Скачать 0.49 Mb.
|
Программа "Одаренные дети" на 2007 - 2010 г.г. МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «РОДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2» Разработка программы вызвана необходимостью эффективности работы педагогического коллектива МОУ РСОШ № 2 по выявлению и развитию одаренности учащихся, что предусмотрено законом РФ «Об образовании» от 24. 12. 2002 № 176-ФЗ с изменениями от 23. 12. 2003 № 186-ФЗ. Талантливая молодежь - интеллектуальное богатство нации, ее творческий потенциал. Поэтому работу о развитии одаренности детей необходимо рассматривать как заботу о будущем нашего государства. Программа является частью единого образовательного пространства школы, создает условия для развития интеллектуальных и творческих способностей и склонностей учащихся, координирует деятельность педагогического коллектива для адресного сопровождения одаренных детей. Работа по выявлению и развитию одаренности личности тогда станет успешной, когда она будет иметь системный характер, объединять усилия образовательных институтов, семьи, научных и производственных коллективов, общественных организаций. Для осуществления программы в школе создан Попечительский совет, куда включены представители всех заинтересованных сторон, научно-методический совет в составе директора школы, заместителей директора по учебной и воспитательной работе, руководителей секций научного общества учащихся, которые и обеспечивают ее управленческую и финансовую поддержку. Данная программа имеет концептуальный характер. На ее основе разрабатываются конкретные действия и планы работы всех служб школы по выявлению и развитию одаренности школьников. Раздел I. Концепция программы 1.1. В дальнейшем мы будем опираться на следующее определение одарённых детей:
Условно можно выделить три категории одарённых детей:
Интегрированной гуманистической целью программы является создание в рамках действующей воспитательной системы школы обогащенной образовательной среды, которая обеспечивает поддержку и развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, склонностей и задатков. Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
1.2. Критерий одаренности как опережение сверстников в развитии не универсален. Одаренность – непостоянный атрибут в развитии конкретного ребенка, это величина переменная. 1.3. Повышенная мотивация и вызываемая ею напряженная активность являются безусловными признаками одаренности. Излишнее принуждение гасит спонтанную активность ребенка и может тормозить развитие способностей. 1.4. Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достичь больший или меньший успех в выполнении той или другой деятельности. По величине успеха различают три грани или три уровня одаренности: способности, талант, гениальность. Способный блестяще копирует по готовому образцу, талантливый создает новое, оригинальное, а гениальный генерирует принципиально новые идеи, опрокидывающие общепринятые представления. Социальная дезадаптация одаренного усугубляется такими его личностными проявлениями, как гиперстремление к самосовершенствованию, чувство неудовлетворенности, нереалистический уровень притязаний, сверхчувствительность, нетерпимость. Подходы и принципы 2.1 Личностно – ориентированный подход. Воспитание гуманизма, человеческого достоинства, гражданственности, гражданской активности личности связано с личностным подходом. Личность прежде всего характеризуется индивидуальностью, своим человеческим «Я». При личностном подходе необходимо учитывать, важнейшие стороны личности - интеллектуальную, связанную с познанием, развитием мышления, формированием познавательных потребностей; эмоциональную, отражающую отношения личности к различным явлениям социального и естественного характера; волевую, включающую формирование установки, принятие решений, усилия при их реализации, преодоление возникающих противоречий; наконец, действенно-практическую, связанную с предметно – практической деятельностью. 2.2 Дифференцированный подход предполагает выбор технологии обучения с учетом индивидуальных способностей детей и, прежде всего, с учетом доминирующего у них вида мышления, организацию обучения в соответствии с предпочитаемыми ребенком способами переработки материала. Дифференциация обучения и дифференцированный подход к обучению, по сути дела, являются основой реализации индивидуальности ученика. 2.3 Эколого-психологический подход, при котором индивидуальное развитие ребенка, ученика, понимается как процесс взаимодействия развивающейся личности со средой. Главная задача – активизировать социальный контекст жизни детей. Сущность воспитания на основе личностного эколого-психологического подхода заключается в открытии и реализации новых возможностей индивидуального и социального развития детей в условиях деятельности и общения друг с другом, событийно-ситуативной организации педагогического процесса, усилении аналитико-диагностической направленности деятельности воспитателя. 2.4. Исследовательский подход вовлекает учащихся в круговорот научного поиска, побуждает выдвигать идеи, альтернативные тем, которые уже известны, изучать и анализировать литературу, описывать и интерпретировать сведения и наблюдения, полученные в процессе исследования. Данный подход предполагает овладение культурой самоисследования, исследования собственной учебной и профессиональной деятельности, личной жизни, состояния рынка, тенденций развития экономики. Подготовка высококвалифицированных специалистов, отвечающих современному уровню научно-технического прогресса, ставит перед системой образования задачу формирования и развития исследовательских навыков учащихся уже на начальном этапе образования. Наиболее эффективно эта задача решается через внеклассные формы работы - олимпиады, интеллектуальные турниры, научные конференции. Стратегия работы с одарёнными детьми. Успешность работы с одарёнными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. 1 этап - аналитический (1 - 4-й год обучения) - при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д. Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени. 2 этап - диагностический (5 - 9-е классы) - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную с целью выявления их способностей проводить диагностику и тестирование учащихся. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. На 2 этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы (возможность организации таких групп предоставляется БУП): спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, работа учащихся по индивидуальным планам, интеллектуальные марафоны, творческие зачеты, проектные задания и т.д. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом - игра. Большое внимание уделяется факультативным кружкам. 3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей учащихся (10 – 11 классы) Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства. Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в старшей школе: - углубленное изучение блока учебных дисциплин или отдельных предметов индивидуализированные формы учебной деятельности (заочная школа, работа по индивидуальным программам, заочные курсы); - выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика); - самоопределение старшеклассников в отношении профилирующей направления собственной деятельности (профильные классы); - четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле. В школе стимулируется поиск дополнительных развивающих и воспитательных услуг. Такой подход направлен на решение задачи раннего и гармоничного физического, интеллектуального и духовного развития учащихся начальной школы и среднего звена, подготовка детей к обучению в старшей школе на основе достижения реальной преемственности со старшей школой в обучении и воспитании. Постоянно совершенствуется система профильного образования, корректируются программы спецкурсов и курсов по выбору с учетом индивидуальных потребностей учащихся. Профилизация и специализация дает положительные результаты: у учащихся возрастает мотивация учебы, повышается интерес к учебной деятельности, стабильным является поступление в высшие учебные заведения по выбранному профилю. Результаты поступления выпускников в вузы в соответствии с профилем обучения отражены на диаграмме: Благодаря последовательной и системной работе с педагогическими кадрами и учащимися увеличивается количество призеров районных и краевых олимпиад, победителей конкурсов, соревнований, фестивалей разного уровня. Динамика результатов участия в олимпиадах и конкурсах отражена в таблице:
В 2008/09 году изменились критерии оценки олимпиадных работ и система проведения олимпиады на районном уровне. В школе придается приоритетное значение росту педагогического потенциала, повышению его профессионального мастерства. Динамика профессионального роста педагогических работников характеризуется следующим образом:
Кадровое обеспечение программы «Одаренные дети» соответствует современным требованиям. Профильные предметы преподают учителя высшей и первой категории. В своей работе они используют комплексные методики и диагностики, информационные программы и технологии. Связь с другими программами 1. Федеральная целевая программы «Дети России» на 2007-2010 годы. 2. Федеральная целевая программа "Одаренные дети". 3. Краевая целевая программа «Дети Алтая» на 2007-2010 годы». 4. Подпрограмма краевой целевой программы «Дети Алтая 2007 – 2010 годы» - «Одаренные дети». Раздел II. Основные направления деятельности по реализации программы 1. Научное направление: - изучение природы детской и подростковой одаренности; - разработка диагностического инструментария для выявления и отслеживания развития разных типов одаренности; - изучение проблем детской и подростковой одаренности; - разработка основ концепции развития и поддержки различных типов одаренности; - разработка программы системного поиска, выявления и поддержки одаренных детей и молодежи города; - создание программы семейного обучения для одаренных детей раннего возраста. 2. Методическое направление: - разработка, апробация и внедрение новых методик обучения и развития одаренных детей и молодежи разных возрастных категорий; - апробация и внедрение диагностического инструментария выявления и отслеживания развития одаренных детей и молодежи; - апробация и внедрение психолого-педагогических программ развития и поддержки одаренности; - создание и ведение школьного банка данных, включающего в себя сведения: о детях и молодежи разных типов одаренности; об образовательных программах по обучению одаренных детей и молодежи; о кадровом обеспечении процесса обучения и воспитания одаренных детей и молодежи; о научных и методических учреждениях, обеспечивающих процесс обучения и развития одаренных детей и молодежи; - разработка, апробация и внедрение новых курсов по психологии и педагогике для повышения профессиональной квалификации психолого-педагогических кадров, работающих с одаренными детьми и молодежью; - популяризация знаний о детской и подростковой одаренности и способах ее развития среди родителей и общественности города с помощью средств массовой информации. 3. Организационное направление: - организация и проведение предметных школьных олимпиад различного уровня; - организация и проведение конкурсов и конференций для одаренных детей и молодежи ; - организация и проведение научно-практических конференций и обучающих семинаров для педагогов и психологов образовательных учреждений различного типа; - организация и проведение курсов подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров, работающих с одаренными детьми и молодежью; - оказание консультационной помощи психологам и педагогам образовательных учреждений, работающим с одаренными детьми и молодежью; - оказание консультационной помощи родителям по вопросам детской и подростковой одаренности. 4. Нормативно-правовое направление: - подготовка и принятие документов школьной целевой программы "Одаренные дети и молодежь на 2007 - 2009 гг."; - подготовка и принятие документов по созданию оргкомитета школьной целевой программы "Одаренные дети и молодежь на 2007 - 2009 гг."; - подготовка и принятие документов по созданию Координационного совета школьной целевой программы "Одаренные дети и молодежь на 2007 - 2009 гг."; - подготовка и принятие положений по проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций; - разработка и утверждение единого плана мероприятий по поддержке одаренности учреждениями образования, культуры, науки, спорта, здравоохранения. 5. Социально-экономическое направление: - создание условий по оказанию одаренным детям и молодежи психологической, медицинской и социальной помощи; - экономическая и информационная поддержка учреждений, работающих с одаренными детьми и молодежью; - проведение мероприятий по поддержке одаренности учреждениями образования, культуры, науки, спорта, здравоохранения. 6. Организация и деятельность Научного Общества Учащихся в школе Научное общество учащихся (далее - НОУ) является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний. Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуществляет заместитель директора школы по учебно-методической работе. Высший орган НОУ – собрание, на котором утверждается Совет НОУ, определяется состав каждой секции, утверждается название школьного НОУ, план его работы на год, принимаются его эмблема и девиз. Общее собрание НОУ проходит два раза в год. Заседания совета НОУ – 1 раз в месяц. Занятия в секциях проходят один раз в две недели. Научно-исследовательская конференция школы проходит 1 раз в год в феврале или марте. Основные направления работы НОУ: - включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами; - обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования; - оказание практической помощи учащимися в проведении экспериментальной и исследовательской работы; - организация индивидуальных консультаций – промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся; - рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях; - подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад. Устав НОУ В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника. Возраст вступления в НОУ – 14 лет. Запись в научное общество определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций учителей-предметников. Вступив в НОУ, ученик работает в одной из секций. Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право: - выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т. д.); - получить необходимую консультацию у своего руководителя; - иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы; - получить рецензию на написанную научную работу у педагогов, компетентных в данной теме; - выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в своём учебном заведении; - представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях в районе и крае. Ученик, получивший высокую оценку своей научной деятельности, получает дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы. Педагог - руководитель научной работы учащегося, которая получила высокую оценку, имеет право на материальное вознаграждение. Ученик, участвующий в НОУ, обязан: - регулярно и активно участвовать в заседаниях научного общества в своей секции; - периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции; - активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных конференциях; - строго выполнять требования к оформлению научной работы. Совет НОУ рассматривает и утверждает тематику работы каждой секции, определяет педагогов, которые будут проводить занятия и консультации. Организация работы секций НОУ Занятия в секции проводятся один раз в две недели и могут длиться 1,5 – 2 часа в зависимости от темы занятия. Итоги работы секции и результативность деятельности подводятся на итоговой научно-исследовательской конференции. На конференцию каждая секция представляет работы, которые прошли предварительную защиту на итоговом занятии каждой секции. Формы работы секции: - теоретические занятия; - практические занятия; - творческие занятия; -итоговая работа (защита докладов, рефератов, конкурсы, олимпиады, малые и большие конференции). План работы секции обсуждается на одном из первых занятий и утверждается на заседании НОУ. План работы МОУ РСОШ № 2 с одарёнными детьми на 2007 – 2010 учебный год.
7. Предполагаемые результаты Реализации программа призвана способствовать: - созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся; - повышению качества образования и воспитания школьников - достижению более высоких результатов в олимпиадах и предметных конкурсах районного, краевого, федерального уровней, исследовательской работе, спортивных и творческих конкурсах; - включение одаренных детей в список для участия в районных, краевых мероприятий по обеспечению досуга одаренных детей; - созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов и других специалистов для работы с одарёнными детьми; - созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей; - материальному стимулированию одарённых детей (за счёт спонсорских средств); - материальному стимулированию учителей, работающих с одаренными детьми. Приложения к программе Презентация НОУ «Интеллектуал» Планы индивидуальных работ с одарёнными учащимися Программа индивидуальной работы с ученицей 9-А класса Волковой Оксаной на 2008 — 2009 учебный год. Тема Научно- исследовательской работы: «Памятники Великой Отечественной войны села Родино» Научный руководитель: учитель истории Мясоедова Н. А.
Программа индивидуальной работы с ученицей 10-б класса Дадей Анной на 2008-2009 учебный год. |
Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации... В отчетном году координация деятельности школы по работе с одаренными детьми осуществлялась на основе Федеральной целевой программы... | Совершенствование образовательного процесса на основе освоения современных... Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большешатьминская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского... | ||
Публичный отчет Муниципального общеобразовательного учреждения Информационно-технологический лицей №24 г. Нерюнгри является правопреемником Муниципального общеобразовательного учреждения – Средняя... | Методические рекомендации по организации работы с одарёнными детьми... Согласно программе «Одарённые дети», входящую в федеральную целевую программу «Дети России» на 2007-2010 гг., предполагается выявлять... | ||
Программа коррекционной работы (1- 4 классы). Обеспечение условий... Критерий 5 «Обеспечение доступности качественного образования обучающимися с разными потребностями и возможностями (одаренные и талантливые... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Одаренные дети Красноярья» на 2011-2013 годы, муниципальная программа для детей Назаровского района «Талантливые и способные дети».... | ||
Доклад муниципального специального (коррекционного) общеобразовательного... Публичный доклад подготовлен администрацией Муниципального специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения | Доклад Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной... Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №35 | ||
Задача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи... Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение на уроках русского языка и литературы | Программа 2010 -2015 одаренные дети Пояснительная записка | ||
Программа психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» План мероприятий по выполнению программы психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» на 2013-2014 учебный год | 2010-2011 Введение Публичный отчет Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Михайловка» за 2010-2011... | ||
Приказ 01. 11. 2012 г. №343 о проведении мероприятий по программе «Одаренные дети» «Одаренные дети 2012-2014г г.» и в соответствии с приказами управления образования: от 30. 08. 2012г. №249 «О закреплении областей... | Наименование Программы Образовательная программа среднего общего... А образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... | ||
1 Устав муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной... Устав муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов... | Отчет о результатах самообследования Муниципального бюджетного общеобразовательного... Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вортчинская основная общеобразовательная школа» |