Летняя образовательная программа «Тайны кино» Номинация: Экранные технологии. Составитель: Сафонова Людмила Владимировна





Скачать 165.94 Kb.
НазваниеЛетняя образовательная программа «Тайны кино» Номинация: Экранные технологии. Составитель: Сафонова Людмила Владимировна
Дата публикации30.03.2015
Размер165.94 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Литература > Образовательная программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Сахаптинская средняя общеобразовательная школа»

ЛЕТНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Тайны кино»

Номинация: Экранные технологии.


Составитель:

Сафонова Людмила Владимировна,

заместитель директора по ВР.

Возраст детей: 10-13 лет

Срок реализации: 1 – 21 июня

Сахапта, 2012 г.

Пояснительная записка.
Направленность: Художественно-эстетическая.
Тип базового действия: эмоциональное восприятие, анализ, творческая работа.
Тип образовательного материала: программа основана на изучении русской детской киноклассики.
Актуальность программы.

Кино, видео, телевидение занимают сегодня ведущее место в досуге детей. Отсюда настоятельная необходимость руководства процессом их видео- и телепотребления.

Такое руководство станет сегодня главным «противоядием» и средством защиты от низкопробной кинопродукции, обрушивающей на юного зрителя кровавые водопады сцен насилия, жестокости, откровенной эротики.

Трудно найти ребенка, который бы не любил кино. Искусство экрана привлекает детей своей зрелищностью, наглядными, легко воспринимаемыми образами. Оно даем им героев для подражания и темы для игр.

Кино и театр – синтетические искусства органически включают в себя отдельные свойства литературы, живописи, музыки. Эти искусства рассчитаны на коллективное восприятие, вызывают совместные переживания, так необходимые для развития эмоционального опыта каждой личности.

Киноискусство выполняет одновременно несколько функций: познавательную, нравственно-воспитательную, художественно-образовательную. Все эти функции находятся в органическом единстве.

К сожалению, общение детей с этим видом искусства никем не направляется, редко используются учителями как одно из важнейших средств формирования личности ребенка.

В лучшем случае организуются культпоходы в кинотеатры, но ребята, охотно посещающие кино, не требовательны к содержанию кинокартины.

Беседы с учащимися выявили серьезные проблемы:

  • Ограниченный запас знаний о детских фильмах, о классике русского кино.

  • 60% учащихся смотрят только зарубежные фильмы.

  • 40% учащихся смотрят сериалы, не имеющие художественной и воспитательной ценности.

  • 70% учащихся не владеют навыками коллективного обсуждения просмотренного фильма, стесняются высказывать и защищать свою точку зрения.

Назначение программы «Тайны кино» - помочь учащимся в решении данных проблем.


Цель программы: приобщение учащихся к миру киноискусства, общечеловеческим и национальным ценностям через освоение художественного опыта прошлого и их собственного творчества.

В этом помогут возрастные особенности ребят: потребность к поиску самого себя, своего места в жизни, ответов на вечные вопросы: «Что я такое?», «Для чего живу?», «Что означает для меня человеческая культура?», «Что для меня добро, а что — зло?». Приобщение к отечественной культуре на этих занятиях приобретает для детей личностную значимость, они осмысливают свое место в ней (я в культуре и культура во мне).
Данная программа ставит следующие задачи:

  • расширение зрительского опыта, формирование художественного вкуса и интересов в области кино;

  • формирование навыков восприятия и анализа фильма;

  • развитие эмоциональной отзывчивости, умения выражать свои мысли;

  • развитие творческих способностей.


Отличительные особенности программы:

Занятия проводятся в контексте нравственного «самостроительства» личности, основывающегося на высоких идеалах отечественной культуры. Это идеалы жертвенной любви к Отечеству, к ближнему, к спутнику жизни, идеалы целомудрия, святости семейного очага, счастье жить ради другого.

Выполнить эти задачи педагог сможет, если воспитает у ребят способность воспринимать экранные произведения адекватно замыслу их авторов. Под этим понимается умение выявлять в структуре произведения авторскую позицию, оценивая не только события и характеры героев, но и внутреннюю связь эпизодов, их монтажную организацию, композицию кадра, звуковой ряд, графическое, колористическое, драматургическое решения и т. д. То есть нужно уметь прочитывать емкую информацию мировоззренческого характера, содержащуюся в опосредованной, образно-художественной форме в экранных произведениях.

Адекватное восприятие подразумевает включение в сотворчество, проникновение в замысел творца, повторение как бы заново пройденного им пути. Не исключается даже более глубокое, по сравнению с авторским замыслом, истолкование.
Возраст участников: Участниками данной программы являются учащиеся 5-7 классов (10-13 лет), имеющие художественно-эстетические наклонности, а также учащиеся, склонные к противоправным действиям. Предполагается, что занятия по экранной культуре подтолкнут детей как к эстетическому, так и к нравственному самовоспитанию.
Сроки реализации: с 1 июня по 21 июня
Основные формы и методы работы:

  • беседа;

  • просмотр и обсуждение фильмов;

  • творческие работы;

  • ролевые игры.


Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Сформированные навыки и умения:

  • анализировать экранные произведения;

  • выявлять в структуре произведения авторскую позицию;

  • способность воспринимать экранные произведения адекватно замыслу их авторов;

  • оценивать не только события и характеры героев, но и внутреннюю связь эпизодов, их монтажную организацию, композицию кадра, звуковой ряд, графическое, колористическое, драматургическое решения и т. д.;

  • ориентироваться в потоке современной видео- и телеинформации, анализировать ее с учетом специфики аудиовизуального языка.

Учащиеся создают:

  • презентации и рефераты по теме: «Роль культуры в жизни человека»;

  • творческие проекты (фото и видеозарисовки): «Зритель и кино», «Портрет друга», «Настроение» и т.д..


Способы проверки: тестовые задания, эссе, опросы, творческие проекты, дискуссии.

Содержание модулей.
1 модуль. Культура и человек.

Содержание модуля:

Возникновение культуры. Многообразие определений культуры. Типы культур – материальная и духовная. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Диалог культур. Молодежная субкультура. Массовая и элитарная культура. Культура как «активная память человечества» (Д. Лихачев). Бесконечность проявлений культуры: культура человечества, культура разных эпох, народов, культура личности. Национальные особенности развития культуры. Работа над формированием культуры своей личности, культурное «самостроительство». Механизм освоения культуры личностью, система ролей, норм, образов, ценностей. Роль культуры в жизни человека. Духовные и эстетические потребности человека. Восприятие духовных ценностей. Духовная жизнь личности.
2 модуль. Экранная культура.

Содержание модуля:

Кино как наиболее массовое искусство, по самой своей природе адресованное миллионам зрителей. Кино и телевидение в современную эпоху как новый, аудиовизуальный язык человечества наряду с письменностью.

Значение знаний киноязыка для современного человека, формирование высокой аудиовизуальной (экранной) культуры в процессе духовно-нравственного развития личности.

Основные элементы экранного языка: план, ракурс, кадр. Монтаж как принцип кинематографического мышления.

Кинематографический план. Изобразительная и выразительная специфика общего, среднего и крупного планов. Деталь.

Кинокадр как первоэлемент кинематографического изобра­жения. Композиция кадра — взаиморазмещение и взаимосвязь частей изображения. Свет в искусстве оператора. Второй план и фон — существенные элементы композиции кинокадра.

Цвет на экране. Цвет и действие. Цвет и характер героя. Символическое звучание цвета.

Монтаж как принцип кинематографического мышления. «Монтажная форма как структура есть реконструкция законов мышленного хода» (С. Эйзенштейн). Монтажные построения в произведениях разных искусств.

Историческое возникновение монтажа в кино.
3 модуль. Фильм и зритель.

Содержание модуля:

Проблема художественного восприятия произведений экрана. Ее сложность и многоуровневость. Акт восприятия как завершающий момент в процессе создания и функционирования экранного произведения.

Своеобразие восприятия экранного произведения разными группами населения. Роль возраста, жизненного и общеэстетического опыта, вкусов, привычек, системы ценностей личности в процессе восприятия.

М. Пришвин: «Есть книги для всех, и есть книги для каждого». Применимость этого определения к кинематографу. «Фильм для всех» и «фильм для каждого» — возможная двойная характеристика одного и того же фильма. Взаимодополняемость разных видов коммуникации: «через всех к каждому» и «через каждого ко всем».

Язык кино и эстетическое восприятие зрителя. Роль и значение аудиовизуального образования и самообразования в процессе становления личности.

Авторская идея в экранном произведении, взаимопонимание автора и зрителя. Художественное совершенство, полнота воплощения идеи, мастерство автора экранного произведения как исходные условия его глубокого эмоционального воздействия на зрителя.

Творческие задания: изготовление фото и видеороликов, викторины, кроссворды, сочинения, работа с Интернет-сайтами.

4 модуль. Русская киноклассика.

Содержание модуля:

История детского кинематографа. Знакомство с творчеством режиссеров – сказочников: А. Роу, А. Птушко. Г.Милляр – великий актер-сказочник. История создания фильмов "на все времена".

Просмотр и обсуждение фильмов: сказки А.Роу, А.Птушко; «Три толстяка», «Достояние республики», «Кортик», «Бронзовая птица», «Усатый нянь», «Чучело», «Золушка», «Сказка о потерянном времени», «Новенькая», «Маленький беглец», «Королевство кривых зеркал», «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен», «Неуловимые мстители», «Капитан Немо.», «Адъютант Его превосходительства».
5 модуль. Экранизация литературных произведений.

Содержание модуля:

Различие принципов изображения в литературном произведении и кинематографической ленте.

Несходства авторских индивидуальностей писателя и режиссера.

Сюжетно-композиционные смещения.

Просмотр и обсуждение фильмов: «Алые паруса»(1961г). «Пятнадцатилетний капитан» (1936г), «Дети капитана Гранта» (1936г), «Робинзон Крузо» (1947г), «Принц и нищий» (1942г), «Том Сойер» (1936г), «Старик Хоттабыч» (1956г), «А зори здесь тихие» (1972г).

Программно-тематическое устройство образовательного модуля.




ТЕМА ЗАНЯТИЯ



ДАТА

1 день

Возникновение культуры

1.06

Национальные особенности культуры

1.06

Духовная жизнь личности

1.06

Особенности русской культуры

1.06

2 день

Роль культуры в жизни человека (рефераты, презентации)

2.06

Роль культуры в жизни человека (рефераты, презентации)

2.06

Кино как массовое искусство

2.06

Основные элементы экранного языка

2.06

3 день

История монтажа в кино

3.06

Видеозарисовка «Зритель и кино»

3.06

Видеозарисовка «Портрет друга»

3.06

Видеозарисовка «Настроение»

3.06

4 день

Авторская идея в экранном произведении

4.06

Своеобразное восприятие экранного произведения

4.06

Взаимопонимание автора и зрителя

4.06

Викторина «Классика советского кино»

4.06

5 день

Изготовление фоторолика «Актеры кино»

6.06

Изготовление фоторолика «Актеры кино»

6.06

Театрализация «Зритель и кино»

6.06

Театрализация «Зритель и кино»

6.06

6 день

Знакомство с Интернет сайтом «Детское кино»

7.06

Составление кроссвордов «Режиссеры российского кино»

7.06

Написание отзыва о любимом фильме

7.06

Защита презентаций, роликов Музыка и кино

7.06

7 день

Составление «Памятки юному зрителю кино»

8.06

Структура сценария

8.06

Написание сценария на свободную тему

8.06

Написание сценария на свободную тему

8.06

8 день

Съемка фильма по авторскому сценарию

9.06

Съемка фильма по авторскому сценарию

9.06

Классика детского кино

9.06

Режиссеры – сказочники: А. Роу, А. Птушко.

9.06

9 день

Просмотр и обсуждение фильмов-сказок А.Роу

10.06

Просмотр и обсуждение фильмов-сказок А.Роу

10.06

Просмотр и обсуждение фильмов- сказок А.Роу

10.06

Просмотр и обсуждение фильмов- сказок А.Роу

10.06

10 день

Просмотр и обсуждение фильма «Чучело»

11.06

Просмотр и обсуждение фильма «Чучело»

11.06

Просмотр и обсуждение фильма «Чучело»

11.06

Просмотр и обсуждение фильма «Достояние республики»

11.06

11 день

Просмотр и обсуждение фильма «Достояние республики»

13.06

Просмотр и обсуждение фильма «Достояние республики»

13.06

Просмотр и обсуждение фильма «Королевство кривых зеркал»

13.06

Просмотр и обсуждение фильма «Королевство кривых зеркал»

13.06

12 день

Просмотр и обсуждение фильма «Сказка о потерянном времени»

14.06

Просмотр и обсуждение фильма «Сказка о потерянном времени»

14.06

Просмотр и обсуждение фильма «Кортик»

14.06

Просмотр и обсуждение фильма «Кортик»

14.06

13 день

Просмотр и обсуждение фильма «Бронзовая птица»

15.06

Просмотр и обсуждение фильма «Бронзовая птица»

15.06

Кино и литература

15.06

Экранизация в кино

15.06

14 день

Различие принципов изображения в литературе и в кино

16.06

Несходство авторских индивидуальностей писателя и режиссера

16.06

Просмотр и обсуждение фильма «Алые паруса»

16.06

Просмотр и обсуждение фильма «Алые паруса»

16.06

15 день

Просмотр и обсуждение фильма «Том Сойер»

17.06

Просмотр и обсуждение фильма «Том Сойер»

17.06

16 день

Просмотр и обсуждение фильма «Дети капитана Гранта»

18.06

Просмотр и обсуждение фильма «Дети капитана Гранта»

18.06

17 день

Просмотр и обсуждение фильма «Старик Хоттабыч»

20.06

Просмотр и обсуждение фильма «Старик Хоттабыч»

20.06

18 день

Просмотр и обсуждение фильма «Робинзон Крузо»

20.06

Просмотр и обсуждение фильма «Робинзон Крузо»

20.06

19 день

Просмотр и обсуждение фильма «А зори здесь тихие»

21.06

Просмотр и обсуждение фильма «А зори здесь тихие»

21.06

20 день

Составления списка фильмов, рекомендованных для просмотра

21.06

21 день

Подведение итогов занятий. Вручение «Дневника зрителя»

21.06



Условия реализации программы.
Методическое обеспечение
При обсуждении экранных произведений желательно исполь­зовать такие формы и методы, как:

  • диалог;

  • изложение материала в антиномичной форме с использо­ванием парадокса,

  • изучение понятий через противопоставление;

  • выяснение различных точек зрения по одному и тому же вопросу.

Важно создавать проблемную ситуацию: вводить ребят в обстановку поиска, исследования, столкновения с преградой. Пе­дагогу нужно стремиться к тому, чтобы эстетические и этические суждения не давались в готовом виде, а вытекали из логики факта, событий экранного материала и были сформулированы самими ребятами.

Поскольку ни одно из искусств не существует изолированно, то восприятие каждого из них наиболее адекватно в контексте изучения других искусств. В связи с этим очень эффективным можно назвать метод соотнесения произведений разных жанров и стили­стических направлений не только одного вида искусства, но и разных видов искусств.

Метод соотнесения стимулирует самостоятельность мышления детей, их познавательную активность.

Целесообразно вести обсуждения по принципу сквозного действия, протягивая ниточку от одной темы к другой, соотнося их друг с другом, прослеживая взаимосвязи. Ведь зачастую понятия ребят негибки, они схватывают лишь полярные моменты действительности.

В результате занятий учащиеся получают возможность высказывания с помощью специальных кинематографических средств – съемки фильма и его монтажа, а также в процессе диспутов, обсуждений, написания сценария или критической статьи, эссе.

Кадровое обеспечение:

  • Педагог дополнительного образования: Сафонова Людмила Владимировна, стаж педагогической работы – 10 лет.



Материально-техническое обеспечение программы:

  • Кабинет русского языка.

  • Музыкальный центр;

  • DVD плеер «ВВК»

  • Компьютер

  • Проектор

  • Проекционный экран,

  • Телевизор,

  • Видеомагнитофон,

  • DVD Коллекция фильмов


Список используемой литературы:

Киноведение, культурология

  1. Актерская энциклопедия. Кино Европы/ Отв. ред. М. М. Черненко. - М., 1997.

  2. Аннинский Л. Лев Толстой и кинематограф. — М., 1980. — С. 220-228.

  3. Бочаров С. Г. «Война и мир» Л. Н. Толстого. — М., 1978. — С. 91.

  4. Вайсфельд И. В. Кино как вид искусства. — М., 1983.

  5. Введение в культурологию / Отв. ред. Е. М. Попов. — М., 1995

  6. Дунаев М. М. Православие и русская литература. — М., 1996.

  7. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. — Пет­розаводск, 1995. - С. 97-98.

  8. Зак М. Кинорежиссура. — М., 1983.

  9. Ильин И. А. Основы христианской культуры: Собр. соч. в Ют.— М., 1993 - Т. 1. - С. 300-302.

  10. Кино: Энциклопедический словарь. — М., 1987.


Методика кинообразования

  1. Баженова Л. М. Наш друг экран. Вып. 1, 2. — М., 1995.

  2. Баженова Л. М. Принцип обучения школьников основам экран­ной грамотности // Специалист. — 1993. - № 5.

  3. Бондаренко Е. А. Экскурсия в мир экрана. — М., 1994.

  4. Бондаренко Е. А. Диалог с экраном. — М., 1994.

  5. Усов Ю. Н. В мире экранных искусств. — М., 1995.

  6. Усов Ю. Н. 1 + 1 = 3. Об освоении языка экранного повествова­ния // Искусство в школе. — 2001. — № 5.

  7. Усов Ю. Н. Экранное искусство — новый склад мышления // Искусство и образование. — 2000. — № 3.

  8. Франко ЕЮ. Испытание экраном//Народное образование. - 1996. - № 7.

  9. Франко Е. Ю. Основы духовно-нравственной культуры для старшеклассников // Медиаобразование / Под общ. ред. Л. С. Зазнобиной. - М., 1996.

  10. А. Г.Соколов Монтаж: телевидение, кино, видео: в двух частях – М.: ЭКМО, 2008


Смета расходов.



Оборудование

Стоимость, руб.

1.

DVD диски

2000

2.

Видеокамера цифровая

9000

3

Итого:

11000

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Летняя образовательная программа «Тайны кино» Номинация: Экранные технологии. Составитель: Сафонова Людмила Владимировна iconИнновационный образовательный проект «Летняя гуманитарная школа для...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Летняя образовательная программа «Тайны кино» Номинация: Экранные технологии. Составитель: Сафонова Людмила Владимировна icon«Немое кино. Актёры немого кино. Влияние немого кино на кинематограф»
Ведь мы все люди, и каждый поймёт смысл фильма по-своему. Но все, же истинный смысл кино – показать людей, их отношения, их жизнь,...
Летняя образовательная программа «Тайны кино» Номинация: Экранные технологии. Составитель: Сафонова Людмила Владимировна iconУрок музыки в 4-м классе Тема урока «музыка и кино»
Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и кинематографического искусств;...
Летняя образовательная программа «Тайны кино» Номинация: Экранные технологии. Составитель: Сафонова Людмила Владимировна iconСафонова Ольга Владимировна, учитель физической культуры Сургут, 2012. Общие сведения об урок
Образовательные: совершенствовать технику выполнения передач мяча. Повторять технику ведения мяча
Летняя образовательная программа «Тайны кино» Номинация: Экранные технологии. Составитель: Сафонова Людмила Владимировна iconАхиярова Людмила Генадьевна фгбоу впо бирский филиал БашГУ, г. Бирск, Россия
Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека
Летняя образовательная программа «Тайны кино» Номинация: Экранные технологии. Составитель: Сафонова Людмила Владимировна iconТемы вашего учебного проекта
Круглова Людмила Деомидовна, Гончарова Людмила Николаевна, Панченко Татьяна Андреевна, Шевченко Людмила Александровна
Летняя образовательная программа «Тайны кино» Номинация: Экранные технологии. Составитель: Сафонова Людмила Владимировна iconСавина Людмила Владимировна
Моу столбищенская средняя общеобразовательная школа им. Гсс а. П. Малышева Лаишевского муниципального района рт
Летняя образовательная программа «Тайны кино» Номинация: Экранные технологии. Составитель: Сафонова Людмила Владимировна iconЛетняя программа изучения английского язык в Haileybury
Международная летняя программа для детей в возрасте от 10 до 17 лет проходит на базе престижной английской школы Haileybury College...
Летняя образовательная программа «Тайны кино» Номинация: Экранные технологии. Составитель: Сафонова Людмила Владимировна iconСовременные тенденции в годонимии Чувашской Республики (на примере...
По присвоению названий улицам, переулкам, площадям города томска «томский именослов»
Летняя образовательная программа «Тайны кино» Номинация: Экранные технологии. Составитель: Сафонова Людмила Владимировна icon«Допризывная подготовка юношей старшего школьного возраста»
Комарова Людмила Владимировна учитель физической культуры высшей категории моу «Гимназия №1»г. Ахтубинск Астраханской обл
Летняя образовательная программа «Тайны кино» Номинация: Экранные технологии. Составитель: Сафонова Людмила Владимировна iconИсследовательская работа Молот Дарья Анатольевна 10 Хмелева Людмила...
Влияние славянских свадебных обрядов на формирование национального женского характера
Летняя образовательная программа «Тайны кино» Номинация: Экранные технологии. Составитель: Сафонова Людмила Владимировна iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «чум мультфильмов»
«Чум мультфильмов» комплексная инновационная модифицированная экспериментальная образовательная программа открытого типа по методу...
Летняя образовательная программа «Тайны кино» Номинация: Экранные технологии. Составитель: Сафонова Людмила Владимировна iconВнеклассное мероприятие по информатике и истории в 6 классе
Учителя информатики и истории мбоу «сош №4» г. Новочебоксарска Вотякова Татьяна Владимировна и Мясникова Людмила Ивановна
Летняя образовательная программа «Тайны кино» Номинация: Экранные технологии. Составитель: Сафонова Людмила Владимировна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор Крюкова Людмила Владимировна, учитель математики высшей категории мбоу мо плавский район «Волхонщинская сош»
Летняя образовательная программа «Тайны кино» Номинация: Экранные технологии. Составитель: Сафонова Людмила Владимировна iconКонспект урока с использованием эор графический редактор Paint. Фио...
Необходимое техническое оборудование пк с выходом в сеть Интернет, мультимедийный комплекс
Летняя образовательная программа «Тайны кино» Номинация: Экранные технологии. Составитель: Сафонова Людмила Владимировна iconСоюзная республика югославия на рубеже XXI века
Тягуненко людмила Владимировна – кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и политических...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск