
Например: Проверочная работа. Самостоятельная работа. Контрольная работа. Работа над ошибками. Изложение. Сочинение
Работа над темпом речи iconИсследовательская работа Тема: «Использование диалектизмов в речи односельчан»
Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная...
Работа над темпом речи iconРабочая программа литература 6 11 классы I вида (для детей, имеющих...
Осмыслению содержания текста способствуют такие виды работы, как подбор иллюстраций к тексту, отбор картинок при наличии лишних,...
Работа над темпом речи iconКалендарно-тематическое планирование на 2013 2014 учебный год По...
Работа по плану разбора стиля речи, коллективная работа при определении типов речи
Работа над темпом речи iconСамостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками
Правило знают, умеют его применять, а в диктанте и творческих работах допускают ошибки. Проанализировав свою работу, пришла к выводу...
Работа над темпом речи iconВересов Николай Николаевич Работа менеджера над собой
Проблема, следовательно, заключается в том, что для успеха в управлении другими людьми, менеджер, развивая свои личностные качества,...
Работа над темпом речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа над звуковой стороной речи в этом возрасте идет в следующих направлениях: развитие слухового восприятия развитие артикуляционной...
Работа над темпом речи iconПроект группового занятия по направлению «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром»
Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре
Работа над темпом речи iconЛазо Е. Ю. Русский язык. 6 класс. Уроки развития речи
Работа над функциональными стилями русского языка ведется с 5 класса. К середине 6 класса учащиеся уже неплохо знакомы с тремя из...
Работа над темпом речи iconКонспект занятия по письму и развитию речи в 3 классе. Учитель-дефектолог:...
Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск