Оглавление.
Объяснительная записка……………………………………3
Содержание программы…………………………………….4
Требования к усвоению программы……………………….5
Приложения…………………………………………………10
Программа факультатива
по «Риторике для 7-8 классов»
Объяснительная записка
Курс риторики в 7 классе рассчитан на 34 часа. Основой при организации занятий является учебник «Школьная риторика» 7 класс под редакцией Т.А.Ладыженской Москва 2003 год, уделяется внимание общению и этикету общения, учащиеся осваивают навыки личного и публичного общения, приобретают умения, необходимые при составлении презентации. Продолжается работа над техникой речи, работают над жестами и мимикой, инсценируя сказки, басни собственного сочинения.
Учащиеся осваивают навыки, необходимые в учебной деятельности: работая над определением, правилом.
Ребята получают представление о качественной речи, о соответствии речи стилю высказывания. Большое внимание отводится работе с книгой, отработке приемов осмысления учебного текста, подбору заголовков к произведениям собственного сочинения, писать и составлять рецензию на работу товарища или устное выступление. Вырабатывается умение вести дискуссию, отстаивать свое мнение, спорить.
Курс факультативных занятий в 7 классе включает следующие разделы:
- общение и этикет в общении – 11 часов
- техника речи и способы ее совершенствования – 4 часа
- устная речь, умение ее строить и требования к ней – 8 часов
- работа с книгой при подготовке устных и письменных высказываний – 11 часов
Каждый раздел предусматривает теоретические сведения, инсценирование ситуаций, речевые разминки, риторические игры, выразительное чтение произведений собственного сочинения.
Курс «Риторики» в 8 классе рассчитан на 17 часов
Ребята учатся навыкам и умениям, необходимым при работе с книгой и при выступлениях. Они обучаются приемам подготовки устной речи, составлению тезисов, конспектов, рефератов.
Учащиеся приобретают умение не только писать реферат, но и правильно его оформить, знакомятся с этапами подготовки текста, расположением его частей, риторическими фигурами. Большое внимание уделяется оформлению официально - деловых бумаг, знакомству с деловыми жанрами: протоколом, отчетом, рецензией. Изучая газетные жанры, учащиеся тренируются в написании заметок, эссе, этюдов.
Программа состоит из трех разделов: устное общение (8 часов), работа с книгой и газетой (5 часов), деловая речь (4 часа).
«Риторика 7 класс» (34 часа)
№ п/п
| Тематика занятий
| Краткое содержание
| Количество часов
| Общение и этикет в общении (11 часов)
| 1
| Введение. Речевая ситуация, коммуникативное намерение.
| Заполнение таблицы, «способы коммуникативного намерения». Ролевое чтение диалогов из комедии Гоголя «Ревизор». Выяснение коммуникативного намерения героя.
| 1 час
| 2
| Презентация - представление.
| Составление презентации о любимом животном.
| 1 час
| 3
| Техника речи. Свободное дыхание, зарядка для языка и губ.
| Чтение скороговорок, инсценирование «Кричалок собственного сочинения».
| 1 час
| 4
| Когда и где мы общаемся.
| Ситуации общения в транспорте, аудитории, работа с художественными текстами. Горький «Детство», Олдридж «Последний дюйм» (диалоги), их анализ.
| 1 час
| 5
| Будем знакомы.
| Составление памятки «Знакомство». Разыгрывание ситуации «Новый ученик в классе». Порядок представления.
| 1 час
| 6
| Виды общения.
| Оценка речевых ситуаций по видам общения. Характеристика речевой ситуации из повести Железникова «Чучело».
| 1 час
| 7
| Личное и публичное общение.
| Работа с рисунками, понятие о личном и публичном общении. Разыгрывание ситуаций, соответствующих видам общения.
| 1 час
| 8
| Просто личное общение.
| Понятие о личном письме. Составление тезисов к выступлению «Речевой этикет 18 века».
| 1 час
| 9
| Вежливое возражение.
| Составление таблицы речевых формул согласия и несогласия (возражения). Подбор слов, смягчающих возражение.
| 1 час
| 10
| Формулы согласия и несогласия.
| Составление памятки «Как возразить и не поссориться». Разыгрывание ситуаций.
| 1 час
| 11
| Занятие – практикум. Инсценирование ситуаций.
| Вежливое возражение оппоненту в разных ситуациях.
| 1 час
|
Техника речи и способы ее совершенствования (4 часа)
| 1
| Подружимся с голосом, способы улучшения звучания голоса.
| Иллюзия жужжания жука. Скороговорки, имитация, работы пилы.
| 1 час
| 2
| Тренировка дыхания.
| Дыхательные упражнения, чтение на выдохе четверостиший.
| 1 час
| 3
| Жесты и мимика.
| Инсценирование сказок и басен собственного сочинения с использованием жестов.
| 1 час
| 4
| Роль взгляда, улыбки в контакте.
| Взгляд, жесты Ивана Ивановича в повести Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Исполнение песни «Улыбка».
| 1 час
| Устная речь, требования ней (8 часов)
| 1
| Учимся отвечать определения.
| Понятие о видах определений.
| 1 час
| 2
| Мы строим определения.
| Языковые модели построения определений.
| 1 час
| 3
| Узнай по описанию.
| Игра «Узнай по описанию профессию героя».
| 1 час
| 4
| Правила.
| Составление алгоритмов и вывод правила на их основе.
| 1 час
| 5
| Советы от души. Виды советов.
| Работа с отрывком из произведения Овидия по определению задач, советов. Ответные реплики на совет. Два вида советов.
| 1 час
| 6
| Достоинства речи.
| Понятие о правильности, чистоте, логичности речи, ее уместности и выразительности.
| 1 час
| 7
| Роль уместности речи.
| Рассматривание по рисункам уместного и неуместного речевого поведения. Оценки речевого поведения в комедии Фонвизина «Недоросль».
| 1 час
| 8
| Соответствие стилю высказывания.
| Оценка речи молодого человека в рассказе А.П.Чехова «Злой мальчик», «Толстый и тонкий».
| 1 час
|
Работа с книгой при подготовке
устных и письменных высказываний (11 часов)
| 1
| Чтение с пометками, редактирование.
| Составление памятки условных обозначений речевых недочетов. Редактирование работ одноклассников.
| 1 час
| 2
| Учимся читать учебную литературу.
| Ознакомительное и изучающее чтение, составление аннотации на книгу.
| 1 час
| 3
| Приемы осмысления учебного текста.
| Составление памятки.
| 1 час
| 4
| Учимся говорить и писать.
| Афористичность, сжатость, выразительность речи в японском хокку, обучение составлению японских хокку. Работа с отрывком Лихачева «Земля родная».
| 1 час
| 5
| Заголовок.
| Подбор заголовков к собственным стихам. Соотношение смысла произведения и заголовка.
| 1 час
| 6
| Необычные тексты. Фотозарисовки.
| Обучение составлению фотозарисовок, их оформлению.
| 1 час
| 7
| Коллективный дневник. Летопись класса.
| Обучение оформлению личных дневников.
| 1 час
| 8
| Цитата, ее роль.
| Способы оформления цитат.
| 1 час
| 9
| Рецензия.
| Составление рецензии на прочитанную книгу.
| 1 час
| 10
| Деловой стиль. Заявление, расписки, доверенность.
| Обучение оформлению деловых бумаг.
| 1 час
| 11
| Обобщающее занятие. Презентация лучших работ.
| Обучение выступлению, манере держать себя.
| 1 час
|
8 класс
№ п/п
| Тематика занятий
| Краткое содержание
| Количество часов
| Устное общение (8 часов)
| 1
| Общение. Виды общения.
| Составление памяток «Как не надо общаться».
| 1 час
| 2
| Приемы подготовки устной речи.
| Построение диалогов. Сочинение сказок, содержащих диалог. Пересказ, близкий к тесту.
| 1 час
| 3
| Жесты. Мимика. Поза.
| Инсценирование басен собственного сочинения.
| 1 час
| 4
| Учимся отвечать .
| Обучение умению составлять план ответа.
| 1 час
| 5
| Качество речи. Выразительность.
| Редактирование сказок собственного сочинения, рассуждение. Работа со словарями.
| 1 час
| 6
| Утешение. Форма утешения.
| Разыгрывание ситуаций.
| 1 час
| 7
| Учимся спорить. Способы доказательства. Аргументированный ответ.
| Тезис, аргументы, вывод. Ситуация: нужна ли поэзия современному человеку.
| 1 час
| 8
| Инсценирование.
| Ролевая игра. Инсценируем рассказы Чехова: функции кинооператоров, звукорежиссеров, костюмеров.
| 1 час
| Работа с книгой и газетой (5 часов)
| 1
| Читаем и усваиваем информацию.
| Знакомство с организацией прочитанного материала, формы записи прочитанного: план, тезисы, выписки.
| 1 час
| 2
| Реферат, как вид текста.
| Обучение приемам оформления реферата. «Мой любимый поэт».
| 1 час
| 3
| Тезисы, конспект
| Отличие тезисов от плана. Два вида тезирования: авторские тезисы, собственные слова.
| 1 час
| 4
| Этапы подготовки текста, риторические фигуры.
| Обучение правке текста, приемам построения текстов разных жанров.
| 1 час
| 5
| Газетные жанры. Правила для берущихся за перо.
| Обучению, умению писать репортаж, эссе.
| 1 час
| Деловая речь (4 часа)
| 1
| Деловые жанры. Протокол, отчет, рецензия.
| Работа по оформлению деловых бумаг.
| 1 час
| 2
| Письма личные и официальные, их структура.
| Оформление личных писем. Памятка по оформлению.
| 1 час
| 3
| Текст-характеристика.
| Составление характеристик на своих товарищей.
| 1 час
| 4
| Биографическое повествование.
| Биография великих людей. Составление и оформление своей автобиографии.
| 1 час
|
Умения и навыки, приобретаемые учащимися.
Учащиеся, усвоившие программу факультативного курса 7-8 классов, приобретают следующие умения и навыки:
- умение общаться в различных жизненных ситуациях;
- умение составлять презентацию и выступить с ней;
- усваивают навыки публичного общения;
- приобретают навык совершенствовать свою речь и правильно технически строить ее;
- овладевают навыками работы с книгой: редактированием, подборкой заголовков, ведением дневников, написанием рецензии;
- приобретают навык овладения разными способами цитирования;
- приобретают навык написания деловых бумаг;
- овладевают умением подготовить устную речь;
- приобретают навык использования выразительных средств языка;
- отрабатывают умение вести дискуссию, аргументировать ответ;
- приобретают умения по оформлению рефератов;
- совершенствуют навыки конспектирования и тезирования;
- овладевают навыком оформить протокол, отчет, рецензию, написать характеристику, автобиографию. |