Серьёзный юмор М. Зощенко.
Ход урока.
I. Организационный момент. Рапорт дежурного.
II. Подступ к теме.
- Говорят, если хочешь найти готовый роман, возьми жизнь любого мало-мальски замечательного человека. И это так.
- Посмотрите на доску. Перед вами ассоциативный ряд. 1895 год. Полтава.
1927 год. Санкт-Петербург, журнал «Бегемот», рассказ «Приключение обезьяны».
1946 год.
1953 год. Журнал «Крокодил», «Огонёк».
- С именем какого человека связана данная запись и иллюстрации к рассказам и повестям? (показ иллюстраций из произведений Зощенко через проектор)
- А фамилия Зощенко - какие ассоциации вызывает?
- Ребята, скажите, чем отличается сатира от юмора?
- Мы будем говорить о серьёзном юморе, так как сатира не отделима от юмора.
- Итак, мы с вами определили тему урока.
- Давайте вспомним, как связаны даты с жизнью этого человека? Запишите тему и эпиграф. Эпиграфом послужат слова самого писателя: «Почти двадцать лет взрослые считали, что я писал для их забавы, а я для забавы никогда не писал».
- Помните, Куприн писал, что «лишнее для читателя путаться в мелочах жизни писателей, ибо это любопытство вредно, мелочно и пошло». Вспоминается ещё одно высказывание: «Человека судят по делам его».
- Каким же было основное занятие, дело М. Зощенко?
- Верно, хотя писатель сам признавался, это самая трудная профессия из двенадцати, которые он знал. Вот и мы сегодня будем говорить не о самом писателе, а о его творческом своеобразии.
- Высокую оценку Зощенко дал В. Маяковский, который назвал писателя «самым большим и самым популярным».
- Кто же прав: те, кто считает, что Зощенко писал для забавы или Маяковский? Давайте разберёмся.
- Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы ответить на данный вопрос?
1. Проанализировать произведения Зощенко.
2. Определить языковое своеобразие рассказов.
3. Сформулировать темы сатирических произведений Зощенко.
- Верно, вы назвали задачи урока. Инструктаж.
Мне сегодня понадобятся специалисты трёх наук.
1. Аналитики, то есть ученые, которые будут работать над сравнительным анализом произведений разных авторов, а затем дадут ответ на вопрос: Чьи традиции продолжает М. Зощенко в своем сатирическом творчестве?
Карточка.
а) Прочитать и проанализировать рассказ М. Зощенко «Галоша» и А.П. Чехова «Толстый и тонкий», определить тему и идею произведений, найти общее и различия.
б) Кто из писателей XIX века обращался в своём творчестве к этой же теме? Что нового в данной теме вы увидели в творчестве Зощенко?
2. Лингвисты (филологи), которые рассмотрят произведения Зощенко с точки зрения синтаксического, стилистического, языкового оформления и сделают вывод: В чем заключается своеобразие сатирических рассказов писателя?
Карточка.
а) Зощенко в рассказах использует сказовую форму. Как вы это понимаете?
б) «Михаил Зощенко великий юморист, рассказы которого поражают сочным, народным, собирательным языком,» - утверждают исследователи. Докажите это примерами из рассказа «Аристократка».
3. Литературоведы, которые проведут эксперимент над стилистическими особенностями рассказов Зощенко, и, выполнив ряд заданий, ответят на вопрос: Против чего направлено перо писателя-сатирика М. Зощенко?
Карточка.
а) Дать определение бюрократической системы и обывательщины. Найти черты этих явлений в сатирических рассказах М. Зощенко. («Баня»).
б) Вспомните, что такое форма и содержание. Проведите эксперимент. Представьте, что вы владеете только литературным языком. Переведите текст рассказа М. Зощенко на литературный язык. Сделайте вывод: что вызывает смех в рассказах сатирика?
в) Каковы темы сатирических произведений Зощенко?
- Все эти вопросы помогут группам ответить на проблемный вопрос.
III. Выбор заданий.
- Выберите каждая группа себе конверт с заданием. В каждой группе есть консультант, который распределит задания между членами группы. Несколько человек получают индивидуальные задания для работы со справочной литературой. Время работы – семь минут. Все необходимые учебники, художественная литература, справочники лежат у вас на партах.
Инструктаж.
- У каждой группы на столе лежит памятка, по которой вы будете оценивать группы. Ребята, которым не будет предоставлено слово, тезисно запишите ответы своих товарищей в тетрадь и сдайте в конце урока. Не забывайте фиксировать себе ответы других групп, чтобы у вас сложилось целостная картина своеобразия зощенковского стиля. По ходу обсуждения вопросов возможны дополнения других групп.
IV. Самостоятельная работа (выполняется под музыку).
V. Отчет групп. Предполагаемый ответ группы №1.
Зощенко был верным последователем гоголевского направления в русской литературе. Если внимательно вслушаться в его смех, нетрудно уловить, что беззаботно шутливые нотки являются лишь фоном для нот боли и горечи. Стиль многих рассказов М. Зощенко напоминает чеховский стиль - лаконичный, остроумный, меткий. Как и Чехов, Зощенко высмеивает те же пороки. (Дети приводят примеры из текстов).
Предполагаемый ответ группы №2.
Язык Зощенко неизвестный литературе, а потому не имевший своего правописания язык. Это язык вокзалов и площадей, рынков и коммунальных домов. Он был груб, неуклюж, бестолков, но он существовал. Живой, непридуманный, сам собой сложившийся. (Дети приводят примеры из текстов). Язык Зощенко был собирательным: он вобрал в себя всё самое характерное, всё самое яркое из расхожего языка масс и в отжатом концентрированном виде вышел на страницы рассказов. Тогда-то он и стал неповторимым языком народного писателя. Собирательный язык - это особенность,
характерная только для сатирических произведений Зощенко, именно он обратил внимание на собирательный тип «человека толпы» с уличной культурой.
Предполагаемый ответ группы №3.
Зощенко в своих произведениях показал, что люди равнодушны друг к другу; их поступками управляют зависть, злоба и другие негативные чувства, то есть люди поставлены в такие условия, что вынуждены приспосабливаться путём различных ухищрений, порой заключая сделки с собственной совестью и даже забывая про неё. Его рассказы направлены против пошлости героев, их мелочности, жестокости, трусости, равнодушия и подозрения. Именно эти обывательские черты не дают покоя М. Зощенко, так как за словесным юмором скрывалась трагическая сущность действительности. Герой Зощенко вызывает сочувствие, в основе которого - стремление пробудить в людях чувство человеческого достоинства. (Дети приводят примеры из текстов).
VI. Взаимоконтроль.
- Вы получили полный ответ?
- На ваш взгляд, вопрос освещен достаточно глубоко?
- Как вы оцените работу группы?
VII. Социализация.
- А если взять наше время, начало XXI века, можно провести параллель со временем Зощенко?
Слово учителя: Действительно, то же равнодушие, та же злоба, зависть, которые разъедают души. Та же бюрократическая волокита и нежелание системы слышать отдельную личность. Может быть вам, ребята, в дальнейшем придется решать эти проблемы, так как время идёт, а пороки, о которых говорит Зощенко и с которыми пытается бороться, пока живы.
VIII. Итог урока.
- А теперь пришло время вернуться к нашему проблемному вопросу: Кто же Михаил Зощенко - человек, который писал для забавы, или серьёзный «большой и популярный писатель»?
(Зощенко - серьёзный писатель, так как он продолжал традиции, внося что-то своё. Его произведения маленькие по объёму, интересные по сюжету. Он использует простой язык, сказовую форму, выбирая героя-полуинтеллигента. В своём творчестве он показывает острые социальные проблемы и пытается с ними бороться).
Слово учителя: М. Зощенко сумел показать своими произведениями пошлые навыки, черствость человеческих отношений и другие человеческие недостатки для того, чтобы человек увидел их и захотел стать лучше. Об этом в своё время говорил А.П. Чехов: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажите ему, каков он есть». Продолжая традиции русской сатиры, Зощенко актуален для своего и нашего времени, так как объекты сатиры не исчезли, они лишь немного трансформировались. Мы с вами продолжим разговор о своеобразии сатиры XX века на следующих уроках, когда будем освещать творчество М. Булгакова.
IX. Рефлексия.
- Урок сегодня мы начали с ассоциации, которые связаны у вас с фамилией Зощенко. Давайте посмотрим, что же изменилось, что вы хотели бы добавить. Итак, составьте «ассоциативный ряд» к слову Зощенко.
X. Оценки.
XI. Домашнее задание. (Выбрать задание по силам).
1. Определить тему и идею одного рассказа Зощенко, выбор обосновать.
2. Кроме этого, указать языковые, стилистические, синтаксические особенности.
А также провести параллель с сегодняшней действительностью.
| |