Межшкольный методический мост ОУ
комитета образования администрации Марксовского муниципального района
центр – МОУ - СОШ с. Кировское.
Методический семинар «ФГОС-НОО. Моделируем урок по- новому».
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
по теме «Безударные гласные в приставках»
Разработан и проведён 29.11.12г.
Шульбах С. В., учителем II
квалификационной категории
МОУ-СОШ с. Кировское.
2012г. Аннотация.
Данный урок второй по теме «Безударные гласные в приставках», он является уроком рефлексии (закрепление и повторение полученных знаний). При подготовке к данному уроку были учтены индивидуальные особенности учащихся данного класса. Большая часть детей в классе «визуалы», поэтому урок построен на восприятии через зрительный анализатор. Представлена видео - презентация к уроку. Используется маркерная доска, карточки (приставки) на магнитной основе, наглядность. Структура урока построена на основе деятельностного метода и направлена на реализацию предметных, личностных и метапредметных результатов. Отзывы педагогов посетивших урок:
Суханова Л.В., учитель начальных классов МОУ-СОШ с. Фурманово: «… учитель владеет техникой диалога, осуществляется взаимодействие «учитель-ученик»…»
Аблемова Р.Х., учитель начальных классов СОШ с. Полековское: «…на уроке задаются задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки… учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи, принимает и поощряет, выражаемую учеником собственную позицию и иное мнение…».
АуташеваН.Б.,учитель начальных классов МОУ-СОШ с. Калининское: «…С.В. умело учит детей определять и формулировать цель урока, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей…».
Разина Н.В., учитель начальных классов МОУ-СОШ с.Калининское: «…Хочется отметить, как аккуратно, правильно выполняются задания на доске учащимися…учитель использует специальные приёмы для привития интереса к предмету…».
Горбачёва Т.Н., учитель начальных классов МОУ-СОШ с. Фурманово: «…учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приёмы…».
Хухлаева М.М., учитель МОУ-СОШ с. Водопьяновка: « … добывают дети новые знания, находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт…»
Кухаева С.Н., учитель математики, замдиректора по УВР МОУ-СОШ с.Вознесенка: «…учитель на уроке использует здоровьесберегающие технологии, ИКТ. Учит находить и корректировать свои ошибки…».
Предмет: Русский языкКласс: 3 класс Тип урока: рефлексии (технология деятельностного метода), или урок развития умений. Учитель начальных классов: Шульбах Светлана Валерьевна (IIкв. категория) Технологическая карта изучения темы «Безударные гласные в приставках» -
Тема
| Правописание букв безударных гласных в приставках.
| Цели
| Деятельностная цель: Развитие умений находить орфограммы –буквы безударных гласных в приставках, писать слова с этой орфограммой, графически её обозначать.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД:умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной и письменной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД:умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
| Планируемый результат
| Предметные:
Понимать, что такое «орфограмма», «приставка», «ударение». Знать алгоритм нахождения орфограммы в слове (в корне, в приставках).
Уметь находить орфограммы –буквы безударных гласных в приставках, писать слова с этой орфограммой, графически её обозначать.
Личностные: Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).
Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им(Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке(Познавательные УУД).
| Основные понятия
| Орфограмма, ударение, приставка, корень.
| Межпредметные связи
| Окр. мир, жизненный опыт.
| Ресурсы:
- основные - дополнительные
|
-БунеевР.Н.,Бунеева Е.В.Русский язык, Учебник для 3-го класса. Часть 1. Стр. 104-106.
- интерактивная доска, маркер
- презентация «Безударные гласные в приставках»
- тетрадь
-таблички с приставками
-иллюстрация растения «Подснежник»
-полоски бумаги- «шкала оценивания» у каждого ученика.
| Организация пространства
| Фронтальная работа, индивидуальная работа
| -
Технология проведения
| Деятельность
учителя
| Деятельность
учеников
| Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
| Планируемые результаты
УУД
| Предметные
| УУД
| I. Мотивация к
деятельности(3 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
I.IЯзыковая разминка.
|
Включение в деловой ритм.
Устное сообщение учителя.
Предлагает записать уч-ся 1 предложение и разобрать его, выделив основу.
| Подготовка класса к работе.
Работа в тетрадях и у доски 1 ученик.
| Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок
Четко, смело говорим
И тихонечко сидим. -Садитесь. Открывайте тетрадки.Правильно и красиво запишите сегодняшнее число, классная работа. Запишем предложение в тетрадях по чистописанию
Выделим основу предложения –подлежащее и сказуемое. Обозначим какими частями речи они выражены.
|
Уметь оформлять запись предложения на доске и в тетради.
Уметь выделять главные члены предложения, графически обозначать.
| Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(Коммуникативные УУД).
Целеполагание (Регулятивные УУД)
Самоопределение(ЛичностныеУУД)
| II. Актуализация знаний и пробное учебное действие(10 мин)
Цели:
- - организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.
|
|
Ответы детей на поставленные вопросы:
-У этих слов, у всех есть приставки.
- Нужно вставить пропущенные буквы во все слова.
Называют правило- что такое приставка.
Называют приставки в словах. (Ударные и безударные приставки.
–Приставки с гласной буквойОи приставки с гласной буквой А) Ставят ударение, записывают слова по столбикам, выделяют графически приставки.
|
-Внимательно посмотрите на доску и скажите, что общего у данных слов? Слайд 2
Подпись, отбросить, заехать, подлить, отпуск, пролететь, засветло, пропуск. -Напомните –что такое Приставка? -Давайте определим в каждом слове приставку. -На какие две группы можно разделить эти слова с приставками?
-Запишите эти слова в два столбика. По выбору .В первый слова с ударной приставкой, во второй с безударной, или же в один столбик с гласнойО, в другой с гласной А. Выделите приставки.
| Уметь разбивать слова на группы по признакам ( с ударными и безударными приставками, с гласной а и с гласной о )
| Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
| III. Выявление места и причины затруднения
(2 мин)
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
организовать самопроверку по эталону, самооценку;
|
Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
Организует самопроверку
| -Называют слова 1 и 2 столбика. Называют пропущенную букву.
Уточняют, что ошибку можно допустить в словах 2-го столбика (безударная приставка)
-Называют правило (в качестве проверочных слов для второго столбика нужно использовать слова с ударными приставками из первого столбика). -Написание приставок с гласнойО и с гласной А надо запомнить. Это приставки:…….. Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. Выполняют самопроверку.
- поднимают руки те, кто не справился с заданием.
| -Итак, проверяем то, что у нас получилось.
- Каким правилом вы воспользовались, чтобы правильно написать приставки?
-Назовите слова с ударными приставками.
- с безударными.
-Какие гласные вставили в эти слова? В каком столбике можно допустить ошибки? (вставляем маркером нужные буквы в 1- столбик)
Подпись отбросить
Отпуск заехать
Засветло подлить
Пропуск Слайд 3
-Кто распределил слова по гласным в приставках, каким правилом воспользовались? Подпись заехать
Отпуск Засветло
Отбросить
Подлить
Пропуск Поднимите руку кто забыл воспользоваться правилом, с которым мы познакомились на прошлом уроке и допустил поэтому ошибку???
Значит что нам надо
вспомнить и закрепить на уроке?
| уметь выбирать букву безударного гласного в приставке.
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
| IV. Построение проекта выхода из затруднения
(3 мин)
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- уточнить тему урока.
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.
|
Организует постановку цели урока.
Организует уточнение темы урока.
Организует составление совместного плана действий.
|
Под руководством учителя формулируют цель и тему урока.
«Безударные гласные в приставках».
Продолжить учиться выделять приставки и писать буквы безударных гласных в приставках. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
| -На основе выполненного задания попробуйте сформулировать
Слайд 4
-тему сегодняшнего урока -цель сегодняшнего урока. -Какие знания и умения нам понадобятся для этого на уроке??
- Знание правила правописания приставок,
-умение различать приставки и предлоги.
Чем мы будем заниматься на нашем уроке? (выполнять тренировочные упр. по теме).
| Уметь ставить цель урока и планировать работу на уроке.
| Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
| V. Реализация построенного проекта
(10 мин)
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
организовать самопроверку по эталону, самооценку;
| Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.
Организует устранение затруднений.
Организует самопроверку по эталону.
Организует динамичную паузу.
| Под руководством учителя выполняют составленный план действий.
Отвечают на вопросы учителя.
Читают задание. -(Есть предлог и приставка ОТ)
-(Проверить, где приставка и где предлог.) -(Вдуматься в смысл, проверить подстановкой слова.)
-Предлоги употребляются со словами - предметами, а приставки в основном со словами - действиями.
Называют предложения.
Самостоятельно записывают предложения., вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы.
Проверяют и объясняют написанное.
Выполняют самопроверку по эталону
Проводят динамичную паузу.
| Кто расскажет правило, которым мы будем пользоваться сегодня на уроке?
Слайд 5 (приставки которые надо запомнить)
Откройте стр. 105,упр.150.. Прочитайте задание.
- Прочитайте предложения под цифрой 1.
-Какую букву вы вставите на месте пропусков? Почему?
-Что надо сделать, чтобы выбрать написание? -Как это сделать? -В каком предложении вы обозначите орфограмму –пробел, а в каком орфограмму- букву гласного в приставке? -Запишите предложения, обозначьте орфограммы.
Предложения под №2 и №3 выполняем по вариантам.
(Проверяем по эталону)Слайд 6,7 Запишем однокоренные слова с приставками к слову ОТЛЁТ , воспользуемся любыми приставками которые мы знаем.( в игровой форме подставить к слову лёт приставки , чтобы образовать новое слово, и записать его)по цепочке все желающие.
По
За
При
Про
Пере ЛЁТ
До
От
На
Об
с
Физминутка. (По дороге Петя шёл). Слайд 8
|
уметь выбирать букву безударного гласного, отличать приставку от предлога, писать их слитно или раздельно со словом. Уметь находить и корректировать свои ошибки.
Уметь образовывать новые однокоренные слова с помощью приставок.
| Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
| VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
(7 мин)
Цель:
- организоватьусвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
|
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
| Отвечают на вопрос учителя.
(Подснежник)
(Первое весеннее растение, которое начинает расти и цвести под снегом) ( нет, потому что в нём один корень -снеж-, и приставка -под-)
усваиваютновый способ действия с проговариванием во внешней речи.
| -Посмотрите на иллюстрацию, что это за цветок? Кто знает?
-Почему это растение получило такое название?
-Запишите название цветка на середине строки с большой буквы.
-Скажите, является ли данное слово сложным??Почему?
-Прочитайте упр.151 (стихотворение и предложение) о подснежнике.
-Спишите все стихотворение, найдите слова с приставками, выделите приставки, подчеркните орфограмму безударную гласную в приставке.
-А один ученик у доски запишет предложение о подснежнике и выполнит те же самые задания.
| Уметь отличать сложные слова от слов с приставками.
| Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
| VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(7 мин)
Цели:
-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
| . Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Организует самооценку (методика Цукерман)
« Шкала оценивания» высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
| Выполняют задание самостоятельно в тетради
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют проверку задания. И помогают оценить его выполнение. Выполняют самооценку по алгоритму.
Отвечают на вопросы учителя.
-Подсолнух, подорожник.
-Подсолнух – под солнцем, поворачивает свой цветок вслед за солнцем.
-Подорожник – растёт по обочине дорог, дорожек.
- Грибы- подберёзовик, подосиновик.
-Подсолнечное (масло), подсолнечник, подсолнушек, подсолнуховый.
-Подорожниковый
| -Самостоятельная работа упр. 151 Проверка с места по строчкам.
(называют все известные орфограммы в словах). -Теперь давайте все вместе проверим задание у доски. И оценим вашего одноклассника.
-Оцените свою работу. Как вы справились с заданием?
-Самостоятельно и с помощью ребят?
Были ли у вас ошибки.
На каком уровне шкалы вы находитесь. Покажите. (Если самостоятельно справились с заданием без ошибок–высокий уровень- отличный, допустили ошибки, но сами их обнаружили и исправили –уровень между средним и высоким- хороший, допустили несколько ошибок при выполнении, обнаружили и исправили их при коллективной проверке - средний уровень- нужно многое повторить, не справились с заданием –допустили большое количество ошибок – низкий уровень- плохо, нужно всё заново разбирать.)
(если успеваем упр. 152
На Слайде №9
-Вы конечно знаете эти растения тоже. Назовите их(подсолнух, подорожник).
-Как вы думаете, почему они так называются???
-Какие ещё растения вы можете назвать, в которых есть подобное словообразование?
-Запишите эти слова. Выделите в них корень и приставку.
-Назовите как можно больше однокоренных слов к данным словам. Начнём со слова подсолнух.
|
Уметь «раскрывать тайну» названия предмета. Происхождение
слов.
| Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
| VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Д/з
(3 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
|
Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
|
Отвечают на вопросы учителя.
(-Учиться выделять приставки и писать буквы безударных гласных в приставках.
-Да, но нужно ещё потренироваться.) По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
| Подведём итог.
-Скажите, какова была цель нашего урока?
-Достигли ли мы этой цели? Научились это делать? -Что мы узнали нового на уроке?
-Что знаем теперь хорошо?
-Что смогли сделать сами?
-Как оцениваете свою работу на уроке?
Молодцы!!!!
-Запишите д\з Слайд №10 упр. 6 с.111. ( 1 вар.- выделить приставки, 2 вар.- подчеркнуть однокоренные слова.)
|
| Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
| Список используемой литературы: Е.В. Бунеева, Н.А.Исаева «Методические рекомендации для учителя» 3 класс, М.: «Баласс» 2011., с. 128-129
Л. Ю.Комиссарова «Дидактический материал» (упражнения) 3 класс ,М.:Баласс 2005г. стр. 52
Статьи из интернета / Раздел « Преподавание в начальной школе» :http://festival.1september.ru/articles/subjects/15/
И.ЮСибринина,«Особенности организации современного урока»- статья из интернета-:http://gimn.sheledu.ru/index.php/doklady-publikatsii/133-osobennosti-organizatsii-sovremennogo-uroka-v-nachalnoj-shkole.
Якушина Е.В.Шаблоны технологических карт из статьи «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС»:http://www.menobr.ru/products/experts/8939/.
|