Исследовательская работа Тема: «Использование диалектизмов в речи односельчан»





Скачать 86.32 Kb.
НазваниеИсследовательская работа Тема: «Использование диалектизмов в речи односельчан»
Дата публикации02.08.2013
Размер86.32 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Литература > Исследовательская работа
Районная научно-практическая конференция школьников

Исследовательская работа

Тема: «Использование диалектизмов в речи односельчан».

Выполнили:

Каширин Николай, Михайлова Ирина ученики 6а класса

МОАУ «Григорьевская СОШ» Руководитель: Кожемякина Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы.
2013г.

Цель: Целью данного исследования является проследить, как отражается диалектный говор в речи наших односельчан. Выявить диалектизмы, определить особенности их происхождения, в соответствии с этим распределить их на группы.
Методы исследования:

  • Опрос жителей села (родителей, друзей, школьников, сторожил)

  • Экскурсия по селу

  • Работа с литературой


Актуальность: Вопрос об использовании диалектных слов в речи на протяжении долгих лет не оставлял равнодушными многих ученых и писателей. Не остались равнодушными и мы, решив проанализировать диалектизмы нашего села.

Наша задача провести сбор информации. Встретиться со старожилами нашего села, опросить их.

Как вы считаете, все ли русскоговорящие люди говорят одинаково (если не брать во внимание индивидуальных особенностей и дефектов речи человека)? Конечно же, нет. Наверняка каждый из вас замечал какие-либо особенности в речи человека, приехавшего издалека, чувствовал, что он говорит как-то иначе. Или сами, приехав в другой регион, мы часто слышим произношение слов или интонации, непривычные для нас. И без сомнения, если вы бывали в деревне и слышали речь деревенских жителей, особенно старшего поколения, вы наверняка заметили её отличия от речи, звучащей в городе.

В чем же причина таких различий? Может быть, причина только в ма-лограмотности деревенских бабушек?

Причина этих и других отличий в речи кроется в диалектном окружении человека. По тому, как мы говорим, можно судить не только о нашем кругозоре и образовании, но и о том, из какой местности мы родом, особенно, если мы родом из деревни. Если не мы сами, то наши родители, дедушки и бабушки. Диалектное окружение – это диалект, на территории бытования которого живет человек. Из школьного курса русского языка многие помнят, что диалекты делятся на социальные и территориальные. Социальным диалектом, например, является молодёжный жаргон, или жаргоны каких-либо неформальных молодежных групп, или профессиональные жаргоны. Эти диалекты рождаются, входят в моду и могут исчезнуть вместе с социальными группами, которые они обслуживают. Наука диалектология занимается изучением территориальных диалектов. Территориальный диалект (или говор, если речь идет об отдельной деревне, селе) – это разновидность языка, бытующая на ограниченной территории. В нашем случае мы говорим о русском языке и, следовательно, о русских диалектах или говорах. Основные территориальные различия русского языка сложились уже в XV в. н.э. и значительная их часть существует до наших дней. Говоры русского языка по языковым особенностям объединяются в группы говоров, а группы говоров – в наречия.

На основной территории России располагаются северное и южное наречие. Среднерусские говоры распространены сейчас и далеко на востоке: в Заволжье, в Приуралье, в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Они образовались там, где произошло междиалектное взаимодействие, куда русскоговорящие люди переселялись гораздо позже: в 18, 19 веках.

Чтобы сравнить северную и южную речь, предлагаем вам послушать отрывки из текстов, записанных на территории разных наречий.

Отрывок из текста, записанного в середине XX в. в Кировской области со слов женщины по фамилии Шаклеина. Она рассказывает о поездке к врачу. [Колдыпойехал’и в горот ко врац’у, тол’ец’костал’ип’ер’ейежжат’ лόг-от, да как тр’ехануло кузов-от наш, так и пол’ет’éл’ифс’енашыц’емоданы и котомоц’к’и к ц’ерт’амсобац’йим, ц’ут’ жывыостал’ис’а. Пр’ишл’и г дохтуру, он бáйот: Говор’и, Шакл’éина, ц’о у т’еб’абол’ит, а йайемуговор’у, шт’о у с’ерц’ан’ебáско, говор’у, как поткáт’ит, дакполц’еса н’еотвáл’ит. Апотомбайун’едáйутм’ен’еруц’ен’ки-т’епоноц’амспат’, н’езнайуушшт’осим’áмид’елат’, можотйэтоотроботы… ].

Далее – южная речь. Диалог двух мужчин, записанный в Во-ронежской области. [– Вас’к, а Вас’к, пайд’омчайк’упапйом! – Н’ипайду, н’и хачу! – Дыв’ит’ ты ф’с’е картушки прадáл, чаγо ш таб’еишшо? Ай жан’ел’ентыхочиш купит’? И так б’азн’иххараша! – Сказал таб’е – н’ипайду. Атв’ажыс’ атм’ин’е, мн’е нужна скар’ея да дому ехат’. – Йажжай-йажжай, там жанажд’от’, па γалофк’ипаγладит’. А то пайд’омчайк’уизап’йом… – Йан’ипайду, запр’аγулошат’ и ка двару. Ступай ад’ин! (Молчание.) Ну дычаγотарγаватца, ит’ит’ так пайд’ом, авос’ жанападажд’от’.]

Наверняка те из вас, кто живет на южной территории России, услышали много знакомого во втором тексте и очень много непривычного – в первом. Давайте проанализируем, чем конкретно отличается северная речь от южной. Во-первых, это северное оканье (колдыпойехал’и в горот) и южное аканье, которое не «режет» слух, потому что присуще русскому литературному языку (пайд’ом, папйом).

Что же такое диалект и диалектизм? Обратимся к словарю Ожегова.

ДИАЛЕКТ (от греч. dialektos “говор, наречие, разговор”). Разновидность языка (разговорный вариант данного языка), употребляемая сравнительно ограниченным числом людей, связанных общностью территориальной, социальной, профессиональной.
ДИАЛЕКТИЗМ. Слово или выражение, принадлежащее диалекту, использованное в тексте, произнесенном или написанном на литературном языке. В зависимости от того, какие особенности отражены в диалектном слове, диалектизмы делятся на акцентологические (туча, алфавит, библиотека, молодежь, детям), фонетические (вострый, кумпол, радиво, пущай, могет, хвамилия), словообразовательные (певень, кузня, мурашиный), морфологические (стуло, жизня, ходють, к табе), собственно лексические (стежка, шукать, бурак, шибко, шабер, притулиться), семантические (мост – “пол”, орать – “пахать”, угадать – “узнать”, больно – “очень”, веснушка – “лихорадка”, худой – “плохой”), этнографические (панева, махотка, завеска, рыбник, дежка), фразеологические (хрип  гнуть – “тяжело работать”, на лыко ремня искать – “искать выгоды”, лодырь от комля – “ленивый от рождения”, горькую редьку грызть – “жить в тяжелых условиях”, виски дыбором – “очень испугаться”).
Особенности фонетических диалектизмов

Этот тип диалектных слов отличается от литературных одним или несколькими звуками. Это слова с нерегулярными фонетическими изменениями, наблюдающимися в отдельных лексемах, но не обусловленные звуковой системой данного говора в целом. Например: мтичка – птичка, коряка – коряга, ланпа – лампа.

Следует отметить, что при рассмотрении отражения говора в языке писателя мы учитываем и фонетические черты, отличающиеся определенными закономерностями. Например: сястра, водой, снех.

Особенности словообразовательных диалектизмов

В данную группу слов включаются диалектные слова, синонимичные литературным, но отличающиеся от них определенными аффиксальными словообразующимися морфемами. Например: упредить – предупредить, сничтожить – уничтожить, забижать – обижать, зачинаться – начинаться, сполнять – исполнять, сымать – снимать, богачество – богатство.

Сущность этнографических диалектизмов

Данной группой объединены слова, называющие предметы, характерные для быта, хозяйства данной местности. Если какой-то предмет, какая-то вещь встречается только на территории распространения данного диалекта, то название этой вещи и будет являться этнографическим диалектизмом. Таким образом, это местное название местной вещи. Именно поэтому этнографический диалектизм не может быть переведен на литературный язык в большинстве случаев. Его нельзя без ущерба для смысла заменить каким-то соответствующим литературным синонимом. Так, в некоторых южнорусских областях носят панёвы. Панева – это разновидность юбки; она шьется из нескольких полотнищ яркой ткани. На севере панев не носят, а там, где их носят, они называются именно так.

Особенности семантических диалектизмов

К семантическим диалектизмам относятся слова, обладающие диалектным значением, но соответствующие общелитературным словам. Таким образом, если в говоре общелитературное слово употреблено в значении, не свойственном литературному языку, то это местное значение слова, которое представляет собой семантический (смысловой) диалектизм.

Фразеологические диалектизмы

В данную группу диалектной лексики включаются диалектные устойчивые сочетания, имеющие смысловые параллели в литературном языке или не имеющие их. Л.А.Шевченко приводит следующие примеры фразеологических диалектизмов: зол к работе – "трудолюбивый"; остаться на корни – "при разделе остаться жить в отцовском доме";

Таким образом, диалектизм рассматривается нами на уровне лексики. Различается несколько типов диалектизмов в зависимости от отношения диалектного слова к литературному языку: отличается ли оно отдельным звуком, аффиксом, корневой морфемой, всем звуковым комплексом или по своей семантике. Особо выделяются в каждом говоре собственно лексические диалектизмы, которые подразделяются на тематические группы.

Собрав диалектизмы нашего села, мы распределили их по группам:

  1. Фонетические.

Мяшечек – мешок

Собойка – с собой

БЫВАТ – БЫВАЕТ

ЗНАТ – ЗНАЕТ

ПОЛУЧАТ – ПОЛУЧАЕТ

ЗЕРКИЛА – ЗЕРКАЛО

МУРАВЛИ- МУРАВЬИ

ЛЕСАПЕД-ВЕЛОСИПЕД

МЕДМЕДЬ-МЕДВЕДЬ

КАПЕТИК-ПАКЕТИК

РАЗДЕГАЙСЯ-РАССТЕГИВАЙСЯ

ОДЕЯЛЕ- ОДЕЯЛО

КУРЯГА- КУРАГА

СНЕЖНИЦА-ЛУНКА В СНЕГУ, ГДЕ БРАЛИ ВОДУ В РЕКЕ

  1. Собственно лексические


РАЗМУНИШИТЬ-РАЗДЕТЬ

ДАВЕЧА- НАДАВНО

ОКЛЕ- ОКОЛО

ЛИЧИТ- ИДЕТ К ЛИЦУ

УВОШНЕГО-ЕГО

ИХНЕГО - ИХ


  1. Этнографические

КОКУРКИ- ПЕЧЕНЬЕ

ПРИСУСЕНДИЛАСЬ – ПРИСЕЛА

КОЛЯКАТЬ – ГОВОРИТЬ

ОТУДЫБИЛА – ОТОШЛА ОТ ПОТРЯСЕНИЯ

ВОСТАНОШНО – СВЕРХ МЕРЫ

СРУШНАЯ- СГОВОРЧИВАЯ

ТРИТЕВНЯ- ПОЗАВЧЕРА

БЕЗУТИШНО – ПОСТОЯННО

КАПАНА- ПОХОЖА

ВСКЛЕНЬ – ПОЛНЫЙ, ДО ВЕРХУ

РАСТУТЫРИЛАСЬ – НАРЯДИЛАСЬ

ПРИЧАПУРИЛАСЬ – ПРИНАРЯДИЛАСЬ

ШПАЛЕРЫ- ОБОИ

УТИРАЛЬНИК- ПОЛОТЕНЦЕ

ШАБРЫ- СОСЕДИ

ЧАКАН- КАМЫШ

ПОДОЛОВКА-ЧЕРДАК

ПОВЕТЬ- НАВЕС, ПОКРЫТЫЙ СОЛОМОЙ

  1. Фразеологическая

КИДАТЬ НА СЫР – ДАРИТЬ ПОДАРКИ НА СВАДЬБЕ

Выводы:

Таким образом, полученные результаты показали, что самая многочисленная группа этнографическая. Данной группой объединены слова, называющие предметы, характерные для быта, хозяйства данной местности. Предмет, какая-то вещь встречается только на территории распространения данного диалекта. Менее многочисленны фонетическая группа, собственно лексическая и группа фразеологических диалектизмов.

Говоря об особенностях народной речи, нельзя обойти вниманием то, как бережно, экономно и, вследствие этого, ярко и точно пользуются деревенские жители ресурсами языка, как творчески переосмысливают и воплощают в языке мир, находящийся вокруг. Надеемся, что услышанное заинтересовало вас и заставило иначе взглянуть на речь наших с вами деревенских жителей.

Использованные ресурсы

  1. slovari.yandex.ru

  2. ru.wikipedia.org

  3. gramota.ru

  4. dic.academic.ru



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа Тема: «Использование диалектизмов в речи односельчан» iconКурского муниципального района Ставропольского края
Использование заимствований из английского языка в повседневной речи Исследовательская работа
Исследовательская работа Тема: «Использование диалектизмов в речи односельчан» iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
Исследовательская работа Тема: «Использование диалектизмов в речи односельчан» iconЖанры исследовательских работ школьников
Описание оценки жанров "реферат", " Исследовательский реферат ", " Исследовательская работа ", " Проектно-исследовательская работа"....
Исследовательская работа Тема: «Использование диалектизмов в речи односельчан» iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Исследовательская работа Тема: «Использование диалектизмов в речи односельчан» iconИсследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо...
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции....
Исследовательская работа Тема: «Использование диалектизмов в речи односельчан» iconФи ученика
Исследовательские работы школьников были представлены следующими жанрами: исследовательский реферат – 2, исследовательская работа...
Исследовательская работа Тема: «Использование диалектизмов в речи односельчан» iconСписок учащихся, рекомендованных на участие в городской научно практической...
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
Исследовательская работа Тема: «Использование диалектизмов в речи односельчан» iconИсследовательская работа «Использование экологически чистых природных...
Сборник "Классная работа" -2013/2014. Тертица Ирина Борисовна. — Москва, 2014. — 100 стр., ил
Исследовательская работа Тема: «Использование диалектизмов в речи односельчан» iconИсследовательская работа по лингвистике Тема: «Логичность речи»
Состояние современного русского человека давно вызывает беспокойство, как социалистов-филологов, так и других представителей наук,...
Исследовательская работа Тема: «Использование диалектизмов в речи односельчан» iconРеферат «Я хочу рассказать о…Юрии Борисовиче Левитане». 8-в класс...
Проектно – исследовательская работа «Вихрь чувств в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Исследовательская работа Тема: «Использование диалектизмов в речи односельчан» iconКонспект занятия по письму и развитию речи в 3 классе. Учитель-дефектолог:...
Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре
Исследовательская работа Тема: «Использование диалектизмов в речи односельчан» iconПоисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации)
Поисково-исследовательская работа – важнейшее направление деятельности школьного музея, которое способствует его развитию, обеспечивает...
Исследовательская работа Тема: «Использование диалектизмов в речи односельчан» iconТема: Кто развязал «холодную войну»?
Методы и приемы учителя: беседа- диалог, самостоятельная работа с документами, использование проблемной ситуации, элементы дискуссии,...
Исследовательская работа Тема: «Использование диалектизмов в речи односельчан» icon1 Конференция проводится в форме (конкурсных) презентаций ученических...
Школьном этапе традиционной краевой межкадетской научно-практической конференции «Дети в мире науки»
Исследовательская работа Тема: «Использование диалектизмов в речи односельчан» iconОбщая характеристика нир ученическая научно-исследовательская работа-...
Ученическая научно-исследовательская работа это целенаправленная и результативная творческая работа ученика (группы учеников), выполненная...
Исследовательская работа Тема: «Использование диалектизмов в речи односельчан» iconСреднего профессионального образования
Самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск