Скачать 165.94 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Сахаптинская средняя общеобразовательная школа» ЛЕТНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Тайны кино» Номинация: Экранные технологии. Составитель: Сафонова Людмила Владимировна, заместитель директора по ВР. Возраст детей: 10-13 лет Срок реализации: 1 – 21 июня Сахапта, 2012 г. Пояснительная записка. Направленность: Художественно-эстетическая. Тип базового действия: эмоциональное восприятие, анализ, творческая работа. Тип образовательного материала: программа основана на изучении русской детской киноклассики. Актуальность программы. Кино, видео, телевидение занимают сегодня ведущее место в досуге детей. Отсюда настоятельная необходимость руководства процессом их видео- и телепотребления. Такое руководство станет сегодня главным «противоядием» и средством защиты от низкопробной кинопродукции, обрушивающей на юного зрителя кровавые водопады сцен насилия, жестокости, откровенной эротики. Трудно найти ребенка, который бы не любил кино. Искусство экрана привлекает детей своей зрелищностью, наглядными, легко воспринимаемыми образами. Оно даем им героев для подражания и темы для игр. Кино и театр – синтетические искусства органически включают в себя отдельные свойства литературы, живописи, музыки. Эти искусства рассчитаны на коллективное восприятие, вызывают совместные переживания, так необходимые для развития эмоционального опыта каждой личности. Киноискусство выполняет одновременно несколько функций: познавательную, нравственно-воспитательную, художественно-образовательную. Все эти функции находятся в органическом единстве. К сожалению, общение детей с этим видом искусства никем не направляется, редко используются учителями как одно из важнейших средств формирования личности ребенка. В лучшем случае организуются культпоходы в кинотеатры, но ребята, охотно посещающие кино, не требовательны к содержанию кинокартины. Беседы с учащимися выявили серьезные проблемы:
Назначение программы «Тайны кино» - помочь учащимся в решении данных проблем. Цель программы: приобщение учащихся к миру киноискусства, общечеловеческим и национальным ценностям через освоение художественного опыта прошлого и их собственного творчества. В этом помогут возрастные особенности ребят: потребность к поиску самого себя, своего места в жизни, ответов на вечные вопросы: «Что я такое?», «Для чего живу?», «Что означает для меня человеческая культура?», «Что для меня добро, а что — зло?». Приобщение к отечественной культуре на этих занятиях приобретает для детей личностную значимость, они осмысливают свое место в ней (я в культуре и культура во мне). Данная программа ставит следующие задачи:
Отличительные особенности программы: Занятия проводятся в контексте нравственного «самостроительства» личности, основывающегося на высоких идеалах отечественной культуры. Это идеалы жертвенной любви к Отечеству, к ближнему, к спутнику жизни, идеалы целомудрия, святости семейного очага, счастье жить ради другого. Выполнить эти задачи педагог сможет, если воспитает у ребят способность воспринимать экранные произведения адекватно замыслу их авторов. Под этим понимается умение выявлять в структуре произведения авторскую позицию, оценивая не только события и характеры героев, но и внутреннюю связь эпизодов, их монтажную организацию, композицию кадра, звуковой ряд, графическое, колористическое, драматургическое решения и т. д. То есть нужно уметь прочитывать емкую информацию мировоззренческого характера, содержащуюся в опосредованной, образно-художественной форме в экранных произведениях. Адекватное восприятие подразумевает включение в сотворчество, проникновение в замысел творца, повторение как бы заново пройденного им пути. Не исключается даже более глубокое, по сравнению с авторским замыслом, истолкование. Возраст участников: Участниками данной программы являются учащиеся 5-7 классов (10-13 лет), имеющие художественно-эстетические наклонности, а также учащиеся, склонные к противоправным действиям. Предполагается, что занятия по экранной культуре подтолкнут детей как к эстетическому, так и к нравственному самовоспитанию. Сроки реализации: с 1 июня по 21 июня Основные формы и методы работы:
Ожидаемые результаты и способы их проверки: Сформированные навыки и умения:
Учащиеся создают:
Способы проверки: тестовые задания, эссе, опросы, творческие проекты, дискуссии. Содержание модулей. 1 модуль. Культура и человек. Содержание модуля: Возникновение культуры. Многообразие определений культуры. Типы культур – материальная и духовная. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Диалог культур. Молодежная субкультура. Массовая и элитарная культура. Культура как «активная память человечества» (Д. Лихачев). Бесконечность проявлений культуры: культура человечества, культура разных эпох, народов, культура личности. Национальные особенности развития культуры. Работа над формированием культуры своей личности, культурное «самостроительство». Механизм освоения культуры личностью, система ролей, норм, образов, ценностей. Роль культуры в жизни человека. Духовные и эстетические потребности человека. Восприятие духовных ценностей. Духовная жизнь личности. 2 модуль. Экранная культура. Содержание модуля: Кино как наиболее массовое искусство, по самой своей природе адресованное миллионам зрителей. Кино и телевидение в современную эпоху как новый, аудиовизуальный язык человечества наряду с письменностью. Значение знаний киноязыка для современного человека, формирование высокой аудиовизуальной (экранной) культуры в процессе духовно-нравственного развития личности. Основные элементы экранного языка: план, ракурс, кадр. Монтаж как принцип кинематографического мышления. Кинематографический план. Изобразительная и выразительная специфика общего, среднего и крупного планов. Деталь. Кинокадр как первоэлемент кинематографического изображения. Композиция кадра — взаиморазмещение и взаимосвязь частей изображения. Свет в искусстве оператора. Второй план и фон — существенные элементы композиции кинокадра. Цвет на экране. Цвет и действие. Цвет и характер героя. Символическое звучание цвета. Монтаж как принцип кинематографического мышления. «Монтажная форма как структура есть реконструкция законов мышленного хода» (С. Эйзенштейн). Монтажные построения в произведениях разных искусств. Историческое возникновение монтажа в кино. 3 модуль. Фильм и зритель. Содержание модуля: Проблема художественного восприятия произведений экрана. Ее сложность и многоуровневость. Акт восприятия как завершающий момент в процессе создания и функционирования экранного произведения. Своеобразие восприятия экранного произведения разными группами населения. Роль возраста, жизненного и общеэстетического опыта, вкусов, привычек, системы ценностей личности в процессе восприятия. М. Пришвин: «Есть книги для всех, и есть книги для каждого». Применимость этого определения к кинематографу. «Фильм для всех» и «фильм для каждого» — возможная двойная характеристика одного и того же фильма. Взаимодополняемость разных видов коммуникации: «через всех к каждому» и «через каждого ко всем». Язык кино и эстетическое восприятие зрителя. Роль и значение аудиовизуального образования и самообразования в процессе становления личности. Авторская идея в экранном произведении, взаимопонимание автора и зрителя. Художественное совершенство, полнота воплощения идеи, мастерство автора экранного произведения как исходные условия его глубокого эмоционального воздействия на зрителя. Творческие задания: изготовление фото и видеороликов, викторины, кроссворды, сочинения, работа с Интернет-сайтами. 4 модуль. Русская киноклассика. Содержание модуля: История детского кинематографа. Знакомство с творчеством режиссеров – сказочников: А. Роу, А. Птушко. Г.Милляр – великий актер-сказочник. История создания фильмов "на все времена". Просмотр и обсуждение фильмов: сказки А.Роу, А.Птушко; «Три толстяка», «Достояние республики», «Кортик», «Бронзовая птица», «Усатый нянь», «Чучело», «Золушка», «Сказка о потерянном времени», «Новенькая», «Маленький беглец», «Королевство кривых зеркал», «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен», «Неуловимые мстители», «Капитан Немо.», «Адъютант Его превосходительства». 5 модуль. Экранизация литературных произведений. Содержание модуля: Различие принципов изображения в литературном произведении и кинематографической ленте. Несходства авторских индивидуальностей писателя и режиссера. Сюжетно-композиционные смещения. Просмотр и обсуждение фильмов: «Алые паруса»(1961г). «Пятнадцатилетний капитан» (1936г), «Дети капитана Гранта» (1936г), «Робинзон Крузо» (1947г), «Принц и нищий» (1942г), «Том Сойер» (1936г), «Старик Хоттабыч» (1956г), «А зори здесь тихие» (1972г). Программно-тематическое устройство образовательного модуля.
Условия реализации программы. Методическое обеспечение При обсуждении экранных произведений желательно использовать такие формы и методы, как:
Важно создавать проблемную ситуацию: вводить ребят в обстановку поиска, исследования, столкновения с преградой. Педагогу нужно стремиться к тому, чтобы эстетические и этические суждения не давались в готовом виде, а вытекали из логики факта, событий экранного материала и были сформулированы самими ребятами. Поскольку ни одно из искусств не существует изолированно, то восприятие каждого из них наиболее адекватно в контексте изучения других искусств. В связи с этим очень эффективным можно назвать метод соотнесения произведений разных жанров и стилистических направлений не только одного вида искусства, но и разных видов искусств. Метод соотнесения стимулирует самостоятельность мышления детей, их познавательную активность. Целесообразно вести обсуждения по принципу сквозного действия, протягивая ниточку от одной темы к другой, соотнося их друг с другом, прослеживая взаимосвязи. Ведь зачастую понятия ребят негибки, они схватывают лишь полярные моменты действительности. В результате занятий учащиеся получают возможность высказывания с помощью специальных кинематографических средств – съемки фильма и его монтажа, а также в процессе диспутов, обсуждений, написания сценария или критической статьи, эссе. Кадровое обеспечение:
Материально-техническое обеспечение программы:
Список используемой литературы: Киноведение, культурология
Методика кинообразования
Смета расходов.
|
Инновационный образовательный проект «Летняя гуманитарная школа для... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | «Немое кино. Актёры немого кино. Влияние немого кино на кинематограф» Ведь мы все люди, и каждый поймёт смысл фильма по-своему. Но все, же истинный смысл кино – показать людей, их отношения, их жизнь,... | ||
Урок музыки в 4-м классе Тема урока «музыка и кино» Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и кинематографического искусств;... | Сафонова Ольга Владимировна, учитель физической культуры Сургут, 2012. Общие сведения об урок Образовательные: совершенствовать технику выполнения передач мяча. Повторять технику ведения мяча | ||
Ахиярова Людмила Генадьевна фгбоу впо бирский филиал БашГУ, г. Бирск, Россия Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека | Темы вашего учебного проекта Круглова Людмила Деомидовна, Гончарова Людмила Николаевна, Панченко Татьяна Андреевна, Шевченко Людмила Александровна | ||
Савина Людмила Владимировна Моу столбищенская средняя общеобразовательная школа им. Гсс а. П. Малышева Лаишевского муниципального района рт | Летняя программа изучения английского язык в Haileybury Международная летняя программа для детей в возрасте от 10 до 17 лет проходит на базе престижной английской школы Haileybury College... | ||
Современные тенденции в годонимии Чувашской Республики (на примере... По присвоению названий улицам, переулкам, площадям города томска «томский именослов» | «Допризывная подготовка юношей старшего школьного возраста» Комарова Людмила Владимировна учитель физической культуры высшей категории моу «Гимназия №1»г. Ахтубинск Астраханской обл | ||
Исследовательская работа Молот Дарья Анатольевна 10 Хмелева Людмила... Влияние славянских свадебных обрядов на формирование национального женского характера | Образовательная программа дополнительного образования детей «чум мультфильмов» «Чум мультфильмов» комплексная инновационная модифицированная экспериментальная образовательная программа открытого типа по методу... | ||
Внеклассное мероприятие по информатике и истории в 6 классе Учителя информатики и истории мбоу «сош №4» г. Новочебоксарска Вотякова Татьяна Владимировна и Мясникова Людмила Ивановна | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор Крюкова Людмила Владимировна, учитель математики высшей категории мбоу мо плавский район «Волхонщинская сош» | ||
Конспект урока с использованием эор графический редактор Paint. Фио... Необходимое техническое оборудование пк с выходом в сеть Интернет, мультимедийный комплекс | Союзная республика югославия на рубеже XXI века Тягуненко людмила Владимировна – кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и политических... |