Скачать 94.88 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямальский многопрофильный колледж» АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ОСНОВЕ КЕЙС-МЕТОДА ПО ТЕМЕ: «НОВЫЙ ГЕРОЙ НОВОЙ ЭПОХИ» В РАМКАХ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ СЕТЕВОГО ПРОЕКТА «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: КЕЙС МЕТОД» Разработала: Ершова Елена Владимировна, преподаватель литературы Салехард 2013 год Тема занятия: Новый герой новой эпохи (по рассказу М. Зощенко «Аристократка»). Группа 112, курс 1, специальность 050709 «Преподавание в начальных классах». Время занятия 260 минут учебного времени (4 урока). Вид кейса: обучающий. Тип кейса: эвристический. Цель занятия:
Задачи:
Проблемное задание: Перед нами сегодня стоит задача составить программу самовоспитания ценных качеств личности, необходимых будущему педагогу, отталкиваясь от результатов, полученных на занятиях. Содержание кейса.
М. Зощенко. Рассказ «Аристократка». Школьный толковый словарь Фрагменты статьи В. П. Муромского «Гордое и печальное имя Зощенко». Писатель в зеркале критики.
Основная задача Проблемный вопрос 1 Этапы работы над проблемным вопросом Проблемный вопрос 2 Этапы работы над проблемным вопросом
Дополнительная информация для работы над проблемным вопросом 1. Позиции для проведения сравнительного анализа Дополнительная информация для работы над проблемным вопросом 2. «Портреты» героев, полученные в результате анализа литературного произведения и собственных наблюдений Программа самовоспитания Л. Н. Толстого
Студентки должны познакомиться с содержанием кейса заранее, так как главная цель занятия – составить программу самовоспитания ценных качеств личности, необходимых будущему педагогу. Работу на занятии организую в творческих группах. Первые 10 минут занятия занимают организационный момент, объяснение принципов работы в рамках новой для нас технологии. На аналитическую работу: «рисование портрета» героя эпохи Зощенко и «портрета» нашего современника отвожу 30 минут занятия. Сопоставление героев эпох – 20-25 минут и формулирование вывода 7-10 минут. Следующие 35 минут студентки создают программы самовоспитания, исходя из полученных результатов, обсуждают их, при необходимости корректируют. Следующая часть занятия планирую провести в рамках авторской технологии Т. А. Прищепа «Перспектива». Она занимает 125 минут. У преподавателя остается 5 минут на подведение итогов занятия. Краткое описание хода занятия. Вступительное слово преподавателя. Мы с вами являемся членами социума, а, значит, носителями тех качеств личности, которые присущи всем членам нашего общества. Всякое время выдвигало свои требования к человеку, формировало своего «героя». На уроках литературы мы встречались с несколькими героями разных эпох и отмечали присущие им черты. В первой части нашего занятия мы подведем итоги наблюдениям над характерными чертами героев эпохи 20-30х годов прошлого века. И сделаем это на материале рассказа М. Зощенко «Аристократка». Далее мы сравним получившийся «портрет» с «портретом» нашего современника, отметим, какие черты есть и у нас с вами. Ключевое задание. Для того, чтобы быть педагогом, необходимо обладать целым рядом положительных качеств, которые мы либо уже воспитали в себе, либо еще не успели этого сделать. Для воспитания нужных нам качеств личности мы составим программы самовоспитания, обсудим положительные и отрицательные стороны наших программ. Очень надеюсь на то, что вы воспользуетесь составленными программами для того, чтобы воспитать в себе значимые для будущей профессии личностные качества. Проблемный вопрос 1. Каким предстает перед нами новый герой новой эпохи? Этапы работы над проблемным вопросом.
Дополнительная информация. Для рассмотрения и сравнения предлагаю следующие позиции: - внешний вид; - речь; - поступки, свидетельствующие о гражданской позиции. Создание и сравнение «портретов» героев Зощенко и нашего современника, формулирование выводов. Студентки пришли к выводу, что наш современник (их ровесник, разумеется), к сожалению, мало чем отличается от героя времени Зощенко. Следовательно, необходимо заниматься самовоспитанием ценных качеств личности. Проблемный вопрос 2. Какие ценные качества личности мы будем в себе воспитывать? Как мы будем это делать? Этапы работы над проблемным вопросом.
Вторая часть занятия проводится по технологии «Перспектива». Создаются четыре творческие группы. Каждая из групп работает в определенной ролевой позиции: новаторы, оптимисты, пессимисты, эксперты.
Технологией предусматриваются четыре этапа по 10 минут. На каждом из этапов отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в роли новаторов, затем – оптимистов, далее – пессимистов и, наконец, экспертов. В ходе работы заполняется таблица.
Подведение итогов занятия. Список литературы.
Приложение 1 Муромский Вячеслав Петрович. «Гордое и печальное имя Зощенко». Писатель в зеркале критики. Литература в школе. 12̓ 2008 …Судьба уготовила Зощенко особую роль в истории русской литературы. Своим творчеством 1920-х годов он совместил, на первый взгляд, несовместимое — революцию, разрушительную по своей сути стихию, и юмор. Писатель показал смешные стороны быта и нравов, казалось бы, далеко не смешного исторического времени. Он заставил людей смеяться тогда, когда им было вроде бы совсем не до смеха. …В качестве главного средства изображения человека переломной эпохи Зощенко избрал его язык, подслушанный в самой жизни и слегка утрированный писателем. Сатирическая маска, найденная им, отличалась завидным постоянством и закрепила в памяти читателей образ легко узнаваемого «зощенковского персонажа». Его главный отличительный признак — «идиотизация речи» (Ц.Вольпе8), создающая особый комический эффект. Зощенковский герой вполне мог бы сказать о себе: «язык мой — враг мой», ибо он саморазоблачает своего носителя. Изобретательность Зощенко в «комизме слова» (В.Шкловский9) воспринималась современниками как верный признак самобытности и неповторимости его таланта. …Несомненная заслуга Зощенко в том, что он распознал отнюдь не очевидную и даже крамольную для его времени истину: никакие революции не могут насильственно, в «ударном порядке» изменить внутреннюю природу человека, его психологию, хотя и претендуют на это. …Но чем дальше, тем больше Зощенко убеждался в прочности и неизменности человеческой натуры. Точнее, мещанской (как тогда было принято говорить) её разновидности, способной к мимикрии, но в основе своей незыблемой даже в условиях экстремальных исторических обстоятельств. …Живя в эпоху бурных революционных событий, Зощенко […] не мог не видеть противоречий между желаемым и сущим, между провозглашёнными идеалами и средствами их достижения, между расхожими лозунгами эпохи и реальным положением вещей. Своими юмористическими и сатирическими рассказами писатель отчётливо давал понять устроителям новой жизни, с какими людьми им придётся иметь дело и каких невероятных усилий потребует их перевоспитание в новом духе. …Сегодня творчество писателя воспринимается с особым и неизменным интересом, поскольку злободневная тематика, как справедливо заметил А.Жолковский, «поставлена на фундаментальную основу вечных проблем человеческого состояния (condition humaine), причём, по всей вероятности, сознательно»34. …Зощенко ценен для нас не только своими произведениями, но и оригинальностью своей творческой личности, устремлённой прежде всего к самопознанию. Эта особенность писателя в современном зощенковедении всё более раскрывается как нарастающая и доминирующая в его творчестве35. …Зощенко ныне — общепризнанный классик сатирического жанра. […]«Смешное» и «серьёзное» в его творчестве переплелось в уникальном сочетании и взаимодействии. Сложная и тонкая природа зощенковского смеха включает в себя жалость и сострадание как выражение подлинного гуманизма и демократизма писателя. …Время подтверждает, что Зощенко по-прежнему актуален, потому что герои его — зощенковские персонажи — отнюдь не вымерли. Они продолжают жить, хотя и в несколько иной модификации, чем при жизни писателя, и пока нет ни малейших признаков их скорого исчезновения. Приложение 2 Правила жизни Льва Николаевича Толстого. Каждое утро назначай себе все, что ты должен сделать в течение дня, и исполняй все назначенное. Спи как можно меньше. Все телесные неприятности переноси, не выражая их наружно. Ежели ты начал какое бы то ни было дело, то не бросай его, не окончив. Не заботься об одобрении людей, которых ты или не знаешь, или презираешь. Повторяй вечером все то, что ты узнал в продолжение дня. Каждую неделю, каждый месяц и каждый год экзаменуй себя во всем том, чем занимался, ежели же найдешь, что забыл, то начинай сначала. Не переменяй образа жизни, ежели бы даже ты сделался в десять раз богаче. Не позволяй себе расходов, делаемых для тщеславия. Всякое приращение к твоему имению употребляй не для себя, а для общества. Придумывай себе как можно больше занятий. Не требуй помощников в том деле, которое ты можешь кончить один. Чем хуже положение, тем более усиливай деятельность. Довольствуйся настоящим. Ищи случаев сделать добро. Стараться сделать приятной жизнь людей, связанных с тобой. Избегай непотребных девиц (идиома моя – Е. Ершова) и пьяниц. |
Урок по алгебре и началам анализа в 11 классе на основе кейс-метода.... Урок по алгебре и началам анализа в 11 классе на основе кейс-метода. Учебник под редакцией Ш. А. Алимов и др | Основы кейс-метода когда возник кейс-метод и как развивался Охватывают материал по страноведению англоязычных стран, речевому этикету и правилам написания делового письма | ||
Использование кейс-метода на уроке технологии по теме «Цветы из ткани»... Воспитательные цели урока: сформировать трудолюбие и ответственность к выбору будущей профессии | Урок разработан и проведен в рамках авторской технологии «Перспектива» Урок разработан и проведен в рамках авторской технологии «Перспектива» Прищепа Т. А., ориентированной на использование кейс-метода.... | ||
Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании Метод кейс-стади в образовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века | Доклад ронжина Андрея Леонидовича по диссертационной работе «Разработка... «Разработка адаптивного метода робастного понимания слитной речи на основе интегральной обработки данных», представленной на соискание... | ||
Конспект урока-проекта по теме «Два состояния вещества» Дидактическая цель: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение их в знакомой и новой учебной ситуации, привлечение... | Урока русского языка в 3 классе по теме «Безударные гласные в приставках» Представлена видео презентация к уроку. Используется маркерная доска, карточки (приставки) на магнитной основе, наглядность. Структура... | ||
Методическая разработка по внедрению проектного метода на уроках географии Данная методическая разработка предполагает проведение уроков по дисциплине География с использованием элементов проектного метода... | Методическая разработка урока по теме: «Углы. Виды углов. Сравнение углов» Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, приемы частично-поискового метода, беседа, самостоятельная работа и работа... | ||
Разработка проекта по литературе с применением метода сравнительно-типологического... Традиционная для 11 класса тема «Основные темы и идеи литературы Русского Зарубежья» может быть изучена на основе метода проектов.... | Конспект урока Мировой Художественной Культуры. Тема урока: Эстетические... Скажите мне, пожалуйста, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке? Но не просто об эпохе Возрождения, а мы попытаемся выявить ряд... | ||
Урока по уд оп. 03. «Основы материаловедения» По теме: «Определение... Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине материаловедение (по фгос) предназначена для проведения урока по... | Тесты для проверки усвоения знаний по теме урока, алгоритмы анализа... Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации по теме “Африка” на основе элементов развивающего... | ||
Урока: «Экономическое пространство Южной Америки» Дидактическая цель: Создать условия для достижения метапредметных, предметных и личностных результатов учащимися, усвоения знаний... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» |