Индивидуальный маршрут
профессионального самообразования учителя русского языка и литературы Антоновой Татьяны Геннадьевны
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большешатьминская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Васильева В.В.» Красноармейского района Чувашской Республики
1.Пояснительная записка
Общешкольная тема:
Совершенствование образовательного процесса на основе освоения современных технологий по реализации программы «Одаренные дети».
Индивидуальная тема: Интерпретация поэтических и прозаических текстов на уроках русского языка и литературы.
Цель: повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя для развития способностей каждого ребёнка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности.
Задачи:
изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
освоить методы и приемы организации исследовательской деятельности учащихся.
овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
проводить целенаправленную работу с одарёнными детьми,
обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.
Ожидаемые результаты:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета,
разработка уроков с применением ИКТ, новых технологий
разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, учебных пособий, создание электронного комплекта педагогических разработок;
разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме,
доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.
2.Изучение методической литературы
№
| Содержание деятельности
| сроки
| Форма представления результатов работы
| Где, кем и когда заслушивается отчет о выполненной работе
| 1
| Изучение статьи Е.С.Романичевой «К вопросу о подготовке учителей-словесников в рамках Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования «Педагогическое образование»(«Литература в школе», №10,2010)
| 2010-2011
|
Обмен опытом
| Самоконтроль Заседание МО
| 2
| Т.А.Калганова «Об изучении и повторении теоретико-литературных понятий в условиях ЕГЭ»(«Литература в школе», №2,2010)
| Выступление на заседании ШМО
| Заседание МО
| 3
| Е. С. Романичева «Готовим к ЕГЭ. От натаскивания к работе с текстом..» («Литература в школе», №2,2010)
| 4
| Изучение книги Постниковой И.И «Просто и занимательно о русском языке»- М., Просвещение, 2006
|
| Заседание МО
| 5
| Изучение статей Л. В. Рассказовой «Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказ
е А.И.Куприна «Гранатовый браслет», О.А.Ушаковой «Способы создания характера героя в повести А.С.Пушкина «Выстрел», Е.С.Безбородкиной «Опыт изучения святочных рассказов русских и зарубежных писателей»( Литература в школе», №1,2007)
| Методическая разработка
| Заседание МО
| 6
| Изучение книги Г.К.Селевко «Энциклопедия образовательных т технологий»- М.: НИИ школьных технологий , 2006 -8 с. 816
| 2012-2015
|
| Самоконтроль
| 7
| Изучение статей Л.В.Занковской «Характерные черты стиля Сергея Есенина», ( Литература в школе», №1,2007), М.И.Макарова «Художественное время и пространство» в рассказе И.А. Бунина «Холодная осень» («Литература в школе», №10,2010), Экспрессионизм рассказа А.Платонова «Цветок на земле» и «Неизвестный цветок» («Литература в школе», №12,2009),
| Методическая разработка
| Самоконтроль
| 8
| Изучение статей и презентаций по подготовке к ЕГЭ и ГИА по русскому языку передовых педагогов и лингвистов М.М. Нарушевич, Г.T. Егораевой, Л.М.Бенделеевой в Интернете на сайтах http://капканы-егэ.рф/, http://uchimcauchitca.blogspot.ru/
| Обмен опытом
| Заседание МО
| 9
| Изучение учебного пособия Р.И.Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности. Профильное обучение»- М.: Дрофа-2008.
|
|
| 10
| Изучение статей М. М.Бельфер «Проектная деятельность учащихся по теме «Тартюф Мольера: вчера, сегодня, завтра» («Литература в школе», №9,2010),Савельевой И.Г. «Формирование исследовательских навыков в процессе изучения Произведения» Литература в школе», №3,2012),
Абрамовой С.В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку (Русский язык в школе. – 2011. - №6,7).
| Методическая разработка
| Заседание МО
| 11
| Изучение нормативно-правовых документов МО и МП ЧР, МОРФ, концепции ФГОС среднего звена
|
| Заседание ШМО
| 12
| Изучение и использование педагогических технологий: ИКТ,тесты, разноуровневое обучение, личностно - ориентированное обучение,учебный проект;
Здоровьесберегающие технологии, интерактивные технологии.
|
| Самоконтроль
|
|
|
|
|
| 3.Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
№
| Содержание деятельности
| сроки
| Форма представления результатов работы
| Где, кем и когда заслушивается отчет о выполненной работе
| 1
| Разработка рабочих программ по русскому языку, литературе в 6, 8,9.11 классах.
| Август-октябрь
| Рабочие программы
| Заседание ШМО учителей гуманитарного цикла, 29 августа
| 3
| Разработка содержания контрольных/работ и диктантов для текущего и итогового контроля, тестов.
| В течение года.
| Материалы к/р и диктантов.
Тесты.
| Самоконтроль
| 4
| Разработка открытых уроков и презентаций,методических разработок по методической теме по рассказам И.Полянской, Ф.М.Достоевского, Г.К.Короленко. Л.Улицкой , В.Гаршина и других писателей
| В течение всего срока
| Публикация на сайте учителя, в журнале «Литература в школе»
| Заседание МО учителей русского языка и литературы
| 5
| Разработка методических материалов для учителей и учащихся по подготовке к ЕГЭ и ГИА: «Банк аргументов», «Примеры сочинений-рассуждений.Е ГЭ-2013.»
| В течение года
| Пособия для учащихся
| Заседание МО учителей русского языка и литературы
|
| Разработка индивидуального плана «Работа с одаренными детьми по русскому языку и литературе»,
| Октябрь
|
| Самоконтроль
| 4
| Разработка речевых образцов для комплексного анализа рассказов и стихотворений
| 2011-2013гг
| Пособие для учащихся
| Заседание ШМО
|
4.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
№
| Содержание деятельности
| сроки
| Форма представления
| Где, кем, когда заслушивается
| 1
| Проектная и исследовательская деятельность учашихся на уроке (по рассказу В.Вересаева «Состязание»)
Интерпретация поэтических и прозаических текстов- разработка уроков по рассказу И.Полянской «Утюжок и мороженое»,
Ф.М.Достоевского «Кроткая»,
«Мальчик у Христа на ёлке»,
В.Г. Короленко «Парадокс»
В.Гаршина «Сигнал»;
стихотворениям А.С. Пушкина «Зимнее утро»,
А.А.Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы…»,
по стихотворениям Н.А.Заболоцкого и Б.Л.Пастернака
| Февраль 2011
Январь 2011
Декабрь 2011
2013
2012
Ноябрь 2012
2013-2014
| Открытый урок в 8 классе. Презентация проекта.
Методическая разработка(урок внеклассного чтения в старших классах)
УВЧ в средних классах
Открытый урок в 5 классе
Открытый урок в 6 классе
Методические разработки.открытые уроки
| заседание МО русского языка и литературы Заседание ШМО учителей гуманитарного цикла
заседание МО русского языка и литературы
| 2
| Оформление портфолио
| Январь-февраль 2013
| Портфолио учителя.
| рейтинговая оценка деятельности.
| 3
| Публикация уроков и методических разработок на сайте учителя и во всероссийском журнале «Литература в школе»
| В течение всего срока
| Публикация в различных педагогических издательствах, сетевых сообществах и на школьном сайте
| Заседание ШМО учителей гуманитарного цикла, 29 августа
| 3
| Посещение уроков коллег, учителей начальных классов и участие в обмене опытом.
| В течение года
|
| рейтинговая оценка деятельности.
| 5.Участие в системе школьной методической работы
№
| Содержание деятельности
| сроки
| Форма представления
| Где, кем, когда заслушивается
| 1
| Участие в проведении заседаний ШМО, педсоветов, семинаров.
| в течение года
| Анализ по итогам работы за учебный год
| рейтинговая
оценка деятельности
| 2
| Подготовка заданий для школьной олимпиады по русскому языку и литературе.
| Октябрь ( 6,8,9 кл)
| Задания для олимпиады.
| заседание ШМО
| 3
| Работа с одарёнными детьми, участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
| В течение года
| Результаты участия
| Заседание ШМО
| 4
| Участие в работе районных и республиканских семинаров учителей русского языка и литературы, классных руководителей.
| В течение всего срока
| Анализ по итогам работы
| завуч
| 5
| Участие в неделе русского языка и литературы, чувашского языка и литературы
Предметное мероприятие. Конкурс чтецов«Живая классика»
| Ноябрь, апрель
15.02.
| Разработка плана недели, мероприятий
| руководитель
МО
Учителя школы
| 6
| Вести индивидуальную работу с сильными учениками по индивидуальному плану и дополнительную работу с отстающими.
| В течение
года
| Результаты мониторинга ЗУН
| Руководитель
МО
| 7
| Ежемесячно пополнять страничку своего сайта
| В течение
года
|
| завуч
|
6. Этапы работы над темой
Квалификация
| 1 квалификац.
категория
| 1 квалификац.
категория
| 1 квалификац.
категория
|
| Учебные годы
| 2011-2012
| 2012-2013
| 2013-2014
| 2014-2015
| Этапы работы над темой
| Проектная и интерактивная технологии, интерпретация рассказов Ф. М Достоевского, И. Полянской, Л.Улицкой,
интерпретация поэтических текстов
А С. Пушкина
| Технология личностно-ориентированного обучения, интерпретация поэтических текстов
А.Фета, рассказов В.Гаршина, В.Г.Короленко
Разработка речевых образцов
Разработка банка аргументов
| ИКТ – технологии
Интерпретация поэтических текстов М.Ю. Лермонтова, С.Есенина, рассказов В.Крупина,.
| Здоровьесберегающие технологии
Интерпретация рассказов и стихотворений малоизвестных писателей и поэтов XIX и XX веков
| Выступление
на НПК
| Значение чисел и цвета в произведениях Ф.М.Достоевского
| Символика названий рассказов Гаршина.
| Композиция как средство раскрытия характера в произведениях Н.В.Гоголя
| Портрет и пейзаж как один из приёмов композиции в произведениях писателей и поэтов.
| Рассмотрение
на педсовете
|
|
|
|
| Рассмотрение
на РМО,ММО
| Открытый урок для учителей русского языка и литературы.
| открытый урок для учителей русского языка и литературы, мастер-класс для учителей ШМО учителей гуманитарного цикла
| выступление
на августов-
ском семи-
наре учителей
| открытый урок для учителей русского языка и литературы РМО
| Публикация
| Публикация во всероссийском журнале «Литература в школе»
| Публикация на сайте учителя, в сетевых сообществах, в журнале «Литература в школе»
| Публикация на сайте учителя, , в журнале «Литература в школе»
| Публикация на сайте учителя, , в журнале «Литература в школе», в сетевых сообществах
| |