Тема: Повторение тем «Словообразование», «Двусоставные предложения»





Скачать 159.18 Kb.
НазваниеТема: Повторение тем «Словообразование», «Двусоставные предложения»
Дата публикации13.08.2013
Размер159.18 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Конспект урока по русскому языку для 8 класса учителя русского языка

Ондар Саиды Монгеевны

Тема: Повторение тем «Словообразование», «Двусоставные предложения»,

«Односоставные предложения».

Цели: - повторение и закрепление пройденного по темам ,

-отработка умений определять связь между словами в словосочетании и

предложении,

-закрепление навыков постановки знаков препинания,

-прививать любовь к родной природе.

Методические приемы: лингвистические разборы /работа с предложением, текстом/,

задания на закрепление изученного, тест, работа с таблицами.

Оборудование: раздаточный материал - карточки, ИКТ, текст из сборника Т.Ю. Угроватовой «Р.Я. Материалы для подготовки к итоговой аттестации»

Ход урока: 1.Оргмомент. - Сегодня на уроке мы с вами обобщим и систематизируем все знания по темам «Словосочетание», «Двусоставное предложение» и «Односоставное предложение». Эти знания вам будут необходимы при написании итоговой контрольной работы за этот учебный год и при сдаче Единого Государственного экзамена.

План нашей работы: 1…. 2… 3…. /см.слайд №2/

2. Повторение. 1) Итак первое задание. Перед вами карточка №1, работаем с ней.См.слайд№3,4/

Карточка №1.

  • Прочитайте задание.

Рассыпались предложения! Подберите к первой части подходящую по смыслу вторую часть. Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания.

1.Улыбнется На ней не скроешь тайны 2. Искру туши до пожара И она исчезнет навсегда 3. Земля кругла Беду отведи до удара 4. Красоту только тронь небрежной рукой Солнце красное взойдет

  • Выпишите словосочетаний со следующими видами связи: 1) согласование, 2) управление, 3) примыкание.

-Но прежде, чем выполним это задание, повторим: - Что такое словосочетание? - Какие виды словосочетаний по наличию главного слова вы знаете? /глагольные, именные,

наречные/

- Какие виды связи в словосочетании вы знаете? /сочинительная и подчинительная/ - Какие способы подчинительной связи вы знаете? /согласование, управление, примыкание/

  • Расскажите о каждом способе связи. /См. слайд №5/

2) - ? Почему вы не выписали как словосочетание «солнце взойдет»? /Это грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое, т. е. предложение//

- Какие виды предложений по наличию главных членов вы знаете? /Двусоставные и односоставные/

* Приведите примеры из составленных вами предложений.

/Двусоставные: Улыбнется солнце красное, взойдет.

Земля кругла.

И она исчезнет навсегда.

Односоставные: Искру туши до пожара, беду отведи до удара.

Красоту только тронь небрежной рукой.

На ней не скроешь тайны./

3) Обратимся к двусоставным предложениям.

Перед вами карточка №2. Прочитайте задание.

Карточка №2

  • При чтении текста вставьте пропущенные глаголы, избегая неоправданных повторов.

Чтобы продлить жизнь на планете, нужно … леса, … природные ресурсы, … реки, .., а не .. цветы и травы.

Сможет ли человек … природу от гибели? Сможет ли он … ей в борьбе с кислотными дождями и ядовитыми газами? Сможет ли быть другом всему живому и на Земле? От ответа на эти вопросы зависит его собственная судьба, ибо человек и природа – единое целое.

Слова для справок: охранять, беречь, не загрязнять, сажать, рвать, сохранить, помочь.

? – Какова тема данного текста? /охрана природы, экологические проблемы, стоящие перед человечеством, будущая жизнь человека и природы./

- Какие средства языка использует автор для того, чтобы показать многообразие проблем экологического характера? /вопросительные предложения с одинаковой структурой./

* Подчеркните грамматические основы предложений, определите тип сказуемого.

? Какой тип сказуемого преобладает в тексте? Почему? /составное глагольное сказуемое; важно действие для решения экологических проблем/

*Но в этом тексте есть простое глагольное сказуемое. Найдите его /зависит/.

* А также составное именное. Найдите его. /Сможет быть другом, человек и природа – целое./

4) * Объясните, почему в данном предложении поставлено тире. ? – Какие еще случаи вы знаете постановки тире между подлежащим и сказуемым? /См.слайд № 6/

- В каких случаях тире не ставится между подлежащим и сказуемым? Приведите примеры из д/з.

5) Вернемся к нашей таблице «Односоставные предложения».

*Расскажите, какие типы односоставных предложений вы знаете. Объясните, почему они так называются.

* Определите тип односоставных предложений в карточке №1. /Обобщенно-личные/

Перед вами лежит карточка №3. У каждой группы своя карточка. Прочитайте внимательно задание и выполните его.

Карточка №3.

1 группа

Выделите грамматическую основу и укажите тип предложения.

1.Утро. Тишина. 2.С вечера подморозило. 3. Пусть построят на этом месте что-нибудь полезное людям. 4.Люблю дымок спаленной жнивы.

2 группа

Выделите грамматическую основу и укажите тип предложения.

Рассвело. Наскоро перекусив, отправляемся в путь. Вот и озеро. Вода прозрачна. Хорошо бы искупаться!

3 группа

Выделите грамматическую основу и укажите тип предложения.

1. Утро. 2. Я только что проснулся. 3. Свежо. 4 Вдруг в дверь постучались. 5. На пороге стоят мои друзья.

6) Мы все повторили. Теперь проверим наши знания. В книге «Материалы для подготовки к итоговой аттестации» откройте стр.178 и прочитайте текст №3. Выполните задания 1,2 к этому тексту и на карточке №4.

Карточка №4 1 группа 1. Из предложений 2-4 выпишите сказуемое, которое выражено кратким именем прилагательным. /известны/ 2. Из предложений 4-5 выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ /хорошо известно/ 3. Укажите номера предложений из первого абзаца, в состав которых входят односоставные безличные предложения.

2 группа 1. Из предложений 7-9 выпишите сказуемое, которое выражено кратким именем прилагательным. /важна/ 2. Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ /живите в среде/ 3. Укажите номер предложения из последнего абзаца, в состав которого входит односоставное безличное предложение. /7/

3 группа 1. Из предложений 7-9 выпишите сказуемое, которое выражено именем существительным. /9 – задача/ 2. Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ /целительная сила/ 3. Из 1-2 предложений укажите номер предложения и, в состав которого входит односоставное безличное предложение.

3. Подведение итогов.

- Что мы сегодня повторили?

- Чему научились? - Какой этап урока показался самым интересным? - Какой важной теме были посвящены тексты на этом уроке? - Какой вывод вы для себя сделали? 4. Домашнее задание. 1) Написать мини-сочинение на тему «Лесные сокровища», «Весенний лес», «Весна на реке» с включение в него изученных конструкций. /Темы на выбор учащихся/ 2) Тесты №9 стр.155-156 3) упр.418

Спасибо за урок!

Конспект урока русского языка в 8-м классе

Повторение по теме «Односоставные предложения»


Цель. Определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме «Односоставные предложения».

Задачи:

  • повторить материал по теме, увидеть своеобразие односоставных предложений;

  • развивать эстетический вкус, повышать культурный уровень через обращения к образцовым текстам художников слова;

  • расширить представление о личности Н.М. Карамзина, его роли в развитии русского литературного языка;

  • формировать умение строить устное высказывание в форме выступления.

Методы:

  • постановка проблемного вопроса;

  • организация обсуждения материала;

  • тестирование.

Подготовительная работа:

  • творческое домашнее задание (выписать из повести «Бедная Лиза» односоставные предложения разных видов);

  • индивидуальное сообщение о роли Н.М. Карамзина в развитии русского литературного языка.

Оформление:

  • толковые словари;

  • портрет Н.М. Карамзина, репродукция О.А. Кипренского «Бедная Лиза»;

  • старославянское написание слов прения, преть;

  • рисунок, отображающий лексическое значение слова прения;

  • таблица «Односоставные предложения»;

  • тесты;

  • планы работы групп («Рабочие программы»), значки П (практики), Т (теоретики), Р (рецензенты), письмо А.М. Пешковского (см. ход урока);

  • запись на доске стихотворных текстов Н.М. Карамзина (см. ход урока).

Рабочая программа партии теоретиков

  1. Вид односоставного предложения.

  2. Чем выражен главный член.

  3. В чем особенность употребления предложения.

Рабочая программа партии практиков

  1. Двусоставное или односоставное предложение. Доказать.

  2. Выделить главные члены предложения, определить, чем выражены.

  3. Определить вид односоставного предложения.

Рабочая программа рецензентской комиссии

  1. Ответ правильный.

  2. Ответ точный.

  3. Ответ полный.

План:

  1. Вводное слово учителя.

  2. Разноуровневая работа со словом.

  3. Синтаксическая пятиминутка.

  4. Повторение и анализ видов односоставных предложений.

  5. Вывод.

  6. Домашнее задание.

  7. Индивидуальное сообщение.

  8. Тестирование.

Ход урока


I. Вводное слово учителя

Учитель. Запишите в тетрадях тему урока. Сегодня я приглашаю вас в зал заседаний, в котором разгорятся прения по вопросу: Односоставные предложения в произведениях Н.М. Карамзина, в том числе в повести «Бедная Лиза». Перед нами стоит задача – увидеть своеобразие односоставных предложений. В зале заседаний присутствуют представители двух партий. Партия Теоретиков - ваша функция – теоретический материал. Партия Практиков – ваша функция – практические задания. И Рецензентская комиссия – ваша функция – критика и оценка. Председателем Рецензентской комиссии является учитель. (Прикрепляются значки принадлежности партии.) На партах есть рабочие программы, которые можете использовать при выступлении.

II. Разноуровневая работа со словом

Учитель. Запишите слово прения. Это слово старославянское по происхождению. Образовалось от слова пьреть и обозначало «ссориться». Каково современное значение слова прения

Работа с толковым словарем: прения – обсуждение, публичный спор по каким-нибудь вопросам. Открыть прения по докладу. Жаркие прения.

Задания.

  • Затранскрибировать слово прения.

  • Составить словосочетание, выполнить синтаксический разбор. Работа с рисунком: Точно ли передано лексическое значение слова на рисунке?

III. Синтаксическая пятиминутка.

Учитель. Выполните синтаксический разбор предложения.

Печенеги, заключив союз с Игорем, пять лет не тревожили России.

Это предложение из труда Н.М. Карамзина «История государства Российского», главы «Князь Игорь».

IV. Повторение и анализ видов односоставных предложений.

1. Повторение и анализ безличных предложений.

Учитель. Обратите внимание на стихотворные строчки Н.М. Карамзина:

Хотел писать я много
О том, как человеку
Себя счастливым сделать
И мудрым быть в сей жизни.
Но ах! мне надлежало
Тотчас себе признаться,
Что дух сих философов
Во мне не обитает.

Орфографическое списывание.

Задания:

1. Распределить слова по группам орфограмм.

2. Дать характеристику предложениям.

Проанализируйте предложения. Встретились ли односоставные? Таблица поможет сосредоточиться.

Односоставные предложения

О/Л

подлежащее – нет
сказуемое – 1, 2-е лицо

Б/Л

подлежащее – не может быть
сказуемое – безличное значение

Н/Л

подлежащее – нет
сказуемое – 3-е лицо
мн.ч. б.н.вр.; пр.вр. мн.ч.

НАЗЫВНЫЕ

подлежащее – есть
сказуемое – не может быть

Учитель. Слово партии Практиков.

Ученики. Первое предложение – сложное, состоящее из двух простых. Первое простое предложение двусоставное я хотел писать, второе простое предложение – односоставное, однородные сказуемые сделать счастливым и быть мудрым имеют безличное значение, поэтому предложение безличное.

Второе предложение – сложное, состоящее из двух простых. Первое простое предложение – односоставное, сказуемое надлежало признаться имеет безличное значение, в предложении не может быть подлежащего, поэтому предложение безличное. Второе простое предложение – двусоставное, так как состоит из подлежащего и сказуемого дух не обитает – грамматическая основа.

Учитель. Оценка Рецензентской комиссии.

Какие предложения называются безличными? Выступление партии Теоретиков.

Ученики. Безличное предложение – это односоставное предложение со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Сказуемое в безличном предложении может быть простым глагольным сказуемым, составным именным сказуемым или составным глагольным сказуемым. Безличные предложения разнообразны по форме и значению. Безличные предложения могут сообщать о состоянии природы, состоянии человека, о действии стихийных сил. Безличные предложения могут выражать желательность или необходимость действия.

2. Повторение и анализ определенно-личных предложений.

Учитель. Я прочитаю вам слова М.В. Ломоносова об одном из видов односоставных предложений. Определите, о каком?

Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит.

Ученики. Это высказывание об определенно-личных предложениях.

Учитель. Выступление партии Теоретиков об определенно-личных предложениях.

Ученики. Определенно-личные предложения – односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определенно указывают на лицо и число. Определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредоточивается на действии. Используются в различных стилях речи. Дают возможность избежать повторения личных местоимений.

Учитель. Приведите примеры определенно-личных предложений из домашнего задания. Работает партия Практиков.

Ученики. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты. Иногда на вратах храма рассматриваю изображение чудес…

Это односоставные определенно-личные предложения, так как сказуемые выражены глаголами в форме первого лица.

Учитель. Оценка Рецензентской комиссии.

Работа с поэтическим текстом Н.М. Карамзина.

Пой во мраке тихой рощи,
Нежный, кроткий соловей!
Пой при свете лунной нощи!
Глас твой мил душе моей.

Какие старославянские элементы использует Н.М. Карамзин?

Найдите определенно-личные предложения.

Оценка Рецензентской комиссии.

3. Повторение и анализ неопределенно-личных предложений.

Игровой момент.

Учитель. К нам в зал заседаний пришло прошение от лингвиста А.М. Пешковского рассмотреть следующий вопрос.

(Читается письмо, заранее положенное учителем на одну из парт.)

Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное.

Какой вопрос просит рассмотреть А.М. Пешковский? Слово партии Теоретиков.

Ученики. А.М. Пешковский просит рассмотреть вопрос о неопределенно-личных предложениях.

Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым- глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределенно. Говорящий или не считает нужным называть действующее лицо, или его нельзя назвать, так как оно неизвестно.

Учитель. Выборочный диктант. Я прочитаю отрывок из повести «Бедная Лиза», выпишите неопределенно-личные предложения.

Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом. Когда мы там, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!

Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом. И поставили деревянный крест на ее могиле.

Тут часто сижу в задумчивости. Надо мною шумят листья.

Слово партии Практиков.

Оценка Рецензентской комиссии.

4. Повторение и анализ назывных предложений.

Учитель. Вы знаете, что «Бедная Лиза» - сентиментальная повесть. Как удается (с помощью каких предложений) Н.М.Карамзину удается выразительно, лаконично, точно указать на место действия, состояние души героев?

Ученики. С помощью назывных предложений.

Учитель. Приведите примеры из повести.

Ученики. Вот ее мысли, ее чувства. Какая трогательная картина! Мечта!

Это назывные предложения, так как главный член – подлежащее, выраженное существительным.

Учитель. Оценка Рецензентской комиссии.

Выступление партии Теоретиков.

Ученики. Назывные предложения (номинативные) – односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется ) в настоящем, то есть назывные предложения утверждают, поэтому назывные предложения не могут быть отрицательными. С частицами вот, вон предложения приобретают указательное значение. Чаще употребляются в художественных и публицистических стилях. С их помощью лаконично и точно рисуется место, время действия, пейзаж, обстановка.

V. Вывод.

Учитель. Прения подходят к концу. Мы увидели, что односоставные предложения многообразны по своей структуре. В чем своеобразие односоставных предложений?

Ученики. Своеобразие, то есть оригинальность, отличие односоставных предложений, заключается в том, что односоставные предложения точны и лаконичны. Отсутствие второго главного члена в предложении указывает на то, что особенно важно для автора: действие или называние явлений.

VI. Домашнее задание.

Учитель. Используя односоставные предложения, напишите сочинение-миниатюру на одну из вечных тем: Любовь. Предательство. Жизнь и смерть, затрагиваемых Н.М. Карамзиным в повести «Бедная Лиза».

VII. Индивидуальное сообщение.

Учитель. Н.М. Карамзин, кроме того, что был писателем, поэтом, историографом, сыграл большую роль в развитии русского литературного языка.

Ученик. В конце 18 века Н.М. Карамзиным была введена буква Ё. Н.М. Карамзин отказался от устаревших слов, сблизил письменную и устную речь. Ввел в употребление много иноязычных слов: промышленность, общественный, общеполезный. Друг Н.М. Карамзина Петр Вяземский писал в стихах:

Язык наш был – кафтан тяжелый
И слишком пахнул стариной.
Дал Карамзин покрой иной –
Пускай ворчат себе расколы,
Все приняли его покрой.

Ученик 2. Однако распространение нового, «карамзинского языка» встретило и сопротивление, даже вызвало целую литературную войну. Против него выступили члены общества «Беседа любителей русского слова». Они считали церковнославянский язык языком духовности, высоких идей. На защиту Карамзина встала тогдашняя литературная молодежь: В. Жуковский, П. Вяземский, А. Тургенев, В. Пушкин. Они учредили литературное общество «Арзамас», сделавшее имя Карамзина своим знаменем.

VIII. Тестирование

Учитель. Заключительный этап работы зала заседаний.

Односоставные предложения

I В

I. Определите тип простого предложения:

А) односоставное;

Б) двусоставное.

1. Открой нам, отчизна, просторы свои.

2. Шесть лет войны запомнил шар земной.

3. Каких только звуков не услышишь в песне скворца !

4. Героя в бой водила песня.

5. Жить и верить - это замечательно.

6. Танк, почерневший в объятьях пожара.

7. Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом.

8. Легкие облака на рассвете.

9. Пахнет вербой и смолою.

10. Травою запахло душистою.

II. Укажите вид односоставного предложения:

А) определенно-личное;

Б) неопределенно-личное;

В) обобщенно-личное;

Г) безличное;

Д) назывное.

1. Люблю грозу в начале мая.

2. Нас угостили ужином.

3. Начало смеркаться.

4. Приятная прохлада.

5. Повеяло теплым ветром.

6. Уж не увидимся больше.

7. Минут через пять Мишку впустили.

8. Цыплят по осени считают.

9. Помнишь рощу над рекой?

10. Не стоит спешить с ответом.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Повторение тем «Словообразование», «Двусоставные предложения» iconУрок 2 вторник 04. 12. 12 Тема: Условные предложения (повторение)
Задание Прочитай предложения и определи тип условного предложения. Запиши ответы в тетрадь
Тема: Повторение тем «Словообразование», «Двусоставные предложения» iconУрок по русскому языку во 2 классе. Тема: Путешествие в сказочный лес
...
Тема: Повторение тем «Словообразование», «Двусоставные предложения» iconИсследование по проблеме Роль о/л предложений в тексте; формировать...
Цели урока: обучать умению различать односоставные и двусоставные предложения; дать понятие определенно личных предложений
Тема: Повторение тем «Словообразование», «Двусоставные предложения» iconУрока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование»
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Словообразование», совершенствовать орфографические, пунктуационные и речевые...
Тема: Повторение тем «Словообразование», «Двусоставные предложения» iconКонспект открытого урока Тема «Становление личности Петра Гринева...
Цели урока: обучать умению различать односоставные и двусоставные предложения; дать понятие определенно личных предложений
Тема: Повторение тем «Словообразование», «Двусоставные предложения» iconДата Грамматика Лексическая тема Учебный материал 0 09
Повторение: видо-временная система английского глагола, структура предложения, типы вопросов
Тема: Повторение тем «Словообразование», «Двусоставные предложения» iconУрок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие...
Цель урока: познакомить учащихся с признаками сложного предложения, привить навык постановки знаков препинания между частями сложного...
Тема: Повторение тем «Словообразование», «Двусоставные предложения» iconУрок по русскому языку в 8 классе Тема: «Обособленные члены предложения»
Тема урока : Предложения с обособленными членами. Подготовка к гиа (А3, а 4, А5-А7,В4)
Тема: Повторение тем «Словообразование», «Двусоставные предложения» iconУрока, Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование»
Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов интернет
Тема: Повторение тем «Словообразование», «Двусоставные предложения» iconТема урока «Определенно-личные предложения». Цель урока
Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения?
Тема: Повторение тем «Словообразование», «Двусоставные предложения» iconТема: Двусоставные предложения (8 класс)
Рабочая учебная программа предназначена для преподавания теоретических основ английского языка на отделении дошкольного образования...
Тема: Повторение тем «Словообразование», «Двусоставные предложения» iconУрок «Путешествие по стране «Словообразование»
Цель: повторить, обобщить, систематизировать теоретические и практические сведения, полученные в 5 классе по разделу «Словообразование...
Тема: Повторение тем «Словообразование», «Двусоставные предложения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема «Назывные предложения». Урок объяснения нового материала (раздел «Односоставные предложения»11часов, назывные предложения-1...
Тема: Повторение тем «Словообразование», «Двусоставные предложения» iconТема урока: «Главные члены предложения»
Будем находить и выделять главные члены предложения – грамматическую основу предложения
Тема: Повторение тем «Словообразование», «Двусоставные предложения» iconУрока Слово учителя
Тема: «Повторение темы «Лексика» Цель: повторение, обобщение по изученной теме, развитие речи учащихся
Тема: Повторение тем «Словообразование», «Двусоставные предложения» iconУрок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные"
Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения?


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск