Скачать 44.57 Kb.
|
Открытые уроки для родителей « Я умею, я могу» Как может мама помочь своему ребёнку Работа над звуковой стороной речи в этом возрасте идет в следующих направлениях: развитие слухового восприятия развитие артикуляционной моторики (развитие и укрепление мышц языка, губ Для развития слухового восприятия помогут такие игры: «Угадай, что я делаю?» «Угадай, где звонит?» «Угадай, чья это песенка». Для укрепления мышц языка существуют следующие упражнения, которые помогут развить подвижность языка, выработать умение придавать языку нужную форму, позу. Для устранения смягчения, которые присутствуют в речи детей этого возраста, помогут пропевания разных песен на такие звуки: а. о, у, ы, э. (Используются знакомые детям пески, например: «В лесу родилась елочка». «Антошка», «Пусть бегут неуклюже», и т.п.). Таким образом, знание родителями особенностей процесса формирования речи ребенка может предупредить многие серьезные недочеты в его развитии. «Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и. пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя- пя». Похлопывать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт о т 1 до 5-10 раз. Нижняя губа не должна подворачиваться и не натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка должны касаться углов рта. «Лопатка». Рот открыт. Губы улыбаются. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10 раз. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не должен высовываться далеко: он должен только накрывать нижнюю гуру. Боковые края языка должны касаться углов рта. «Почистим нижние зубы», (упражнение «Щетка») Рот открыт. Губы улыбаются. Широким кончиком языка погладить нижние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону, затем вверх-вниз. Следить, чтобы нижняя губа не закрывала нижние зубы, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась. «Дудочка». Рот открыт. Боковые края языка свернуть трубочкой. Язык в таком положении удерживается под счёт от 1 до 5-10 раз. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными. «Киска сердится». Рот открыт. Губы улыбаются. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык был широким, губы и нижняя челюсть неподвижны. 6. «Птичка». В игровой форме отрабатывается произнесение звука «и», так как этот звук является опорным звуком для постановки звуков «с-сь», артикуляция данного звука имеет тоже положение языка и губ, что и звуки «с-сь». Губы улыбаются, Широкий язык плотно прижимается к нижним резцам. Птичка поёт песенку: «и-и-и. «Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между палочками. Мастер – класс «Развиваем речь с помощью скороговорок». Чем полезны скороговорки? Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная. Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали. Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания. Так же это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника. Как проговаривать скороговорки с ребенком? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции. (Воспитатель раздает карточки со скороговорками) Итак, проделывайте все пошагово:
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку -Молодец у молодицы попросил воды напиться -У маленького Сани сани едут сами сани едут сами у маленького Сани -Булку, баранку, батон и буханку пекарь испек спозаранку - Зимним утром от мороза на заре звенят березы. - Волк рыщет - пищу ищет вот тебе щи, а нас не ищи! Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие! |