Скачать 123.91 Kb.
|
«Шаг в будущее - 2013» Исследовательская работа по лингвистике Тема: «Логичность речи» Выполнил: ученик 9 класса МБОУ «Верхне-Идинская СОШ» Галичин Антон Руководитель: Учитель русского языка и литературы МБОУ «Верхне-Идинская СОШ» Канурина Юлия Викторовна С. Тихоновка ОГЛАВЛЕНИЕ
ОБОСНОВАНИЕ ВОЗНИКШЕЙ ПРОБЛЕМЫ В настоящее время, в связи со значительными изменениями условий функционирования языка, актуальной становится проблема языка как средства общения, языка в его реализации, проблема речи. Состояние современного русского человека давно вызывает беспокойство, как социалистов-филологов, так и других представителей наук, всех тех, чья деятельность связана с речевым общением. Поэтому назрела необходимость возрождения непрерывной подготовки на всех ступенях образования. Цели: 1. Изучить основы культуры речи и различные нормы литературного языка. Задачи:
ВВЕДЕНИЕ Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, уметь не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и ВУЗов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникаций. Нормы русского литературного языка делятся на 7групп:
Культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический. Языковая норма – это центральное понятие речевой культуры, а нормативный аспект культуры считается одним из важнейших. Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления и т.д.). На использование речевого этикета большое влияние оказывает экстралингвистические факторы: возраст участников речевого акта (целенаправленного речевого действия), их социальный статус, характер отношений между ними (официальный, неофициальный, дружеский, интимный), время и место речевого воздействия и т.д. Этический компонент культуры накладывает строгий запрет на сквернословие в процесс общения, осуждает разговор на «повышенных тонах». Культура речи вырабатывает навыки отбора к употреблению языковых средств в процессе речевого общения, помогаем сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с их коммуникативными задачами. Выбор необходимых для данной цели языковых средств – основа коммуникативного аспекта культуры речи. Его целесообразность одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия. ИСТОРИЯ Учение о качествах речи берет свое начало в трудах античных философов, ораторов, которые разработали целую систему качеств речи – положительных и отрицательных. Например, Теофраст в книге «О стиле» изложил такие достоинства речи, как чистота, ясность, точность, величавость, суровость, торжественность, стремительность, правдивость и мощность. К недостаткам речи Гермоген относил сбивчивость, напыщенность, ребячливость, ложный пафос. По убеждению Цицерона, чистота и ясность речи важны и необходимы, но их недостаточно, чтобы оратор смог вызвать восхищение слушателей, - для этого нужна красота речи. По мнению Дионисия Галикарнасского, самое важное и совершенное из достоинств речи уместность. КАЧЕСТВА ИДЕАЛЬНОЙ РЕЧИ Словесное выражение, каких бы формах оно не выступало, всегда имеет определенную цель. Лингвисты говорят, что словесное выражение выполняет определенные функции, главнейшей из которых общение, сообщение и воздействие. Люди давно заметили, что словесное выражение лучше воспринимается и, следовательно, лучше достигает своих целей, если обладает некоторыми положительными качествами. Постепенно в практике обучения владению языком определился круг этих качеств:
ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ Логичность речи – это коммуникативное качество, предполагающее умение последовательно, непротиворечиво и аргументировано оформлять выражаемое содержание. Человек, который хочет научиться говорить и писать логично, должен, прежде всего, научится логично мыслить. Необходимо воспитывать в себе строгую дисциплину мысли, не допускать в самом мышлении логических ошибок и просчетов. Различают логичность предметную и понятийную. Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений языковых единиц в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной деятельности. Логичность понятийная есть отражение структуры логичной мысли. Эти два вида логичности тесно взаимосвязаны и в конкретной речи выступают в единстве. Одно из условий логичности высказывания – его непротиворечивость. Однако в политической речи можно найти немало примеров, когда это условие нарушается. Рассмотрим следующий пример: «Военный этап восстановления Конституции России в Чеченской Республике практически завершен. Вместе с тем… в Грозном продолжаются упорные бои». В этом высказывании второе предложение перечеркивает смысл первого. В результате этого или при объединении несоотносимых понятий могут возникнуть логические ошибки (алогизмы). Алогизм – тип логической (речевой) ошибки, состоит в нарушении логических связей в тексте, в логических разрывах, в бездоказательных и неправильных выводах. Нарушение логических связей между словами и частями высказывания может привести к непреднамеренному комизму. Например: «Хочу выразить искреннюю благодарность врачу санитарно-лесной школы. Человек этот с всегда улыбающимся лицом и вместе с тем большим опытом». Соединены в один ряд несоотносимые понятия: располагающая внешность и профессиональный опыт. Важным условием создания логичной речи является правильный порядок слов. В синтаксической структуре предложении порядок слов определяет взаиморасположения компонентов словосочетания и общую организацию группы подлежащего и группы сказуемого. Нарушение порядка слов приводит к нарушению логической последовательности изложения к неясности смысловых акцентах в нем. Вот пример неудачного словорасположения в предложении: «Напоминаю родителям, что без путевок дети на все базы отдыха не принимаются» Это предложение следует исправить так: в начало вынести обстоятельство место и устранить слово «все»: «На базы отдыха дети без путевок не принимаются». «Надоенное молоко надо сдавать государству высокого качества». «К окнам подошла невысокая девушка с голубыми глазами и стала их протирать». Также важным условием создания логичной речи является краткость. Явление словесной избыточности показывается плеоназмом. Например:
ЗАКОНЫ ЛОГИКИ Существует 4 закона логики: три открыл Аристотель, четвертый сформировал немецкий ученый Лейбниц.
Состояние культуры речи определяется как уровнем социально-речевого взаимодействия, так и уровнем межличностного общения. Влияние публицистического стиля на речевую культуру всего общества огромно. Поэтому общение в рамках этого стиля требует особого внимания к содержанию и форме высказываний. ТЕСТ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ После того как был проведен классный час ученикам была представлен тест логического мышления в который входило 12 вопросов (приложение №1). Необходимо было определить формальную правильность того или иного логического умозаключения (или ряда утверждений). Реальная действительность не играет в этом никакой роли (это немного усложняет тест, поскольку содержание обсуждений обсурдологически безупречно). Учитывалось также то, что правильных ответов может вообще не быть, может быть больше одного. За каждый правильный ответ ученик получал 1балл Количество баллов от 0 до 2 говорит о том, что с логикой очень слабо. От 3 до 6 – логика не отсутствует, но, наверное, имеет смысл потренироваться. Область 7-10 – вполне приемлемый результат, говорящий о нормально развитых способностях. 11 или 12 говорят о хорошо развитых логических способностях. Вас трудно убедить речами, в которых есть логические неувязки. Вы видите многие ситуации «насквозь» можете «предсказывать» поведение людей из вашего окружения. Проанализировав результаты, я составил диаграмму(приложение 2) По итогам теста логического мышления видно, что из всего 9-ого класса только два ученика показали вполне приемлемый результат. У девяти логика не отсутствует, но она слабо тренированна, а у пяти так вообще очень слаба. Эти результаты показывают, какое у нынешних школьников слабое логическое мышление. АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ Во время моего исследования я брал у учителей различные сочинения учеников. Проанализировав их, были обнаружены ошибки такого вида:
А в сочинении на свободную тему мальчик поделился своими планами: «Мы наметили посетить музей и вынести из него все самое ценное и интересное» Вывод: По итогам анализа сочинений были выявлены ошибки, связанные с неумением выбирать из синонимического ряда слово, соответствующее по стилю всему тону речи. Также из-за неумения использовать многозначные слова. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение №1 «Тест логического мышления»
а) правильно б) неправильно
а) правильно б) неправильно
а) правильно б) неправильно
а) правильно б) неправильно
а) правильно б) неправильно
а) правильно б) неправильно
а) Екатерина обманывает б) Екатерина крадет в) Екатерина не крадет г) Екатерина обманывает и крадет д) Екатерина не обманывает
а) воробьи без ног могут летать б) Некоторые воробьи не имеют ног в) Все воробьи, у которых есть ноги – не могут летать г) воробьи не умеют летать, потому что у них есть ноги д) воробьи не умеют летать и у них есть ноги
а) У некоторых людей три ноги б) Европейцы, являются людьми и иногда трехноги в) Люди с двумя ногами – не являются европейцами г) Европейцы – не люди с тремя ногами д) Европейцы с двумя ногами иногда являются людьми
а) Все зеленые животные пьют водку б) Некоторые зеленые животные пьют водку в) Цветы, которые пьют водку, являются зелеными животными г) Зеленые животные не являются цветами
а) Бывают квадраты с красными углами б) Бывают квадраты с круглыми углами в) Бывают круглые красные углы г) Углы и квадраты круглые и красные д) У красных квадратов круглые углы
а) Плохие начальники летят с неба вниз б) Хорошие начальники, которые умеют летать – могут петь в) Некоторые плохие начальники не могут петь г) Некоторые хорошие начальники плохи, т.к. не умеют петь д) Плохие начальники не падают с неба Ключ (правильные ответы): 1-б, 2-а, 3-б, 4-а, 5-а, 6-б, 7-ни один,10-бв, 11ни один, 12-ни один. Приложение 2 |
Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская... Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский... | Примерное распределение часов русского языка по умк львовой в 7 классе Текст как произведение речи (уроки 46-47) § 10. Точность и логичность речи (уроки 48-49) | ||
Исследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса... Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края | Исследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо... Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции.... | ||
Исследовательская работа Тема: «Использование диалектизмов в речи односельчан» Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная... | Фи ученика Исследовательские работы школьников были представлены следующими жанрами: исследовательский реферат – 2, исследовательская работа... | ||
Список учащихся, рекомендованных на участие в городской научно практической... Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа) | Курского муниципального района Ставропольского края Использование заимствований из английского языка в повседневной речи Исследовательская работа | ||
Реферат «Я хочу рассказать о…Юрии Борисовиче Левитане». 8-в класс... Проектно – исследовательская работа «Вихрь чувств в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» | Конспект занятия по письму и развитию речи в 3 классе. Учитель-дефектолог:... Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре | ||
Поисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации) Поисково-исследовательская работа – важнейшее направление деятельности школьного музея, которое способствует его развитию, обеспечивает... | 1 Конференция проводится в форме (конкурсных) презентаций ученических... Школьном этапе традиционной краевой межкадетской научно-практической конференции «Дети в мире науки» | ||
Общая характеристика нир ученическая научно-исследовательская работа-... Ученическая научно-исследовательская работа это целенаправленная и результативная творческая работа ученика (группы учеников), выполненная... | Среднего профессионального образования Самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов,... | ||
Участие в научно-практической конференции «Путь к успеху» Тема работы, тип работы (исследовательский реферат, проектно–исследовательский работа, исследовательская работа) | Жанры исследовательских работ школьников Описание оценки жанров "реферат", " Исследовательский реферат ", " Исследовательская работа ", " Проектно-исследовательская работа".... |