Скачать 54.37 Kb.
|
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ КУРОЧКИНОЙ ЮЛИИ ВЛАДИМИРОВНЫ в 4а классе (20 января 2014г.) Тема урока: М.М.Зощенко. Ёлка. Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя М.М.Зощенко. Задачи: - обогащать словарный запас учащихся; - развивать навык выразительного, осознанного чтения; - развивать связную устную речь, внимание и воображение учащихся; - учить анализировать поступки героев; - воспитывать уважение к другим людям. Дополнительные материалы к уроку: презентация, карточки с заданиями. Техническое оснащение: проектор. Ход урока. 1.Организационный момент. 2. Речевая разминка. а) Прочитайте и затем проговорите скороговорки (1-й слайд): У ёлки иголки колки. Сыплет снегопад с неба снег. б) Найдите среди буквенного текста слова, назовите их (2-й слайд): к ё л к а й т с н е г ы в ц (получаются слова: ёлка, снег) - Подберите общее понятие для этих слов (зима – 3-й слайд). 3. Проверка домашнего задания (чтение стихов о зиме – 3, 4 человека). 4. Работа с текстом до чтения. 1) Сообщение темы урока. - Какой зимний праздник вы любите больше всего? (Новый год) - Отгадайте загадку (4-й слайд): Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная, забавная, На новый год я главная. - Что это? (ёлка – отгадка открывается в слайде) - Откройте ваши учебники на с.59, прочитайте название рассказа, который мы сегодня будем читать. Он так и называется. - Прочитайте, кто написал его (5-й слайд с названием и автором рассказа). 2) Рассказ учителя о М.М.Зощенко (6-й слайд). Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894г. в Петербурге в семье художника и актрисы. После окончания гимназии в 1913 году Михаил Михайлович поступает на юридический факультет Петербургского университета, но через год добровольцем уходит на фронт, т.к. шла первая Мировая война. Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь контролёром поездов, начальником почты, сапожником, конторщиком, милиционером. Вскоре Зощенко встречается с К.И.Чуковским, который ведёт литературные занятия, и он высоко оценивает первые произведения писателя. В 1920-1921гг. появились его рассказы (7-й слайд – картинки к произведениям) Первая книга писателя «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» вышла в 1922г. Затем вышли и другие рассказы, которые сделали автора знаменитым. 22 июля 1958г. в возрасте 64-х лет М.Зощенко умирает в Ленинграде, похоронен писатель в городе Сестрорецке. 3) Прогнозирование. - Рассмотрите иллюстрацию внизу страницы. - Кто будут героями рассказа? (девочка и мальчик) - Как вы думаете, о чём будет этот рассказ (о том, как дети ждали новогоднего праздника, гостей, подарков…)? - А теперь мы узнаем, прочитав этот текст, о чём нам хотел рассказать автор. 5. Первичное чтение текста. 1) Дети читают вслух. 2) Выявление первичного восприятия. Перечитывание текста. - Понравился ли вам рассказ? - Так кто же главные герои рассказа? (девочка Лёля и маленький мальчик Минька – 8-й слайд – картинка с главными героями) - От чьего имени ведётся повествование? (от лица автора – главного героя) - Какого же праздника всегда с нетерпением ожидал мальчик? - Чем наряжали ёлку в то время? Найдите и прочитайте. - Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым? (нет) - Почему вы так думаете? (дети не получили подарков…) - Найдите и прочитайте эпизод, из которого понятно, что праздник для детей не получился весёлым. - Как вы думаете, каким автор задумал рассказ: весёлым или грустным? (весёлым) - Какое же настроение у вас создаёт этот рассказ? (грустное) - Почему? (потому что дети не умели себя вести и этим огорчали) 3) Беседа по содержанию. - Что же случилось, когда мама ушла на кухню? Найдите в тексте этот эпизод и прочитайте. - Как хотела наказать мама Лёлю? (поставить в угол носом) - А как же был наказан Минька? (ему не подарили заводной паровозик) - Почему поссорились мамы детей, пришедших на праздник? - Какую пословицу использовала одна из приглашённых мам? Прочитайте. (с.63: «С вами водиться, что в крапиву садиться» - 9-й слайд) - Как вы её понимаете? - Как отреагировал на происходящее папа? Прочитайте. (с.64) - Как вы считаете, правильно ли поступили родители? Что бы вы сделали на их месте? 6. Словарно-лексическая работа. - Давайте ещё раз вернёмся к тексту и попробуем разобраться в значении некоторых слов. Что означает слово золотушный? (больной, истощённый ребёнок) Открывается 10-й слайд. - Подберите синонимы к словам: длинновязая – высокая, длинная, высоченная; худощавая – тощая, сухая, жилистая, костлявая, худая. - Подберите антонимы к слову: добродушный – злой, злобный, жестокий. 7. Повторное восприятие после чтения. Сопоставление двух главных героев Лёли и Миньки. Работа в группах. - А теперь каждой из 3-х групп будут задания (раздаю карточки). 1 группа: составить характеристику Лёле; 2 группа: составить характеристику Миньке; 3 группа (сильна): составить характеристики детям и сравнить их. - Обратите внимание на то, как о детях в тексте говорит автор, используйте эти слова при заполнении таблицы. Выслушиваются ответы. 11-й слайд (таблица).
- Сравните свои ответы с предложенной таблицей, возможно она поможет вам их дополнить. - Что вы можете сказать о детях, сравнивая их поведение в процессе повествования? - Что вы открыли для себя, анализируя поведение детей? 8. Обобщающая беседа по тексту. - Если бы вы были писателем, как бы вы назвали рассказ? Почему? - В каких словах отражён самый главный смысл этого произведения? (с.64 – последний абзац) - Что хотел сказать автор этими словами? 9. Итог урока. -Что вам особенно понравилось и запомнилось на уроке? Д.з. (12-й слайд): подберите пословицы, выражающие главную мысль рассказа. |
Конспект урока Литературное чтение 4 класс Тема: Страна детства.... Цели и задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко, обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного,... | Урока чтения в 3 классе Тема урока: М. М. Зощенко «Золотые слова» Угореть — отравиться удушливым газом, образующимся при неполном сгорании древесного угля | ||
Урок литературы в 3б классе Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых... Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых в рассказе М. М. Зощенко «Золотые слова» | Тема лекции «Сатирикон». Творчество А. Аверченко. Рассказы Н. Тэффи. Традиции «Сатирикона» в прозе М. Зощенко | ||
Тема: «Лес словно терем расписной, лиловый, золотой багряный…» Цели и задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко, обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного,... | Тема: Обед для куклы. Яичница с зелёным луком. Булка Цели и задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко, обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного,... | ||
Тема: «Новогодняя елка для зайчика» О чём вам рассказала эта мелодия? Если бы можно было нарисовать музыку, какие бы цвета вы использовали ? Почему ? | Тема: Автор и рассказчик в произведениях М. Зощенко Рабочая программа предмета «География» для 6 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе | ||
Разработка урока на основе кейс-метода по теме: «новый герой новой эпохи» Познакомить с рассказом М. Зощенко «Аристократка»; художественными приемами, создающими образы главных героев произведения | Лексическая тема Ёлка Продолжительность: 10 -12 минут Также мы рассчитываем на то, что такой вид взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса (педагогами, учащимися и... | ||
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут.... | План-конспект Открытого занятия Цели и задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко, обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного,... | ||
Урок русского языка (развитие речи) и литературы (6 класс) Тема:... Цель: в ходе совместной аналитической работы помочь обучающимся найти основные приемы создания комического эффекта, чтобы на их основе... | Конспекты занятий сентябрь занятие 1 Огонь — друг или враг? Цели и задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко, обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного,... | ||
Электронный сборник методических материалов «Рождество Христово» История создания Цели и задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко, обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного,... | Новогоднее праздничное мероприятие «Елка префекта» для детей из семей... Новогоднее праздничное мероприятие «Елка префекта» для детей из семей льготных категорий и детей-инвалидов (спектакль «Медный колокольчик»... |