Скачать 58.06 Kb.
|
СЦЕНАРИЙ музыкальной гостиной «Белорусские узоры» Здравствуйте! Сегодня в очередной раз вас приветствует музыкальная гостиная «Вдохновение». На планете Земля живут люди разных национальностей. У каждого народа – свои обычаи, характер, свой язык. Музыка - это тоже язык, но, в отличие от языка разговорного, понятен всем другим народам без перевода. Неповторимое своеобразие интонаций, песенность, распевность, переменный лад, подголоски, характерные тембры национальных инструментов – основные особенности славянской музыки. Богатое и разнообразное народно искусство белорусского народа: мудрые и глубоко содержательные народные сказки, присказки, пословицы и поговорки. Самобытны белорусские народные танцы – от торжественно-спокойных весенних хороводов до искромётной «Лявонихи». А сколько разнообразных настроений, оригинальных сюжетов в белорусских народных песнях. В них преимущественно лирическое начало, однако мы найдем и мягкий юмор, колкую сатиру и гневный социальный протест… О край родны, кут прыгожы! Мілы кут маіх дзядоў! Што мілей у свеце Божым Гэтых светлых берагоў. Дзе бруяцца срэбрам рэчкі, Дзе бары-лясы гудуць, Дзе мядамі пахнуць грэчкі. Нівы гутаркі вядуць… Якуб Колас
Я. Глебаў “Лірычная мелодыя” Как многогранна и многолика белорусская культура, какое разнообразие белорусских народных инструментов, Дудой в Белоруссии называют волынку. Её знали почти все народы древнего мира. Она бытовала в основном у пастухов, а в Древнем Риме она проникала даже в театр и в военный оркестр. Еще несколько десятилетий назад музыкантов-волынщиков можно было встретить на Украине и в Беларуси. В простейшем виде волынка – это мешок из шкуры теленка или козла, в которой с одной стороны вделана свирель, а с другой – коротенькая трубка для вдувания воздуха. Волыночник надувает мешок, а потом, сжимая его обеими руками или прижимая одной рукой и боку, к груди, заставляет воздух выходить через свирель. Сам он в это время может петь – рот его уже свободен. А в перерывах между куплетами музыкант поддувает воздух в мешок. Звучанию волынки свойственна многотональность и мягкость. В народном представлении дуда и танец – неразлучны. Жалейка очень проста. Это небольшая деревянная трубочка с несколькими отверстиями. – не больше семи. Внизу у жалейки – раструб, то есть расширение, какое бывает у всех духовых инструментов. Раструб изготавливается из бересты или коровьего рога. О характере звука, издаваемого жалейкой, говорит само название инструмента, Голос у неё жалобный и высокий. Название «дудка» употребляется в Белоруссии для обозначения многих духовых инструментов. Дудка и жалейка были верными друзьями пастухов. Помогали им сгонять стадо да коротать время. «Дзе былі пастухі, там былі і дудкі» - говорят в народе. Весной дудочки «выкручивали» из коры вербы, липы, осины, молодой березы, или лозняка, но они были недолговечными и быстро высыхали. Дольше служили дудки, сделанные из клена, ясеня, орешника и граба. Цимбалы – старинный музыкальный инструмент, известный давно славянским народам. Хотя старинные белорусские цимбалы не были совершенны по своему устройству, имели неполную хроматическую грамоту и весьма ограниченный диапазон, они все же сыграли огромную роль в развитии народного музыкального творчества. Наряду с вышивки, резьбы, художественного ткачества, исполнителями-певцами, рассказчиками в народе существовали и мастера исполнители на народных инструментах, мастера изготавливающие эти инструменты, далеко не простые по своему устройству. Среди многих белорусских народных инструментов являются наиболее распространенными и наиболее сложным по устройству инструментом, а музыкальные возможности их по сравнению с другими белорусскими инструментами, шире и богаче. Этот инструмент созданный народом много столетий тому назад передавался из поколение в поколение, претерпевая постепенные изменения, но в основном оставался струнным ударным инструментом, на котором играли деревянными молоточками, ударяя по струнам. Цимбалы – один из любимых музыкальных инструментов белорусского народа. Шумные, звучные, звенящие цимбалы издавна являлись обязательным участником народных ансамблей, чаше всего в сочетании со скрипкой, гармонью и бубном цимбальные перезвоны вносили элемент праздничности.
На сегодняшний день белорусские цимбалы и цимбальное исполнительское искусство прошли большой путь усовершенствований и открытий. В сороковые года ХХ века в Белоруссии вводится профессиональное обучении игре на цимбалах. Основателем школы белорусских цимбалистов был выдающийся музыкант и общественный деятель, великолепный исполнитель-цимбалист, талантливый музыкант-самоучка И.И.Жинович. Окончив Бел.гос.консерваторию, стал руководителем оркестра, сегодня одного из ведущих творческих коллективов. Государственному народному оркестру присвоено имя этого прославленного музыканта.
А сейчас перед вами выступят учащиеся, которые занимаются на цимбалах дополнительно и исполнят бел.нар. песню «Саўка ды Грышка» оригинальным способом: на одном инструменте, друг против друга. 4. Бел.нар. песня «Саўка ды Грышка» исп. Андриевский Евгений, Дерина Настя, Жеглова Виолетта (скрипка). Мы все знаем, что домра – русский народный инструмент. Послушайте, как звучит белорусская народная песня в исполнении ансамбля домристов.
Народная песня зародилась в далекой древности и была связана с трудовой деятельностью человека. Наши предки не понимали многих явлений природы и верили во всемогущество обрядов и заклинаний. Мечтая о хорошем урожае, сохранении здоровья, они песнями взывали к солнцу, ко всем добрым силам природы. Особенно много обрядов было связано со сменой времени года, с ежегодными сельскими работами, земледельческим календарем. Песня – одно из прекраснейших творений человека. Как в картинах художника, в стихах поэта, в песнях отражается история жизни людей. В песни народ вкладывал всю свою душу, художественный вкус, талант. На протяжении многих столетний слагал свои песни белорусский народ. В них отразились наиболее важные черты национального характера белорусов – любовь к свободе, стойкость, мужество, вера в добро и справедливость, оптимизм и юмор. Наши композиторы отражают в своих произведениях всю красоту родного края. У нас есть еще один очень интересный ансамбль, где соединяется голос и мелодия цимбал, они дополняют и обогащают друг друга.
Танец, как и песня – древнейший вид искусства. Он самым тесным образом связан с жизнью народа. Песнями, хороводами, плясками сопровождались праздники и обряды. Белорусские народные танцы отмечаются жизнерадостностью, подвижностью, энергичностью, коллективным характером исполнения. Часто народные танцы имеют общее название с песнями, под которые они исполнялись. Слова песни помогают раскрыть содержание и характер танца. Например: песни-танцы «Юрачка», «Янка-полька», «Лявоніха» , “Міката”, “Бульба”.
Смычковы инструменты были известны на Руси издавна. Бродячие музыканты, странствуя из города в город, из страны в страну, играли на народных скрипках. Инструмент имел простое устройство: долбленое деревянное корытце, покрытое плоской пластинкой, три струны, лукообразный смычек, стянутый на концах пучком волос из конского хвоста. Народная скрипка – древний предок теперешней скрипки. В Беларуси скрипку еще называли “скрыпіца”, “скрыпуля”, “скрыпа”. Без нее не обходился ни один народный праздник.
Нашы дзеткі на цымбалах, Гэтак хораша іграюць У рукі палачкі ўзяўшы, Хутка ноткі выбіваюць У гэтых гуках краскі лета І палянка за акном, Дзе гудуць у кветках пчолы, Нектар ўзяўшы з лепясткоў. Кружаць птушкі над палянай, Памагаюць дзеткам граць І ляціць далёка песня Аж на саму сенажаць.
Музыка – это сама жизнь. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое». Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шёпот листьев и перепевы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». |
Тема: «Образ сказочного персонажа в искусстве» Интеллектуальной гостиной в разделе «В гостях у сказки» для средних классов с привлечением учащихся музыкальной школы с исполнением... | Сценарий проведения литературно-музыкальной встречи, посвященной дню России Светло в России от берез: литературно-музыкальная встреча, посвященная Дню России. Сценарий/Ю. В. Студенникова/ мбук седельниковского... | ||
Программа Power Point 2007. Robert Burns--his life and creative work.... Данная работа представляет собой сценарий внеклассного мероприятия на английском и русском языке, посвященный жизни и творчеству... | Сценарий музыкально-литературной гостиной На экране слова о Н. В.... Гоголевский проспект. Сценарии литературно-музыкальных композиций. – Новоуральский городской округ: моу «Учебно-методический центр... | ||
Сценарий Перспективы модернизации Конституции РФ (права человека... Сценарий Конституционализм как феномен правовой культуры современного общества | Зависимость от суверенного правительства подвергает белорусские банки повышенному риску | ||
«Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Сценарий... Цель проведения игры: развитие интереса к музыкальной деятельности в первом классе | Сценарий на Последний звонок Когда уйдем со школьного двора 140 Сценарий... Сценарий на Последний звонок Сценарий Последнего звонка в театральной школе 155 | ||
Сценарий выпускного вечера Уметской детской музыкальной школы 2012 год (Звучит музыка) Тема первого семинара: Анализ метафизических результатов на комплексе «рофэс» (метафизическая интерпретация математических моделей... | Моудод красногорская детская музыкальная школа Методическая работа... «Развитие музыкальных способностей на 1-2 году обучения (в частности музыкальной памяти) у учащихся фортепианного и хорового отделения... | ||
Объяснительная записка Сценарий на Последний звонок Сценарий Последнего звонка в театральной школе 155 | Согласовно принято утверждаю Сценарий на Последний звонок Сценарий Последнего звонка в театральной школе 155 | ||
Учебный план 1-2х классов Сценарий на Последний звонок Сценарий Последнего звонка в театральной школе 155 | Содержание образовательной программы I часть I пояснительная записка Сценарий на Последний звонок Сценарий Последнего звонка в театральной школе 155 | ||
Реферат по теме «Отбор и совершенствование средств музыкальной выразительности» «Отбор и совершенствование средств музыкальной выразительности» преподавателя струнно-смычкового отделения мбоу дод «Детская школа... | План работы воспитателя группы №2 социальной гостиной моу сош №1... Образовательная поддержка детей (помощь в выполнении домашних заданий, дополнительные консультации) |