Автор проекта
|
Фамилия, имя отчество
| Лукъянова Надежда Ивановна
|
Регион
| Пензензенская область
|
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ
| Городищенский район, р.п.Чаадаевка
|
Номер и/или название школы/ОУ
| МОУ СОШ 1
|
Описание проекта
|
Название темы Вашего учебного проекта
|
Тема «Лермонтовские встречи».
|
Краткое содержание проекта.
|
Настоящий проект направлен на поиск новых путей в преподавании Лермонтовской темы в школе. М.Ю.Лермонтов - известный русский поэт. Имя Лермонтова тесно связано с Пензенской землей. Детские годы прошли в Тарханах. Участие в проекте поможет ответить на вопрос: «Всё ли мы знаем о Лермонтове?»
Проект является личностно ориентированным, так как предполагает возможность участия в нём различного контингента учащихся.
Проект предполагает организацию учащимися научно-практической конференции в школе. В ходе реализации проекта учащиеся знакомятся не только с основным материалом учебной темы, но и получают дополнительные знания по литературному краеведению.
У нас, у пензенцев, есть возможность увидеть Тарханы, прочувствовать дух времени, увидеть и прочитать первые строки, написанные рукой Лермонтова.
Мы можем организовать «встречи с поэтом» и углубить знания учащихся, привить любовь к поэзии, развить творческие способности, воспитать чувство преданной любви к Пензенскому краю.
|
Предмет(ы)
|
Литература
|
Класс(-ы)
|
6-7
|
Приблизительная продолжительность проекта
|
полгода
|
Основа проекта
|
Образовательные стандарты
|
Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей и поэтов, их жизни и творчестве.
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории истории и литературы.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры.
|
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
|
Участие в проекте формирует :
1) ответственность и адаптивность (после завершения проекта учащиеся смогут
провести научно-практическую конференцию к юбилейной дате);
2) коммуникативные умения ( написать доклады, рефераты по теме);
3) креативность и любознательность (стать школьными экскурсоводами заочных экскурсий в начальных классах);
4) критическое и системное мышление (написать сценарии праздников к Лермонтовским дням);
5) направленность на саморазвитие (принять участие в олимпиаде по литературному краеведению);
6) информационную и медиа грамотность; межличностное взаимодействие и сотрудничество; постановку и решение проблем; социальная ответственность (стать «лермонтоведами»).
|
Вопросы, направляющие проект
|
Основополагающий вопрос
| Как долго живут пророки на Земле?
|
Проблемные вопросы учебной темы
| Все ли мы знаем о Лермонтове?
Какие произведения написал Лермонтов в Тарханах?
В каких стихах присутствуют тарханские пейзажи?
Какую роль играет творчество Лермонтова в формировании читателя ХХ1 века.
|
Учебные вопросы
| В каком году и где родился М.Ю.Лермонтов?
Какое печальное событие нашло отражение в творчестве поэта? Сколько раз Лермонтов выезжал из Тархан в Кисловодск?
Какую поэму Лермонтов написал по кавказским впечатлениям?
Жанр поэмы к какому литературному роду относится?
Что такое инверсия?
|
План оценивания
|
График оценивания
|
До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
|
До работы над проектом- диагностика уровня обученности учащихся,их познавательных интересов,анкетирование на познавательные интересы( хочет-не хочет),оценивание его ЗУН, изучение основ проектной деятельности,проверка знаний основ проектной деятельности. Во время работы над проектом- уровень способностей к самостоятельной работе ,мониторинг интересов( нравится- не нравится,понимает- не понимает ); самоконтроль(может ли себе выставить оценки (+ -));ведение журнала учеником. После работы- диагностика,анкетирование(что было трудно,а что легко; что понравилось ,а что не понравилось). Самооценка. Рефлексия.]
Выбор темы проекта .
Постановка цели.
Выдвижение гипотезы.
Пути решения проблемы.
Определение групп, распределение ролей в группе.
Выбор методов.
Лекция учителя.
Чтение статей учебника.
Разучивание стихов.
| Сбор материала.
Изучение текстов, документов.
Сбор и обработка информации.
Получение результатов.
Анализ результатов. Выводы.
Оценка деятельности каждого в группе.
| Вики-статья
Презентация учащихся:
1 группа,
2 группа,
3 группа
Критерии оценки работы в группе
|
Описание методов оценивания
|
Работа над проектом начинается с того, что в ходе презентации учителя выясняются знания (и верные, и ошибочные) учащихся по данной теме. В начале проекта Лист самооценки, входное тестирование
В ходе проекта
Лист самооценки, взаимооценки, внешняя оценка, кроссворд, тест
По окончании проекта
Критерии оценки проекта, журнал рефлексии, оценочный лист группы, итоговое тестирование.
Материалы по сопровождению и поддержке проекта
информации. Критерии оценки исследования и критерии оценки работы в группе направлены на развитие у учеников навыков 21-го века - самоуправления, самоорганизации и сотрудничества, поиска и решения проблем.
Для отслеживания результатов проекта оцениваются продукты деятельности учащихся – презентации и вики-статья. Итоговая защита проекта предполагает самооценку, взаимную оценку и оценку учителя на основе таблицы критерии оценки исследования
|
Сведения о проекте
|
Необходимые начальные знания, умения, навыки
|
Предварительные навыки
|
Знания темы по курсу школьной программы за 5-7 классы(«Бородино», «Тучи», «Листок», «Утёс», «На севере диком», «Когдав волнуется желтеющая нива», «Молитва» , «Ангел», «Песня про купца Калашникова»).
Навыки поиска информации в Интернет, исторической и учебной литературе.
Навыки подготовки и проведения презентации.
|
|
Материалы для дифференцированного обучения
|
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
| Выписать в библиотеке перечень литературы, посвященной лермонтовской теме, с помощью Интернет создать картинную галерею из портретов М.Ю.Лермонтова
|
Ученик, для которого язык преподавания не родной
| Подготовить пересказ сказки «Ашик-Кериб».
Ответить на вопросы по сказке:
1)кто действующие лица этой сказки?
2) какой эпизод больше всего запомнился?
3) с какой из прочитанных ранее сказок можно сравнить «Ашик-Кериб»? В чём их сходство?
Нарисовать иллюстрацию к одному из эпизодов.
|
Одаренный ученик
| Отобрать в Интернете материал по теме, подготовить литературную викторину по отрывкам из книги С.А. Андреева-Кривича «Тарханская пора», экскурсоводам – ведущим разбить материалы по микротемам (Москва-Тарханы_Москва, Петербург, Кавказ).
|
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
|
Технологии – оборудование
Компьютер(ы)
Цифровой фотоаппарат
DVD плейр
Сеть Интернет
Фотоаппарат
|
|
Технологии – программное обеспечение
|
Веб-браузер
PowerPoint
MS Office Publisher
Текстовый редактор MS Office Word
|
Материалы на печатной основе
| С.А.Андреев-Кривич «Тарханская пора».
Л.М.Пальман «Слово о родной земле».
Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова (Материалы для выставки в школе и детской библиотеке).
Литература под редакцией В.Я.Коровиной (учебник 5-7 классы).
|
Другие принадлежности
| Экранизация фильма по роману М.Ю.Лермонтоава «Герой нашего времени», диск «Тарханы».
|
Интернет-ресурсы
| www.repetitor.org/materials/lermontov2.html, www.lermontow.org.rulermontov.ouc.ru/jizn-i-tvorchestvo-lermontova.html, lermontov.biografy.ru
|
Другие ресурсы
| 1)Заочная экскурсия в Тарханы.
2) Поездка в Тарханы.
3) Беседа за круглым столом в школьной библиотеке по теме «Поделись впечатлениями с теми, кто не был с нами».
|