Разработка урока на основе кейс-метода по теме: «новый герой новой эпохи»





Скачать 94.88 Kb.
НазваниеРазработка урока на основе кейс-метода по теме: «новый герой новой эпохи»
Дата публикации25.06.2014
Размер94.88 Kb.
ТипРазработка урока
100-bal.ru > Литература > Разработка урока
Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Ямальский многопрофильный колледж»

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ОСНОВЕ КЕЙС-МЕТОДА

ПО ТЕМЕ: «НОВЫЙ ГЕРОЙ НОВОЙ ЭПОХИ»

В РАМКАХ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ СЕТЕВОГО ПРОЕКТА «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: КЕЙС МЕТОД»

Разработала: Ершова Елена Владимировна,

преподаватель литературы

Салехард

2013 год

Тема занятия: Новый герой новой эпохи (по рассказу М. Зощенко «Аристократка»).

Группа 112, курс 1, специальность 050709 «Преподавание в начальных классах».

Время занятия 260 минут учебного времени (4 урока).
Вид кейса: обучающий.

Тип кейса: эвристический.
Цель занятия:

  1. Составить программу самовоспитания лучших личностных качеств.

Задачи:

  1. Познакомить с рассказом М. Зощенко «Аристократка»; художественными приемами, создающими образы главных героев произведения.

  2. Совершенствовать навыки анализа литературного произведения; умение видеть достоинства и недостатки в себе и окружающих людях и верно их оценивать.

  3. Воспитывать в себе лучшие личностные качества, отталкиваясь от полученных на занятии результатов.



Проблемное задание: Перед нами сегодня стоит задача составить программу самовоспитания ценных качеств личности, необходимых будущему педагогу, отталкиваясь от результатов, полученных на занятиях.
Содержание кейса.


  1. Материал для ознакомления.

М. Зощенко. Рассказ «Аристократка».

Школьный толковый словарь

Фрагменты статьи В. П. Муромского «Гордое и печальное имя Зощенко». Писатель в зеркале критики.

  1. Ключевое задание

Основная задача

Проблемный вопрос 1

Этапы работы над проблемным вопросом

Проблемный вопрос 2

Этапы работы над проблемным вопросом

  1. Дополнительная информация

Дополнительная информация для работы над проблемным вопросом 1.

Позиции для проведения сравнительного анализа

Дополнительная информация для работы над проблемным вопросом 2.

«Портреты» героев, полученные в результате анализа литературного произведения и собственных наблюдений

Программа самовоспитания Л. Н. Толстого


  1. Список литературы.


Студентки должны познакомиться с содержанием кейса заранее, так как главная цель занятия – составить программу самовоспитания ценных качеств личности, необходимых будущему педагогу. Работу на занятии организую в творческих группах. Первые 10 минут занятия занимают организационный момент, объяснение принципов работы в рамках новой для нас технологии. На аналитическую работу: «рисование портрета» героя эпохи Зощенко и «портрета» нашего современника отвожу 30 минут занятия. Сопоставление героев эпох – 20-25 минут и формулирование вывода 7-10 минут. Следующие 35 минут студентки создают программы самовоспитания, исходя из полученных результатов, обсуждают их, при необходимости корректируют. Следующая часть занятия планирую провести в рамках авторской технологии Т. А. Прищепа «Перспектива». Она занимает 125 минут. У преподавателя остается 5 минут на подведение итогов занятия.
Краткое описание хода занятия.
Вступительное слово преподавателя. Мы с вами являемся членами социума, а, значит, носителями тех качеств личности, которые присущи всем членам нашего общества. Всякое время выдвигало свои требования к человеку, формировало своего «героя». На уроках литературы мы встречались с несколькими героями разных эпох и отмечали присущие им черты. В первой части нашего занятия мы подведем итоги наблюдениям над характерными чертами героев эпохи 20-30х годов прошлого века. И сделаем это на материале рассказа М. Зощенко «Аристократка». Далее мы сравним получившийся «портрет» с «портретом» нашего современника, отметим, какие черты есть и у нас с вами.

Ключевое задание. Для того, чтобы быть педагогом, необходимо обладать целым рядом положительных качеств, которые мы либо уже воспитали в себе, либо еще не успели этого сделать. Для воспитания нужных нам качеств личности мы составим программы самовоспитания, обсудим положительные и отрицательные стороны наших программ.

Очень надеюсь на то, что вы воспользуетесь составленными программами для того, чтобы воспитать в себе значимые для будущей профессии личностные качества.
Проблемный вопрос 1. Каким предстает перед нами новый герой новой эпохи?
Этапы работы над проблемным вопросом.

  1. Кто такой аристократ?

  2. Литературные герои – аристократы. Каковы их жизненные позиции?

  3. Детали портрета аристократки из одноименного рассказа М. Зощенко.

  4. Детали портрета рассказчика из рассказа М. Зощенко «Аристократка».

  5. Детали портрета моего современника.


Дополнительная информация. Для рассмотрения и сравнения предлагаю следующие позиции:

- внешний вид;

- речь;

- поступки, свидетельствующие о гражданской позиции.
Создание и сравнение «портретов» героев Зощенко и нашего современника, формулирование выводов. Студентки пришли к выводу, что наш современник (их ровесник, разумеется), к сожалению, мало чем отличается от героя времени Зощенко. Следовательно, необходимо заниматься самовоспитанием ценных качеств личности.
Проблемный вопрос 2. Какие ценные качества личности мы будем в себе воспитывать? Как мы будем это делать?
Этапы работы над проблемным вопросом.

  1. Какие лучшие качества личности вы можете назвать?

  2. Присущи ли названные качества героям Зощенко? Нам с вами?

  3. Какие ценные качества мы будем в себе воспитывать?

  4. Как мы будем это делать?

  5. Составьте программу самовоспитания личности на основании полученных результатов. Для составления программы воспользуйтесь дополнительной информацией.


Вторая часть занятия проводится по технологии «Перспектива».
Создаются четыре творческие группы. Каждая из групп работает в определенной ролевой позиции: новаторы, оптимисты, пессимисты, эксперты.

  • Новаторы представляют свою программу самовоспитания личности остальным студенткам группы;

  • Оптимисты выделяют все положительное, позитивное в представленной программе;

  • Пессимисты обращают внимание на все отрицательное, непродуманное в программе самовоспитания;

  • Эксперты обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы по 10-бальной шкале.


Технологией предусматриваются четыре этапа по 10 минут. На каждом из этапов отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в роли новаторов, затем – оптимистов, далее – пессимистов и, наконец, экспертов.
В ходе работы заполняется таблица.



Группы

Новаторы

Оптимисты

Пессимисты


Итого


1 группа













2 группа













3 группа













4 группа















Подведение итогов занятия.

Список литературы.


  1. М. Зощенко. «Аристократка» (любое издание).

  2. Л. Н. Толстой. Дневники (любое издание).

  3. Школьный толковый словарь (любое издание).

  4. В. П. Муромский. «Гордое и печальное имя Зощенко…». Писатель в зеркале критики. Литература в школе. 12̓ 2008 год.



Приложение 1

Муромский Вячеслав Петрович. «Гордое и печальное имя Зощенко». Писатель в зеркале критики.

Литература в школе. 12̓ 2008

…Судьба уготовила Зощенко особую роль в истории русской литературы. Своим твор­чеством 1920-х годов он совместил, на пер­вый взгляд, несовместимое — революцию, разрушительную по своей сути стихию, и юмор. Писатель показал смешные стороны быта и нравов, казалось бы, далеко не смешного исторического времени. Он за­ставил людей смеяться тогда, когда им бы­ло вроде бы совсем не до смеха.

…В качестве главного средства изображе­ния человека переломной эпохи Зощенко избрал его язык, подслушанный в самой жизни и слегка утрированный писателем. Сатирическая маска, найденная им, отлича­лась завидным постоянством и закрепила в памяти читателей образ легко узнаваемого «зощенковского персонажа». Его главный отличительный признак — «идиотизация ре­чи» (Ц.Вольпе8), создающая особый комиче­ский эффект. Зощенковский герой вполне мог бы сказать о себе: «язык мой — враг мой», ибо он саморазоблачает своего носителя. Изобретательность Зощенко в «комизме слова» (В.Шкловский9) воспринималась
современниками как верный признак самобытности и неповторимости его таланта.

…Несомненная заслуга Зощенко в том, что он распознал отнюдь не очевидную и даже крамольную для его времени истину: никакие революции не могут насильственно, в «ударном порядке» изменить внутреннюю
природу человека, его психологию, хотя и претендуют на это.

…Но чем дальше, тем больше Зощенко убеждался в прочности и неизменности человеческой натуры. Точнее, мещанской (как тогда было принято говорить) её разновидности, способной к мимикрии, но в основе
своей незыблемой даже в условиях экстремальных исторических обстоятельств.

…Живя в эпоху бурных революционных событий, Зощенко […] не мог не видеть противоречий между же­лаемым и сущим, между провозглашёнными идеалами и средствами их достижения, ме­жду расхожими лозунгами эпохи и реальным положением вещей. Своими юмористическими и сатирическими расска­зами писатель отчётливо давал понять уст­роителям новой жизни, с какими людьми им придётся иметь дело и каких невероятных усилий потребует их перевоспитание в но­вом духе.

…Сегодня творчество писателя восприни­мается с особым и неизменным интересом, поскольку злободневная тематика, как спра­ведливо заметил А.Жолковский, «поставле­на на фундаментальную основу вечных проб­лем человеческого состояния (condition humaine), причём, по всей вероятности, соз­нательно»34.

…Зощенко ценен для нас не только своими произведениями, но и оригинальностью сво­ей творческой личности, устремлённой пре­жде всего к самопознанию. Эта особенность писателя в современном зощенковедении всё более раскрывается как нарастающая и доминирующая в его творчестве35.

…Зощенко ныне — общепризнанный классик сатирического
жанра. […]«Смешное» и «серьёзное» в его творчестве переплелось
в уникальном сочетании и взаимодействии. Сложная и тонкая природа зощенковского смеха включает в себя жалость и сострадание как выражение подлинного гуманизма и демократизма писателя.

…Время подтверждает, что Зощенко по-прежнему актуален, потому что герои его — зощенковские персонажи — отнюдь не вымерли. Они продолжают жить, хотя и в несколько иной модификации, чем при жизни
писателя, и пока нет ни малейших признаков их скорого исчезновения.

Приложение 2
Правила жизни Льва Николаевича Толстого.

Каждое утро назначай себе все, что ты должен сделать в течение дня, и исполняй все назначенное.

Спи как можно меньше.

Все телесные неприятности переноси, не выражая их наружно.

Ежели ты начал какое бы то ни было дело, то не бросай его, не окончив.

Не заботься об одобрении людей, которых ты или не знаешь, или презираешь.

Повторяй вечером все то, что ты узнал в продолжение дня. Каждую неделю, каждый месяц и каждый год экзаменуй себя во всем том, чем занимался, ежели же найдешь, что забыл, то начинай сначала.

Не переменяй образа жизни, ежели бы даже ты сделался в десять раз богаче.

Не позволяй себе расходов, делаемых для тщеславия.

Всякое приращение к твоему имению употребляй не для себя, а для общества.

Придумывай себе как можно больше занятий.

Не требуй помощников в том деле, которое ты можешь кончить один.

Чем хуже положение, тем более усиливай деятельность.

Довольствуйся настоящим.

Ищи случаев сделать добро.

Стараться сделать приятной жизнь людей, связанных с тобой.

Избегай непотребных девиц (идиома моя – Е. Ершова) и пьяниц.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока на основе кейс-метода по теме: «новый герой новой эпохи» iconУрок по алгебре и началам анализа в 11 классе на основе кейс-метода....
Урок по алгебре и началам анализа в 11 классе на основе кейс-метода. Учебник под редакцией Ш. А. Алимов и др
Разработка урока на основе кейс-метода по теме: «новый герой новой эпохи» iconОсновы кейс-метода когда возник кейс-метод и как развивался
Охватывают материал по страноведению англоязычных стран, речевому этикету и правилам написания делового письма
Разработка урока на основе кейс-метода по теме: «новый герой новой эпохи» iconИспользование кейс-метода на уроке технологии по теме «Цветы из ткани»...
Воспитательные цели урока: сформировать трудолюбие и ответственность к выбору будущей профессии
Разработка урока на основе кейс-метода по теме: «новый герой новой эпохи» iconУрок разработан и проведен в рамках авторской технологии «Перспектива»
Урок разработан и проведен в рамках авторской технологии «Перспектива» Прищепа Т. А., ориентированной на использование кейс-метода....
Разработка урока на основе кейс-метода по теме: «новый герой новой эпохи» iconКейс-метод: история разработки и использования метода в образовании
Метод кейс-стади в образовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века
Разработка урока на основе кейс-метода по теме: «новый герой новой эпохи» iconДоклад ронжина Андрея Леонидовича по диссертационной работе «Разработка...
«Разработка адаптивного метода робастного понимания слитной речи на основе интегральной обработки данных», представленной на соискание...
Разработка урока на основе кейс-метода по теме: «новый герой новой эпохи» iconКонспект урока-проекта по теме «Два состояния вещества»
Дидактическая цель: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение их в знакомой и новой учебной ситуации, привлечение...
Разработка урока на основе кейс-метода по теме: «новый герой новой эпохи» iconУрока русского языка в 3 классе по теме «Безударные гласные в приставках»
Представлена видео презентация к уроку. Используется маркерная доска, карточки (приставки) на магнитной основе, наглядность. Структура...
Разработка урока на основе кейс-метода по теме: «новый герой новой эпохи» iconМетодическая разработка по внедрению проектного метода на уроках географии
Данная методическая разработка предполагает проведение уроков по дисциплине География с использованием элементов проектного метода...
Разработка урока на основе кейс-метода по теме: «новый герой новой эпохи» iconМетодическая разработка урока по теме: «Углы. Виды углов. Сравнение углов»
Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, приемы частично-поискового метода, беседа, самостоятельная работа и работа...
Разработка урока на основе кейс-метода по теме: «новый герой новой эпохи» iconРазработка проекта по литературе с применением метода сравнительно-типологического...
Традиционная для 11 класса тема «Основные темы и идеи литературы Русского Зарубежья» может быть изучена на основе метода проектов....
Разработка урока на основе кейс-метода по теме: «новый герой новой эпохи» iconКонспект урока Мировой Художественной Культуры. Тема урока: Эстетические...
Скажите мне, пожалуйста, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке? Но не просто об эпохе Возрождения, а мы попытаемся выявить ряд...
Разработка урока на основе кейс-метода по теме: «новый герой новой эпохи» iconУрока по уд оп. 03. «Основы материаловедения» По теме: «Определение...
Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине материаловедение (по фгос) предназначена для проведения урока по...
Разработка урока на основе кейс-метода по теме: «новый герой новой эпохи» iconТесты для проверки усвоения знаний по теме урока, алгоритмы анализа...
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации по теме “Африка” на основе элементов развивающего...
Разработка урока на основе кейс-метода по теме: «новый герой новой эпохи» iconУрока: «Экономическое пространство Южной Америки»
Дидактическая цель: Создать условия для достижения метапредметных, предметных и личностных результатов учащимися, усвоения знаний...
Разработка урока на основе кейс-метода по теме: «новый герой новой эпохи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск